`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Цифровые камеры: групповой снимок 2002

0 
 

2002 г. как для производителей цифровой техники, так и для пользователей был необычайно удачным. Количество предложений неуклонно росло, а цены на модели падали. Так, стоимость цифровой "мыльницы", снабженной объективом с переменным фокусным расстоянием, вплотную приблизилась к отметке $200, что не может не радовать.
Круглый год не стихал накал страстей на рынке недорогой фототехники в ценовой категории $100--250. Сегодня это самый массовый сектор, а посему его не оставляют без внимания ни брэнды, ни малоизвестные игроки, кстати, для последних он вообще является сферой жизненно важных интересов.

Любопытно, что в данной категории стало предлагаться все меньше мегапиксельных камер. Оно и понятно, большинство фотолюбителей, которые приобретают подобные аппараты, обычно нуждаются в печати фотоснимков размером 10 15 см. Поэтому имеет смысл для дома или Internet-применения покупать модели с 2-мегапиксельным сенсором. Именно такие устройства и стали доминировать в данной категории.

Четко прослеживаются пути дальнейшего снижения цены на эти аппараты. В первую очередь можно использовать более дешевый CMOS-сенсор вместо CCD, однако качество снимков будет неважное, особенно при недостаточном освещении. Так чаще всего поступают лишь малоизвестные китайско-тайваньские производители изделий.

Следующий способ экономии -- на оптике. Если при прочих равных условиях модель снабдить объективом с постоянным фокусным расстоянием, то она станет значительно дешевле аналогов с вариообъективами. Многие именитые производители в 2002 г. выпустили ряд недорогих "мыльниц", оснащенных объективами с постоянным фокусным расстоянием.

К счастью, все меньшее число разработчиков фототехники продолжают экономить на цветных LCD-дисплеях. Действительно, ведь в таком случае владелец модели лишается одного из главных преимуществ цифровых камер -- возможности просмотреть изображение сразу после съемки.

Еще одна тенденция в категории дешевых аппаратов -- заметное сокращение количества элементов управления, часто за счет совмещения в них различных функций при съемке и просмотре изображений.

Событием года стало рождение класса миниатюрных моделей размером с визитницу. По сути, этот факт имеет, так сказать, "идеологическое" значение. Другими словами, возникла категория камер, которые можно всегда носить при себе -- в портмоне, барсетке, нагрудном кармане рубашки. Правда, такие аппараты обычно оснащаются CMOS-сенсорами, полимерными ионолитиевыми аккумуляторами, заряжаемыми через интерфейс USB, и не имеют вспышки. Именно поэтому ряд брэндов (Casio, Kodak, Sony и др.) резонно предпочитают слегка "отяжелить" модель, но остаться верным CCD-матрице, вспышке и прочим атрибутам полноценного аппарата, а по возможности еще и снабдить его дополнительными весьма полезными функциями PC-камеры, MP3-плеера и/или диктофона.

Прошлогодняя ситуация на рынке фотокамер донельзя напоминает известное развлечение некоторых гроссмейстеров -- игру в шахматы с конем в кармане. В любой момент, по законам этого жанра, противник может выставить упомянутую фигуру в произвольной клетке шахматного поля, нарушив тем самым все ваши дальновидные расчеты и планы. Поэтому приходится вести игру в постоянном напряжении, учитывая возможный "сюрприз" от соперника. В мире насчитывается всего лишь две-три компании, производящие CCD-матрицы, и ненамного больше -- качественную оптику. Именно поэтому среди представленных камер явных аутсайдеров не было -- практически все аппараты позволяют получать пристойные снимки. А значит, чтобы иметь успех в том или ином классе фототехники, нужно уже не просто выпустить очередную "более мегапиксельную" модель, а приберечь "коня в кармане" -- удивить дизайном, функциями, оригинальным конструктивом аппарата.

Если до недавнего времени фотограф-любитель со стажем, покупающий цифровую камеру, хотел видеть в своем приобретении некое подобие пленочного аппарата (чтобы он был увесист, хорошо лежал в руке и т. д.), то в прошедшем году большинство пользователей стали ценить стиль, легкость управления, имидж. В моду вошли компактные аппараты (часто в цельнометаллических корпусах). Отрадно, что такие модели оснащаются функциями, которые доселе были доступны лишь в профессиональных камерах. Например, наряду с множеством сюжетных программ для начинающих фотографов в подобных устройствах появились ручные режимы съемки, функции брекетинга, возможность выбора способа замера экспозиции, точки фокусировки и т. д. Кстати, по данным IDC, в 2002 г. более 70% проданных цифровых камер составили компактные модели.

Следующий момент, присущий практически всем камерам, представленным в прошлом году, -- в целом упростилось управление съемкой. Системные меню аппаратов становятся более упорядоченными, снабжаются яркими поясняющими пиктограммами. В результате, незнание пользователем того или иного поддерживаемого языка уже не отразится столь критичным образом на процессе фотографирования.

Растет оперативность подготовки камер к работе. Во многих моделях появился режим My Mode, позволяющий сохранять одну или несколько собственных настроек аппарата, к которым затем можно возвращаться "в одно касание". Однако не только в этом проявляется тенденция персонализации устройств. Покупателям отдельных моделей уже доступны различные варианты раскраски корпуса. Яркий пример тому -- 2-мегапиксельные камеры Toshiba Sora T15 (около 20 вариантов цветов!).

Брэнды не оставляли без внимания класс аппаратов с высокой кратностью оптического увеличения снимка. Так, Olympus, например, настойчиво совершенствовала 2-мегапиксельную модель Camedia С-700 Ultra Zoom, позволяющую проводить 10-кратное оптическое масштабирование снимка. Вначале появилась 3-мегапиксельная C-720 UZ, оснащенная 8-кратным объективом, а несколько месяцев спустя -- тоже 3-мегапиксельная C-730 UZ, но уже c 10-кратной оптикой. Очевидно, в данном случае отрабатывалась связка "10-кратный объектив -- 3,2-мегапиксельная матрица" -- в цифровой технике такое сочетание достигнуто впервые. Отмечу также, что во всех упомянутых моделях нет оптического стабилизатора изображения, хотя в С-2100, на базе которой создавалась C-700 UZ, он был представлен. Новые аналогичные разработки появились и у Nikon (Coolpix 5700), Sony (Cybershot F717) и даже у HP (Photosmart 850).

И тут прослеживается еще одна типичная и вполне оправданная черта в поведении многих игроков рынка. Имея в своем арсенале два-три наиболее выдающихся аппарата, они не стремятся изобретать велосипед, а продолжают совершенствовать существующие камеры. Обратите внимание на уже упомянутую линейку Olympus Camedia С-700 UZ/C-720 UZ/C-730UZ или на Minolta Dimage 7/7i/7Hi. И этот список можно продолжать и продолжать.

Очень интересная картина наблюдалась в среде профессиональных камер. Во-первых, почти все брэнды в классе моделей стоимостью до $1500 представили 5- или 6-мегапиксельные аппараты (Nikon Coolpix 5000/5700, Olympus Camedia С-5050 Zoom/E-20p, Minolta Dimage 7Hi, Sony Cybershot F717, Fujifilm FinePix S602 Pro). Во-вторых, производители начали снабжать свои изделия множеством дополнительных механических элементов управления, позволяющих оперативно изменять настройки аппарата, не прибегая к системному меню. В-третьих, в классе high-end-аппаратов прошлый год ознаменовался приходом на рынок 6-мегапиксельных моделей по цене от $2000 до $3000, по функциям практически не уступающим своим более дорогим аналогам. Так, в ответ на премьеру Canon EOS D60 последовал не менее достойный ответ от Nikon -- D100 (кстати сказать, в данном ценовом диапазоне модели Nikon доселе не были представлены). В-четвертых, разрешения сенсоров перешагнули 10-мегапиксельный рубеж. Конец года Canon отметила премьерой зеркальной EOS 1Ds, оснащенной 11-мегапиксельной CMOS-матрицей. Kodak выпустила 14-мегапиксельный аппарат DCS Pro 14n (также на основе CMOS-сенсора) и специальную цифровую приставку для камер Mamiya 645 AF/AFD с рекордным разрешением -- 16 млн. пикселов.

Очень хотелось бы, чтобы и в наступившем году данная отрасль промышленности не снижала набранных темпов развития. И к этому есть все предпосылки. Теперь касательно некоторых прогнозов. Несомненно, будут доминировать высокофункциональные компактные аппараты, оснащенные объективом с переменным фокусным расстоянием, который в "походном" состоянии не выступает за рамки корпуса камеры. Возможно, премьеры Olympus µ[mju:] 300/400 Digital станут на некоторое время законодателями мод в секторе имиджевых аппаратов.

Естественно, будет продолжаться развитие мини-камер размером с визитницу. Разработчики, несомненно, постараются снабдить подобные изделия объективом с переменным фокусным расстоянием. Доказательством тому являются недавние премьеры Casio/Pentax (одного поля ягодки) -- 3-мегапиксельные аппараты класса Exilim, снабженные объективом с 3-кратным оптическим увеличением.

Можно с уверенностью сказать, что в угоду новомодным веяниям продолжится дальнейшая персонализация камер -- пользователю предоставится более широкий выбор цветов корпуса, заставок, звуковых схем, а также сохраняемых личных настроек, доступных "в одно касание".

Вероятно, в более четкий класс выделятся модели, совмещающие в себе функции прочих устройств: диктофонов, MP3-плееров, сотовых телефонов, PС-камер.

Учитывая возможность поддержки интерфейса USB 2.0 (например, Sony Cybershot F717), а также растущую емкость карт памяти, легко предположить, что в ряде моделей будут лучше сочетаться функции полноценных цифровых видеокамер.

В категории high-end наверняка продолжится взятие 20-мегапиксельного рубежа. Ведь известно: чтобы приблизиться по разрешающей способности к профессиональной широкой пленке, светочувствительный сенсор должен насчитывать как минимум 20 млн. пикселов, а чтобы сравняться -- 100 млн., так что совершенствоваться еще есть куда.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT