`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Casual Connect Europe 2009

Статья опубликована в №7 (673) от 3 марта

0 
 

Ежегодно ассоциация CGA (Casual Games Association) проводит три специализированные конференции – в США (Сиэтл), Восточной (Киев) и Западной Европе. Прежде западноевропейский форум разработчиков казуальных игр происходил в Амстердаме, а в этом году он переместился в немецкий Гамбург.

Благодаря поддержке CGA и компании Alawar Entertainment мне удалось побывать на Casual Connect Europe 2009. Конференция проходила в середине февраля и собрала около 900 участников, представлявших издателей, дистрибьюторов, разработчиков, прессу не только из Западной Европы, но также из США и стран постсоветского пространства.

В организационном смысле Casual Connect можно разделить на три составляющие – программу лекций, семинаров и круглых столов, небольшую выставку и, естественно, общение в кулуарах.

Casual Connect Europe 2009
Несмотря на кризис, у представителей крупнейших издателей настроение отличное. Слева направо – Ларс Брубейкер (Reflexive), Энди Хике (iWin), Алла Храмцова (Intenium), Дэн Пригг (Real Games)

Сессионную часть открыл своим ключевым докладом президент Real Games Джон Барбур (John Barbour). Он новичок в индустрии компьютерных игр (как сам он признался в выступлении, его стаж всего 14 недель), но вместе с тем имеет огромный опыт работы на высоких постах, в частности президента американского подразделения розничной сети Toys'R'Us. Докладчик отметил, что рынок казуальных игр достиг зрелости, а вкусы и интересы аудитории подобного рода развлечений варьируются в очень широких пределах, что, естественно, должны учитывать их создатели. Безусловно, нынешние кризисные явления оказывают влияние и на сферу казуальных игр – стоимость разработки повышается, доходы снижаются. Тем не менее предпосылки для того, чтобы без особых потерь пережить рецессию, имеются – в этом плане он упомянул о необходимости кросс-платформенных разработок (ведь подобные проекты делаются и для ПК, и для мобильных устройств, и для портативных консолей, и для приставок Xbox Live и Wii), о внедрении новых способов монетизации (например, торговля виртуальными вещами в онлайновых играх) и т. п. По мнению Барбура, этот сегмент индустрии имеет большой потенциал для роста.

Президент Real Games считает, что в казуальных проектах в первую очередь важен контент. Продуктов на рынке много, но по-настоящему интересные можно пересчитать по пальцам. И в период кризиса наибольшие шансы открываются как раз для тех разработчиков, которые способны производить высококачественный игровой контент.

Тема кризиса поднималась и на других сессиях. Обратите внимание на название круглого стола «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился любить рецессию 2009 г.» (обыгрывается название вышедшего в 1964 г. фильма Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»). Его участники – Дэниэл Бернштайн (Sandlot Games), Маттиас Шмидт-Пфитцнер (King.com), Пол Телен (Big Fish Games), Сергей Занин (Alawar Entertainment) и Джоэл Броди (GameZebo) – поделились своим мнением на сей счет и рассказали о том, как себя чувствуют в это непростое время их компании.

Это может показаться удивительным, но, по словам Пола Телена, главы одного из лидеров казуального рынка Big Fish Games, финансовые результаты его фирмы за IV квартал 2008 г. (когда кризисные явления уже заявили о себе во весь голос) оказались лучшими за последние два года. «Мы почувствовали определенные отклонения от стандарта в плане уменьшения числа расчетов с помощью кредитных карт, однако те игроки, которые действительно платят, стали покупать больше, чем год назад», – заявил Пол Телен.

Об увеличении объемов продаж говорил и Сергей Занин, вице-президент крупнейшей российской компании Alawar Entertainment. В его словах сквозили оптимизм и уверенность в том, что результаты текущего года будут еще лучше.

Casual Connect Europe 2009
Игры от вологодской компании Playrix привлекают замечательным графическим исполнением

Однако с фактом общего снижения покупательной способности потребителей и влиянием этого фактора на развитие индустрии не спорил никто. Посему столь значительное внимание не только в рамках данного круглого стола, но и на других сессиях привлек вопрос ценовой политики. В настоящее время на Западе принята ценовая модель $19,99 за загружаемые казуальные игры. Но вместе с тем большинство крупнейших порталов внедрили собственные программы лояльности, в рамках которых потребители, являющиеся членами этих своеобразных клубов, имеют возможность приобрести понравившиеся продукты по низким ценам (менее $10). С другой стороны, ценовые инициативы некоторых компаний вызвали негативный отклик у других участников казуальной «тусовки».

Так, незадолго до гамбургской Casual Connect Europe самый популярный онлайновый магазин Amazon.com открыл «витрину» с казуальной продукцией, естественно, не без помощи приобретенной им в прошлом году известнейшей компании Reflexive Entertainmеt. Ценовая планка на выставленные здесь игры находится на уровне $9,99. Руководитель финансовой службы Reflexive Entertainment Эрни Рамирез (Ernie Ramirez) заявил, что данный шаг был предпринят исключительно для того, чтобы привлечь к казуальным играм как можно больше новых потребителей. Сами понимаете, какое количество посетителей бывает на Amazon.com ежедневно. Однако, к примеру, директор компании iWin по продукции Энди Хике (Andy Hieke) не в восторге от подобного подхода. На одном из круглых столов в рамках гамбургской конференции он заявил, что такая практика неприемлема, и сообщил о том, что компания изъяла все свои игры из ассортимента Amazon.com.

Одной из тенденций, очень ярко проявившихся на Casual Connect Europe 2009, я бы назвал повышение внимания разработчиков и издателей к игровым продуктам для iPhone/iPod Touch. Хотя цены здесь гораздо ниже, чем в сфере загружаемых игр (от бесплатных до $4,99), поток новинок увеличивается с каждым днем. Не зря на конференции этому вопросу была посвящена целая серия лекций и круглых столов. Не менее оживленные дискуссии наблюдались на сессиях, где обсуждались социальные аспекты казуальных игр и, естественно, методы их монетизации. В последний день несколько интересных докладов было прочитано в секции флэш-игр.

Кроме того, нельзя было не заметить, насколько за последние годы увеличился «удельный вес» компаний из бывшего СССР в мировой казуальной индустрии. Сейчас фактически в Toп 10 всех крупнейших порталов постоянно находится четыре–шесть игр, разработанных в России, Украине, Беларуси, Молдове и т. п.

С представителями многих из них я пообщался и в Гамбурге. Немало новостей у известного игрока постсоветского казуального рынка – новосибирской компании Alawar Entertainment. Во время Casual Connect Europe она сделала ряд интересных анонсов. Ранее уже сообщалось, что сериал «Веселая ферма» стал самым прибыльным проектом российской казуальной индустрии, заработав свыше миллиона долларов в русскоязычном сегменте Интернета. В Гамбурге стало известно, что разработчик «Фермы» минская студия Melesta отныне станет структурным подразделением Alawar и продолжит работу над хитовой серией. Кстати, в настоящее время «Веселая ферма» портируется на Nintendo DS, а в Гамбурге можно было познакомиться с ее демо-версией. Должен сказать, что она как нельзя лучше подходит для данной игровой платформы. Еще одна новость от Alawar касалась сотрудничества с американской компанией Merscom. Два локализованных продукта такого рода уже появились на алаваровских витринах.

Калининградская Realore так же, как и новосибирские колеги, занялась переводом своих игр на портативную консоль от Nintendo. В процессе разработки находятся DS-версии таких хитов, как «Отель Джейн» и «Черепашка Оззи». Из новых продуктов для PC будем ждать детектив в жанре adventure/hidden objects под названием 3 Days Family Files и очередную игру с полюбившейся народу Джейн, которая на сей раз займется организацией зоопарков в бизнес-симуляторе Jane's Zoo. Оба проекта выйдут нынешней весной.

У замечательной команды Playrix из Вологды сейчас в процессе разработки три интересных проекта. Два первых: своеобразное ответвление от успешной Fishdom и игра с рабочим названием Fancy Garden – создание удивительного сада. Зная, как тщательно Playrix «полирует» визуальную составляющую своих проектов, можно смело утверждать, что все будет исключительно красиво. А в третьей игре (пока она зовется Fortune Architect) игроку придется строить домики для горожан и спасать их в сезон дождей.

Среди участников конференции было немало наших земляков. Среди них назовем ветерана этого рынка – днепропетровскую компанию Absolutist, киевлян из AeroHills, ERS G-Studio, Dragon Altar (Донецк), Floodlight Games (Брест-Киев) и других.

В заключение хотелось бы предоставить слово вице-президенту компании Alawar Entertainment Сергею Занину, который прокомментировал гамбургскую конференцию так: «В последнее время финансовый кризис действительно превратился в сознании многих людей в некое тотальное Зло, от которого нельзя сбежать и некуда спрятаться, хотя самым действенным способом противодействия ему является как раз спокойствие и умение анализировать информацию. Конференция Casual Connect: Hamburg показала, насколько полезным может быть обмен опытом для преодоления кризисной ситуации, и обозначила новые тенденции, благодаря которым индустрия сможет преодолеть нынешние тяжелые времена с минимальными потерями».

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT