`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

CIO, CMO и цифровое преобразование

+11
голос

Практически все компании, независимо от отрасли, в которой они работают, считают сегодня необходимым в очередной раз обновляться на основе цифровых технологий. Причина этого традиционна ─ желание лучше обслужить клиентов и повысить уровень их удовлетворенности. Но вот вопрос ─ кто именно будет проводить цифровое преобразование?

Все привычно думают, что, с благословения бизнес-руководителей, широкие организационные изменения, в том числе «цифровое преобразование» (Digital Transformation, DX) проводит CIO. А то кто же? Он добавляет новые ключевые роли, открывают лаборатории инноваций, пробует на практике современные технологии и т.п.

Да, действительно, основное «цифровое топливо» для большинства IT организаций ─ это социальные и мобильные технологии, аналитика и облако (Social, Mobile, Analytics, Cloud, или в аббревиатуре ─ т.н., «SMAC-изменения»). CIO, которые имеют достаточный IT бюджет и соответствующий штат специалистов, могут проверить в своем бизнесе возможности и перспективы новейших технологий, ─ таких, как искусственный интеллект, машинное обучение, IoT и blockchain.

Согласно исследованию Harvey Nash/KPMG CIO Survey 2017, доля организаций, находящихся в процессе полного перехода на цифровые стратегии, увеличилась с 25% в 2015 до 41% в 2017 г. Со своей стороны, Deloitte заметила, что новые инструменты должны использоваться как часть операционной модели «неограниченных IT», в которой CIO лучше всего выравнивают возможности корпоративных IT с бизнес-стратегией предприятия.

Представленная ниже четверка CIO фактически разрушила годами устоявшийся порядок работы своих IT отделов, ─ чтобы оставаться на гребне волны цифровых изменений. Вот как они сделали это.

Джим Свансон

Когда Джим Свансон (Jim Swanson) четыре года назад пришел на должность CIO в агротехническую компанию Monsanto, он увидел «карманы удивительных цифровых научных технологий данных». Но, вместе с тем, в компании не было никакой формальной структуры, в которой можно было бы использовать их.

CIO, CMO и цифровое преобразование

Фрагмент страницы сайта Monsanto для Украины. Справа ─ CIO компании Джим Свансон.

Он применил «агротехнический хакатон», чтобы получить более полные и качественные данные, связанные с посевным материалом, ─ и затем сделать некоторые из инноваций более привязанными к бизнесу.

Свансон использовал аналитику Big Data, которая становится все более распространенной в сельском хозяйстве ─ отрасли, довольно слабо восприимчивой к техническому прогрессу. Он создал единый глобальный продукт (платформу) и техническую команду, наблюдающую за решениями в областях данных и аналитики, операций и лабораторий, клиентов, финансов и рабочей силы. На этой платформе Monsanto сегодня создает «дорожные карты» своих программных продуктов и предлагает цифровые агрономические сервисы (технологии выращивания культур и их полное обеспечение).

Свансон считает, что вполне справедливо рассматривать IT подразделение Monsanto как компанию-разработчика ПО. Однако, чтобы предложить текущий ассортимент IT возможностей и услуг, ему пришлось серьезно реорганизовать всю IT службу и всю IT инфраструктуру компании.

Сейчас Свансон рассматривает новую цифровую операционную модель Monsanto как основу, на которой можно далее заняться проектами машинного обучения, имеющими в сельском хозяйстве большой потенциал.

Например, в одном из сценариев алгоритмы машинного обучения анализируют генотипы и фенотипы посевного материала, чтобы определить, насколько хороша у них будет структура листа и корня для получения максимального урожая в тех или иных климатических условиях.

Monsanto также использует машинное обучение, чтобы проанализировать каждый посевной участок и составить для него карту вероятности болезней культур. Согласно этой карте выбирается наиболее подходящая культура и соответствующие защитные меры для нее.

Виктор Феттер

Виктор Феттер (Victor Fetter), CDO компании Vertiv, в интервью ресурсу ITWorld сказал следующее ─ «Ведущие CIO считают, что даже небольшие правильно организованные участки IT-инфраструктуры в их организации имеют важное стратегическое значение для стимулирования преобразований во всей компании. И они создают окружающую IT среду, где нормальным является ее текущее обновление и испытание, чтобы видеть результаты изменений».

CIO, CMO и цифровое преобразование

Фрагмент страницы сайта Vertiv для Украины. Справа ─ CDO компании Виктор Феттер.

Феттер является также CIO финансовой структуры LPL Financial. Он вошел в группу инфраструктурного менеджмента Vertiv в июне текущего года, основав здесь центр качества обслуживания клиентов. Задача центра ─ обеспечить взаимодействие клиентов с финансовыми советниками, чтобы изучить и улучшить бизнес-процессы в компании. Например, каждое входящее обращение (звонок, заполненная форма на сайте и пр.) вызывает процесс его обработки по ряду параметров и предоставляет клиенту релевантную информацию.

Команда Vertiv затем сообщает о результатах общения с клиентами в LPL Financial, которая согласно им оптимизируют технологические процессы, увеличивают способность «проникновения в суть данных» и осуществляют ряд других действий, направленных на улучшение обслуживания клиентов. Согласно Феттеру, такой подход впоследствии существенно экономит время как клиента, так и продавца.

Юсуф Хан

В то время как большинство нынешних CIO предпочитают масштабные, длительные и неторопливые проекты, CIO компании Pure Storage Юcуф Хан (Yousuf Khan) полагает, что многие проблемы могут быть очень быстро сняты за счет применения хранилищ данных на флеш-дисках и соответствующего ПО.

CIO, CMO и цифровое преобразование

Фрагмент страницы сайта Pure Storage. Слева ─ CIO компании Юсуф Хан. Справа, в Gartner Magic Quadrant Solid-State Array 2017, красным показано лидирующее положение Pure Storage.

В компании насчитывается всего около 30 человек IT персонала. Они предоставляют услуги 1,7 тыс. сотрудников компании. Хан в основном использует приложения Salesforce.com, Workday, NetSuite и Marketo. Он также управляет хранилищем данных и другой IT инфраструктурой, основанной на собственных технологиях Pure.

Вместо того, чтобы нанимать программистов ─ это непростая задача в Силиконовой Долине ─ Хан предпочитает работать с венчурными фондами, чтобы первым узнать о стартапах в области ПО, которое автоматизирует IT операции. Широкая автоматизация позволяет его малочисленной команде сосредоточиться на аналитике данных для поддержки бизнеса.

В приоритетах Хана также находится кибербезопасность, ─ в частности, противодействие фишингу, который остается актуальным в течение по меньшей мере последних двух лет. Он уделяет большое внимание новейшим сертификациям в области безопасности, чтобы подготовить свой IT штат к более сложным ролям.

Кевин Мюррей

Модернизацию IT в телекоммуникационной компании, отягощенной наследуемой инфраструктурой, никак не назовешь легкой работой. Но это ─ именно то, чем занимался CIO компании Cincinnati Bell Кевин Мюррей (Kevin Murray) в последние два года.

CIO, CMO и цифровое преобразование

Фрагмент страницы сайта Cincinnati Bell. В центре ─ CIO компании Кевин Мюррей.

Как часть стратегии модернизации ПО для облегчения работы с партнерами и клиентами, Cincinnati Bell заменяет или дополняет собственное ПО облачными приложениями Salesforce.com, TOA, Callidus, Microsoft и Xactly и др. Так, в прошлом июле компания переместила примерно 1,1 тыс. сотрудников в FinancialForce, ERP систему, которая получает данные от Salesforce.

Перемещение от ПО собственной разработки на облачную FinancialForce заняло приблизительно четыре месяца. Это гораздо быстрее, чем 12-24 месяца, которые, как правило, требуются, чтобы переместиться на новое локальное (on-premise) ERP решение. Cincinnati Bell также реализовала в системе ПО для работы со сматфонов. Мюррей назвал SaaS «предпочтительным путем» для компании.

Заключение

Джим Свансон использует технологии аналитики больших данных и машинное обучение в агротехнике. Виктор Феттер организовал взаимодействие клиентов с финансовыми консультантами. Юсуф Хан охотится за талантливыми стартапами. Кевин Мюррей борется с наследуемой IT инфраструктурой.

В общем, это ─ неплохие ответы на вопрос на часто задаваемый вопрос о том, чем же на предприятии должен заниматься современный CIO. Наверное, можно найти еще десятки задач для них. Иначе он запросто может потерять свою значимость и оказаться на вторых ролях, превратившись в обычного руководителя IT подразделения, который обслуживает пользователей... А руководство DX, может быть, возьмет на себя руководитель маркетинговой службы.

После заключения

Цифровое преобразование ─ это не просто еще одно умное выражение. Его вполне можно рассматривать как план спасения для компаний, которые отстают от технической модернизации. Однако многие CIO предпочитают сами уклоняться от проблемы.

Согласно новому исследованию Altimeter Group, неожиданно оказалось, что руководители маркетинговой службы (Chief Marketing Officer, CMO) почти вдвое более вероятно, чем CIO, будут прилагать усилия по цифровому преобразованию в своих организациях.

Типичные инициативы трансформации — ускоряющиеся инновации (accelerating innovation) модернизация IT инфраструктуры и улучшение эксплуатационного «проворства» (improving operational agility). Как правило, они традиционно подпадают под ответственность IT. Но, как показала Altimeter, существует тенденция к разделению видов изменений и групп людей, которые их осуществляют.

CIO, CMO и цифровое преобразование

Несколько неожиданные результаты ответов респондентов на вопрос ─ «Кто руководит цифровыми преобразованиями у вас в компании»?

Если так пойдет дальше, то CIO, вероятно, скоро окажутся вне игры, ─ поскольку их повестки дня и так полны под завязку. Кроме того, обычно CIO появляется в организации тогда, когда есть отставание в проектах, намеченных к выполнению.

Аналитики Altimeter сформулировали следующий тезис ─ «IT руководители всегда смотрят в прошлое, или, по крайней мере, работают в прошлом. В отличие от них, CMO живут тем, насколько успешными они являются в получении новых клиентов, продажах и полезных преобразованиях».

Исследование Altimeter основано на данных, полученных в ходе интервью с 528 руководителями в области DX и корпоративной стратегии. Оказалось, что CMO уже сегодня берут на себя DX инициативы в 34% компаний. CEO принимают непосредственное участие в 27% проектов. CIO или CTO показали только 19%, а CDO (Chief Digital Officer) ─ 15%.

Ведущий аналитик Altimeter Брайан Солис (Brian Solis) отметил ─ «Чем больше я исследую данную проблему, тем больше вижу, что быстрее всего продвигаются по пути DX не очень большие компании. Многие крупные и старые организации все еще находятся в плену привычной корпоративной культуры, закоснелого мышления и имеют очень мало желания что-либо менять в своих правилах ведения бизнеса».

CIO сам практически не работает теми способами, которые он реализовал для сотрудников компании. CMO понимает бренд компании иначе, чем ее клиенты. Точно так же, у IT и маркетинга имеются очень различные представления о будущем бизнеса. IT лидеры видят свою задачу в поддержании заданного уровня производительности и обеспечении бесперебойности выполнения хорошо прописанных операций. Маркетинг постоянно старается все более активизировать продажи.

Маркетинг всегда чувствует себя немного отстающим от жизни. Ему никогда не достаточно имеющихся в его распоряжении ресурсов. Он никогда не бывает достаточно быстрым, чтобы соответствовать всем потребительским изменениям и тенденциям, которые появляются на горизонте.

Поэтому, хотя и несколько неожиданно, но достаточно логично и закономерно, что цифровыми преобразованиями в компаниях начинают заниматься руководители маркетинга. Конечно, они в первую очередь делают это в соответствии с собственными нуждами, «под себя». Но, отметил выше Виктор Феттер, если есть хотя бы один участок, где в полной мере проведено цифровое преобразование, то он может стать примером и «закваской» для полной цифровой трансформации предприятия.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT