`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Быть ли в Крыму технополису?

+1012
голосов

Ознакомившись с идеей создания технокластера в Крыму, я осознал, что идея достойна внимания и реализации. При этом чтобы не руководствоваться одним лишь первым впечатлением, я решил проанализировать ситуацию и понять, действительно ли Крым является идеальной площадкой для создания современного кластера в сфере высоких технологий.

Мировой опыт

Поскольку к высоким технологиям я имею непосредственное отношение, фактически первый вопрос, который тут же возник: а каким же должен быть этот технокластер для того, чтобы лично я захотел перенести сюда, например, офис компании «Инком»? Второй вопрос, навеянный высказыванием Эдисона «Если хотите придумать отличные идеи, знайте: лучшие из них вы можете позаимствовать», логично подвел меня к анализу мирового опыта создания инновационных центров.

Начну со второго. Я познакомился со многими проектами в этой сфере, но сегодня хочу остановиться на технологическом парке София Антиполис, расположенном северо-западнее Антиб и юго-западнее Ниццы (Франция), потому что так же, как и технопарк, планируемый к созданию в Крыму, София Антиполис первоначально служил курортной зоной. Сходное расположение даже в отношении близости к побережью, похожий климат, создание проекта с нуля и полное отсутствие городской инфраструктуры – вот не полный перечень того, что объединяет эти два проекта.

Центр был создан в 1969 г. по инициативе сенатора Франции Пьера Лафита с целью экономического развития региона через научно-исследовательскую деятельность. Хочу отметить, что продукция высоких технологий от валового регионального продукта тогда имела долю всего 3%.

Первым толчком к развитию центра послужила государственная инициатива под эгидой Национального межведомственного комитета, который в 1972 г. провозгласил план диверсификации экономики, расширения числа рабочих мест, поддержки инновационной активности. Однако из-за неприязни проекта со стороны других министерств государственное финансирование быстро сошло на нет.

Тем не менее, на местном уровне активизация властей в направлении развития региона продолжилась. Администрация департамента и местная палата коммерции начали реализацию программы развития инфраструктуры. К середине 1980-х гг. общие инвестиции составили 6 млрд французских франков (курс 1985 г.) при обороте 1,2 млрд в год. Покрытие затрат на реализацию проекта осуществлялось за счет продажи земли, так как налоги не взимались (действовали льготы).

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. бум развития технокластера (тогда в 1989 году к нему присоединилось более 120 компаний, а сам технополис стал экономически самодостаточным, принося от своей деятельности до 24% оборота) сменяется экономическим кризисом: сокращение рабочих мест и закрытие нескольких малых фирм. Ситуация стабилизируется к середине 1990-х гг. Новый кризис в 2000 г. Запуск «новой стратегии развития», основанный на диверсификации прикладный исследований.

В настоящее время София Антиполис – это порядка 30 тыс. рабочих мест, 1500 компаний. Приоритетные сферы деятельности: информационные технологии, биотехнологии, науки о Земле. Причем продукция высоких технологий от валового регионального продукта составляет 50% (против 3% в 1969 г.).

Сильные стороны София Антиполис:

Наличие в регионе ключевых условий для развития технопарка:

  •  компании–двигатели: IBM, Texas Instruments, Digital, Thomson, France Telecom;

  • наличие свободной земли (лес Вальмаск) и введение специального землепользовательского режима;

  • наличие инфраструктуры (международный аэропорт Ниццы);

  • выгодное географическое положение и хорошие климатические условия.

Как видите, эти сильные стороны в той же степени могут быть или уже присущи и Крыму как площадке для создания аналогичного центра.

Если агрегировать мировой опыт построения технополисов, можно выделить следующие факторы успешного их построения:

  1. высокий уровень мобильности рабочей силы между смежными отраслями (не отток в другие отрасли);

  2. высокий уровень экспертизы, кадров, часто обусловленные близость академических учебных заведений;

  3. обеспеченность информацией;

  4. наличие венчурного, банковского капитала;

  5. транспортная и информационная инфраструктура соединяющие технополисы с крупными городами;

  6. привлечение крупных компаний уже на начальном периоде создания технополиса.

Отдельную группу составляют факторы исторического характера и традиции сложившиеся в регионе. В частности, ни для кого не секрет, что большую роль в процессе становления технокластеров сыграла военная промышленность.

Типичными недочетами технополисов, создаваемых в мире после Кремниевой долины стали:

  1. ориентация на выполнение простых, сборочных функций. В Японии, Тайване технополисы выполняли роль имитаторов технологий перевезенных из других стран или из больших городов;

  2. неспособность создания связи между академическими и промышленными структурами;

  3. большие корпорации не стали источником распространения своего потенциала НИОКР;

  4. общее снижение активности образования новых компаний в мире (в сфере микроэлектроники) показывает сложность повторения модели Кремниевой долины без государственного вмешательства;

  5. государственное вмешательство ни в одном из случаев ни привело к успехам, аналогичным Кремниевой долине или Кембриджскому технополису.

SWOT-анализ

Перейдем к следующему вопросу, который я задаю себе как собственник компании, работающей в сфере высоких технологий: «Каким же должен быть технокластер для того, чтобы лично я захотел перенести сюда, например, офис компании «Инком»?». В качестве инструмента для анализа предлагаю воспользоваться SWOT-анализом, поскольку в целом он для такого рода задач и предназначен.

Сильные стороны Слабые стороны
1. Наличие свободной земли.
2. Наличие инфраструктуры (аэропорт в Симферополе).
3. Выгодное географическое положение и хорошие климатические условия, репутация.
4. Возможность создания особых фискальных условий, вследствие статуса автономной республики.
5. Отсутствие языковых барьеров (для компаний СНГ).
6. Безвизовый режим въезда в Украину для граждан ЕС.
1. Отсутствие последовательности в макро и микроэкономической политике.
2. Нерациональное использование ресурсов.
3. Двойное налогообложение при изготовлении и реализации продукции.
4. Нестабильная законодательная система, в том числе отсутствие таковой в отношении венчурного инвестирования.
5. Практически полное отсутствие государственно-частного партнерства.
6. Отсутствие инфраструктуры, способствующей развитию инноваций.
7. Низкая конкурентоспособность отечественной сферы высоких технологий в сфере разработок и производства.
8. Низкая инвестиционная привлекательность Украины.
9. Языковые барьеры (массовое незнание английского, для международных компаний) – в том числе и в сфере обслуживания и транспорта.
10. Неизвестность Крыма за пределами СНГ, фактическое полное отсутствие в англоязычном интернет-сегменте.
11. Отсутствие «конгресс-инфраструктуры».
Возможности Угрозы
1. Использование преимуществ региона в не курортный сезон.
2. Постоянный денежный поток от использования инфраструктуры в независимости от сезонности.
3. Выгодное географическое положение способствует привлечению филиалов как зарубежных, так и национальных компаний.
4. Наличие сложившихся связей и необходимой инфраструктуры у отечественных компаний позволит предлагать продукты с высокой долей сервисной составляющей.
5. Развитие сферы услуг вследствие востребованности бизнесом консалтинговой, проектной деятельности.
6. Использование деловых коммуникаций для расширения внешних рынков сбыта.
7. Интенсивный международный обмен. Интеграция отечественной науки в глобальную среду.
8. Приток идей, кадров, инвестиций извне.
1. Спекуляции земельными ресурсами и недвижимостью.
2. Чрезмерное госрегулирование деятельности центра.
3. Нехватка квалифицированного персонала.
4. Неспособность сориентировать научные разработки на удовлетворение актуальных потребностей бизнеса.
5. Сложности привлечения инвестиций.
6. Нестабильная внешняя политика Украины, и, как следствие, непрогнозируемые осложнения во взаимоотношениях с соседними государствами, что может препятствовать, в том числе логистическим процессам в технополисе.

Многие из приведенных выше «Слабых сторон» и «Потенциальных угроз» могут быть нивелированы с помощью грамотного создания самого технополиса. В частности, по моему убеждению, в его основу должны быть заложены следующие принципы, а также учтены особенности реализации инфраструктуры.

Территориальный принцип. Технополис – это не город, а образование, обладающее политической независимостью от конкретного муниципалитета.

В рамках центра действует особый льготный режим землепользования. Компаниям, планирующим использовать землю по целевому назначению, предоставляется условно бесплатный/льготный режим использования земли хотя бы на период до 10 лет, на этапе становления проекта.

Для обеспечения независимости необходимо использовать принцип управления, в основе которого лежит создание Независимого комитета, заинтересованного в создании самого технополиса, а не спекуляциях недвижимостью и землей и управляющего работой центра.

Для того чтобы не допустить присутствие на территории технокластера непрофильных структур, использующих ресурсы центра не по целевому назначению, следует использовать принцип отбора компаний. Льготные условия предоставляются компаниям, которые используют возможности технокластера для создания лабораторий, исследовательских центров, элементов исследовательской или производственной инфраструктуры.

Инфраструктура центра должна удовлетворять принципу обустройства технополиса. А именно:

- иметь сегментированные жилые зоны для различных категорий служащих;

- предусматривать жилые комплексы как для работников, постоянно проживающих в центре, так и для временного пребывания;

- обладать отдельно выделенной зоной контроля безопасности;

- предоставлять специальные упрощенные условия регистрации и проживания для иностранных граждан;

- иметь инфраструктуру гостиниц разумного качества и стоимости услуг;

- обладать современной транспортной инфраструктурой, включая шатл-сервисы от аэропорта в гостиницы;

- иметь адекватные службы кетеринга.

Привлечение участников, инвесторов, идей

Проведя анализ, я задумался над тем, как добиться того, чтобы этим технополисом заинтересовались также другие компании. В конце концов, одному мне здесь будет скучно.

Инструмент, который хорошо зарекомендовал себя в этом процессе во всем мире – бизнес-конференции. К сожалению, в настоящий момент в Крыму за очень редким исключением нет приспособленных залов и гостиниц, которые можно было бы использовать для этих целей. Их нужно создавать. Это рентабельные проекты.

Если для примера рассмотреть Канский дворец фестивалей и конгрессов, то, как вы знаете, знаменитый кинофестиваль здесь проводиться один раз в году, а все остальное время он используется именно для проведения мероприятий и в том числе по тематике высоких технологий.

Подобный центр, находящийся в непосредственной близости с технополисом, позволит создать интенсивный международный обмен, который будет способствовать продвижению продуктов и идей, создающихся в центре, а также обеспечит приток идей, потенциальных инвесторов и кадров извне.

Кроме этого, для информирования международного сообщества о деятельности центра и также для привлечения партнеров из-за рубежа, необходимо усиливать интернет-присутствие и вести активную пропаганду идей и возможностей технополиса.

Выводы

Что должно сделать государство: инициировать создание технополиса, заниматься его пропагандой для начала среди отечественных компаний. На плечи государства, безусловно, ложится создание законодательной базы, и совершенствование таковой в области поддержки развития предпринимательства, создание системы патентования, реформирование системы профессионального образования, наращивать инвестиции в отрасли социальной сферы, что приведет к повышению качества жизни населения и притоку рабочей силы.

Международный маркетинг и пропаганда Крыма – от наращивания интернет-присутствия и сотрудничества с туристическими агентствами целевых стран до использования ресурсов МИД Украины (мероприятия, проводимые посольствами в целевых странах, информирование через атташаты).

Что должен сделать бизнес – посчитать риски и начать работать.Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.

+1012
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Недалеко от технополиса должен быть международный аэропорт, куда много чего летает. Симферопольский аэропорт пока таким назвать сложно.

А так, как идея - вполне хороша. Только вот интерес к ней со стороны государственных чиновников разных уровней будет как всегда один - меркантильный. Уж вам ли не знать.

Как по мне - район черноморского побережья в районе Одессы подходит намного лучше. А если пойти дальше - зачем выделять одну территорию? Нужно развивать индустрию - анклавы сами по себе устаканятся. Профессиональные программисты у нас уже сейчас сгруппированы в нескольких точках да и в советское время было несколько сильных районов обитания специалистов по компьютерной технике и электронике - Киев, Львов, Одесса, Харьков, Днепропетровск, Ивано-Франковск, Запорожье. Зачем пытаться искусственно выделить один район? Что мы выиграем? Поднимем одну область в то время когда остальные будут отданы сами себе? А может лучше одну большую силиконовую долину организуем в рамках государственных границ? ;-)

присоединюсь к мнению Олега Мельника по поводу Одессы. + к этому все почему-то забыли, что регион крыма - сейсмоопасный.

Хотя на мой взгляд, отсутствие более-менее урегулированного де-факто правового поля нивелирует все выгоды от таких проектов на Украине, даже если они будут полностью принадлежать иностранным компаниям. Уважаемый Александр, Вам, как представителю крупного бизнеса, это должно быть известно.

С одной стороны конечно надежда на дешевый землеотвод. Но с другой ВСЕ же придется возводить с нуля. От таких мелочей как офисы и жилье для сотрудников и заканчивая глобальными проектами типа обеспечение водой.
И тут же не пройдут методы Петра I или товарища Сталина в привлечении нужного количества рабочей силы для таких грандиозных строек и при этом с минимальными затратами.
Но почему Крым? Отъедьте от Киева на 70 - 100 км. Тут и цены на землю вполне демократичны. А если строить возле Борисполя - то уже и аеропорт есть. Плюс худо-бедно но строится жилая недвижимость в городах спутниках Киева, тот же Борисполь.
И самый главный аргумент - Киев то остается в зоне досягаемости. Особенно это будет важно на первых этапах когда что то уже начнет работать но о полной самодостаточности еще будет рано говорить. Много чего можно будет оперативно доставлять из столицы.
Конечно это будет выглядеть не так грандиозно как возведение технополиса на песке и камне. Но все же такой вариант имеет гораздо больше шансов на успех.

маниловщина чистой воды.

как и рассказ кардакова по телевизору (случайно увидел на каком-то деловом канале) про упущенные возможности строительства международного космодрома в украине :)

интересно, как себе видит международный космодром г-н кардаков? остается слабая надежда на то, что он не представляет себе в принципе специфики строительства и функционирования подобных заведений и поэтому на полном серьезе считает, что была хоть какая-то надежда на его строительство в украине, которая была безнадежно утеряна.

технопарк - конечно не космодром. но вопрос - нахер кому нужно лезть в коррумпированную страну с неоправдвнно завышенными ценами на землю и тупым и ленивым народом? да-да, именно тупым и ленивым. система обучения рухнула, школы и институты выпускают на 90% дебилов и на 9% имбицылов. те, кто обладал хоть каким-то трудолюбием, уже убыли зарабатывать за бугор. осталась "соль земли". плюс к этому немерянная жадность землевладельцев, считающих что земля в крыму на полном серьезе может стоить так же как в сан-жан-капферра (софияантиполис ваще завистливо и нервно курит за углом). плюс тотальная коррупция и нестабильность системы власти и проистекающий отсюда законодательный (и законособлюдательный) беспредел.

как по мне, то космодром проще строить в пригороде порт-о-прэнса, а технополис на берегу слоновой кости. или как ево ща модно называют кот-д"ивуар :)

Какие НИОКР ведёт Инком? Какими патентами, изобретениями, ноу-хау владеет?

Технополис в Крыму - это распил бабла на уровне Панамского канала.

Есть 2 критических момента, на мой взгляд:

  1. Одна из угроз, которая в нескольких строчках описывалась в SWOT звучит коротко и ясно: "война". Ни одно государство не позволит себе оставить такую угрозу без внимания. Если инновационный центр строится на благо экномики и стратегического потенциала страны, то он НЕ ДОЛЖЕН нахдиться в уязвимом месте. (Где менее уязвимое место?)
  2. Перекопский перешеек - слишком узкое место для того, чтобы обеспечить оперативную и надёжную логистику в регионе на промышленном масштабе. (Сколько стоит аэропорт построить?)

Зато сколько там можно бабла распилить в процессе закапывания......

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT