`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Canon: "Для нас важны оба сегмента -- и потребительский, и корпоративный"

0 
 
В нашем регионе управление бизнесом Canon, как известно, ведется из Финляндии, что, в общем-то, не очень характерно для таких транснациональных компаний.

Наверное, следует начать с организации нашего бизнеса на мировом рынке. У Canon есть три главные штаб-квартиры: в Европе, Соединенных Штатах и Японии. Помимо этого, в каждом из упомянутых регионов мы располагаем производственными мощностями и, что особенно важно, центрами исследований и разработок, т. е. они размещены настолько близко к заказчику, насколько это возможно, благодаря чему разрабатываются продукты, наиболее подходящие для того или иного локального рынка.

Canon "Для нас важны оба сегмента -- и потребительский, и корпоративный"
"Если раньше мы были "продукт-ориентированной" компанией, то теперь, в первую очередь, смотрим на потребности рынка, стараясь их даже иногда предвосхитить"
Canon Europe имеет две штаб-квартиры, поскольку бизнес в Европе ведется двумя подразделениями, отвечающими за разные направления: Canon Consumer Imaging Europe специализируется на продуктах для потребительского сегмента и базируется в Амстердаме, а Canon Business Solutions располагается в Лондоне и занимается решениями для корпоративной сферы.

Canon North-East Oy -- это на 100% дочернее предприятие Canon Europe, отвечающее за региональные продажи. Наша штаб-квартира находится в Хельсинки; помимо этого, есть представительство в Москве, где работают 50 человек, и офис в Киеве с десятью сотрудниками. Из Хельсинки ведется управление бизнесом компании в СНГ, а также странах Балтии. И если в 1998 г. наш оборот в этом регионе составлял около 80 млн. долл., то в прошлом году он достиг отметки в 186 млн.

До начала девяностых продажи продуктов Canon в странах СНГ осуществлялись напрямую из Японии торговым домом Marubeni. Как вы знаете, многие японские фирмы практиковали такой подход для развивающихся рынков. Однако в 1994 г. руководство Canon приняло решение передать этот бизнес в подчинение финскому представительству компании. Подобный шаг был вполне естественным, учитывая долголетние торговые связи Финляндии с СССР.


Canon North-East Oy занимается и потребительским сегментом, и корпоративными решениями. А какое из этих направлений является наиболее важным для вашего бизнеса в данном регионе?

Я бы не говорил о том, какое направление более приоритетное, а какое менее -- они важны для нас оба и в глобальном масштабе, и локально. Другое дело, что стратегия развития для каждого выбрана разная, и это вполне объяснимо. Если же говорить о продажах Canon, то в общем обороте на Consumer Imaging приходится 60%.

По поводу же корпоративных решений могу сказать, что благодаря интенсивно развивающейся экономике в Украине спрос на них довольно быстро растет, к тому же организации постепенно осознают необходимость внедрения новых технологий. Что касается потребительских продуктов, то и тут по тем же причинам наблюдается рост спроса.


Какой была динамика развития этих направлений в прошедшие несколько лет?

Откровенно говоря, мы не проводим собственных рыночных исследований, но могу сказать, что за последние годы стратегия работы Canon в целом изменилась. Если раньше мы были, образно говоря, "продукт-ориентированной" компанией, т. е. разрабатывали устройство и предлагали его рынку, исходя из заложенных в него возможностей и текущей ситуации, то теперь в первую очередь смотрим на потребности рынка, стараясь их даже иногда предвосхитить. Кроме того, у нас сейчас весьма обширный ассортимент решений. К примеру, подразделение Business Solutions производит не только дорогостоящее печатное оборудование со скоростью вывода сотни страниц в минуту, но и решения для малой сети небольшого предприятия или отдела. Иными словами, отличия между продуктами от Consumer Imaging и Business Solutions сегодня не только в том, что последние масштабнее.


А какой сегмент Business Solutions важнее для вас: дорогое производительное оборудование, средний или, может быть, начальный уровень?

Canon "Для нас важны оба сегмента -- и потребительский, и корпоративный"
"При выборе нового партнера мы пытаемся максимально защитить интересы уже существующих, давно работающих с Canon"
Наиболее важно для нас продавать как можно больше устройств с возможностями сетевого взаимодействия, позволяющих строить комплексные решения для офисной автоматизации. Причем с точки зрения отдаленной перспективы это формирует спрос на копиры высокого уровня. Я имею в виду, что, продавая сегодня компаниям продукты начального уровня, спрос на которые весьма высок, мы создаем предпосылки для того, чтобы при модернизации своих систем они перешли на более производительное оборудование.


Известно, что большой популярностью, особенно на нашем рынке, пользуются и персональные копиры Canon.

Действительно, это так. Скажем, к марту нынешнего года нами было выпущено 10 млн. таких устройств, и можно утверждать, что мы являемся самым крупным их поставщиком как в мире, так и в странах СНГ. Причем в последнем случае такие значительные объемы продаж важны для нас еще и с точки зрения рыночных перспектив.


Кого вы считаете своими конкурентами в сегменте решений для бизнеса?

В сегменте копиров это, конечно, Xerox, а в Украине -- еще и Minolta, чьи продукты здесь весьма широко представлены. Что касается лазерных принтеров, то тут наши конкуренты--Hewlett-Packard и Samsung, причем для HP мы одновременно поставляем компоненты устройств.


Это весьма интересная ситуация, когда фактически вы конкурируете с продукцией собственного производства. Какова стратегия Canon в этой области?

Как вы, наверное, знаете, Canon -- один из лидеров в мире по числу получаемых в год патентов, например, за 2002 г. мы были на втором месте, впереди только IBM. И один из элементов нашей стратегии заключается в том, чтобы иметь от своих патентованных технологий доход, в том числе и за счет производства продукции для конкурентов. В частности, нами выпускается порядка 80% всех механизмов для принтеров Hewlett-Packard, с которой мы работаем в этом направлении уже достаточно давно, и это обоюдовыгодно.


А насколько сложно продавать продукты, по своим характеристикам практически аналогичные устройствам конкурентов?

Конечно, иногда бывает трудно. Но, во-первых, каналы продвижения принтеров у нас и у конкурентов могут отличаться, а это играет свою роль. Во-вторых, очень важно выпустить нужный продукт в нужное время, что обеспечивает существенное рыночное преимущество.


Можно ли утверждать, что сегмент персональных лазерных принтеров не имеет такого уж большого значения для вашего бизнеса в Украине?

Нет, он определенно важен для нас. С точки зрения дохода -- это более 10%. Хотя мы наблюдаем сегодня просто гигантское снижение средней цены персональных принтеров. Причем я думаю, что нечто подобное в скором времени произойдет и на рынке многофункциональных устройств. С технологической точки зрения их уже особо не усовершенствуешь, а увеличение объемов выпуска неизбежно приведет к уменьшению стоимости.


Раз уж речь зашла о многофункциональных устройствах, то как вы оцениваете текущую ситуацию с этими продуктами на нашем рынке?

Прежде всего здесь следует выделить два направления -- продукты на базе лазерной и струйной технологии. Лазерные многофункциональные устройства являются более предпочтительными для применения в сфере бизнеса. С другой стороны, продукты на основе струйной технологии пользуются заметно большим спросом, по крайней мере, в Западной Европе.

В принципе, говорить о рынке многофункциональных устройств достаточно сложно, поскольку каждый производитель имеет собственные критерии по поводу того, что такое МФА. Это может быть, допустим, копир с функциями сканирования, принтер с возможностями факсимильной связи и т. д.

Проблема еще и в том, что и конечный пользователь четко не представляет себе, что же такое многофункциональное устройство. На мой взгляд, о рынке таких устройств как о состоявшемся явлении говорить пока рано -- он все еще находится в стадии формирования.


Каких многофункциональных устройств Canon продает в Украине больше: лазерных или струйных?

Вне всякого сомнения, лазерных, причем на них приходится порядка 70% всех продаж такого рода. Но с другой стороны, темпы развития струйных МФА выше.


А какие вообще наблюдаются тенденции в сегменте струйных принтеров?

Огромное влияние на развитие данного направления оказал бум цифровой фотографии: устройства, способные печатать высококачественные изображения, да еще и напрямую с камеры, сегодня очень перспективный сегмент.

Хотелось бы отметить, что Canon поддерживает стандарт BigPrint, позволяющий подключить цифровой аппарат практически любого производителя к нашему принтеру точно так же, как нашу камеру к принтеру другой компании. Массовое внедрение данной технологии является очень важным для развития рынка струйной печати.


Правильно ли утверждать, что на этом рынке Canon большее внимание уделяет фотопринтерам?

Нельзя говорить о том, что наш интерес к сегменту моделей начального уровня уменьшился. Просто текущая ситуация такова, что мы анонсируем больше фотопринтеров.


Конкуренция в сегменте струйных принтеров огромна -- здесь работают по меньшей мере четыре крупных производителя, а цены устанавливаются настолько низкие, насколько это возможно. На чем вы делаете акцент при продвижении своих продуктов?

Что касается устройств начального уровня, то мы стараемся обратить внимание пользователей на качество и надежность, которые, на наш взгляд, для данного сегмента являются очень важными, в то время как при продвижении принтеров среднего и высокого уровня упор делается на технологические отличия.

Кроме того, поскольку речь идет об устройствах с базовой функциональностью, то они должны быть максимально доступными для пользователей, поэтому еще один из приоритетов здесь -- налаживание эффективных каналов сбыта.


Давайте обратимся к подразделению Consumer Imaging. Чем оно занимается?

В его ведении находятся уже упоминавшиеся струйные принтеры, фото- и видеокамеры (цифровые и аналоговые), сканеры и, конечно же, расходные материалы.


Canon известна прежде всего как компания, работающая в сфере фото. Сейчас наступает эра цифровой фотографии. Каково ваше видение ситуации в этом направлении в настоящее время и, возможно, в ближайшем будущем?

Прежде всего хотелось бы отметить, что в Европе популярность традиционной фотографии нисколько не уменьшилась, т. е. распространение цифровых технологий пока приводит исключительно к расширению рынка.

Что касается общих тенденций, то здесь обращает на себя внимание необходимость выработки единых общемировых стандартов в области цифрового фото, поскольку сейчас применяется несколько подходов. Canon готова предоставить для этого имеющиеся у нее патентованные разработки.

Другой момент -- это стоимость продуктов. В будущем следует ожидать значительного снижения цен, поскольку сегодня цифровые камеры все-таки достаточно дороги по сравнению с аналоговыми.


Насколько можно судить, Canon в первую очередь сосредоточилась на камерах среднего и верхнего уровня?

Да, именно так. Основными направлениями нашей деятельности в плане развития в ближайшее время будут внедрение новых технологий и улучшение характеристик камер среднего и верхнего уровня одновременно со снижением их цены, что должно привести к росту объемов продаж.


Кстати, по поводу стандартов. Сегодня существует несколько форматов носителей информации, применяемых в цифровых фотоаппаратах. Какие поддерживает Canon и почему именно их?


Это Secury Digital и Compact Flash. Мы видим в таком подходе несколько причин. С нашей точки зрения, первый очень перспективен и имеет хорошую поддержку в индустрии, второй в настоящее время наиболее распространен и доступен. Один небольшой пример. Сегодня утром я посетил итальянское посольство, где мы демонстрировали одну из наших цифровых камер. И в числе основных вопросов был: "Какой формат она использует -- CF или SD?". Естественно, наш аппарат соответствует и тому, и другому стандарту, и это большой его плюс. На наш взгляд, до тех пор, пока нет единого стандарта, который бы применялся всеми производителями, необходимо поддерживать несколько типов носителей, чтобы у пользователей была возможность выбора.


Бизнес Canon начинался с производства фотоаппаратов еще в 30-е годы прошлого столетия. А когда была выпущена первая видеокамера для потребительского рынка?

Лет десять назад, к сожалению, не вспомню сейчас точную дату. Но с уверенностью могу сказать, что это был настоящий технологический прорыв.


Данный сегмент по-прежнему остается среди приоритетных?

Безусловно. Причем существенное влияние на развитие этого направления бизнеса оказало распространение цифровых технологий. Сегодня, к примеру, наш модельный ряд включает в себя всего лишь две аналоговые камеры.


На ваш взгляд, возможно ли объединение цифрового видео и фото в одном устройстве? Или это два отдельных и совершенно параллельных направления?

С одной стороны, подобная конвергенция в какой-то мере происходит уже сейчас -- скажем, большинство сегодняшних цифровых фотоаппаратов позволяют записывать от 30 до 90 с видео со звуковым сопровождением. С другой -- важно осознавать, что оптика и светочувствительные матрицы в цифровых фото- и видеокамерах различаются. Поэтому "комбинированные" продукты вряд ли будут широко востребованы на рынке -- по крайней мере, сегодня они являлись бы своеобразным технологическим компромиссом, когда приходится выбирать между качеством снимков и видео. Кроме того, и цена на подобные устройства была бы отнюдь не маленькой.


А в будущем?

В настоящий момент цифровые видеокамеры легко позволяют делать фотоснимки. Другое дело -- добавление видео в фотоаппарат. Это сложнее, и реализация подобных функций сейчас возможна только с качеством далеко не профессионального уровня.


Многие потребители воспринимают видеокамеры, телевизоры, видеомагнитофоны и т. д. как продукты одного сегмента, в котором сильны позиции других брэндов -- таких, как Sony или Panasonic.

Преимущество Canon как поставщика видеооборудования заключается в огромном опыте в таких областях, как оптика и фото, и его мы можем в полной мере использовать и при создании видеокамер. При этом наши камеры совместимы с A/V-устройствами других производителей, к примеру с теми же телевизорами, что крайне важно для нас.

Еще один момент: продажи видеокамер Canon все больше и больше осуществляются через розничные сети, скажем, такие, как "Фокстрот". Кроме того, каналом сбыта для цифровых моделей становятся компании, ранее традиционно занимавшиеся аналоговым оборудованием.


Кстати, о традиционных продуктах Canon. В вашем ассортименте по-прежнему, как и десять лет назад, присутствуют обычные калькуляторы.

Да, мы все еще производим и такую продукцию, даже занимаем третье место на этом рынке после Citizen и Casio, хотя их доля здесь значительно выше, чем у Canon. Кроме того, мы выпускаем еще и органайзеры, к тому же они локализуются для многих регионов, в том числе и для СНГ. В обоих упомянутых сегментах у нас традиционно сильные позиции. К слову, первый калькулятор Canon был выпущен в 1964 г., а его размер можно было сопоставить, наверное, с современным принтером.


Здесь был бы логичным вопрос: нет ли у Canon планов по выпуску PDA?

Таких планов нет, карманные компьютеры хотя и становятся все более популярными и с точки зрения бизнеса очень интересны, но это все же совершенно другой бизнес, другие технологии, другие каналы сбыта и т. д.


В завершение беседы несколько вопросов о бизнесе в Украине. Несмотря на то что вы представляете весьма широкий спектр продукции, как в общем можно охарактеризовать стратегию Canon на нашем рынке?

Если говорить о продуктах для офисной автоматизации, то здесь очень важен правильный выбор партнеров. Я имею в виду то, что мы ищем компании, способные, помимо организации продаж, обеспечить соответствующий сервис, обучить персонал. Мы не идем на сотрудничество с любой фирмой, изъявившей желание продавать нашу технику, потому что решения для офисной автоматизации -- весьма серьезное направление. Но в то же время мы не намерены предоставлять право эксклюзивных поставок или избирательно относиться к тем или иным компаниям в плане выбора продукции -- любой товар доступен каждому партнеру.

Вообще, налаживание сотрудничества -- весьма длительный и деликатный процесс. Если компания хочет работать с Canon, то мы проводим ряд встреч, чтобы объяснить наши подходы к бизнесу. При этом мы пытаемся максимально защитить интересы уже существующих партнеров, давно работающих с нами.


Вы, вероятно, разделяете партнеров по корпоративному и потребительскому направлению?

У нас, по сути, есть три группы партнеров. Первая -- оптовые поставщики фото- и видеоустройств и оборудования для офисной автоматизации. Вторая -- дистрибьюторы полного цикла, ориентированные исключительно на брэнд Canon. При этом они, как правило, продвигают комплексные решения, в том числе сервисные контракты, пример -- компания "Эликс-Центр". К третьей категории мы относим розничных продавцов, сконцентрированных на продаже фото- и видеотехники, персональных принтеров, сканеров и т. п.

Такие фирмы, как "ДиаВест" и "Юнитрейд", к примеру, покупают продукцию у компаний первой группы. При этом мы, естественно, оказываем поддержку по всей цепочке продаж, включая партнеров второго уровня, а не только тех, кто работает с нами напрямую.


Как долго лично Вы работаете в Украине?

Ровно один год. До этого я работал исключительно в Финляндии, и для меня приезд в Украину был своеобразным вызовом. Но я не жалею о принятом решении.


Могли бы вы сравнить ситуацию на украинском рынке год назад и сейчас?

Если коротко, то работать становится все интереснее и интереснее. Изменения здесь происходят стремительно, причем не только в Киеве, но и в регионах. Особенно это заметно по розничным продажам. В корпоративном же сегменте рынок уже более или менее поделен и стабилен. Основные игроки хорошо известны, и периодически можно наблюдать лишь небольшие перераспределения.

Если же, скажем, сравнивать Россию и Украину, то рынок здесь существенно отличается. Когда я только приехал в вашу страну, то был убежден, что в Украине проходят совершенно те же процессы, которые я наблюдал в России, только в меньших масштабах. Теперь я уверен, что все несколько иначе.


А какое в таком случае, по вашему мнению, основное отличие между бизнесом в России и Украине?

Ввиду меньших размеров территория Украины практически полностью покрыта сетью доставки локальных дистрибьюторов. Кроме того, ваша страна, на мой взгляд, все-таки ближе к Европе по многим параметрам. В результате здесь одновременно присутствуют розничные сети, пришедшие как с Запада (пример тому Metro), так и из России ("Эльдорадо"), что создает весьма интересную и уникальную ситуацию, которая должна способствовать развитию рынка. И мы, конечно же, постараемся воспользоваться этим. Я вижу очень хорошие перспективы для Canon в Украине как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT