`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Цифровое фото -- в массы

0 
 

Цифровая фотография развивается столь стремительными темпами, что практически каждый год является вехой в развитии и становлении отрасли. Это утверждение вполне справедливо и для 2003 года -- за прошедшие 12 месяцев в индустрии было придумано, анонсировано, разработано и выпущено столько всего нового и интересного, что даже отследить весь поток основных новостей и анонсов не так уж и просто.

Прошедший год в молодой, но стремительно набирающей обороты отрасли цифрового фото был отмечен множеством интересных событий и тенденций. И практически все основные производители представили в году уходящем новинки, восхитившие фотографов всего мира.

Для Canon, например, 2003 г. был очень и очень удачным. Компания сумела "довести до ума" разработку собственного 6-мегапиксельного сенсора на основе CMOS-технологии, при этом обеспечив очень низкий уровень шума, высокую скорость работы и отличное качество получаемых изображений. Первой камерой с таким сенсором стала анонсированная в феврале "зеркалка" EOS 10D, продолжившая традиции EOS D60. Она получила очень позитивные отклики пользователей и сразу стала хитом. Не почивая на лаврах, в августе Canon наносит еще один сокрушительный удар по конкурентам, что, без преувеличения, основательно потрясло рынок цифровых фотокамер (ЦФК), -- речь, конечно же, идет о бюджетной "зеркалке" EOS 300D Digital Rebel, неслыханно низкая стоимость которой позволила многим любителям присоединиться к элитному фотосообществу пользователей зеркальных цифровых фотоаппаратов.

В секторе компактных камер компания также представила массу релизов -- чего стоят только PowerShot G5, S50, S400 IXUS -- и, не давая конкурентам опомниться, объявила о планах выпуска в новом году около 20 (!) новых моделей портативных камер, ведя агрессивную политику захвата рынка и претендуя, по словам главы "цифрового" департамента Canon Такаши Ошиямы (Takashi Oshiyama), на не менее чем 25%-ную долю.

Для Nikon прошедший год также был знаменательным. Видимо, глядя на успехи Canon, компания приходит к выводу о необходимости срочной разработки собственного сенсора -- ранее в камерах Nikon применялись матрицы сторонних производителей. Анонс соответствующей технологии под названием JFET (Junction Field Effect Transistor) LBCAST (Lateral Buried Charge Accumulator and Sensing Transistor array) состоялся в июле. Данная технология по методу адресации и строению сенсора напоминает CMOS, но за счет применения JFET-транзисторов достигаются более простая конструкция и высокое быстродействие, что позволяет создавать на основе этих датчиков камеры с рекордной "скорострельностью". И такая модель появилась -- 4-мегапиксельная репортерская "зеркалка" Nikon D2H, способная снимать со скоростью до 8 (!) кадров/с. Несмотря на несколько неоднозначную реакцию мирового фотосообщества (преимущественно из-за более высокого, чем ожидалось, уровня шума), D2H убедительно продемонстрировала, на что способна технология JFET LBCAST.

Еще одной любопытной новинкой стала вспышка Nikon SB-800 Speedlight, выпущенная одновременно с D2H. Впервые в индустрии "общение" вспышки и фотокамеры происходит по беспроводному интерфейсу IEEE 802.11b. Это предоставляет массу новых возможностей, например до трех вспышек могут активно вести между собой обмен экспозиционной информацией и централизованно управляться с камеры с помощью технологии Advanced Data Communication. Некоторые обозреватели даже сочли появление SB-800 более значимым, чем выпуск самой D2H.

Но Nikon оказалась явно не готова к "августовским событиям" -- выходу на рынок Canon EOS 300D. И поэтому пока что в качестве ответа ограничилась лишь анонсом о разработке собственной бюджетной цифровой зеркальной камеры D70, которая будет представлена предположительно на осенней выставке Photokina.

В секторе компактных ЦФК из интересных дебютов года можно отметить разве что Coolpix SQ -- устройство с "нетрадиционным формфактором". Прочие новые модели Coolpix (около полудесятка) являются эволюционным развитием серии.

Усилия компании Olympus в 2003 г. в основном были направлены на "раскрутку" нового открытого цифрового фотостандарта Four Thirds и соответственно на продвижение собственной зеркальной камеры E-1. Это легко объяснить -- сделав ставку на разработку "с нуля" профессиональной цифровой "зеркалки", Olympus доказала всем, что она больше не ориентируется исключительно на сектор бюджетных и любительских фотоаппаратов. Е-1 получила отличные отклики в прессе и среди пользователей, что сулит ей хорошее будущее. Но и останавливаться на достигнутом компания не собирается, особенно в свете последних веяний на рынке ЦФК -- имеется в виду бум бюджетных цифровых "зеркалок". Поэтому в предстоящем году планируется выпуск еще двух подобных устройств стандарта Four Thirds бюджетной и средней ценовых категорий, равно как и оптики для всей линейки, выпуском которой займется некий известный, но не называемый пока сторонний производитель.

Olympus, как обычно, радует своих приверженцев доступными и мощными компактными камерами. В прошедшем году появились как очередные модели линейки UltraZoom C-740/C750, так и "пятимегапиксельники" C-5060 WideZoom и С-5000 Zoom. И уже немало было сказано о серии µ[mju:] Digital, последним пополнением которой стала ярко-красная Ferrari µ[mju:].

Гигант полупроводниковой потребительской электроники, корпорация Sony, также достойно входит в новый год. Являясь одним из основных производителей сенсоров для цифровых фотоаппаратов, Sony продолжает совершенствовать собственные технологии, и в июле ею была анонсирована новая CCD-матрица с 4-цветным RGBE-фильтром (RGBE 4-color filter CCD), имеющим дополнительный цвет Emerald -- сине-зеленый оттенок, близкий к Cyan. По утверждениям разработчиков, данная технология гораздо лучше согласуется с тем, как воспринимает цветное изображение человеческий глаз, обеспечивая более точную и естественную цветопередачу.

Соответствующий 8-мегапиксельный RGBE-сенсор ICX456 плюс новый 4-канальный сигнальный процессор были применены в камере полупрофессионального уровня DSC-F828, которая является "наследницей" очень удачной и горячо любимой в народе DSC-F717. Кроме нее, в уходящем году представлены также 5-мегапиксельные компактная DSC-V1 и сверхпортативная DSC-T1, 2-мегапиксельные "малышки" DSC-U30/U40/U50, а также эксклюзивная, миниатюрная и чудовищно дорогая имиджевая модель Qualia 016, поставляющаяся в виде элегантного кейса, вмещающего камеру и полный набор аксессуаров.

Еще один известный разработчик CCD-сенсоров, компания Fujifilm, порадовала нас сразу несколькими новинками. Это прежде всего четвертое поколение матриц, на этот раз двух типов: SuperCCD HR и SuperCCD SR. Первый тип -- сенсоры с повышенным разрешением (High Resolution), способные, по заявлениям Fujifilm, обеспечить разрешение вдвое выше эффективного количества светочувствительных элементов. Но гораздо более интересен второй тип с расширенным динамическим диапазоном (Super Dynamic Range). Не секрет, что проблема узкого динамического диапазона у цифровых камер является одной из основных и не позволяет им пока претендовать на полное вытеснение пленочной фотографии. Для ее решения Fujifilm предлагает использовать не один, а пару светодиодов (низкой и высокой чувствительности) на результирующий пиксел для получения более точной информации в ярких и темных участках изображения.

Были представлены и новые камеры на данных матрицах: SuperCCD HR нашла применение в "зеркалкоподобных" FinePix S5000/S7000 Zoom (с 10- и 6-кратными zoom-объективами соответственно), а SuperCCD SR -- в компактной FinePix F700. И хотя подтверждения заявленного прорыва в области динамического диапазона от независимых источников пока не последовало (вообще, несколько удивительно, что такую "продвинутую" матрицу поставили в камеру класса "компакт"), но потенциал у технологии, несомненно, есть, и весьма высокий.

А вот компания Minolta решила охладить общий пыл "гонки мегапикселов", уделив внимание в своей новой 5-мегапиксельной камере DiMAGE A1 решению другой проблемы. Речь идет о системе Anti-Shake CCD -- впервые в индустрии стабилизация изображения (необходимая при съемке с рук с большими выдержками или при использовании длиннофокусного объектива) производится с помощью компенсации движения непосредственно самой CCD-матрицы, а не групп линз в объективе. Преимущества очевидны, так как легкую и компактную матрицу намного проще перемещать, чем линзы. Но главное -- универсальность, ведь если оборудовать подобной системой аппарат со сменной оптикой, то действовать она будет независимо от установленного объектива. По слухам, почин Minolta нашел отклик у прочих производителей, и некоторые из них уже работают над созданием аналогичных систем для своих камер.

Кроме А1, продолжившей линейку DiMAGE 7, были представлены также "дальнобойная" DiMAGE Z1, компакты DiMAGE G400/G500, DiMAGE F200/F300 и пополнение серии с нетрадиционным размещением линз объектива -- DiMAGE X20/Xt. А по неофициальной информации из источников внутри компании, на этот год готовится долгожданный выход "зеркалки" со сменной оптикой, совместимой с фирменной линейкой. Приводится даже ее название -- Zeus, а увидеть ее можно будет предположительно на осенней Photokina.

Pentax наконец "разродилась" собственной цифровой зеркальной камерой -- а ведь за ее потугами с некоторой тревогой наблюдал весь фотографический мир, памятуя о неудачной первой попытке в далеком 2001-м. Но на этот раз все прошло благополучно, более того, судя по откликам, 6-мегапиксельная "зеркалка" с загадочным названием Pentax *ist D получилась очень даже удачной -- это одна из самых миниатюрных цифровых зеркальных камер вообще. Специалисты фирмы, окрыленные успехом, говорят о том, что нет причин, которые помешали бы им создать еще более компактный и совершенный, но вместе с тем более доступный вариант, что и планируется на будущее. Ну а в отдаленной перспективе -- выпуск "продвинутой" модели со стабилизатором изображения.

Из компактных камер прошедшего года стоит отметить 5-мегапиксельную Optio 555 с "поворотным" экраном, "трехмегапиксельники" Optio 33L/33LF/33WR и портативные Optio S/S4.

Наверное, "разочарованием года" можно назвать Sigma -- в сфере цифрового фото после дебюта зеркальной S9 на полноцветном сенсоре X3 от Foveon в новой модели S10 компания ограничилась лишь заменой датчика на более современную версию. Несмотря на то что физическое число фотодетекторов не возросло, теперь в маркетинговых материалах Sigma звучит число "10 мегапикселов" (при этом эффективный размер изображения составляет 2268 1512). Впрочем, учитывая тот факт, что из-за особенностей конструкции Foveon X3 обеспечивает в несколько раз большее разрешение (детализацию), чем традиционные сенсоры "мозаичной" конструкции, такое заявление, возможно, вполне оправданно. К сожалению, S10 до сих пор "страдает" от того же недостатка, что и ее предшественница, -- получаемые с ее помощью снимки сохраняются на носителе исключительно в RAW-формате, т. е. без какой-либо "внутрикамерной" обработки, и требуют для дальнейшей работы предварительного преобразования на ПК посредством специального программного обеспечения. Это, безусловно, ограничивает возможности применения столь интересной и перспективной камеры.

Компания Panasonic, плодотворно сотрудничая с Leica, продолжает удивлять нас новыми оригинальными компактными ЦФК. Серия "дальнобойщиков" с 12-кратным (!) zoom-объективом пополнилась двух- и четырехмегапиксельными устройствами Lumix DMC-FZ2/FZ10, а более традиционная серия компактов -- моделями DMC-LC33/LC43 с разрешением в 3 и 4 мегапиксела соответственно. Также в линейке появились сверхкомпактные металлические имиджевые DMC-FX1/FX5.

Но самый интересный сюрприз преподнесла Leica. Камера Digilux 2 однозначно не оставит равнодушным ни одного фотографа -- внешний вид, стиль, управление, ощущения и вообще все, что только можно, до боли напоминает старую добрую пленочную "лейку". Более того, в пресс-релизе компании неоднократно употребляется весьма неожиданное, но вполне понятное и простительное в данном случае выражение "аналоговая цифровая камера". О принадлежности ее к цифровому веку говорит лишь огромный 2,5-дюймовый трансрефлективный LCD-экран и несколько специфических для "цифровиков" органов управления на тыльной стороне.

У компании Kyocera стоит выделить модель Finecam SL300R с "поворотным" дизайном корпуса, похожим на ранние Nikon Coolpix. Из новшеств модельного ряда Casio отметим "наследницу" популярной камеры Exilim EX-Z3 -- EX-Z4, а также новые аппараты ультракомпактной серии S -- Exilim EX-S20/M20 (с функциями МР3-плеера) и Exilim EX-S3. HP расширила свою линейку Photosmart мощной 5-мегапиксельной моделью 945 (с 8-кратным zoom), а также бюджетными компактами 395/735/635/435. У Samsung новинкой стала Digimax V4, у Konika -- портативная модель KD-510 Zoom.

Оценивая общие тенденции рынка, мы базировались на данных CIPA (Camera & Imaging Products Association) -- в эту организацию входят практически все основные производители цифровой фототехники. За период с января по ноябрь 2003 г. по сравнению с тем же периодом 2002 г. производство цифровых камер возросло на 89,2% (или на 61% в денежном эквиваленте). Вместе с тем, выпуск пленочных фотоаппаратов снизился на 31% (или на 40,1% "в деньгах"), что позволяет сделать вывод о постепенном вытеснении "цифрой" аналоговых устройств. Но, по мнению специалистов, об окончательной и полной победе над "пленкой" пока говорить рано, так как до сих пор остаются области и задачи, в которых цифровая фотография пока не может конкурировать с аналоговой на равных. Поэтому производители продолжают преумножать и совершенствовать свои линейки пленочных камер.

По потреблению ЦФК на первое место неожиданно вышла Европа, где в данное время наблюдается бум цифровой фотографии. В этом, кстати, несложно убедиться лично -- достаточно пройтись по улицам родного Киева, чтобы увидеть значительно возросшее количество туристов с "цифровиками".

Что ж, перспективы данной отрасли самые что ни на есть радужные. Но все же в новом году хотелось бы, чтобы более полно задействовались возможности цифровой обработки изображений. Не секрет, что наращивание "мегапикселов", увы, чаще всего приводит к повышению уровня шумов матрицы, но далеко не всегда гарантирует более высокое разрешение. А ведь с помощью алгоритмов цифровой обработки можно творить настоящие чудеса -- например, автоматически компенсировать различные искажения zoom-объективов (бочкообразную дисторсию, виньетирование и падение изображения в углах) в камерах с несменной оптикой, устранять смазывание от дрожания рук при длинных выдержках и т. д. Кроме того, пока что большинство цифровых камер демонстрируют скорость работы намного ниже, чем их пленочные аналоги, -- так называемый "лаг", т. е. задержка от момента нажатия на спуск и до срабатывания затвора у первых чаще всего значительно длиннее, не говоря уже о времени сохранения картинки и переключения режимов записи/воспроизведения. Впрочем, по мере совершенствования сигнальных процессоров будут расширяться как возможности цифровых камер, так и возрастать скорость их работы.

Но всего этого, несомненно, следует ожидать в будущем. И учитывая темпы развития отрасли, возможно, не в таком уж и отдаленном...


Цифровое фото -- в массы
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT