`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Чем занята IT-служба "Лукойл-Украина"

0 
 

Наш прошлогодний пилотный проект "IT-менеджер", посвященный методам и средствам управления предприятием, продемонстрировал, что практическая информация в данной области пользуется огромным спросом. В этом году мы продолжим знакомить вас с опытом применения информационных технологий в бизнесе компаний, работающих на отечественном рынке. Сегодня о том, как функционирует IT-подразделение "Лукойл-Украина", рассказывает Андрей Янбухтин, начальник службы информационно-технического обеспечения и связи этой компании.
Андрей, как Вы стали IT-менеджером? Где работали до последнего времени?

До "Лукойла" я работал в UMC. Сначала в Симферополе, в крымском территориальном управлении экспертом первой категории по работе с абонентами. Потом -- в штаб-квартире UMC в подразделении новых проектов. В мою компетенцию входили поддержка WAP-портала, работа с Internet-ресурсами, организация маркетинговых акций, различных мероприятий, проектов, увеличение их прибыльности. Это было интересно.


Тем не менее Вы приняли предложение возглавить IT-подразделение "Лукойл-Украина"?

Чем занята IT-служба "Лукойл-Украина"
Да, потому что хотелось попробовать себя на другом поприще. Компания "Лукойл" в то время только начала активно развиваться, резко расширялась сеть АЗС, компании требовались изменение идеологии управления IT, построение современной инфраструктуры. Первым серьезным проектом, реализованным под моим руководством, стало создание инфраструктуры нового офиса. На сегодняшний день здесь более ста компьютеров, которые соединены в 100-мегабитовую сеть.


Какие функции возложены на ваш отдел?

Помимо IT-задач, мы выполняем еще и информационно-технические: занимаемся сбором информации, ее анализом и представлением в другие подразделения. Например, сегодня при нашем непосредственном участии в "Лукойл-Украина" стартовал пилотный проект "АКМ-POS". В его рамках на АЗС почти во всем Киеве и области установлено специальное оборудование, которое позволяет полностью отслеживать и передавать в центр всю информацию (техническую и финансовую): объем топлива в хранилище, его выдачу по каждому виду (98-й, 95-й бензин и т. д.). Эти данные анализируются нами и отправляются в другие подразделения. Причем на сегодняшний день мы уже можем контролировать продажу топлива с любым временным интервалом по каждой заправке, виду топлива и даже по каждому бензопистолету. В дальнейшем для обработки и анализа этой информации мы планируем использовать геоинформационную систему, чтобы оптимизировать поставки топлива на АЗС. По завершении пилотного проекта будет представлен отчет руководству для принятия решения о полномасштабном внедрении системы.


Внедрение "АКМ-POS" каким-то образом связано с контролем качества топлива?

Чем занята IT-служба "Лукойл-Украина"
Предприятие с иностранными инвестициями "Лукойл-Украина" является одним из крупнейших в отрасли. По оценкам самой компании, ее доля в переработке нефти в Украине составляет более 13% (2,5 млн. т). Сеть автозаправочных станций "Лукойл-Украина" в 2002 г. увеличилась с 80 до 162 АЗС в 14 регионах страны, в этом году планируется расширить ее еще на 60 точек. На текущий момент в Украине под логотипом "Лукойл" работают 165 АЗС. Из них 20 -- в Киеве.
Этот аспект актуален для любой нефтяной компании. У нас сегодня контролем качества топлива на АЗС и нефтехранилищах занимается международная независимая компания "Веритас". А система "AKM-POS" призвана усилить контроль еще и с нашей стороны. Например, известно, что объем топлива в хранилище изменяется в зависимости от температуры. Поэтому в составе "AKM-POS" мы будем использовать датчики плотности топлива, показания которых позволят нам осуществить более точный контроль остатков по всем видам топлива.


Рассматриваете ли вы вопрос внедрения ERP-системы?

В перспективе -- да, и скорее всего она будет работать в тесной связке с "АКМ-POS" и "1С:Предприятие". Наша главная задача -- создать удобный инструментарий для менеджеров, который поможет им анализировать рынок, оперативно принимать правильные решения. Кстати, для этого же предназначена и система электронного документооборота. Мы уже провели несколько пилотных проектов и вплотную подошли к выбору поставщика программного обеспечения.


А кто был инициатором и постановщиком задачи для этого проекта?

Оптимизировать бизнес-процессы, перевести их на более удобную и эффективную основу -- одна из задач IT-подразделения. Вопрос об электронном документообороте в компании назрел уже очень давно, но его решение по разным причинам отодвигалось. Наше подразделение в данном случае просто взяло инициативу в свои руки. Одновременно мы предприняли ряд мер по защите и увеличению скорости передачи внутрикорпоративной информации: связь подразделений теперь осуществляется с применением технологии VPN, для электронной почты создан собственный домен, а почтовый сервер находится в штаб-квартире в Киеве.


Руководство компании принимает участие в определении перспективных IT-проектов или это полностью Ваша прерогатива? Как формируется IT-бюджет?

Проекты не возникают ежедневно, любой из них просчитывается, продумывается заранее и согласовывается с руководством. Поэтому IT-бюджет, в формировании которого мы принимаем активное участие, ориентирован на реализацию долговременных проектов и утверждается раз в год. По таким вопросам в компании не практикуется принятие спонтанных решений, за исключением, конечно, тех случаев, когда вдруг по каким-то причинам выходит из строя оборудование. Если нам необходимо осуществить большую закупку (плановую или неплановую), мы самостоятельно ищем поставщиков и затем согласовываем выбор с руководством.


Существуют ли в "Лукойле" жесткие стандарты по выбору поставщиков оборудования или исполнителей проектов в области IT?

Каких-то строгих правил нет, основной акцент делается на надежность системы. Как правило, мы всегда объявляем мини-тендер или сами находим наиболее подходящую компанию, в первую очередь обращая внимание на ее опыт работы на рынке и список выполненных проектов. Но в любом случае мы наводим справки.

Скорее стандартом в принятии решений можно назвать то, что в любом случае мы создаем некую таблицу с необходимыми критериями выбора поставщика услуг, ПО или оборудования и проводим мониторинг рынка. Другой принцип, которому стараемся следовать, -- пилотные проекты. Это позволяет нам увидеть реально работающую систему до принятия окончательного решения. Сегодня практически все серьезные, уважающие себя фирмы-поставщики соглашаются на это, понимая, что заинтересовать компанию-заказчика -- самое главное в их бизнесе.


Московский офис вмешивается в процессы выбора решений или поставщиков?

Мы консультируемся со своими российскими коллегами, но не копируем их решения по принципу "как есть". Один из стандартов в области IT, которого придерживается вся компания "Лукойл", -- программное обеспечение Microsoft. Тем не менее мы используем продукты и других производителей ПО.


А в области компьютерного парка есть какие-то предпочтения в пользу одного брэнда?

Нет. Брэнд, с одной стороны, гарантирует качество, но он и дороже. Каждый раз мы ищем оптимальное решение исходя из текущих задач. Если говорить о серверном и активном сетевом оборудовании, то мы остановились на SuperMicro и Cisco.


Сегодня многие крупные перевозчики для оптимизации своей работы применяют спутниковую связь. Нет ли у вас подобных планов?

Мы рассматриваем возможность использования спутниковой связи для управления перевозками, но на сегодняшний день это все же дорогое решение. Вероятно, с изменением ценовой политики провайдеров ситуация станет другой, а пока мы пристально следим за развитием аналогичных услуг у GSM-операторов.

У нас есть определенные проблемы с коммуникациями в регионах. Некоторые подразделения находятся в тех местах, куда еще не дошла ни одна серьезная телекоммуникационная компания. Существующие каналы связи не очень надежные, часто мы вынуждены пользоваться услугами отдельных мелких фирм, но и в оперативной передаче информации там пока нет необходимости. Если бы такие задачи стояли, то мы бы внедрили систему спутниковой связи и мгновенно решили эту проблему.


Каких нововведений можно ожидать в ближайшее время?

Мы готовим к запуску свой новый корпоративный сайт. Его разработкой занимается днепропетровская компания Ideologic, выбранная по итогам тендера. У нас существует собственный WAP-ресурс, на котором с помощью мобильного телефона уже сейчас можно читать новости, а в дальнейшем, после внедрения системы "AKM-POS", -- узнавать стоимость топлива на заправках "Лукойл" в различных регионах.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT