`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Цифровое зазеркалье: 5 новых фотокамер для профессионалов

0 
 
Постоянное удешевление цифровой техники рано или поздно должно привести к тому, что цифровые зеркальные аппараты станут доступными для многих. Такой процесс уже начался – устройства достигли ценовой отметки в $1000. Но какой же быть массовой цифровой "зеркалке" – упрощенной версией профессиональной модели или совершенным и бескомпромиссным продуктом, вобравшим в себя все последние достижения фотоаппаратостроения?

Первое слово в этом споре сказала компания Canon, выпустившая в августе 2003 г. 6 мегапиксельную цифровую зеркальную камеру EOS 300D и собравшая сливки с этого сегмента рынка. Впервые широкий круг потребителей смог воспользоваться преимуществами цифровой зеркальной техники, такими, например, как возможность применения сменной оптики, точное визирование через оптический видоискатель, оперативность работы и высокое качество картинки, обеспечиваемое матрицами больших размеров. EOS 300D четко продемонстрировала подход Canon: массовая цифровая "зеркалка" – это конструктивно и функционально облегченная версия старшей модели линейки, позволяющая получать отличное изображение и пользоваться сменной оптикой, выпускаемой компанией.

Технические характеристики
Поддержали ли другие производители подход Canon к конструированию камер этого класса? Ответ на вопрос был дан через полгода – в начале 2004 г. состоялся анонс цифровой "зеркалки" в аналогичном ценовом диапазоне от еще одного лидера в области цифровой фототехники – компании Nikon. Новая 6,1 мегапиксельная Nikon D70 объединила в себе многие уникальные достижения. Проводя аналогию с принципами Canon, можно было бы ожидать, что D70 – упрощенный вариант модели D100, которая в течение двух лет оставалась, пожалуй, самой популярной цифровой "зеркалкой" от Nikon. Однако результаты тестов убедили нас в том, что позиция Nikon оказалась несколько иной.

Разработчики Nikon продемонстрировали аппарат, не только не уступающий по своим характеристикам камере D100, но и по ряду параметров превосходящий ее, хотя он при этом поставляется по более низкой цене. Несмотря на ряд упрощений, все же имеющих место в его конструкции, усовершенствования Nikon D70 столь значимы, что делают бессмысленным приобретение его более дорогого предшественника.

Чем же ответили другие производители? Всем известно, что создать хорошую системную фотокамеру – очень сложная задача. Попытки различных фирм выпустить с первого раза безупречный аппарат неоднократно терпели неудачу. Можно было бы сказать, что разработать по сути "с чистого листа" хорошую цифровую фотоcистему со сменной оптикой практически невозможно, если бы компания Olympus не доказала всему миру обратное – проанонсированный в июне 2003 г. Olympus E-1, профессиональный зеркальный аппарат со сменной оптикой нового стандарта, занял место в одном ряду с лучшими устройствами других производителей. Именно потребность в новых стандартах оптики под "цифру" продиктовала появление формата 4/3 – изначально цифрового, с матрицей фиксированного размера, только под нее рассчитываемыми объективами и универсальным байонетом, призванным обеспечить совместимость продукции от разных фирм. Однако изменить десятилетиями формировавшиеся предпочтения фотографов невероятно сложно. Поэтому усилия, затраченные на продвижение E-1, оказались не совсем эффективными, тем более, что цены на E-1 и оптику к ней были весьма высокими. Пожалуй, именно озабоченность продвижением E-1 не позволила Olympus вовремя отреагировать на ситуацию, складывающуюся в классе бюджетных "зеркалок" – эффективнее было бы вначале представить бюджетную E 300, а уж затем E-1.

Olympus E-300 анонсировалась осенью прошлого года. Несмотря на упущенное время, модель все же претендует на звание "народной зеркалки" в первую очередь благодаря традиционно привлекательному соотношению цена/производительность. Однако как сложится дальнейшая ситуация на рынке – покажет время.

Несколько опоздала с выпуском бюджетной цифровой "зеркалки" со сменной оптикой и Konica Minolta. Но козырь камеры Dynax 7D – встроенная фирменная система стабилизации изображения Anti-Shake, обеспечивающая компенсацию дрожания или вибрации картинки путем смещения матрицы. Таким образом, при использовании любого фирменного объектива с байонетным креплением типа Minolta A будет осуществляться стабилизация кадра. Многие аналитики фотоиндустрии называют Dynax 7D прототипом цифровой фотокамеры будущего, способным не только различать объекты при плохом освещении, но и четко фиксировать их. Поговаривают даже о новом направлении развития цифрового камеростроения. Но, опять-таки, всех рассудит время.

А пока давайте подробнее познакомимся с некоторыми из упомянутых устройств, а также с другими новинками в профессиональном и полупрофессиональном классе, которые нам удалось протестировать.

Canon EOS 1D Mark II

Цифровое зазеркалье 5 новых фотокамер для профессионалов
Цифровое зазеркалье 5 новых фотокамер для профессионалов
Canon EOS 1D Mark II
Некоторое время в арсенале Canon имелась только одна скоростная камера EOS 1D, оснащенная лишь 4 мегапиксельным сенсором, что существенно ограничивало область применения аппарата. Поэтому появление нового EOS 1D Mark II, делающего 8 мегапиксельные снимки со скоростью 8,5 кадров/c, фотографы восприняли с большим энтузиазмом. Очевидно и то, что эта камера была необычайно важна для Canon как орудие в конкурентной борьбе за долю рынка профессиональной цифровой аппаратуры.

К конструкции устройства претензий практически нет – у него испытанное прочное металлическое шасси, примененное впервые еще в пленочном EOS 1V, интегрированная рукоятка для вертикальной съемки, резиновые прокладки под всеми подвижными и разъединяющимися частями, обеспечивающие хорошую влагозащищенность начинки. Единственный очевидный недостаток – слишком большая как для постоянного ношения масса устройства (даже с учетом того, что использоваться оно будет с громоздкими длиннофокусными объективами).

Управлять камерой с помощью кнопок и колесиков достаточно удобно. Вполне оправданно отсутствие горизонтальных командных дисков на верхней панели аппарата – при ударах или падениях, которые случаются в экстремальных условиях эксплуатации, вероятность повреждения выступающих над поверхностью дисков возрастает. В отличие от джойстика, используемого в камерах других производителей, для выбора параметров меню у Canon задействуется задний диск при удержании кнопки Select, что также весьма удобно, если учитывать, что эту тяжелую камеру все равно приходится держать двумя руками.

Расположенный на тыльной панели цветной ЖК-дисплей предназначен для просмотра отснятых изображений и выбора настроек через меню. Несмотря на хорошую цветопередачу и достаточно высокое разрешение, оценить по нему качество картинки можно лишь приблизительно, кроме того, угол обзора у него небольшой.

Чуть ниже находится второй экран – монохромный, предоставляющий информацию о текущих настройках. В целом оба монитора под общей накладкой выглядят в такой камере довольно беззащитно. Аппарат имеет и третий дисплей, также монохромный, размещенный на верхней панели и предоставляющий ключевую информацию о съемочных параметрах. Удивительно, что разработчики не предусмотрели возможности установки сменной крышки, защищающей экраны на тыльной стороне от неизбежных царапин.

В остальном конструктив аппарата не вызывает нареканий – устройство имеет все необходимые функции, присущие профессиональной камере, причем реализованные на самом высоком уровне. Назовем лишь возможность установки сменных фокусировочных экранов, функцию чистки матрицы, опцию сохранения настроек камеры, богатые средства подстройки модели "под себя".

Увесистый блок Ni-MH-аккумуляторов, занимающий всю нижнюю часть аппарата, обеспечивает день полноценной репортерской работы без смены питания. Поставляющееся в комплекте зарядное устройство NC-E2 позволяет одновременно заряжать две батареи, что немаловажно для съемки на выезде. И все-таки более емкий литий-ионный аккумулятор не помешал бы: при скоростной съемке, частом использовании функций просмотра изображений или работе с объективами с большой дистанцией перефокусировки батарея разряжается довольно быстро. Нужно также отметить, что ресурс аккумулятора сильно зависит от температурных условий.

Камера имеет великолепные функциональные возможности. Высокоскоростной режим серийной съемки – 8,5 кадров/c при полном разрешении (8,2 млн пикселов) – мечта профессионального спортивного фотографа. Аппарат обладает емким буфером данных, что позволяет "выпалить" серию из 40 JPEG-файлов с максимальной скорострельностью. Автофокусировка выполняется исключительно быстро и прецизионно, причем помешать точно настроиться на резкость не могут ни слабое освещение, ни небольшая светосила применяемой оптики. Понравился и интеллект автоматики, выбирающей зону фокусировки, – во многих случаях, даже при сложной компоновке кадра, она правильно определяет область максимальной резкости.

Как и следовало ожидать, камера имеет мгновенную реакцию затвора на нажатие кнопки спуска. Однако после включения EOS 1D Mark II приходится выдерживать короткую паузу перед началом съемки.

Порадовал сенсор аппарата. По окончании наших испытаний констатируем, что это самая качественная матрица из протестированных нами, несмотря на то что она сконструирована по CMOS-технологии. Совершенно очевидно, что инвестиции, вложенные Canon несколько лет назад в разработку и запуск производства собственных сенсоров, приносят свои плоды. Компания не только оснастила самую скоростную цифровую камеру сенсором, позволяющим снимать в широком интервале ISO (от 50 до 3200, учитывая расширенный режим), но и обеспечила отличные показатели по уровню шумов во всем диапазоне чувствительности. При базовой ISO 100 – идеально чистое изображение, при ISO 3200 – шумы меньше разрушают картинку, чем на отпечатке с негатива 24×36 см аналогичной чувствительности. У аппарата превосходная система шумоподавления, эффективно действующая в том числе на длительных выдержках.

Тестовые снимки показали, что сенсор имеет широкий динамический диапазон, позволяющий точно фиксировать сюжеты с большим перепадом яркостей. Правда, автоматика баланса белого неидеальна, поэтому при работе очень пригодятся автобрекетинг этого параметра, выбор цветовой температуры и ручная настройка, которая, кстати говоря, выполняется не очень удобно – путем съемки тестового кадра с последующим присвоением ему через меню статуса эталонного.

Неплохо и то, что у матрицы относительно небольшой (1,3х) кроп-фактор, а значит, возможности широкоугольной оптики будут задействованы полнее. Нельзя не отметить, что качество получаемого изображения не в последнюю очередь зависит от используемой оптики. Так, разрешение матрицы оказалось чересчур высоким для бюджетного объектива EF 28–80 мм f/1:3,5–5,6 III, в результате чего полученные фото дали более размытую в деталях картинку по сравнению с оптикой "L".

При сопоставлении бюджетного объектива EF 75–300 мм f/1:4–5,6 II с зумом профи-класса EF 70–200 мм f/2,8L IS USM, использовавшимися в тестировании, преимущества последнего очевидны: великолепная детализация снимка и отсутствуют хроматические эффекты.

Облегчает процесс просмотра и оценки изображений на дисплее камеры функция автоматического поворота кадра, обеспечиваемая встроенным сенсором ориентации.

В режиме просмотра изображения возможно плавное масштабирование вплоть до 10x, выполняемое новой модификацией фирменного процессора DIGIC практически в реальном времени.

При ответственных фотосессиях удобна функция записи RAW-файла одновременно с JPEG. Причем предусмотрена установка нескольких уровней качества JPEG, что облегчает дальнейшую сортировку и подготовку изображений к печати. Позаботились создатели и об эффективном взаимодействии с ПК. Аппарат комплектуется качественной утилитой для работы с RAW-форматом – программой Digital Photo Professional. В наборе поставки также другой полезный софт – модуль дистанционного управления камерой Camera Window, программа PhotoStitch для сшивки панорам и интересный фирменный пакет ZoomBrowser EX для организации снимков, дающий наглядное представление о структуре каталога изображений.

Достоинством аппарата является и то, что, в отличие от своего предшественника, он совместим с двумя типами памяти (СompactFlash и Secure Digital) и поддерживает формат FAT32 (карты емкостью более 2 GB). Наличие двух слотов позволило ввести функцию резервного копирования – параллельная запись снимков на две карты при съемке.

Возможно, фотографам, снимающим в студии, будет более интересна 16,7 мегапиксельная камера 1Ds Mark II. Однако если принять во внимание скоростные характеристики и меньшую цену 8 мегапиксельного Mark II, им придется хорошенько подумать, прежде чем сделать выбор. Ну а в репортажной фотографии у аппарата пока один конкурент – недавно проанонсированный Nikon D2x, который еще не побывал в нашей Тестовой лаборатории.

Canon EOS 20D

Цифровое зазеркалье 5 новых фотокамер для профессионалов
Цифровое зазеркалье 5 новых фотокамер для профессионалов
Canon EOS 20D
Данный фотоаппарат был выпущен на рынок очень своевременно, и сегодня он может стать хорошей альтернативой целому ряду цифровых камер совершенно разных классов. Во-первых, Canon EOS 20D – профессиональная зеркальная камера в привлекательном ценовом диапазоне, она, например, гораздо дешевле, чем EOS 1D Mark II. Сразу возникают вопросы, насколько она уступает старшей модели и можно ли сэкономить, остановив свой выбор на EOS 20D? Во-вторых, аппарат дороже флагмана цифровой линейки Canon с несменной оптикой PowerShot Pro 1, оснащенного зум-объективом высшего класса, и хотелось бы понять, какие преимущества дает зеркальная камера, если за нее просят больше? В-третьих, данная модель пришла на смену хорошо зарекомендовавшей себя EOS 10D, чем она лучше своей предшественницы? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Благодаря достаточно компактному корпусу и черному, чуть шероховатому покрытию новая цифровая "зеркалка" отлично удерживается в правой руке. Интерфейс аппарата напоминает меню Pro 1, а система управления – проста и наглядна (с помощью трех дисков, джойстика и всего нескольких кнопок).

Корпус EOS 20D выполнен из легкого и одновременно прочного магниевого сплава, качество изготовления всех узлов и деталей очень высокое, камера просто напичкана функциями, необходимыми для профессиональной работы. Достаточно к этому списку достоинств добавить совместимость со всей линейкой объективов c байонетом EF/EF-S, возможность серийной съемки со скоростью 5 кадров/с и высокоточную систему автофокусировки, чтобы понять – модель придется по вкусу многим фотографам.

Когда речь идет о повседневной съемке, меньшая масса и более гибкая система управления даже дают определенные преимущества перед тяжеловесом в области профессионального фото – 8 мегапиксельным Mark II. Конечно, камера менее "скорострельная", возможно, не так ударопрочна и имеет по сравнению со старшим братом матрицу меньших размеров (а значит, больший кроп-фактор), однако по качеству получаемого изображения она ничуть не уступает Mark II, которая стоит значительно дороже, причем во всем диапазоне чувствительности. Так что профессиональные фотографы, чья специализация не экстремальный репортаж, вполне будут удовлетворены этим более дешевым, но в то же время совершенным аппаратом.

В отличие от Canon EOS 10D, устройство оснащено 8 мегапиксельным сенсором, обеспечивающим более качественное изображение больших размеров. Кстати, именно отличная картинка, получаемая этим CMOS-сенсором при значениях, превышающих ISO 200, – основное преимущество по сравнению с PowerShot Pro 1.

Удачными, на наш взгляд, оказались и изменения в системе управления – улучшено меню выбора функций и настроек, уменьшилось количество и расположение кнопок на корпусе устройства, появился новый управляющий элемент – джойстик, который заметно ускорил выбор зоны фокусировки и упростил навигацию при просмотре.

Стала более совершенной конструкция автофокуса – новое ромбовидное размещение датчиков, их повышенная чувствительность в сочетании с удобным способом выбора зоны увеличили скорость и точность наводки на резкость.

Эта камера демонстрирует почти мгновенную готовность к работе после включения (чего не скажешь о Mark II), задержка срабатывания затвора отсутствует. Предельно оперативен новый аппарат и в режиме просмотра – масштабирование отснятых кадров осуществляется в реальном времени с помощью специально предназначенных для этого кнопок, что упрощает доступ к самой функции.

Корпус модели по сравнению с 10D меньше и легче, и это при том, что размеры батарейного блока увеличились – теперь в нем более емкий аккумулятор, что одновременно с меньшим энергопотреблением дает заметный прирост ресурса питания от батарей.

Нельзя не упомянуть и новую встроенную вспышку, в рабочем положении довольно далеко отстоящую от оптической оси объектива и уменьшающую, таким образом, эффект "красных глаз" при съемке со вспышкой. ЖК-дисплеев у аппарата два – цветной сзади и монохромный на верхней панели. Как и в других моделях Canon, они не имеют никакой дополнительной защиты от царапин.

Что касается различий в качестве изображений, формируемых 6 и 8 мегапиксельными матрицами одинакового размера, то, на наш взгляд, они незначительны. Новый сенсор "шумит" немного меньше и обеспечивает большую детализацию.

Если вы не приверженец оптики Canon, то в таком случае наверняка зададитесь вопросом, какую камеру выбрать – Canon EOS 20D или Nikon D70, которая в полтора раза дешевле? Конечно, большее разрешение матрицы дает Canon 20D преимущество перед конкурентом, но принципиальных отличий в качестве изображений, полученных этими аппаратами, нет. Серьезным аргументом в пользу EOS 20D может стать большая, чем у D70, скорость серийной съемки. Еще один плюс – гибкие параметры записи JPEG и RAW-файлов и большее число их комбинаций. Кроме того, аппарат от Canon комплектуется широким набором программного обеспечения (часть из которого для Nikon потребуется приобрести дополнительно). Еще одна деталь, отсутствующая у D70, – синхроконтакт для подключения студийной вспышки. Преимущества D70 – минимальная выдержка синхронизации со вспышками короче, автобаланс белого точнее, камера обеспечивает адекватную цветопередачу даже при смешанном освещении (слабое место у 20D), а также более плавное изменение чувствительности матрицы.

Как видите, каждый из двух аппаратов имеет свои достоинства и недостатки. Насколько они важны в работе – решать вам.

Konica Minolta Dynax 7D

Цифровое зазеркалье 5 новых фотокамер для профессионалов
Цифровое зазеркалье 5 новых фотокамер для профессионалов
Konica Minolta Dynax 7D
Корпус аппарата имеет металлический каркас, передняя панель также сделана из металла, задняя – из пластика с гладкой поверхностью. Качественное профессиональное исполнение, металлический байонет, тяжелый корпус, наличие дополнительных фиксаторов главных дисков, защитная крышка ЖК-дисплея – это лишь некоторые косвенные признаки долговечной конструкции. Единственное, что не понравилось, – устройство крышки отсека памяти: без дополнительного фиксатора и пылезащитных прокладок.

Свой дизайн Dynax 7D унаследовала от пленочной "зеркалки" Minolta Dynax 7, отличительной особенностью которой является наличие механических органов управления, облегчающих установку параметров съемки.

Модель снабжена большим цветным ЖК-дисплеем, служащим как для вывода данных о настройках, так и для просмотра отснятого материала. Впечатляют крупные и четкие пиктограммы текущих характеристик. При повороте камеры из горизонтального в вертикальное положение информация также меняет ориентацию, что значительно облегчает чтение. На большом экране удобнее определять качество фотографии, а при масштабировании легче оценивать резкость отдельных участков. Что касается цветопередачи и углов обзора дисплея, они имеют средние характеристики в своем классе.

Казалось бы, частое обращение к цветному экрану и постоянное задействование системы стабилизации изображения должны существенно уменьшить продолжительность автономной работы аппарата от одного комплекта аккумуляторов, но на практике мы наблюдали обратное – Dynax 7D оказалась весьма выносливой и демонстрировала буквально образец рачительного потребления энергии.

Благодаря эргономичной форме корпуса и применению нескользящих покрытий в местах захвата аппарат удобно ложится в руку. Правый командный диск позволяет установить автоматический, программный и ручной режимы, а также включить один из трех съемочных регистров, в которых можно сохранять полный набор настроек. Левый диск служит для внесения поправок в экспозицию и имеет две шкалы с различным шагом изменения экспокоррекции. На одной оси с ним располагается переключатель мощности импульса вспышки. Модель снабжена встроенным блицом, горячим башмаком, а также синхроконтактом для подключения внешних источников импульсного света.

Для установки баланса белого, режима экспозамера, чувствительности и активации системы стабилизации изображения предусмотрены отдельные управляющие элементы, обеспечивающие максимально быстрое изменение параметров.

Dynax 7D имеет очень качественный оптический видоискатель со светлым равномерным и, что редкость в цифровых камерах, достаточно большим полем кадра. Он весьма удобен для визирования, точной наводки на резкость вручную, облегчает оценку глубины резко изображаемого пространства.

Аппарат тестировался с двумя объективами AF 17–35 мм F2,8–4,0 (D) и AF 28–75 мм F2,8 (D), анонс которых был приурочен к его появлению. Видимо, идея разработчиков состояла в том, чтобы для повседневной работы вместо одного объектива с большим диапазоном зумирования использовать два, которые обеспечивают аналогичный интервал фокусных расстояний при более высоком качестве изображения. На наш взгляд, эксперимент удался – оптические характеристики объективов на высоте, а целесообразность дополнительной процедуры смены оптики вполне оправдана в устройстве, ориентированном на получение качественных снимков. Особенно понравился AF 28–75 мм, дающий кристально четкое и одновременно очень пластичное изображение. Другие его достоинства: высокая светосила, постоянная во всем интервале трансфокации, при этом относительно малые габариты и умеренная цена.

Для оценки качества картинки мы сняли целый ряд сюжетов одновременно Dynax 7D и фотокамерой Nikon D70. Кадры были сделаны при естественном и искусственном освещении, с различными установками баланса белого и чувствительности. Особое внимание уделялось эффективности системы стабилизации.

Изображение, получаемое 6 мегапиксельной матрицей Dynax 7D, выше всяких похвал. Отчасти благодаря тестированию с хорошей оптикой мы получили четкую, детализированную картинку практически во всех тестах. Снимки, сделанные при высокой чувствительности, обладают небольшим софт-эффектом.

Аппарат имеет отличную систему автофокусировки, которая в большинстве случаев работает весьма надежно. При низкой освещенности рекомендуется поднять встроенную вспышку для подсветки области фокусировки. Но, увы, наши попытки использовать указанную функцию в тестируемой модели не увенчались успехом – даже при включенной подсветке автофокуса аппарат категорически отказался наводиться на резкость. При этом камера выдавала подтверждение успешной наводки, но делала нерезкие кадры. Мы надеемся, что этот недостаток был присущ лишь тестируемому образцу. В противном случае производителю необходимо выпустить патч, устраняющий данную проблему.

В наших тестах автоматика баланса белого неплохо справилась с различными видами дневного освещения, включая холодный свет пасмурного дня и теплое солнце заката. Что же касается съемки при лампах накаливания, то автобаланс в этих условиях работает неточно, давая чересчур красное изображение. Предварительная установка цветовой температуры заметно улучшает результат.

Если удается правильно сбалансировать свет, камера обеспечивает хорошую цветопередачу, правильно передавая различные оттенки. В сравнении с D70 модель Dynax 7D во многих случаях качественнее воспроизводит цветовые оттенки. Это хорошо заметно при слабом освещении, а также при съемке со студийными вспышками с цветными фильтрами. В последнем тесте цвета, полученные Dynax 7D, соответствуют реальным, достаточно насыщены, а градиенты имеют большее число градаций.

Тесты показали, что система стабилизации изображения на основе перемещения матрицы не менее эффективна, чем аналогичная, использующая сдвиг оптического элемента. В нашем испытании мы проводили оценку в интервале фокусных расстояний от 28 до 120 мм (в эквиваленте для 35 миллиметровых камер), применяя указанные выше сменные объективы. Для сравнения параллельная съемка велась фотокамерой Nikon D70 c объективом Nikkor AF-S VR 24–120 мм f/3,5–5,6 G IF-ED, оснащенным фирменным оптическим стабилизатором. Оба аппарата при фотографировании с рук с включенным стабилизатором позволили получить резкие снимки при увеличении выдержки примерно на три ступени по сравнению со съемкой в обычном режиме.

Камера предоставляет возможность изменения чувствительности матрицы в широких пределах – от ISO 100 до ISO 3200. Снимки при минимальном значении ISO отличаются хорошей детализацией и полным отсутствием цифрового зерна. Вплоть до ISO 800 благодаря высоким характеристикам матрицы шумы малозаметны. При больших ISO приличный результат достигается благодаря качественной системе шумоподавления. Уровень шумов Dynax 7D при высокой чувствительности минимальный среди всех протестированных нами аппаратов с 6 мегапиксельными сенсорами.

Матричный экспозамер камеры несколько своеобразен. Во многих съемочных ситуациях экспопара, рассчитываемая аппаратом, позволяет получить правильно экспонированный кадр. Однако возможны и случаи, когда автоматический режим замера приводит к неудовлетворительным результатам. Иногда это выражается в чересчур плотном изображении, но чаще – в заметной недодержке кадра, причем ошибки экспозамера плохо предсказуемы. В таких условиях некоторым фотографам будет удобнее переключиться в режим средневзвешенного замера и вести съемку с экспокоррекцией на основе личного опыта. Из-за того что большинство контрастных сюжетов в авторежиме получаются слишком светлыми, может создаться ощущение, что динамический диапазон матрицы 7D меньше, чем у D70.

Время подготовки к работе не является сильной стороной камеры. Увы, это устройство, рассчитанное на профессиональное применение, требует несколько секунд после включения, чтобы начать снимать. Впрочем, что важнее при фотографировании в динамике, задержка срабатывания затвора аппарата минимальна. Скорость вывода изображения в режиме просмотра вполне достаточна для оперативной работы, а вот серийной съемки – около 3 кадров/с – для репортерских целей, конечно, маловата.

Поддерживается и запись RAW+ JPEG. Сохранение файлов может вестись в нескольких цветовых пространствах. Наиболее интересным для профессиональных целей является реализация Adobe RGB, обладающего максимальным цветовым охватом. Сохраняемые при этом файлы JPEG имеют расширение jpe.

Nikon D70

Цифровое зазеркалье 5 новых фотокамер для профессионалов
Цифровое зазеркалье 5 новых фотокамер для профессионалов
Nikon D70
Напомним, что данная модель была удостоена знака "Продукт года" ("Компьютерное Обозрение", # 51, 2004). По сравнению с D100, корпус которого взят за основу конструкции, Nikon D70 позволяет использовать самую короткую выдержку среди камер своего класса – 1/8000 с. Имея матрицу аналогичного размера, новая модель дает более качественное и чистое изображение, что особенно заметно при больших значениях ISO. У Nikon D70 практически отсутствует задержка срабатывания затвора, кроме того, камера молниеносно готовится к работе после включения, что по оперативности ставит ее в один ряд с пленочными.

Ни более легкий, выполненный из пластика корпус нового устройства, ни оптический видоискатель облегченной конструкции не создают ощущение упрощенной модели. Аппарат идеально лежит в руке и так же, как предшественник, точен при кадрировании и ручной наводке на резкость. Зато автофокусировка стала уверенней, а система экспонометрии – лучше. В отличие от D100, D70 способен осуществлять синхронизацию с внешними вспышками на выдержках до 1/500 с, а в режиме скоростной съемки позволяет делать серии по 12 снимков в формате JPEG со скоростью 3 кадра/с. Кроме того, новинка имеет сенсор ориентации, благодаря которому можно определять поворот кадра при просмотре.

В D70 появился диск выбора экспорежимов c широким набором сюжетных программ, поэтому обращаться с камерой стало проще. В данной модели создатели убрали с диска выбора экспорежимов положение регулировки баланса белого и сделали данную функцию доступной путем нажатия отдельной кнопки. Это заметно повысило удобство работы – нет необходимости изменять текущий режим съемки для выполнения настроек. Аналогично можно задавать чувствительность и размер записываемых кадров.

Как и в D100, кроме диска выбора экспорежимов, в аппарате есть еще два управляющих колесика – основное и дополнительное. В задней части устройства, в отсеке установки карт памяти CompactFlash, имеется специальная пылезащитная прокладка, отсутствовавшая у D100.

Диапазон значений ISО в Nikon D70 составляет от 200 до 1600. Кстати, чувствительность матрицы способна изменяться за счет наличия позиций с шагом 1/3 EV. ЖК-дисплей на задней стороне, предназначенный для манипулирования параметрами меню и просмотра отснятого материала, имеет более высокое разрешение и дает качественную картинку. Благодаря увеличению размера шрифтов пользоваться меню стало комфортнее.

Единственное, пожалуй, неудачное решение в конструкции камеры – это отсутствие установки следящего автофокуса посредством переключателя режимов фокусировки. В D70 автонаводка со слежением активизируется только через меню камеры.

При тестировании наиболее интересным было сопоставить Nikon D70 и Canon EOS 300D. Мы сравнили аппараты, поставляемые в Kit-комплектации. Модель от Nikon снабжена объективом Nikkor AF-S DX 18–70 мм F3,5–4,5G. Canon EOS 300D оснащена чуть менее мощным зумом – Canon EF-S 18–55 мм F3,5–5,6. В плане эргономики, нам кажется, преимущество на стороне Nikon. Во-первых, камера более ухватистая за счет того, что корпус не столь гладкий, как у 300D, и имеет удобную резиновую прокладку в месте захвата. Во-вторых, у D70 более логичный и быстрый способ выбора точки фокусировки – с помощью джойстика на задней стороне, а не путем перебора всех положений, как в 300D. Цветной ЖК-дисплей у Nikon снабжен дополнительной прозрачной крышкой, защищающей пластиковую поверхность экрана от неизбежных царапин, возникающих при ношении камеры. В 300D такая защита не предусмотрена. Но, пожалуй, основное преимущество D70 – в скорости работы. Canon 300D также достаточно быстр, но имеет раздражающе медленную активизацию при выходе из режима сна – около 3 с. При одновременном старте за это время D70 успевает сделать несколько кадров.

Что касается экспоавтоматики, то у обеих камер есть свои плюсы и минусы. В целом и та и другая прекрасно справились со многими съемочными задачами, в том числе при сложном освещении. Они очень точно, практически одинаково отрабатывали экспозицию. При автоматических установках баланса белого Nikon D70 при уличной съемке всегда фиксировал изображения с более теплым оттенком и с небольшой недодержкой по сравнению с Canon. Визуально кадры, полученные D70, кажутся чуть плотнее, однако при редактировании на ПК благодаря широкому динамическому охвату цифрового сенсора на снимках с незначительной недодержкой, сделанных D70 в солнечный день, удалось частично восстановить детали в ярко освещенных областях.

Удобный объектив Nikkor 18–70 мм, обладающий возможностью совместного использования ручной и автоматической фокусировки и имеющий по сравнению с Canon EF-S 18–55 мм больший диапазон трансфокации, давал изображение несколько худшего качества, чем у Canon. Огорчили посредственные характеристики объектива, в том числе заметное виньетирование по краям кадра у Nikkor в широкоугольном положении и в позиции "теле" при полностью открытой диафрагме. Понимая, что в комплектации Kit для удешевления Nikon D70 оснащается объективом потребительского класса, мы провели несколько тестов с другой сменной оптикой Nikon и получили результаты, подтверждающие высокое качество цифровой матрицы D70. На наш взгляд, этот цифровой аппарат достоин самых лучших "никкоров". Рекомендуем приобретать D70 не со штатной оптикой, а с одним из профессиональных объективов, имеющихся в линейке Nikon, например с Nikkor AF-S 28–70 мм F2,8 ED. Однако выбирая эту камеру с дорогим объективом, мы возвращаемся к далеко не любительскому ценовому диапазону и начинаем размышлять, для фотографов какого уровня данный аппарат предназначается.

Теперь несколько слов о шумах в изображениях. При сравнении у Canon EOS 300D и Nikon D70 различия в данной области особенно заметны. У Canon превосходство в наличии значения ISO 100. Именно при такой чувствительности он сделал наиболее бесшумные снимки. Несмотря на разницу в качестве в пользу 300D при ISO 100, D70 при своем минимальном значении ISO 200 также снял "чистые" кадры. Лидер меняется, когда мы переходим к съемке при повышенной чувствительности. По мере увеличения ISO от 400 до 1600 становятся более заметными преимущества матрицы и системы шумопонижения Nikon. В наших испытаниях D70 продемонстрировал наименее зашумленные изображения при ISO 800 в сравнении со многими протестированными аппаратами, такими, например, как Kodak DCS Pro 14n, Olympus E 1 и Pentax *istD. На наш взгляд, D70 – первая массовая цифровая камера, с которой можно уверенно работать в диапазоне чувствительности ISO от 400 до 800. Снимки, полученные при этих значениях, хотя и содержат шумовую составляющую, но она настолько хорошо сбалансирована, что на нее вряд ли стоит обращать внимание, так что аппарат открывает целый ряд творческих возможностей, доступных при съемке с пониженной освещенностью без вспышки. В комбинации с качественной системой автофокусировки, надежно работающей и при слабом освещении (есть и подсветка автофокуса), имея приличную "скорострельность" и очень высокое быстродействие, малошумная матрица D70 может успешно использоваться при выборе динамичных сюжетов.

Отдельно отметим результаты съемки при предельном значении чувствительности ISO 1600. При этом параметре у всех цифровых камер шумы, загрязняющие изображение, становятся чересчур заметными, цветовая насыщенность снижается, ухудшается цветопередача. Вместе с тем Nikon D70 лучше справляется с нежелательными цветовыми сдвигами, возникающими в таких ситуациях. Шумы матрицы D70 по сравнению с 300D более монохроматичны и отличаются мелкой структурой, что положительно сказывается на восприятии.

При сопоставлении кадров, сделанных при ISO 1600 в сумерках на достаточно длительных выдержках, хорошо заметна менее шумная передача светлых областей у Nikon D70. Хотелось бы также отметить, что аппарат способен выдавать "чистые" снимки при фотографировании с длинными выдержками. Известное положение, согласно которому увеличение времени выдержки эквивалентно повышению чувствительности матрицы и усиливает шумы, к этому аппарату неприменимо, поэтому кадры на длительных выдержках при малых значениях ISO получаются "чистыми" даже без включения системы шумопонижения. Таким образом, Nikon D70 – одна из первых моделей, которая готова посоревноваться с пленочными аналогами при фотографировании с большой чувствительностью в одинаковых условиях освещенности, однако для выяснения истины стоит провести отдельное испытание.

Nikon D70 способен сохранять изображения в двух форматах JPEG и NEF (RAW). При записи в JPEG предусмотрена установка нескольких уровней качества. При максимальном значении JPEG Fine кадр визуально не отличим от записанного в RAW, за исключением небольших цветных артефактов, вызванных муаром на мелких объектах с периодической структурой. Выбрав при съемке формат NEF, таких неприятных участков удается избежать. Несколько огорчило отсутствие возможности записи JPEG Fine одновременно с сохранением RAW-файла – в режиме RAW+JPEG доступны лишь JPEG-кадры с уровнем сжатия Normal. Кроме того, после задания формата записи RAW аппарат некорректно показывает число снимков, которые можно записать на карту памяти, занижая реальный объем.

Большим преимуществом D70 является способность функционировать от трех литиевых элементов CR2, которые устанавливаются с помощью обоймы, входящей в стандартную комплектацию камеры. Это крайне важно при полевой съемке, когда нельзя перезарядить аккумулятор.

Одним из самых полезных аксессуаров D70 является ИК-пульт дистанционного управления ML-L3. Это устройство гораздо удобнее традиционного механического или электронного "тросика". ДУ позволяет производить автофокусировку и спускать затвор с расстояния более 10 м.

Olympus E-300

Цифровое зазеркалье 5 новых фотокамер для профессионалов
Цифровое зазеркалье 5 новых фотокамер для профессионалов
Olympus E-300
Устройство относится к классу бюджетных зеркальных камер и на сегодня обладает, пожалуй, самым привлекательным в данном сегменте соотношением цена/функциональность/качество снимков. Нам удалось протестировать эту камеру еще до поступления ее в продажу.

Аппарат имеет прочный каркас из алюминиевого сплава. Из металла выполнена и верхняя накладка, под которой размещается механизм поднятия встроенной вспышки. Несмотря на наличие пластика в отделке корпуса, камера производит впечатление весьма надежного устройства.

Несколько необычный вид аппарата – моноблок без характерной усеченной пирамиды сверху – объясняется наличием видоискателя TTL Porro, ранее применявшегося в пленочном Olympus OM-1. Для изменения хода световых лучей в нем используются четыре зеркала, расположенные в левой части корпуса. Такая конструкция не только делает камеру более компактной, но и облегчает ее за счет исключения пентапризмы – тяжелого стеклянного элемента. Правда, яркость изображения в подобном видоискателе незначительно уменьшается (по сравнению, например, с Olympus E-1, где применяется классическая схема), зато существенно снижаются затраты на производство камеры.

Корпус имеет достаточно большую глубину (64 мм), поэтому часть верхней накладки конструкторы решили задействовать для подвижной стойки встроенной вспышки, обеспечив тем самым достаточный зазор между источником света и оптической осью объектива с целью лучшей компенсации эффекта "красных глаз".

Если снять объектив, то можно рассмотреть не только байонет нового стандарта типа 4/3 (напомним, что, кроме Olympus, совместимую оптику выпускает компания Sigma, правда, выбор ее пока что сравнительно небольшой), но и часть спускового механизма, сдвигающего переднее зеркало, – при срабатывании затвора светоприемный блок открывается после смещения зеркала в сторону.

Аппарат имеет только один ЖК-дисплей (что нетипично для камер данного класса), однако его качество просто отменно – отличная цветопередача при обзоре под любым углом и даже в условиях яркого внешнего освещения. Фотокамера питается от литий-ионного аккумулятора высокой емкости, система энергосбережения аппарата нареканий не вызывает.

В комплекте с аппаратом поставляется объектив Olympus Zuiko Digital 14–45 мм 1:3,5–5,6 с хорошими оптическими характеристиками. Приятно отметить, что он укомплектован съемной солнцезащитной блендой. Устройство имеет своеобразную систему ручного наведения на резкость – с помощью кольца на объективе, электрически связанного с системой фокусировки. С одной стороны, это позволяет вводить ручную поправку после автонаводки, но с другой – скорость ручной настройки на резкость ниже, чем в механических системах. Зато зумирование объектива осуществляется чисто механическим способом, что наиболее удобно.

Камера характеризуется отличной эргономикой – аппарат ухватист, удобно лежит в руках, кнопка Спуск находится точно под указательным пальцем правой руки и имеет плавный ход с хорошо фиксируемым промежуточным положением. Спуск затвора тихий и мягкий, что облегчает съемку с рук при относительно длительных выдержках и позволяет фотографировать, не привлекая внимания окружающих.

Несмотря на единственный ЖК-дисплей и сравнительно большое количество кнопок, освоить съемку этим аппаратом очень просто благодаря продуманному расположению управляющих элементов и информативному видоискателю. Поскольку вся съемочная информация сосредоточена на экране, ее легко анализировать. Операции по настройке камеры, такие как выбор программы съемки, изменение баланса белого и установка размера кадра, предельно упрощены – переключение выполняется либо посредством главного селекторного диска, либо нажатием соответствующей кнопки и поворотом вспомогательного колесика. Все изменения сразу отображаются на дисплее и в видоискателе.

Кстати, благодаря информативному видоискателю управление этой камерой можно осуществлять, не отрывая глаз от окуляра, а значит, концентрируя внимание на объекте съемки, что наверняка высоко оценят профессиональные фотографы.

Присутствует уже ставший стандартом для цифровых зеркальных камер датчик ориентации кадра, обеспечивающий правильное положение снимка при просмотре. Кнопка быстрого поворота дает возможность в любой момент переориентировать кадр на дисплее, не изменяя исходного изображения.

Высокое разрешение матрицы – 8 млн пикселов – позволяет получать фото формата A4 без интерполяции. Поскольку система 4/3 разрабатывалась изначально для цифровых технологий, соотношение сторон кадра выбрано равным пропорциям компьютерного монитора – и при просмотре удобно, и благодаря особенностям формирования изображения системой 4/3 качество картинки по краям кадра выше (в сравнении со снимками, форма которых соответствует узкопленочному кадру).

Для того чтобы дать более-менее объективную оценку качества изображения, получаемого данным аппаратом, мы провели параллельную тестовую съемку Olympus E-300 и одним из его ближайших конкурентов, цифровой зеркальной камерой Nikon D70. Больше всего у E-300 понравилась экспоавтоматика баланса белого, прекрасно зарекомендовавшая себя в различных условиях освещения вне помещения. Автобаланс белого камеры при съемке на закате показался нам более естественным, чем у D70. Неплохо справился аппарат и с цветопередачей при предустановке цветовой температуры в условиях искусственного освещения – на изображениях, сделанных Olympus E-300, практически был полностью компенсирован неестественный красноватый оттенок, часто возникающий при использовании ламп накаливания.

А вот при сравнении шумов на кадрах, полученных при значениях ISO больше 200, результаты Olympus несколько разочаровали. При ISO 400 и выше D70 давал картинку менее шумную, чем Е-300. Причиной этому могут быть как меньший размер матрицы, применяемой в Olympus, так и тот факт, что нами тестировался предпродажный экземпляр фотоаппарата. Так или иначе, но по результатам наших испытаний качество изображения, получаемое E-300, близко к показателям цифровой техники с несъемной оптикой – аппаратов с 8-мегапиксельными матрицами размером 2/3", такими как, например, Olympus Camedia C-8080 и Canon PowerShot Pro1. Наверное, по этой причине разработчики E-300 вынесли в отдельное меню установки ISO 800 и 1600, при которых зернистость изображения, вызываемая цифровыми шумами, хорошо заметна.

Менее совершенна по сравнению с D70 и система автофокусировки аппарата. Чувствительность ее несколько ниже, однако при слабой освещенности настроиться на резкость помогает подсветка автофокуса, источником которой в этом аппарате служит встроенный блиц.

Интересно было сравнить скорости подготовки камер к работе и реакцию срабатывания затворов на нажатие Спуска – параметры, существенные при выборе модели. Небольшая пауза при включении E-300 и при выходе из режима ожидания частично компенсируется продуманной системой управления, позволяющей быстро приступить к работе. Очень приятно, что, как и в других новых моделях цифровых зеркальных аппаратов, задержка срабатывания затвора в этой камере минимальна.

Для записи изображений в аппарате используются карты памяти CompactFlash, поддержка стандарта карт xD-Picture, продвигаемого Olympus, отсутствует.

Благодаря своим характеристикам и сравнительно низкой цене данное устройство может стать лучшей покупкой в классе бюджетных зеркальных камер. Пользователи наверняка высоко оценят и качественное программное обеспечение, поставляемое с аппаратом, в том числе простой и эффективный модуль для работы с RAW-форматом на ПК, который наряду с JPEG и TIFF поддерживается E-300. Многим понравятся уникальные технологии, примененные Olympus для повышения качества изображения, такие как Pixel mapping (исключение "битых" пикселов) и Supersonic Wave Filter – ультразвуковой вибратор для стряхивания частиц пыли, скапливающихся над матрицей.

В заключение отметим, что данный обзор не претендует на полноту, поскольку сегодня в классе профессиональных зеркальных аппаратов появились еще несколько очень интересных моделей, которые следовало бы рассмотреть. В первую очередь это касается 16,7 мегапиксельной камеры Canon EOS 1Ds Mark II и 12,4 мегапиксельной Nikon D2X. Однако в силу целого ряда объективных причин эти устройства еще не поступали в нашу Тестовую лабораторию. Тем не менее мы убеждены, что данный материал может стать своеобразным руководством при выборе профессиональной зеркальной камеры.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT