`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Чипсеты для 3D-акселераторов: подводим итоги за год

0 
 

Конец года -- самое время для IT-изданий "собирать камни", разбросанные за 12 месяцев производителями компьютерных комплектующих. А затем предоставлять эти самые "камни" в сжатом и обработанном виде читателям. Займемся этим и мы. Сегодня в роли "камней" традиционно выступают 3D-чипсеты.

Технические характеристики графических чипов
Сейчас уже нет необходимости во "вступительном слове" объяснять причины подведения итогов за год и сведения в едином материале акселераторов, так или иначе появлявшихся на страницах нашего издания в течение этого времени. Список разработчиков чипсетов на рынке игровой 3D-графики сократился ровно вдвое -- вместо четырех конкурирующих компаний реально остались две. Имена их не нуждаются в представлении. Но сокращение числа игроков совершенно не означает сокращения их модельных линеек. Скорее наоборот. Если в прошлом году в нашем обзоре присутствовало 19 продуктов от четырех компаний, то в этом -- 26 и от двух. Места на рынке стало больше -- значит, его надо чем-то заполнять. Чем успешно и занимаются как ATI, так и NVidia.

Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9000 Pro
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9200SE
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9200
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9500
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9600SE
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9600
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9600 Pro
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9600XT
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9700 Pro
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9800SE
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9800
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9800 Pro
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Radeon 9800XT
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
GeForce FX 5200
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
GeForce FX 5200 Ultra
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
GeForce FX 5600XT
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
GeForce FX 5600
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
GeForce FX 5600 Ultra
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
GeForce FX 5700 Ultra
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
GeForce FX 5900
Совершенно не изменилась и ситуация с нашими китайскими друзьями, которые по мере своих "нескромных" сил вовсю помогают этим брендам в насыщении рынка пусть не всегда хорошими, но зато уж точно разными продуктами. Более того -- раз число чипов увеличилось, то и простора для творчества производителей видеокарт стало неизмеримо больше. А это вылилось просто в чудовищное количество присутствующих сейчас в продаже вариаций акселераторов на основе одного и того же чипсета. Маленькая деталь, иллюстрирующая описанную ситуацию: в результате сбора продуктов для тестирования в нашей Тестовой лаборатории оказалось более 80 карт. И это далеко не предел -- расширь мы еще чуть-чуть рамки материала, и их стало бы 100, 150, а то и больше. Такого ажиотажа не наблюдалось давно... Поэтому снова напомним -- не ищите в тесте графических чипов описания конкретных продуктов. Отчасти некоторую информацию по данному поводу вы найдете в следующем материале этого же номера.

Теоретических "размышлений у камина" и обсуждения событий, произошедших на рынке за прошедший год, здесь также не будет. В самое ближайшее время увидит свет номер, целиком этому посвященный. Что же в итоге остается? А остается, ни много ни мало, чистая "выжимка" сравнительного быстродействия практически всего, что может выводить изображение на экран монитора и при этом подпадает под определение "игровой акселератор трехмерной графики". Разумеется, снабженное необходимой информацией о новинках, вышедших за почти истекшие двенадцать месяцев. Итак, приступим к практике, а теорию пока оставим в стороне.


ATI Technologies

Оспаривать тот факт, что прошедший год окончательно закрепил позиции этого разработчика на рынке игрового 3D, сейчас уже бессмысленно. Стоит хотя бы посмотреть на модельный ряд чипсетов данной марки -- около 20 штук. Да, некоторые из них официально сняты с производства, однако до сих пор успешно продаются и, что немаловажно, пользуются немалой популярностью. А такие хиты, как, например, Radeon 9500, оснащенный 128 MB памяти и имеющий 256-битную шину памяти, и вовсе стали объектом поиска энтузиастов.

Прошлый декабрь ознаменовался для ATI выпуском первого DX9-совместимого акселератора -- Radeon 9700. Сейчас подобные продукты имеются в большом количестве и у ее конкурента, однако в отличие от него канадский разработчик успел два раза обновить эту линейку -- сначала выпуском Radeon 9800, а под конец года и Radeon 9800XT. Не остался в стороне и любимец публики Radeon 9500. На смену ему пришел Radeon 9800SE. Как и его предшественник, он основан на ядре старшей модели, но ширина шины памяти у 9800SE не варьируется в зависимости от ее (памяти) объема -- только 128 бит даже для 128-мегабайтовой версии. Однако это касается старых карт, выпущенных на шестислойной PCB, новые же модели будут иметь восьмислойную плату и, как следствие, полноценную "железную" 256-битную шину памяти для версии, оснащенной 128 MB локальной видеопамяти. Разумеется, число конвейеров также "официально" уменьшено до четырех. Уже смешно? Да, ATI таким образом успешно продает "отбракованные" Radeon 9800, у которых все восемь конвейеров неработоспособны. Но так как тестируется далеко не вся партия, а лишь ее часть, то при поддержке "энтузиастов от программирования" пользователь имеет довольно большие шансы получить полноценный 9800 за гораздо меньшую цену. Ну а если не повезет -- что ж, за что уплачено, то и получено... Тем более что многие продавцы "штатно" ввели услугу для своих клиентов по проверке карты перед покупкой на работоспособность всех восьми конвейеров.

Следующим не менее интересным продуктом стал Radeon 9600. Как мы уже говорили, в немалой степени он задумывался как обкатка нового техпроцесса. Но обкатка прошла настолько удачно, что это ядро со временем ощутимо потеснило недавнего фаворита в среднем ценовом диапазоне -- GeForce4 Ti4200. Версия Radeon 9600 Pro при большем быстродействии обладала поддержкой DX9, а обычный Radeon 9600 благодаря изменившемуся техпроцессу работал на частотах Pro совершенно свободно. Если, конечно, производитель не сэкономил на модулях памяти.

Что касается семейства ХТ, то оно включает в себя две модели -- Radeon 9800XT и 9600ХТ. Несложно догадаться, на основе каких чипсетов сделаны эти продукты. Набор нововведений минимален -- повышенные рабочие частоты (как следствие, смена системы охлаждения на более эффективную) и оптимизация технологии Hyper-Z (теперь уже Hyper-Z III+). В текущей версии степень сжатия увеличилась до 24:1.

Не остался без внимания и нижний ценовой диапазон -- появились модели на основе Radeon 9200 и 9600 с приставкой SE. Изменения стандартные -- снижены частоты и ширина шины памяти урезана до 64 бит. Правда, теперь уже безо всяких вариантов: хоть 64 MB памяти, хоть 128 MB, хоть 256 MB (да, есть и такие продукты) -- все равно больше 64 бит вы не получите. Зато и цены на эти карты соответствующие.

В общем, развитие, может быть, и экстенсивное, но весьма и весьма эффективное. И вроде все по правилам -- договорились ATI с NVidia выпускать новые чипсеты не чаще чем раз в год? Ну так ATI и не выпускает... она всего лишь немного улучшает имеющиеся. Но этого "всего лишь" вполне достаточно для того, чтобы постоянно оставаться на гребне -- производительность растет, модельные ряды расширяются, цены постепенно падают (не на топовые модели, конечно). В итоге скоро вероятна картина "куда ни кинь, всюду ATI".


NVidia

Ну а какие же "камни" выбросил на рынок за истекший год этот разработчик? Складывается устойчивое впечатление, что больше камней летело в него со стороны рынка, чем в обратную сторону... Скандал с Futuremark, всем известная эпопея с выпуском GeForce FX 5800/5900, весьма узкий спектр продукции -- небогато, очень небогато. Зато имя этой компании было все время на слуху. Пусть по большей части скандальная, но слава. "Одумалась" NVidia лишь к концу нынешнего года. Наконец-то заметив, что ее конкурент уже почти занял все рыночные ниши и теперь стремительно набирает популярность как среди производителей видеокарт, так и среди покупателей, она решила срочно обновлять и свои линейки ускорителей. Правда, в традиционном для себя стиле -- для начала достав очередную "виртуальную дубину" (на этот раз в лице NV38) и основательно погрозив ею рынку. Но поскольку "дубина" до сих пор так и не появилась на рынке, то и реакция была соответствующая -- "ну-ну...".

Однако некоторые подвижки все же произошли. Во-первых, у ATI была перенята стратегия максимально гибкого изменения существующих чипсетов для покрытия максимальной "рыночной площади". Выразилась она в очень резвом "умерщвлении" (пока, правда, опять виртуальном -- на рынке этих карт еще достаточно много) GeForce FX 5600 и выпуске ему на замену чипа NV36 сразу в двух вариантах -- GeForce FX 5700 и FX 5700 Ultra. Последний, кстати, все же успел приехать в наши края под самый конец тестирования, поэтому ознакомиться с новинкой можно уже сейчас. Тем более что младшая модель не только еще недоступна, но и до сих пор остается достаточно "темной лошадкой".

Итак, по заявлениям разработчика, ядро NV36 построено на базе NV35 (FX 5900) и, соответственно, обладает всеми присущими ему преимуществами, включая возросшую производительность блоков исполнения шейдерных процедур. Так как карта ориентирована на средний ценовой диапазон, то одновременно снижена и ее функциональность -- уменьшены число конвейеров (до четырех) и разрядность шины памяти (до 128 бит). А вот теперь самый интересный момент: в версии Ultra NVidia планирует использовать память DDR II, тогда как младшая модель будет оснащаться обычной DDR. Четыре конвейера, 128-битная шина памяти, частота ядра 300 MHz и DDR II? Забавная получается комбинация... Тем более, помнится, эта компания уже один раз пробовала применить подобную память. Правда, не в среднем, а в верхнем ценовом диапазоне. И вот снова. Ну, посмотрим, благо возможность для этого нам представится.

Следующей новинкой стал выпуск GeForce FX 5600XT. То ли в пику ATI, то ли вообще непонятно по какой причине производитель решил этой приставкой отметить не улучшенный, а "ухудшенный" вариант FX 5600. Частоты снижены просто до неприличных размеров -- 235 MHz для чипа и 200 (400 DDR) для памяти. Кроме того, планируется поставка этих карт как со 128-битной шиной памяти, так и с 64-битной. Готовьтесь, господа, вас ждут новогодние подарки! Эпопея с 64/128 бит на шине памяти у GeForce FX 5200 уже почти закончилась -- покупатели научились отделять зерна от плевел, теперь им заново придется пройти этот путь, но с новым чипом.

Вот, собственно говоря, и все, что приготовила нам эта компания. Не густо? Да уж, действительно. Но в заключение хотелось бы остановиться на еще одном моменте. Кто сейчас в здравом уме и трезвой памяти станет приобретать карты на основе GeForce4 MX440-8Х? Да практически никто... Что делать? Выхода два -- выпуск полноценного аналога Radeon 9000/9200 с такой же функциональностью, производительностью и ценой (FX 5200 не предлагать!) либо... Либо поступить следующим образом -- взять ядро NV18 (MX440), добавить в чип интегрированный TMDS-трансмиттер для поддержки LCD-панелей, контроллер S-Video-выхода, изменить PCB для поддержки 250-битных микросхем памяти вместо 128-битных, использовавшихся ранее, оставить те же тактовые частоты, поменять имя чипа с NV18 на NV18B, присвоить получившемуся "ускорителю" громкое имя GeForce MX4000 и выпустить на рынок. Пользуйтесь на здоровье.


Методика тестирования и комментарии

В качестве тестового стенда использовалась система на основе материнской платы Abit AI7 (i865PE), процессора Intel Pentium 4 3,2 GHz (технология Hyper-Threading отключена), 512 MB DDR3200 под управлением ОС Windows XP Professional SP1. Для акселераторов ATI применялись драйверы Catalyst 3.9, для NVidia -- ForceWare 53.03.

Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Методика осталась неизменной -- синтетический тест в 3DMark 2003 в двух режимах: легком (с отключенной фильтрацией текстур и полноэкранным сглаживанием) и тяжелом (анизотропная фильтрация, максимальная степень FSAA), еще один синтетический пакет -- Code Creatures и два игровых теста -- Unreal Tournament 2003 и FireStarter. Кроме того, для акселераторов среднего и верхнего уровня оценивалось быстродействие в OpenGL с помощью пакета SPECviewperf 7.1.1.

Ну а теперь непосредственно о результатах. Показатели 3DMark 2003 сразу пропустим, так как тест приводится "as is" -- без отключения оптимизации драйверов, исключительно для поклонников "бенчмаркинга" и пользователей, которым нужен экспресс-тест оценки производительности видеоподсистемы в домашних условиях.

Перейдем сразу к игровым подтестам. В UT2003 первая тройка лидеров стандартна -- Radeon 9800 Pro/XT и GeForce FX 5900 Ultra. При этом карты на чипах ATI лидируют в режиме LQ, а вот NVidia выходит вперед при максимальных настройках качества графики, причем разница между FX 5900 Ultra и обычным FX 5900 наблюдается только в LQ. В HQ обе модели демонстрируют одинаковое быстродействие. Новинка FX 5700 Ultra показала достаточно хорошую производительность, чуть опередив Radeon 9600XT, но немного не дотянув до уровня Radeon 9800. Очень неплохой результат для 128-битной шины памяти. Учитывая то, что вариант Ultra позиционируется как конкурент именно Radeon 9600XT, можно сказать, что продукт удался. По крайней мере, в плане быстродействия. Два "топовых акселератора в Low-End секторе" -- Radeon 9600SE и FX 5600XT также идут вровень, демонстрируя производительность на уровне Radeon 9200. Что касается Radeon 9800SE -- то он не только по "рыночному позиционированию" пришел на смену Radeon 9500, но и показал с ним идентичную скорость. Замыкает же список тройка из Radeon 9200SE и двух вариантов FX 5200 -- с 64- и 128-битной шиной памяти. Правда, скорость, показанная этими моделями, находится за пределами играбельности. Максимальное разрешение для подобных карт -- 1024 768. Начальный уровень для разрешения 1280 1024 отсчитывается где-то от Radeon 9000/FX 5200 Ultra. Кстати, последняя показала неплохую производительность, но вот дизайн карты, наличие дополнительного разъема питания (!) никак не соответствуют акселератору начального уровня.

В FireStarter распределение первых мест существенно не изменилось. Только Radeon 9800XT обошел все продукты NVidia как в низком, так и в высоком разрешении. Radeon 9800/9800 Pro в режиме 1024 768 немного отстали от FX 5900 Ultra (однако обогнав обычный FX 5900), но вот в 1280 1024 уже не оставили чипам конкурента никаких шансов.

FX 5700 Ultra снова обошел Radeon 9600XT, правда, лишь в низком разрешении. В более тяжелом режиме обе карты показали одинаковую скорость. Radeon 9800SE опять оказался на одной ступеньке со своим предшественником (Radeon 9500), обгоняя FX 5600 Ultra, но уступая Radeon 9600 Pro. А вот FX 5600XT в этом тесте отстал от Radeon 9600SE и сравнялся по скорости с более младшей моделью -- FX 5200. Что же касается Ultra, версии чипсета FX 5200, то здесь она идет вровень с FX5600.

Комментировать результаты Code Creatures и SPECviewperf нет необходимости -- все достаточно ясно. Единственное, что в последнем тесте чипсеты ATI вне конкуренции в пакете Unigraphics V17. В остальных же подтекстах впереди по-прежнему продукты NVidia. И еще один момент -- акселераторы на базе 9800XT/9800 Pro демонстрируют в данном тесте идентичную производительность. Поэтому показатели приведены только для последнего чипсета.

И в заключение несколько слов о ширине шины памяти и объеме видеопамяти. Как видно на диаграммах, установка 128 или 256 MB локальной видеопамяти акселераторам нижнего уровня не помогает совершенно. Такая же ситуация и с 128- и 256-мегабайтовыми версиями ускорителей среднего класса -- производительность идентична. Что же касается урезания ширины шины памяти до 64 бит, то для чипсета FX 5200 падение быстродействия доходит до 30%, для Radeon 9200 этот параметр примерно на том же уровне.


Выводы

Для начала проанализируем появившиеся в последнее время новинки. Начнем сначала, т. е. с нижнего ценового диапазона. Именно сюда позиционируются карты уровня Radeon 9200SE и FX 5200. Что касается первой, то интерес ATI к этому сегменту проявляется уже в том, что выходу на рынок 9200SE была посвящена отдельная презентация. Да, продукт не топового уровня и даже, по большому счету, не игровой акселератор. Но говоря о видеокартах, мы зачастую забываем о рабочих машинах. А с этим сектором становится все труднее и труднее -- приобретать в офисный ПК ускоритель уровня Radeon 9000 далеко не всегда целесообразно, а менее производительных и, соответственно, и более дешевых решений на рынке практически не было. Недорогие же карты с превосходным 2D и вовсе исчезли после того, как исчерпались запасы Radeon 7х00. Теперь же ситуация меняется к лучшему -- Radeon 9200SE нацелен именно на нишу недорогих видеокарт для работы с минимальным уровнем быстродействия в 3D. Конкуренту здесь предложить пока нечего -- MX4000 на рынок еще не вышел, FX 5200 с 64-битной шиной памяти относительно недорог, но тут снова возникает проблема качества 2D. А оно никогда не относилось к преимуществам продуктов NVidia. Итак, первый продукт Radeon 9200SE, безусловно, удался.

Теперь дальше -- средний сегмент. Здесь царят Radeon 9600 и его модификации. Для самых экономных и нетребовательных -- Radeon 9600SE. Производительность -- уровня FX 5600XT (учитывая вдвое более узкую шину памяти и заниженную ее частоту в 9600SE!), но качество изображения ощутимо выше. Для более требовательных, к тому же не чуждых духу оверклокинга, -- Radeon 9600 Pro/XT. Быстродействие вполне соответствует уровню акселератора среднего класса, а 0,13-микронный техпроцесс оставляет очень большой потенциал для разгона. Сюда же позиционируются и FX 5700/5700 Ultra. О первом пока говорить сложно, а вот второй оказался весьма производительным решением, на равных конкурирующим с Radeon 9600XT и даже обходящим его по скорости. Если этот чипсет станет массовым и будет сравним по стоимости с продуктом ATI, то конкуренция в сфере бюджетных акселераторов вновь будет весьма острой. Следовательно, вторая новинка, FX 5700 Ultra, также смело может быть причислена к удачным разработкам. Правда, NVidia придется очень сильно постараться, чтобы потеснить карты на RV360.

"Промежуточный" диапазон -- продукты для энтузиастов, желающих заплатить меньше, а получить больше. Пусть и с некоторой долей риска. В этом сегменте выбор однозначен -- Radeon 9800SE. Равноценного продукта у NVidia опять нет. Ну не любит она "халявщиков"...

И наконец, топовые ускорители. Здесь снова наблюдается неравенство модельных рядов -- у ATI три модели, у NVidia пока всего две. И при этом продукты ATI оказываются быстрее конкурентов. С выходом Radeon 9800XT выпуск акселераторов с системами охлаждения, изначально рассчитанных на разгон, перестал быть прерогативой только акселераторов на чипах NVidia. Теперь и на чипсетах ATI начинают появляться оверклокерские продукты. В общем, привлекательность тех и других продуктов для энтузиастов уравнялась. Не будем забывать еще одну вещь -- FX 5900 уже выполнен по 0,13-микронному технологическому процессу и работает на частотах бoльших, чем Radeon 9800XT. При этом умудряется отставать по скорости. Отсюда можно сделать вывод о преимуществе внутренней архитектуры R350/360 над NV30. Следовательно, для увеличения быстродействия ATI достаточно перевести свои топ-модели на новый техпроцесс, что автоматически означает наращивание рабочих частот. Конкуренту же придется создавать другой чипсет, который опять потребует времени на отладку и на момент выпуска будет стоить весьма и весьма ощутимо. Иными словами, и с заделом на ближайшее будущее дела у ATI обстоят радужнее, чем у NVidia.

Да, последняя пока еще более популярна среди разработчиков игр. Сказывается недавнее "драйверное прошлое" ATI и, опять же, недавние проблемы с массовыми поставками ее чипов. Но первое уже в прошлом, а второе, ввиду последних партнерских соглашений ATI с ведущими производителями видеокарт, тоже очень скоро уйдет в историю. Существует еще такое понятие, как "консерватизм пользователей" но и он не вечен. Невозможно постоянно выезжать на преданности своих фанатов и их нежелании перебегать в лагерь приверженцев конкурента. Посему в будущем году мы увидим либо смену царственной особы на троне рынка игрового 3D, либо серьезное обострение конкуренции и, как следствие, массу новых продуктов.

Не 3D единым...

К удивлению рядового потребителя графических акселераторов существуют отрасли, где занятые в них специалисты гордо игнорируют fps-показатели современных видеокарт. Среди них верстальщики и дизайнеры -- люди, работающие в CAD-пакетах, в общем, все те, кто качество и четкость изображения, а также высокую верность и глубину цвета ставит превыше быстродействия в трехмерных играх.

Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Matrox P650
Чипсеты для 3D-акселераторов подводим итоги за год
Matrox P750
Традиционным лидером списка поставщиков таких решений является канадская компания Matrox -- два ее продукта средней ценовой категории участвуют в нашем обзоре "вне конкурса", поскольку в большинстве 3D-тестов они не дотягивают даже до самых "отстающих".

Итак, Matrox Millennium P650 и Matrox Millennium P750 базируются на чипе Matrox Parhelia 256 (усеченная версия мощного GPU Parhelia 512), имеют на борту по 64 MB памяти и поддерживают режимы AGP до 8X. Фактически от своего старшего собрата Parhelia 256 отличаются уменьшенной вдвое разрядностью ядра (256 бит) и шины данных (128 бит) -- поэтому акселераторы серии P реализуют полный набор уникальных функций, доступный владельцам видеокарт Parhelia.

Одна из самых важных возможностей -- полноценная поддержка двух мониторов. Для этого на платах установлены два независимых идентичных 400-мегагерцевых ЦАП, каждый из которых обеспечивает специальный режим 10-битного цвета (в каждом из каналов RGB) GigaColor. Однако для практического его использования необходимо специальное ПО -- GigaColor Viewer, существующее также в виде подключаемого модуля для Photoshop. А в P750 реализована, кроме того, технология TripleHead, позволяющая задействовать третий обычный монитор или телевизор (правда, при этом работает дополнительный 165-мегагерцевый ЦАП). В комплекте с P750, помимо стандартного переходника DVI--D-Sub (обе платы имеют только DVI-выходы), поставляются все необходимые кабели для подключения ТВ-приемника и использования TripleHead.

Еще одно ноу-хау Matrox, внедренное в GPU серии Parhelia, -- технология аппаратного субпиксельного сглаживания текста Glyph Antialiasing, степень которого регулируется с помощью драйверов. По сути, эти видеокарты пока единственные на рынке, обладающие подобной функцией, -- а ведь это существенно влияет на быстродействие приложений, связанных с выводом больших массивов текста. Прирост производительности в пакетах верстки с установленной видеокартой P650/750 заметен даже невооруженным глазом.

Что же касается приложений трехмерной графики, то тут средства акселераторов серии Matrox P приближаются к профессиональным видеокартам для рабочих станций -- не обладая большим быстродействием, они имеют ряд функций, существенно улучшающих качество визуализируемого изображения. Среди них -- 16-кратное сглаживание, фильтрация текстур по 64 выборкам, два блока вершинных и поддержка пиксельных шейдеров.

Кроме вышеуказанных различий, на плате Matrox P750 используется активное охлаждение (кулер) и установлены DDR-чипы с временем доступа 3,3 нс, что, впрочем, никак не сказывается на качестве 2D-изображения и слабо увеличивает производительность в 3D.

Видеокарты предоставлены компанией Entry: тел. (044) 246-8462



Комментарии дистрибьюторов

Александр Кондауров
руководитель отдела научно-технической информации компании K-Trade

На сегодняшний день лидерами по количеству продаж до сих пор остаются карты на базе чипсетов ATI Radeon 9200 и NVidia GeForce4 MX440. Динамичнее всего развивается сегмент ускорителей, построенных на чипсетах ATI Radeon 9600 и NVidia GeForce FX 5600.

Наиболее активно раскупаются карты в диапазоне цен от $45 до $70, спрос на менее дорогие карты существенно снизился с появлением интегрированного в системные платы видео аналогичной или большей мощности, а карты верхнего и среднего ценовых диапазонов, как и раньше, нацелены на менее емкий рынок энтузиастов и профессионалов.

Если говорить о последних тенденциях, то сегмент игровых акселераторов "уверенной поступью" шагает в сторону поддержки DirectX 9. Соответственно, уже сегодня явно заметно его смещение в направлении чипов ATI Radeon 9600 и NVidia GeForce FX 5600 -- особенно в свете "фиктивности" поддержки DX9 чипсетом FX 5200 и полного ее отсутствия в Radeon 9200.

По нашим оценкам, в low-end в ближайшем будущем станут доминировать карты на базе ATI Radeon 9200SE и NVidia GeForce4 MX4000. Диапазон "до $100" займут чипсеты ATI Radeon 9600SE и NVidia GeForce FX 5600XT, и по мере удешевления плат будет увеличиваться доля полноценных чипсетов ATI Radeon 9600 и NVidia GeForce FX 5600/5700. Также ощутимо растет спрос на карты с поддержкой функции VIVO -- Video-in/Video-out, в основном, на чипсетах от ATI.


Андрей Плаксин
начальник отдела дистрибьюции компании Compass

В нижнем ценовом диапазоне (до $50) наиболее популярны видеоплаты ATI Radeon 9200SE с объемом локальной видеопамяти 64 MB. А вот недавний хит этого сегмента -- ускорители на базе GeForce MX440 -- постепенно сдают свои позиции. Данные продукты используются в основном для сборки офисных машин и для "игровых" ПК начального уровня. Среди карт стоимостью до $100 безусловными лидерами являются акселераторы на основе Radeon 9200, 9000/9000 Pro. Гораздо меньшая доля приходится на GeForce FX 5200. Структура продаж видеокарт на основе ATI Radeon 9600 (Pro) и GeForce FX 5600 в секторе ускорителей стоимостью до $150 выглядит примерно следующим образом: 2/3 -- чипсеты ATI и 1/3 остается NVidia. Среди более дорогих плат также безоговорочно лидируют акселераторы на чипсетах ATI. Доля продаж NVidia GeForce FX 5700/5900 не превышает 10%. В целом, 60% продаж составляют видеоплаты от ATI.


Дмитрий Романенко,
менеджер департамента дистрибьюции компании MTI по направлению видеокарт

MTI представляет в Украине шесть производителей видеокарт, предлагая широкий ассортимент этой продукции, учитывающий потребности всех сегментов. Основной объем продаж приходится на mainstream-модели от InnoVision и AXLE, хотя в последнее время быстро растут продажи недорогих акселераторов от компаний первого звена -- ASUS и MSI.

Среди карт на чипсетах от NVidia безусловный лидер продаж -- MX440 во всех реинкарнациях. FX 5200 продвигается значительно медленнее из-за более высокой цены. Большие надежды возлагаются на чип MX4000, но говорить об уровне продаж пока рано, так как карт еще нет в Украине. Спрос на FX 5600 вырос после окончательного ухода с рынка Ti4200, но королем этого сегмента должен стать новый чип FX 5700, если цена на видеокарты не будет слишком высокой. В сегменте high-end позиции NVidia сильно пошатнулись после выхода Radeon 9800, а с выпуском 9800XT и FX 5950 ситуация для NVidia только ухудшилась.

Продажи видеокарт на чипсетах от ATI уверенно растут, по нашим данным, соотношение продаж ATI/NVidia уже 40/60. Наиболее популярными чипсетами являются Radeon 9200 и Radeon 9600, а семейство Radeon 9800 -- безусловный лидер в сегменте high-end.

Продажи карт low-end/mainstream/high-end соотносятся как 20/70/10. Сегмент low-end уменьшается под давлением интегрированного видео, но недостаточное качество 2D у большинства встроенных решений заставляет сборщиков ставить в компьютеры недорогие видеокарты с минимальными возможностями по 3D, но хорошим 2D. Поэтому до сих пор существует спрос на таких ветеранов рынка, как Radeon 7000 или GeForce MX400.


Дмитрий Самойленко
коммерческий директор компании "Евро Плюс"

Рынок видеокарт в Украине является составляющей общего рынка IT-продуктов, и динамика его развития осуществляется теми же темпами. Объемы продаж видеокарт и готовых ПК соизмеримы, а вот изменения в структуре спроса -- это отдельная тема.

Прежде всего разделим видеокарты на две основные категории: продукты для массового рынка и карты специального назначения. Причем если в первой категории существуют три ценовых сегмента (нижний, средний и высокий), то для видеокарт специального назначения деление по стоимости лишено смысла. Их подбирают для решения конкретных задач, а цена воспринимается как факт. Отдельно можно еще выделить сектор видеокарт для работы в офисных приложениях, где происходит их интеграция в материнские платы. В результате фактически все современные карты для массового рынка относятся к "домашнему сектору". Именно здесь скрестили шпаги разработчики графических чипов, а производители видеокарт ищут пути к кошелькам потребителей.

Обычно в Украине особое внимание и повышенный интерес у домашних пользователей привлекала ценовая категория от $80 до $120, куда попадают видеокарты из верхнего поддиапазона mainstream, а также middle-range во время распродаж. Но в этом году наблюдается значительное смещение спроса в middle-range -- $120--220, причем основное предпочтение отдается продукции за $150--190. Действительно, все модели в данном ценовом диапазоне обладают параметрами "идеальной видеокарты":
  • высокое качество 2D, в том числе корректная работа с видео- и фотоматериалами;
  • совместимость и достаточная производительность в современных играх;
  • наличие дополнительных функций VIVO (Video-in/Video-out), поддержка DVI.
"Гуру" 3D-игр переориентировались на диапазон hi-end и готовы платить $200--400 за видеоакселератор. В этих двух ценовых категориях наблюдается наибольшая динамика спроса в нынешнем году. Спрос на карты от $50 и до $120 остается без изменений, на достаточно высоком уровне. Появившиеся же в 2003 г. продукты в новом ценовом секторе "Super hi-end" ($450--600) остались невостребованными потребителями и представляют интерес только для тестовых лабораторий.

Основные игроки на массовом рынке -- ATI и NVidia, но 2003 г. уходит под знаком ATI. Среди моделей видеокарт наиболее популярная серия -- ATI Radeon 9500/9600. Из производителей Sapphire -- лидер продаж, а приз зрительских симпатий я бы отдал Gigabyte. Новый модельный ряд продукции NVidia к концу года отвоевывает утраченные позиции, а GeForce4 Ti4200 остаются популярными до сих пор.

Рынок карт специального назначения включает решения для 2D-графики (верстка, дизайн и пр.) и CAD/CAM-приложений. Если в первом сегменте стабильное положение по-прежнему занимает Matrox, то во втором в Украине начинается настоящий бум. Решения для проектировщиков есть у 3Dlabs, ATI и NVidia, но основной приоритет у последней. Самые востребованные карты -- серии Quadro 4 и Quadro FX.

Положительным на рынке видеокарт в 2003 г. является то, что ключевые производители (ASUS, Gigabyte и пр.) теперь предлагают весь спектр решений на чипах ATI и NVidia. От этого выигрывает прежде всего потребитель. Среди отрицательных факторов -- покупателей вводит в заблуждение путаница в названиях продуктов при смене модельных рядов (особенно, когда карты заменяются на новые продукты, но при этом с меньшим быстродействием), а также различные модификации SE, LE, LX и т. д. Прогнозировать развитие рынка на 2004 г. в данный момент сложно, нет информации от разработчиков чипов о весенней смене своих линеек. Ясно одно -- этот рынок станет еще более динамичным.


Видеокарты предоставлены: 
ASUS  MTI  (044) 458-3434 
MSI 
Innovision 
Creative  ELKO   www.elko.kiev.ua 
Sparkle  K-Trade  (044) 252-9222 
Sapphire  Compass  (044) 531-9730 
ELKO   www.elko.kiev.ua 
HIS  K-Trade  (044) 252-9222 
MTI  (044) 458-3434 
Club 3D  "Навигатор"  (044) 241-9494 
ATI  "Евро Плюс"  (0447) 249-3741 
Pixel View 
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT