`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Цифровая инфраструктура: проблемы и перспективы

+44
голоса

Мировая экономика до сих пор не в полной мере оправилась от крупнейшего за последние 80 лет кризиса, развитые и в особенности развивающиеся страны пытаются найти те области, которые помогут достичь устойчивого экономического роста и защититься от колебаний рынка. Несмотря на определяющую роль информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в создании инновационной экономики и новых рабочих мест, перспективы построения цифровой экономики на всех региональных рынках сталкивается с целым рядом проблем.

Коммерческий интернет прошел путь от средства развлечения до абсолютно незаменимой для бизнеса технологии менее чем за 20 лет. Сейчас сетью пользуется около трети населения земли (около 2,5 млрд человек), но уже к 2020 г. аудитория интернета превысит 4 млрд и охватит более половины человечества. Непрерывный доступ к информации, коммуникациям, коммерции, развлечениям, общению, стал обыденным, и в значительной мере изменил многие отрасли, прежде всего здравоохранение и образование, и фактически способствовал организации новой цифровой экономики.

Экономика интернета считается одной из наиболее перспективных отраслей, растет более чем на 10% в год, а в развивающихся регионах — на 12-25% в год, т.е. намного быстрее мировой экономики в целом. По некоторым оценкам, к 2016 г. экономика интернета стран G-20 достигнет $4,2 трлн, или 5% ВВП. Тем не менее, с точки зрения перспективы, практически все регионы имеют те или иные проблемы, которые препятствуют инвестициям в цифровую экономику и развитие телекоммуникационных — по меньшей мере, такой вывод позволяет сделать отчет, представленный на недавно прошедшем World Economic Forum специальной комиссией и Boston Consulting Group.

Успех США на цифровом рынке во многом определяется свободой движения информации, а также наличием единого органа, который занимается консолидацией коммуникаций и управлением диапазонами частот. Доступ к широкополосному интернету доступен для 78% населения страны (это конечно, не означает, что ими пользуются), на проводные коммуникации приходится 57% рынка, наиболее востребованы услуги оптоволоконной связи (FTTH), которыми пользуются 7 млн домовладений. По версии Akamai, по средней и по пиковой скорости доступа США занимает 7-е место в мире, правда, услуги в высокоскоростном диапазоне часто дороже, чем в других регионах. Это объясняется прежде всего большой территорией, и несмотря на то, что американские операторы фиксированной связи в 2013 г. вложили в инфраструктуру около $299 на домовладение, проблема последней мили по-прежнему острая. По мнению экспертов, решить этот вопрос без вмешательства государства не удастся — достройку инфраструктуры нужно стимулировать, в том числе и за счет упрощения доступа к коммунальным сетям и снятия ограничений на деятельность муниципальных органов в данном сегменте.

Как ни странно, проблемы коммуникаций особенно остры в Западной Европе — за последние десять лет старый свет существенно сдал свои позиции в цифровом мире. К сожалению, отмечают эксперты, Евросоюз пока предпочитает обсуждать популистские решения вроде создания единого рынка услуг и отмены платы за роуминг, а не вопросы проникновения фиксированной и высокоскоростной мобильной связи, ограниченного выбора сервисов (надо сказать, они относительно дешевы), регуляторного прессинга на лидеров рынка (Google, Alibaba, Facebook).

Нужно отметить, что в Европе ситуация очень неоднородная. Например, экономика интернета Великобритании достигает 10% ВВП, преимущественно за счет интернет-торговли, Швеции — 8% ВВП, Дания и Эстония имеют развитые системы государственных сервисов. Проникновение высокоскоростных мобильных сетей (3G и LTE) высокое только в скандинавских странах, но в расчете 1 МБ услуги на 20% дороже, чем в тех же США или Японии, что сдерживает потребление контента. В остальных странах наблюдается катастрофическое снижение инвестиций в развитие мобильных инфраструктур (67% от показателей 2004 г., вполовину меньше чем в США) — стоит ли удивляться, что к концу 2013 г. LTE пользовалось только 2% европейских подписчиков, против 20% в США и 50% в Южной Корее.

Несмотря на высокий потенциал, Европа так и не стала местом активного развития стартапов, преимущественно из-за негибкости трудового законодательства, высоких налогов, бюрократических ограничений (за исключением лишь Великобритании и Германии). На сегодняшний день только одна из 25-ти крупнейших (по размеру капитализации) интернет-компаний мира находится в Европе. Венчурные инвестиции в регионе не превышают 0,03% ВВП (в США — 0,17%, в Израиле — 0,36%).

На развивающихся рынках ситуация иная: большая часть пользователей интернета живет в регионах где доступны 2G или 3G, и мобильные сети служат основным способом доступа в интернет. По данным Boston Consulting Group, здешние пользователи активно используют правительственные сервисы, образовательные ресурсы, пр. Для развивающихся стран в целом характерны малоразвитая инфраструктура фиксированных линий связи, большая разница в потреблении услуг в городской и сельской местности, низкая средняя выручка с пользователя (затрудняет возврат инвестиций), потребность в локализации цифровых сервисов на местный язык. Многие развивающиеся страны перешагнули сразу через несколько этапов развития инфраструктуры и сразу занялись внедрением мобильного высокоскоростного интернета, который здесь особенно важен с точки зрения доступа к образованию и медицине. Впрочем, спрос на такого рода услуги несколько тормозит высокая как для этих регионов цена смартфонов начального уровня и отсутствие необходимых для работы навыков у среднего пользователя. Как отмечают экономисты, каждые дополнительные 10% покрытия в развивающихся странах увеличивают ВВП на 1,2%, а 10% покрытия широкополосным интернетом — на 1,38%.

По оценкам Boston Consulting Group, к 2015 г. в Индии общий объем онлайн-платежей составит $350 млрд, почти на треть больше чем годом ранее. Новый толчок сегменту мобильного интернета даст проект общеиндийских 4G сервисов (голосовых и передачи данных) в 20 МГц диапазоне. По информации TNS, 80% интернет-пользователей центральной Африки — мобильные, их число ежегодно растет на 21%, а правительство Руанды намерено к 2020 г. создать в стране региональный хаб ИКТ компаний и мощный ЦОД. В Бразилии проникновение мобильной связи уже превысило 100%, но по большей части это 2G, сейчас в стране реализуется проект развертывания 4G сетей, рынок стимулирует гибкая политика правительства (выделение частотных диапазонов через аукционы).

Во всех регионах мира самый ограниченный ресурс — радиочастотные диапазоны, используемые для голосовых коммуникаций и мобильного интернета. По данным Cisco, в конце 2013 г. мировой объем мобильного трафика составлял 1,5 экзабайт в месяц, а в следующие 10-15 лет он вырастет в 1000 раз, преимущественно за счет интернета вещей и M2M сервисов. Более того, если сегодня для M2M почти всегда достаточно 2G, то вскоре потребуется 3G или LTE.

На фоне дефицита доступного спектра отдельные диапазоны, скажем 600-700 MГц, на котором работает телевещание, используются крайне неэффективно. Часть спектра, зарезервированная для правительственных и военных нужд, вообще практически не используется. В идеале лицензии на спектр должны быть технологически нейтральными, но определенных диапазонах они напрямую требуют использования 2G вместо куда более мощных 3G или LTE. Страны нарезают спектр по собственному разумению, порой узкими полосами в 1 МБ, что сказывается на емкости мобильных сетей. Из-за отсутствия единой политики сети 4G работают более чем в 40 диапазонах, а значит, смартфоны должны поддерживать технологию 4G в них всех — это удорожает аппараты, и негативно сказывается на заряде батареи.

Пока большинство пользователей беспроводного интернета работают в 2G сетях, но уже в ближайшее время операторам придется переводить абонентов на 3G и 4G, активнее использовать нелицензируемый спектр (Wi-Fi, Bluetooth, RFID). Одним из вариантов наращивания мощности беспроводных сетей, особенно в условиях плотной городской застройки, могут стать плотные сети (расстояние между станциями 100-200 метров) с малым размером ячеек. Такой проект уже реализуется в Токио и обеспечивает в пять раз более плотное покрытие, чем обычно в городах. Еще один возможный подход — использование открытого доступа к микроячейкам на существующем периметре (домашних точка доступа, например).

Для цифрового бизнеса нужны: адекватная цифровая инфраструктура, технологически грамотные пользователи и технологические таланты и предпринимательской жилкой, дружественная бизнес-среда. Определяющую роль в формировании этих условий играет государство, которое может обеспечить долговременное планирование, прозрачное распределение частот, поощрение инвестиций, защита интеллектуальной собственности, налоговая система, регулирование привлечения интеллектуального капитала. Последнее особенно актуально: инженеры — критический ресурс, на который приходится до 80% в структуре расходов стартапов, а более половины стартапов Кремниевой долины основаны иммигрантами в первом поколении.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT