`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

CBDTPA: новый закон в сфере защиты авторских прав

0 
 

На рассмотрение сената США на прошлой неделе был выдвинут законопроект, значительно дополняющий и расширяющий положения существующего закона о цифровых авторских правах DMCA (Digital Millennium Copyright Act). В ноябре прошлого года мы рассказывали о законодательных актах, которые в той или иной степени могли повлиять на IT-промышленность, вкратце остановившись и на SSSCA -- Security Systems Standards and Certification Act.


После работы над ним сенатора Эрнеста Холлингса (Ernest Hollings) SSSCA приобрел новые очертания и новое имя. Теперь законопроект получил название CBDTPA (Consumer Broadband and Digital Television Promotion Act), а оно наводит на мысль о том, что составителей проекта крайне заботят проблемы высокоскоростных каналов и цифрового телевидения для потребительского рынка. Тогда почему же CBDTPA --один из самых противоречивых документов, против которого выступают многие субъекты компьютерной индустрии? Данный акт в законодательном порядке обязывает производителей аппаратного обеспечения включать в свои продукты реализации конкретные технологии защиты интеллектуальной собственности. Стоит отметить также, что основными лоббистами рассматриваемого проекта в Конгрессе США являются компания Walt Disney и ассоциация звукозаписывающих компаний RIAA (Recording Industry Association of America).


Исторический экскурс

Музыкальная и компьютерная индустрии долгое время мирно сосуществовали, не вмешиваясь в дела друг друга. Расцвет Internet-технологий в некоторой мере обеспокоил производителей аудиопродукции, однако слабые каналы, а также стойкое присутствие музыкальной индустрии в оффлайне позволяли RIAA рассматривать Internet как потенциальный канал доходов или же нежелательное побочное явление и только.

Эффект разорвавшейся бомбы в музыкальном мире произвел Napster. В то время как пользователи без лишних головных болей обменивались файлами в формате MP3, используя для этого даже медленные сетевые соединения, RIAA начала активную кампанию против сетевого пиратства. Считать ли загрузку файлов MP3 с помощью пиринговых программ пиратством или нет, все еще открытый вопрос. Музыкальные компании не оставляют шанса на альтернативный ответ -- все пользователи, бесплатно загружающие музыку на собственные жесткие диски и не компенсирующие ничего обладателю прав на цифровой контент, являются самыми отъявленными пиратами.

Тогда почему же пиратством не считается прослушивание той же песни по радио или просмотр клипа по телевизору? Почему не называют пиратством насвистывание мотива песни в публичном месте без получения на то соответствующей лицензии? Многие вопросы, которые сегодня задают музыкальным компаниям эксперты в области правовых отношений, остаются без ответа. Чаще всего специалисты по авторским правам и представители издателей музыки укажут на то, что прослушивание песен по радио и телевидению производится с разрешения студии, в то время как загрузка файла с Internet и прослушивание его в WinAmp осуществляется без его разрешения и поэтому называется пиратством. Парадоксальность подобной ситуации, по словам преподавателя факультета юриспруденции Стэнфордского университета Лоренса Лессига (Lawrence Lessig), в том, что в обоих случаях речь идет о бесплатном прослушивании, вот только интерпретация прослушивания как "пиратства" всегда происходит со стороны музыкального издателя.


Музыкальная индустрия и Internet

Борьба с пиратством пока принесла музыкальной индустрии все что угодно, кроме победы. Летом 2000 г. в нокдаун была отправлена наиболее популярная программа для обмена MP3-файлов, а калифорнийская компания Napster стала частью музыкального концерна Bertelsmann. Между тем судебные неурядицы Napster побудили ряд разработчиков по всему миру заняться созданием альтернативных протоколов для обмена файлами, и на свет один за другим начали появляться клиенты Gnutella, Morhpeus, AudioGalaxy, Grokster, Aimster и т. д.

Музыкальные компании оказали "медвежью услугу" производителям кинофильмов. Теперь, когда усилиями адвокатов RIAA был низвергнут Napster, целый ряд более мощных и "умных" приложений разрешили пользователям выкладывать в онлайн не только файлы MP3, но и полноценные копии фильмов. Волей-неволей кинопромышленности также пришлось пополнить ряды борцов против сетевого пиратства, хотя кто знает, насколько популярными были бы программы для обмена всеми видами файлов, если бы Napster продолжала оставаться полнофункциональной средой для обмена цифровой музыкой.

Наиболее интересным фактом в истории развития музыкальной индустрии является сравнение объемов продаж за различные периоды. Год, в который сетевое пиратство, по словам звукозаписывающих компаний, достигло невиданных размеров, оказался также рекордным периодом сбыта для этой индустрии -- в 2000 г. пять крупнейших аудиостудий США продали в мировом масштабе продукции на сумму, превышающую 14 млрд. долл. После смерти Napster 2001 г. должен был стать годом несбывшихся надежд, однако впервые за долгое время объемы продаж музыки начали снижаться. Падение на глобальном рынке составило 4,7% -- было продано на 13,7 млрд. долл. Если в 2000 г. только на территории США реализовано 60 млн. альбомов, которые вошли в первую десятку топов, то в 2001 г. из Top10 было реализовано только 40 млн. легальных кассет и компакт-дисков. Что касается помесячной оценки, то уже в январе 2001 г. продажи музыки снизились на 9,5% по сравнению с первым месяцем 2000 г.


Музыкальная индустрия и музыканты

После нескольких обвинительных абзацев в сторону музыкальной индустрии следует высказать несколько добрых слов в адрес защитников цифровых прав. В самом деле, ведь когда каждый из нас загружает на диск копию MP3-файла, музыкант недополучает определенное количество долларов и центов. Так ли это? В разгар судебных перепалок американское онлайн-издание "Salon" опубликовало статью Кортни Лав (Courtney Love), известной личности в музыкальном мире, вдовы солиста Nirvana Курта Кобэйна (Curt Cobain).

"Я хочу поговорить о пиратстве и музыке, -- пишет Кортни. -- Пиратство -- это воровство работы музыканта без намерений заплатить за нее. И я имею в виду не программное обеспечение a la Napster. Я говорю о контрактах между музыкантами и звукозаписывающими компаниями".

Кортни Лав снискала довольно скандальную репутацию, вдаваться в подробности которой не хотелось бы на страницах нашего издания, однако подобную позицию по отношению к музыкальным компаниям поддерживают и такие известные музыканты, как Элтон Джон (Elton John), группы Eagles, No Doubt и многие другие. В этом году за несколько дней до вручения наград Grammy все они провели благотворительные концерты в Лос-Анджелесе, сбор от которых ушел на финансирование противостояния музыкантов и RIAA.

Об опасности борьбы с сетевым распространением музыки начинают задумываться и издатели. Стивен Шайнер (Steven Sheiner) из компании Vivendi Universal в феврале этого года посоветовал RIAA забыть о борьбе с пиратством в Internet. "Не тратьте все свои усилия на борьбу с тем незначительным процентом пользователей, которые всегда будут воровать и которых не изменить. Сконцентрируйтесь на более значительных проектах. Создайте продукт, который будет представлять интерес и иметь ценность для пользователя, и они согласятся за это платить", -- заявил Шайнер участникам Digital Media Summit.


Музыкальная индустрия и IT

До последнего времени интересы производителей компьютерного обеспечения и продавцов музыкального контента не пересекались. Первые создавали все более быстрые системы и подзадоривали покупателей возможностью приобрести полноценный центр "цифровой Вселенной", а вторые боролись с пиратством в Сети. Появление CBDTPA меняет расстановку сил. Новый закон, в случае утверждения американским конгрессом, обязывает поставщиков аппаратного обеспечения снабжать свои изделия технологиями защиты цифрового контента. Нетрудно себе представить, чем это грозит производителям ПК, -- в дни, когда объемы мировых продаж компьютеров идут на спад, выход на рынок ограниченных в своих возможностях моделей никак не исправит положения дел в IT.

Исполнительный директор Intel Лесли Вадаш (Leslie Vadasz) в своем докладе заявил, что введение CBDTPA ограничивает возможности компьютера до такой степени, что пользователь не сможет нормально работать даже с цифровым контентом, который он создал сам.

Один из директоров исследовательской компании Gartner назвал CBDTPA "драконовской" мерой. "Этот закон превратит ваш компьютер в видеомагнитофон с единственной кнопкой Play. Вы не сможете записать компакт-диск, отослать по почте цифровую фотографию или сохранить на жесткий диск трейлер кинофильма", -- считает П. Дж. МакНили (P. J. McNealy).

За копирование контента, права на который не принадлежат пользователю, или же за попытку взлома технологии защиты закон предусматривает преследование в уголовном порядке и максимальный срок -- 5 лет тюремного заключения. Кроме того, при обнаружении нарушений авторских прав технология, описанная в CBDTPA, может самостоятельно заблокировать доступ пользователя к ресурсам компьютера. Брюс Шнейер (Bruce Schneier) из компании Counterpane Internet Security утверждает: "Если вы хотите всю жизнь посвятить защите цифровых прав музыкальных компаний и Голливуда, то новый закон как нельзя лучше подходит для этого. Если взять всех людей и запереть их в одной комнате, то количество убийств также существенно снизится. То, что музыкальная индустрия предлагает такой закон, говорит лишь, что многие готовы на подрыв всей экономики ради собственных интересов".

Введение CBDTPA ударит не только по производителям "железа" -- закон запрещает распространение на территории США любого программного обеспечения, которое не содержит модулей для работы с защитой авторских прав в цифровом контенте. В интервью Wired Том Белл (Tom Bell), преподаватель права в Chapman University, заметил, что полностью легальным на жестком диске в таком случае останется только системный таймер, и после некоторой паузы добавил, что и таймер в определенных условиях должен уметь работать со схемами защиты информации.

21 марта две ассоциации -- производителей музыки (RIAA) и кинофильмов (MPAA) -- в один голос одобрили CBDTPA как единственный закон, способный приостановить "напстеризацию" их бизнеса.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT