`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Casual Connect Europe 2010. Социализация индустрии казуальных игр

Статья опубликована в №7 (718) от 2 марта

0 
 

В этом году международная ассоциация казуальных игр CGA (Casual Games Association) отмечает свое пятилетие. Срок вроде не такой уж и большой, однако за указанный период она сделала очень многое для популяризации и развития данного перспективного направления игровой индустрии. И здесь серьезную роль играют ежегодные конференции Casual Connect, которые проводятся традиционно в трех важных для казуальной сферы регионах – США, Восточной и Западной Европе.

Casual Connect Europe 2010. Социализация индустрии казуальных игр
Аналитический доклад Криса Джеймса (Pocket Gamer) о нынешнем состоянии и перспективах сферы игр для iPhone вызвал большой интерес участников конференции

В середине февраля конференция Casual Connect Europe уже во второй раз проходила в Конгресс-центре германского города Гамбурга. Надо сказать, что затянувшийся кризис не слишком повлиял на активность посетителей этого мероприятия. По словам основателя и управляющего директора CGA Джессики Тамс (Jessica Tams), было зарегистрировано более тысячи участников гамбургской Casual Connect. Недостатка в спонсорах также не наблюдалось. В их числе назовем такие известнейшие на международной арене компании, как Big Fish Games, Intenium, Bigpoint, Wild Tangent, Reflexive, PlayFirst, Oberon Media и т. п. Кроме того, в этот список входило немало фирм с постсоветского пространства – Alawar Entertainment, Playrix, AWEM Studios, TurboGames, Absolutist, G5 Entertainment.

Как уже отмечалось в материале по итогам 2009 г. в игровой индустрии, в конце прошлого года очень ярко проявились несколько тенденций, среди которых активизация сектора социальных игр и увеличение интереса к развлекательным продуктам для iPhone/iPod Touch (последняя тема, кстати, была еще «подогрета» анонсом iPad, состоявшимся незадолго до гамбургской конференции). И, безусловно, в повест-ке дня Casual Connect именно эти вопросы обсуждались наиболее оживленно.

Фактически общий тон конференции был задан в первом же ключевом выступлении. Еще бы, ведь докладчик, CEO гонконгской компании Six Waves Рекс ЭнДжи (Rex NG) посвятил его столь актуальной нынче теме, как монетизация социальных игр в глобальных масштабах. Руководимая им фирма является крупнейшим в Азии издателем социальных игр. Не так давно она получила инвестиции в объеме 17,5 млн долл. от Insight Venture Partners. Ежемесячное число активных пользователей ее продукции превысило планку 50 млн человек. Нa Facebook функционирует около двух десятков игр от Six Waves. Так вот, по мнению Рекса ЭнДжи, тремя важнейшими аспектами, которые следует учитывать разработчикам и издателям социальных игр, являются маркетинг, гейм-дизайн и локализация. Базируясь на своем практическом опыте, докладчик заметил, что при запуске проекта стоит проявить только ее главные особенности (порядка 30%), все остальное постепенно вводить дальше, при этом прислушиваясь к мнению пользователей. Главный лозунг здесь таков – «Сначала набери игроков, потом монетизируй».

Подробную картину сегодяшнего положения дел и перспектив на будущее в секторе социальных игр дал основатель Inside Network Джастин Смит в докладе The Future of Social Games. Судя по представленным им данным, развитие идет очень стремительно. В 2008 г. оборот составлял чуть больше 200 млн долл., в 2009 г. он вырос более чем вдвое, до 490 млн, а в этом году предполагается доход порядка 835 млн, причем подъем наблюдается во всех регионах. В так называемую «большую тройку» входят компании Zynga (700+ сотрудников, свыше 200 млн долл. оборота в 2009 г.), Playfish (250+ сотрудников, 75 млн в 2009 г.) и Playdom (350+ сотрудников, 50 млн в 2009 г.). Основным методом монетизации у западных разработчиков и издателей являются продажи виртуальных объектов. Возможно, в этом направлении в ближайшее время произойдут некоторые изменения в связи с введением так называемых Facebook Credits (своеобразной внутрисетевой валюты). Джастин Смит также отметил, что намечается весьма солидная конкуренция в секторе социальных игр, поскольку в него ринулись и амбициозные стартапы, и издатели традиционных игр, и казуальщики, а кроме того, очень сильна волна новых азиатских компаний-разработчиков, ориентированных на социальные развлечения.

Надо сказать, что тема социальных игр постоянно поднималась в сессиях секции, посвященной общим вопросам и загружаемым казуальным играм. Так, в процессе круглого стола «Откровения больших порталов» с участием представителей таких крупных игроков рынка загружаемых казуальных продуктов, как Shockwave/MTV Networks, Reflexive Entertainment, Exent Technologies, Oberon Media был напрямую задан вопрос «Представляет ли нынешний бум вокруг социальных игр угрозу для традиционных порталов, распространяющих загружаемые игры?». И хотя большинство участников обсуждения выразило мнение о том, что этого не произойдет, все-таки определенные опасения с их стороны чувствовались.

Casual Connect Europe 2010. Социализация индустрии казуальных игр
Big Fish Games по-прежнему остается крупнейшим дистрибьютором казуальных игр. Новые продукты на ее портале появляются ежедневно

Кстати, в выступлениях и докладах, связанных с загружаемыми казуальными играми, частенько сквозила неудовлетворенность тем, что уже достаточно долго не появлялось новых жанрообразующих продуктов с интересной и свежей игровой механикой, в то же время количество игр типа «поиск предметов» или «тайм-менеджмента» просто зашкаливает. Словом, до некоторой степени повторяется ситуация, сложившаяся когда-то в индустрии «больших игр». Издатели не идут на риски, связанные с разработкой и выпуском инновационных продуктов, а предпочитают обходиться пусть и качественно сделанными, но клонами и сиквелами уже зарекомендовавших себя на рынке игр. Как отметил директор по лицензированию Shockwave/MTV Networks Винсент Каррелла, по его подсчетам получается, что основную долю прибыли в секторе загружаемых казуальных игр приносят всего лишь 10% общего количества предлагаемых продуктов.

Как раз в связи с сетованиями на недостаток оригинальности очень уместным будет упомянуть о секции Games for Gamers, в рамках которой в основном выступали независимые разработчики инновационных игровых проектов. Обратим особое внимание на доклад чеха Якуба Дворского о том, как усилиями его небольшой команды Amanita Design создавалась замечательная адвентюра Machinarium. Кстати, она завоевала победы в двух номинациях последнего ежегодного присуждения «Игровых Оскаров» журнала «Домашний ПК».

Никто не сомневался, что на выступлении основателя журнала Pocket Gamer Криса Джеймса (Chris James) «iPhone – факты, цифры, тренды» будет аншлаг, так оно и случилось. И действительно докладчик предоставил массу интересной и полезной информации, причем облек ее в весьма оригинальную форму. Презентация была сделана в стиле классического спагетти-вестерна The Good, The Bad and The Ugly, что позволило Джеймсу осветить как «светлую», так и «темную» области сферы развлекательных продуктов для iPhone/iPod. Среди плюсов – огромная пользовательская база (более 75 млн), значительное количество загрузок и продаж на AppStore, достаточно широкий выбор вариантов бизнес-моделей для монетизации. К примеру, по данным Pinch Media, на которые сослался докладчик, ориентировочный общий доход разработчиков от первых 2 млрд загруженных приложений для iPhone составил около 900 млн долл. Некоторые аналитики, например эксперты из DFC Intelligence, полагают, что к 2014 г. объем данного сегмента рынка достигнет 2,8 млрд долл.

В разделы «плохой и злой» аналитик отнес снижение цен на игры, рост пиратства, проблемы с некоторыми IP, дальнейшую фрагментацию в связи с появлением новых устройств и OS. Тем не менее в общем настроении выступления Джеймса чувствовалась уверенность в том, что iPhone-направление в гейминге в ближайшее время будет развиваться успешно. Довольно хороший импульс к этому, по его мнению, дадут такие уже становящиеся более заметными тенденции, как появление новых жанров мобильных игр и оригинальные методы маркетинга и продвижения продуктов.

На прошлогодней конференции Casual Connect East Europe в Киеве был дан старт своеобразным интерактивным сессиям. Можно сказать, зародилась хорошая традиция, поскольку в Гамбурге на некоторых семинарах в активное творчество тоже вовлекались слушатели. Так, в рамках «Гейм-дизайн Джема» были сформированы три команды, каждая из которых получила одинаковое задание – разработать концепцию социальной игры на базе известного IP The Simpsons. В роли судьи выступил Дэвид Рорл (David Rohrl), исполнительный продюсер из компании Playdom, одного из лидеров социального сектора. Забавно, что две из трех команд построили свои проекты на основе игровой механики популярнейшей Mafia Wars.

В заключение отметим, что и другие традиции конференций Casual Connect были соблюдены. В холлах Конгресс-центра были созданы все условия для общения в кулуарах, а также развернута выставка. Среди ее участников – не только разработчики, издатели и дистрибьюторы казуальных игр, но и представители компаний, предлагающих платежные системы, сервисы цифрового распространения, аналитику, звуковое и музыкальное оформление и прочие продукты и услуги, востребованные в секторе казуальных игр.

И наконец, хотелось бы выразить признательность Сasual Games Association и Alawar Entertainment за содействие в организации посещения конференции Casual Connect Europe 2010.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT