`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Владимир Безмалый

Что происходит?

+713
голосов

 Уровень знаний сотрудников ИТ падает с каждым днем. Уже не редкость вопросы на семинарах от людей, с гордостью именующих себя «системными администраторами»: «А что такое AD? А как с ним работать?»

С одной стороны понятно, что все это можно списать на недостатки вузовского образования, благо, с образованием у нас как в сказке, чем дальше, тем страшнее.

С другой стороны, понятно, что задача ВУЗа дать общеинженерное образование и научить учиться! Но, увы, как раз с этим у нас не сложилось. ВУЗы не учат учиться, сегодня ВУЗы учат сдавать тесты, запоминать кучу абсолютно ненужного и благополучно забывать сразу же после тестов. На выходе же, как правило, выпускник ничего не умеет!

Однако и это, в конце концов, можно победить, было бы время и желание учиться. А вот его, как раз таки и нет.

С одной стороны – понятно почему. Современному выпускнику, молодому ИТ-инженеру, катастрофически не хватает денег. Ведь пойти, без знаний, без навыков, он может лишь в маленькую фирмочку, где будет заниматься чем угодно, начиная от установки катриджей до администрирования системы. При этом получая мизерную зарплату, которой с трудом будет хватать на жизнь. Как результат – часть молодых инженеров попытается решить эту проблему, устраиваясь на двух, а то и трех работах, другая же часть просто найдет более «хлебные» места и вообще оставит работу в ИТ.

Это не пустые слова. Не так давно моя дочь закончила университет по специальности «Защита информации в компьютерных сетях и системах». Из ее группы, в которой обучалось порядка 25 человек, по специальности, включая ее, сегодня работают пятеро. Страшная статистика, не правда ли?

Ну хорошо, молодежь не учится, а более старшее поколение? Здесь практически та же картина плюс гораздо более закостенелое мышление. Т.е. мы вот так работаем, нам удобно, зачем что-то менять? Ведь мы имеем ту же проблему (отсутствие денег) плюс наличие семьи, детей, кредит на квартиру и т.д. Где уж тут найти время на самообразование? Результат печален.

Мы имеем армию недоучек, которые, увы, не могут, да и не хотят внедрять новые технологии, так необходимые бизнесу. А ведь как часто меняются технологии в ИТ, мы с вами великолепно знаем.

Также не стоит сбрасывать со счетов стереотипы об ИТ в структуре компании. Многие наши руководители или владельцы бизнеса до сих пор не понимают, что ИТ – это дотационное подразделение. Также как и бухгалтерия, например. Ведь та же бухгалтерия напрямую не «зарабатывает» деньги для компании, она всего лишь выполняет вспомогательные функции. Вот точно также работает и ИТ-отдел. Он должен давать возможность компании работать по своему основному направлению, получать прибыль от своей деятельности, ни больше, ни меньше.

Существуют моменты, когда вложенные деньги в ИТ не окупаются или не возвращаются, как было спрогнозировано. В такой ситуации необходимо анализировать, рационально ли были потрачены средства, то есть на нужные ли усовершенствования. Либо же смотреть почему подразделения компании, которые должны зарабатывать деньги, этого не делают, не используют новый функционал. Но это тема для отдельной статьи...

Но если вы считаете, что это все, вынужден вас огорчить. Далеко не все! Ведь большая часть ИТ-специалистов живет и работает на периферии

Сегодня Украина это не только города-миллионеры. А как быть тем, кто живет на периферии?

По данным новых исследований, которые включают данные городов с населением менее 50 тысяч, количество пользователей Интернета на Украине составляет более 12 миллионов человек.

Об этом на конференции компании Яндекс «Маркетинг в цифровые времена», сообщил директор по исследованиям агентства Cortex Алексей Бакун.

Из этих 12 миллионов, 8,6 миллионов человек приходится на города с населением более 50 тысяч. Ещё около 3,5 миллионов приходится на города с населением менее 50 тысяч человек.

Таким образом, учитывая, что население Украины составляет 46 миллионов жителей, уровень проникновения Интернета в стране составил 25%.

Таким образом миф о том, что ИТ-инженер может учиться в маленьком городке, вернее доучиваться с помощью интернета, это не более чем миф.

Результат? Эти люди находятся в еще более ужасающем положении.

Где выход?

На самом деле есть два варианта. Утопический и реальный

Утопический. Не менее 20%, а то и 30% рабочего времени инженер должен учиться! Еще раз подчеркну, своего рабочего времени ваш сотрудник должен учиться. Боюсь правда, что в нашей стране это невозможно.

Второй. Более реальный. Об этом мы еще поговорим ниже. Это внедрение облачных технологий. В таком случае уровень подготовки вашего инженера будет гораздо ниже. Ведь части обязанностей у него просто не будет. А следовательно и требования к квалификации будут тоже снижены, на мой взгляд.

Какой выход выберете вы? Не знаю!

Давайте рассмотрим вполне конкретный пример. Сегодня мало какая компания может обойтись без электронной почты. А что кроется за работоспособностью корпоративной электронной почты? Вариантов, как всегда, несколько...
Первый – в компании есть штат своих специалистов, которые обеспечивают функционирование почтовой системы. Но и тут бывают варианты, либо идти в ногу со временем и пользоваться всем функционалом, который предлагает Exchange 2010, либо ограничиваться сторонними решениями, которые дадут вам обычные электронные почтовые ящики (pop3/smtp).
Второй – отдать заботу о работоспособности почты на откуп хостеру, который занимается поддержкой корпоративного сайта. Этот вариант немногим отличается от использования своих pop3/smtp ящиков – просто вы не управляете самими серверами, а только настройками почты.
Третий – своими силами управлять почтовыми настройками, но использовать облачные технологии. Для этого варианта, что очевидно, не нужен сертифицированный специалист, с такой задачей справится ваш сотрудник, который хоть немного понимает принципы работы электронной почты. Ведь в таком случае всё управление сводится к созданию/удалению почтовых ящиков, групп рассылки. Максимум - настройки почтового клиента на компьютере сотрудника, но и эту работу можно переложить на HelpDesk (службу поддержки клиентов).
Как видите, компаниям есть из чего выбирать. Но далеко не все маленькие (и не очень) организации знают о таком выборе. Ведь выбор должен быть оправдан, необходимо точно понимать, во сколько для компании выльется владение тем или иным вариантом организации почты. Что Microsoft, что Google, что антивирусные компании давно предлагают свои решения для малого бизнеса. И, самое интересное, предлагают абсолютно бесплатно или намного дешевле покупки и установки ПО на компьютерах компании.
Для организации хранения вашей корпоративной почты (нам же нужен наш домен, а не бесплатные сервисы) на серверах этих компаний достаточно сделать небольшие изменения в настройке DNS вашего домена, указать нужное количество почтовых ящиков, назначить им имена и пароли, ну и всё, всё готово. Плюс ко всему вы получаете в качестве бонуса веб-интерфейс на основе Hotmail/Gmail, но это уже кому что больше нравится.

+713
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

с гордостью именующих себя «системными администраторами»: «А что такое AD? А как с ним работать?»
***
о да. месяц назад целый отдел таких админов увидел. "рулят" парком из более чем 300 машин. что такое АД не знают в принципе.

обучалось порядка 25 человек, по специальности, включая ее, сегодня работают пятеро
***
почему Вы думаете, что это только в ИТ? из моей группы, 16 человек, (не ИТ) по специальности работает 3-4 человека.
это много где так. люди поступают не туда, находят себя в другом, уходят на другие должности/рынки/деньги.
рыба ищет где глубже. вот и всё.

стереотипы об ИТ в структуре компании
***
а вот это правда. знаю одну ОЧЕНЬ большую компанию, в которой ИТ - на уровне уборщиц. владелец фирмы называет их (нас) "колхозом".

Но далеко не все маленькие (и не очень) организации знают о таком выборе.
***
скорее они не нуждаются в выборе. им достаточно "простого pop3/smtp".

на счёт того, что в небольших городках человек не может получить знания - категорически не согласен. ищущий - найдет дорогу. другое дело, что опыта у него будет мало/не будет совсем. но это не значит, что этого не понимают серьёзные работодатели, приходящие в регионы. они ищут и находят людей, которые могут и хотят и быстро включаются в работу. а если ещё у работодателя есть люди, которые помогут на первых этапах - это вообще.

сам "админил" мелкие офисы фирмы, а в 2006 году взяли на работу, где сразу AD (до этого, только читал о ней, и перед собеседованием читал специально) и более 100 компов и всякой другой техники. да, было сложно первые два месяца. потом всё наладилось )

Я понимаю, что в маленьких городках будут те кто хочет учиться. Сам приехал из такого маленького города. Но вот много ли их будет??? Не думаю!
Microsoft Security Trusted Adviser
MVP Consumer Security

Современному выпускнику, молодому ИТ-инженеру, катастрофически не хватает денег.

да ладно.
дело в том, что молодежь хочет выпустившись иметь сразу золотые горы.
а с чего бы им платить много за 0 опыта, умений и, зачастую, мозгов?
и в итоге подобные жаждущие бабла портят денежный ландшафт в отрасли: работодатель в итоге ни этим много не платит, ни крупным спецам (ну а нафиг, если ко мне приходил вася пупкин и сказал, что все умеет за 2500).
__
В далёкие-далёкие времена, когда байты были битами...

В провинциях на AD тратиться как-то не принято, проще нанять умельца (по цене WinServer2008 поделить на два), который SAMBA прикрутит. Зарплата дешевле.

Знаю большую контору (несколько заводов), использующую самоклёп на основе FDS + токены потому как лицензии Microsoft это дорого. Максимум ради чего покупаются терминальные сервера - 1с крутить.

Такие дела.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

По корпоративной почте. На селе нынче стандартом Google Apps for domains или FreeBSD с Postfix с администрированием мальчика посоветанного провайдером гривень по 100 за инцидент.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

postfix dovecot
__
В далёкие-далёкие времена, когда байты были битами...

Эээ... postfix - MTA, dovecot - MDA если что ;)

Пусть будет Exim+Courier-IMAP, сути не меняет.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

знач exim+dovecot =)

__
В далёкие-далёкие времена, когда байты были битами...

А потом что делать с мальчиком будете? Кто отвечает? Мальчик??

Microsoft Security Trusted Adviser
MVP Consumer Security

а что значит "отвечает"?
нешта в конторах, где АД, при инцидентах людей в тюрьму с конфискацией сажают.
раз контора согласна на приходящего, значит не все для нее так критично и страшно.
поломалось, позвали, починил.
а в случае с почтой и звать незачем, удаленно все.

__
В далёкие-далёкие времена, когда байты были битами...

В большинстве случаев никто. Когда мальчикам дозваниваются они кричат "развели тут вирусов, опять заблэклистили".

Наша компания среди прочего аутсорсит поддержку инфраструктуры в десятке компаний. Так только в одной из них ЛПРы уделяют внимание почтовой системе. В остальных максимум Google Apps, минимум cool_firm_rivne_2003@mail.ru и tanya-blondymanager@ukr.net. И ценности не понимают. "В нас електронна пошта нормально працює, тільки ось спаму багато. Зробите безкоштовно, щоб спаму не було?"

Службы каталогов это удел больших и в основном не местных.

Главных два навыка, которыми должен обладать провинциальный айтишник - умение найти общий язык с главбухом (чтобы меньше дёргали) и умение сделать ноги когда прийдут проверять лицензионность ПО.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

...умение найти общий язык с главбухом (чтобы меньше дёргали) и умение сделать ноги когда прийдут проверять лицензионность ПО.

:-D
__
В далёкие-далёкие времена, когда байты были битами...

Да, последний квартал гоняю своих технарей на сертификации от MS и вижу недоумение в глазах - "Ну здав я, і що? Нікому це не потрібно". Если кодерам есть куда идти (филиалы софтсервов с люкссофтами с радостью раздают неплохие зарплаты начинающим), то карьера SA совсем не радует.

Хороших мест мало, там уже сидят, уезжать в Киевы не всем хочется. Вот и сидят, настраивают коробочки за 50-100 гривень, по чуть-чуть учат что-нибудь эдакое, чтобы или сменить профессию, или вкусную подработку.

P.S. Я из столицы №3, если что.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

То-то и обидно. По себе знаю. Когда-то работал в маленьком городке. Пока не уехал
Microsoft Security Trusted Adviser
MVP Consumer Security

Просто надо убрать MS из образования, не совсем, а так чтобы упоминалось как один из вариантов реализации.
И учить не AD, как одной реализации ldap причём кривой, а общим принципам и желательно на открытом ПО, где можно и попробовать и поиграться и исходники посмотреть.
А пока MS будет лоббировать свои продукты в школах и сфере образования , а чиновники брать откаты - вот так как сейчас и будет.

Вот когда на пользовательских ПК MS будет занимать 3-5% вот тогда и уберут. Сразу же :) А пока придется учить:)
Впрочем, если вы готовы представить программы (школьные, ВУЗовские) по другим ОС - обратитесь в Мин науки, может вам удастся убедить их (и нас) что ваша точка зрения правильна и ваша любимая ОС занимает на рынке 90% а мы слепые этого не видим :)

Microsoft Security Trusted Adviser
MVP Consumer Security

Ну тогда не удивляйтесь уровню образованности.
Пока обучение сводится к кнопконажимательству в MS windows и такой хернёй как "набор текста в вёрд", "убирание красных глаз в photoshop",
"администрирование AD" вот и будете иметь людей которые бездумно заучили некоторые неочевидные алгоритмы без понимания сущности и альтернатив.
Про большинство - опять таки глупости. 90% процентов пользуются телефонами -что надо всем IT изучать android + symbian?
больше половины курят -что гос-во должно поощрять курильщиков и т.п.?
(правда думаю оно поощряет табакопроизводство...)
гос-во должно заботится о гражданах и их выгоде, поэтому бороться с монополией MS в первую очередь.

> Пока обучение сводится к кнопконажимательству... без понимания сущности...

Мне почему-то всегда казалось, что это от выбранной ОС и прочих программных продуктов не зависит. Все как-то считал, что больше от программы обучения, методики, преподавателя, в конце-концов. Не?

Именно так :) Не поверите, но когда я заканчивал ВУЗ и слова такого Microsoft никто еще не знал :) Боже как давно это было:(
Microsoft Security Trusted Adviser
MVP Consumer Security

Причём тут самая распространённая ОС к образованию не пойму.
То что сейчас пропагандируется-продвигается MS и по моим наблюдениям происходит почему-то на всех уровня образования - это уровень ПТУ, а именно конкретные навыки работы в конкретных приложениях с учётом спец. подготовки и раьоты именно с этими приложениями в дальнейшем.
Ни к школе ни ВУЗам они не применимы.
В школе максимум надо общую комп.грамотность - и там это легче делать на свободном ПО ( нахрен там не здался ни офис за 400уе, ни виндовс за 200, ни фотошоп за 1000уе и тп).
В России это поняли и пытаются делать, но как получается через одно место изза реалий откатов и т.п.
А в ВУЗах наоборот, важны стандарты, исходники, возможность поменять и развить, сравнить с альтернативами, усовершенствовать и т.п. И тут таки опять продукты MS смотрятся плохо, потому что ничего из этого нету.

Так воруют же все и офис и фотошоп и даже виндовс и именно за 200 стараются хотя есть и подешевле. Вот когда начнут сажать в тюрьму за воровство программ, тогда и обратят пользователи внимание на более дешовые или бесплатные продукты. А пока процветает беззаконие и воровство бессмысленно рассуждать об альтернативе - воруют лучшее (иначе б воровали другое)

ну насчёт лучшее -поспорил бы :-)
смотря что , для чего, и для кого.

Тег "наука и технологии" порадовал.
-
Дилетант широкого профиля.
"(с) by BG"

Увы, это и есть состояние науки и технологий в сегодняшней Украине
Microsoft Security Trusted Adviser
MVP Consumer Security

Однажды на собеседовании кандидат в мастера по ремонту ПК не смог нарисовать диодный мост :(((((((((
Впоследствии вырос во вполне пристойного специалиста. К тому, что каждому правилу свои исключения.

А навіщо майстру по ремонту ПК діодний міст?..

Вы не поверите, но сервисникам приходится паять и разбираться в электронике хотя бы на уровне ремонта блока питания.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

Схему диодного моста, обозначение или изображение изделия :)
Возможно он просто не понял, что Вы от него хотите?

Картину диодного моста, с тенями...

Пара слов.

Сам живу в провинции. Изучал все самостоятельно. Самостоятельно внедрялись и постфиксы и довекоты и самбы и потом переходы на AD+Exchange. Ну то есть я в теме.

Что вам всем та AD так набила оскомину. Как когда-то было правильно замечено про UNIX - она настолько многообразна, что администратор, проработав, например, с СУБД какой-тоSQL может не знать как конфигурируется самый-самый sendmail. Вот понятия mc и cf файлом мы не требуем, зато AD должны знть все...

Что замечено: многие поливают решения MS, но мало кто в них серьезно разбирается. Многие говорят о лучших решениях с использованием свободного ПО, но мало кто реально поддерживал даже десяток десктопов на опенсурце.

По работе. http://it-times.ua/articles/career/84/. Расти есть куда. Меньше нытья, больше дела. У Агеева подход мне понравился. У него выпускник, ничего не умеющий не будет гнуть пальцы и требовать повышения бонуса.

По поводу с кого спрашивать - вы забыли в каком государстве живете? Что спрашивать? Пиратское ПО? Да порешают дядьки и эти вопросы, что вы в самом деле.

А вот в ВУЗах важно изучать подход и реализации. Например, лично я нигде не видел чтобы хотя бы понятие RFC раскрывалось в ВУЗах, и как сними работать на примере чего-нибудь (та же маршрутизация, набившая всем оскомину).

По поводу почты в бизнесе: надо - свой эксчендж или опенсурц почтовый сервер. Надо аутсорсинг и крутость - аренда сервера в ЦОДе или вообще по-модному поступить: Hosted Exchange заказать и пользовать.

Я считаю, что пора завязывать с понитуем мегаважности ИТ: ИТ ничем не лучше и хуже электрика, сантехника, бухгалтера. Хотя последний сидит на мешке с баблом и его надо уважать. А лучше дружить :)

Утопичная модель на самом деле называется реалистичная. И не только для ИТ. Учиться надо постоянно. Это нормально для работника, который работает не только в сфере высоких технологий.

Кстати про облака... А вот все же слышали про слив паролей у хостеров. Проблемы нет-нет да и проскакивают. Подписан на новости да ацентров - часто про outages новости проскакивают. И что тогда? У какого мальчика спросить? Куда засунуть все эти SLA и прочее?

"Таким образом миф о том, что ИТ-инженер может учиться в маленьком городке, вернее доучиваться с помощью интернета, это не более чем миф." - это реальность. И сам автор - доказательство.

---
Всем удачи.

Ну, так, якось же вивчились люди на модемах 14400 і менше...

Всё, большей частью, правильно. У меня лишь одно пожелание к уважаемым авторам - будьте лаконичны. За большим количеством текста теряется его суть.

Эмм ..
"Облачные технологии" у меня ассоциируются с "нано технологиями",
или это только у меня?

Только у вас. Рекомендую больше читать
Microsoft Security Trusted Adviser
MVP Consumer Security

Может быть, не совсем в тему, но...
Как известно, приказчиками (уж позвольте использовать именно это слово) в магазины компьютерной техники принимают лишь лиц, имеющих высшее инженерное образование в сфере ИТ (как минимум, бакалавра). Однако простейшие вопросы об экземплярах на прилавке вводят сей контингент в состояние глубочайшего ступора. Что и говорить, добиться вразумительного ответа о стандарте оперативной памяти в той или иной модели ноутбука, не говоря уже о её частоте, невозможно. На вопрос, чем отличаются флешки одинакового объёма стандартный ответ - дизайном. О скорости записи и чтения, никто, похоже, и слыхом не слыхивал. Окончательно добило, что в ответ на просьбу продемонстрировать флеш-карты формата Seure Digital молодой человек шарахнулся с криком: "А у нас таких нету!" А на вопрос, какие есть стал перечислять названия фирм-производителей. Неужто эти люди за годы обучения в вузе ни разу не подходили к компьютеру? Как вообще им выдали диплом?
Вопросы, конечно, риторические... Кажется, что должности с нормальной оплатой достаются исключительно по "блату". В этом случае студенту совершенно незачем обременять себя "скучной" учёбой. А у кого родителей, родственников или знакомых, могущих хорошо устроить после выпуска, нет - хоть учись, хоть не учись...
Кроме того, катастрофически падает уровень преподавателей. Если раньше молодой преподаватель в вузе был образцом эрудиции и гибкости мышления, то теперь это представитель гонористого племени незнаек и зазнаек. Зубры и мастодонты прежней эпохи ушли, а на смену им никого не подготовили...
Одно странно, если уж владельцы магазинов наверняка заинтересованы в продажах, как они могут мириться с подобной квалификацией персонала?
Может, наймут девушек посимпатичней, и те станут говорить покупателям: "Посмотрите, вон на том корпусе разноцветные бабочки нарисованы, а на этом - забавные котята!"

В сущности вы говорите о том же, о чем и я. Только с другой стороны. На самом деле продавцы в отделах вычислительной техники это те же недоучки.
Когда вы говорите о преподавателях, то чаще всего молодой преподаватель - это человек который просто себя не нашел в другой работе. Ведь будем откровенны, молодой преподаватель получает настолько мало, что с трудом понимаешь как они вообще живут на эту зарплату. Но вместе с тем гонор у молодых преподавателей зашкаливает. Хоть знаний нет, зато гонор есть! Увы, но правда
Microsoft Security Trusted Adviser
MVP Consumer Security

А готов ли потребитель платить за сервис? Всё время ищем ведь где подешевле. А экономят на сервисе: на закупочной цене, аренде торгового помещения, на взятках и откатах ведь не сэкономишь. Когда будет на весь Киев 5-6 магазинов с компьютерной техникой, рабочим днём продавца по 6-8 часов на скользящей пятидневке и з/п как у специалиста средней руки в офисе - тогда можно будет говорить об обслуживании. А когда те же карты памяти и ноутбуки чуть ли не в каждом ларьке продают, то о каком качестве обслуживания и квалификации персонала может идти речь?

Помню, в глухой провинции покупал в 2003-м году свой первый сотовый телефон, тогда и салонов связи в городе было совсем немного, как и владельцев телефонов. Телефоны продавали люди в офисных костюмах, и ты приходил не просто в торговую точку, а в храм мобильной связи (по субъективным ощущениям). А сейчас нанимают за копейки малолеток толкать очередные стеклянные бусы дикарям новинки сотовой связи.

Ну, за хамство я уж точно платить не буду. Впрочем как и за не знание. Но вы правы, получить консультацию в магазине весьма сложно, почти невозможно. Хотя, могу сказать, что есть примеры и обратного. Находил в Киеве.
Microsoft Security Trusted Adviser
MVP Consumer Security

Вероятно что все о того что "должности с нормальной оплатой достаются исключительно по "блату" - выходит что одним хоть учись, хоть не учись все будет ..., а у кого есть блат то наоборот примут какой есть и поставят управлять умными...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT