`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Быть ли "плазме" домашней?

0 
 

Вряд ли сегодня кто-то поспорит с тем, что технология LCD имеет все шансы доминировать на рынке компьютерных мониторов -- это лишь вопрос времени. А вот в сегменте крупноформатных дисплеев ситуация не так однозначна. Здесь высока популярность плазменных панелей -- лидера продаж среди дисплеев большой диагонали. Вместе с тем растущее качество LCD-матриц вскоре может обострить их конкуренцию с "плазмами", особенно на колоссальном по объему рынке частных пользователей.
Противостояние со стороны более дешевых сегодня технологий CRT и LCD определило особую нишу для плазменных панелей: они нашли применение в категории дисплеев с диагональю экрана более 30 дюймов. Еще пару лет назад позиции PDP в этом сегменте казались незыблемыми. Однако открыв заводы четвертого и пятого поколений, производители ЖК-матриц смогли существенно снизить себестоимость производства крупноформатных TFT-панелей. LCD TV с диагональю экрана 40" сегодня уже никого не удивляют, а ведь раньше этот размер был исконно "плазменный".


Домашние любимцы...

Быть ли "плазме" домашней?
Рост потребления "плазм" в домашнем сегменте сдерживается как исходными недостатками, заложенными в самой идее PDP, так и тем, что целиком ее возможности пока не раскрыты.

В какой-то степени негативным фактором являются размеры пиксела PDP (до 1,08 кв. мм в 42-дюймовой панели с разрешением 852 x 480 пикселов). Смотреть на такой крупнозернистый экран удобно только в том случае, если зритель располагается от него на расстоянии не менее 2 м, впрочем, для многих владельцев домашних кинотеатров выдержать такие рекомендации нетрудно.

Одной из самых неприятных проблем для некоторых моделей, особенно начального класса, является постепенное выгорание люминофора -- химического соединения, с которым взаимодействуют инертные газы в ячейках матрицы. Под их постоянным воздействием люминофор со временем теряет яркость свечения, а изображение в тех местах, где панель наиболее подвергнута выгоранию (например в углах, где обычно отображаются логотипы телекомпаний), становится бледнее. Правда, в большинстве плазменных матриц последнего поколения разработчикам удалось снизить эффект инерционного свечения, а также увеличить ресурс плазмы до 30--50 тыс. часов с потерей яркости вдвое после 15--20 тыс. часов наработки. Примерно такие же показатели, подчеркивают специалисты Fujitsu Hitachi, свойственны бытовым CRT-телевизорам.

Чтобы не драматизировать ситуацию, отметим определенные преимущества плазменных панелей по сравнению с LCD. Прежде всего это эмиссионная форма светоизлучения, которая обеспечивает существенно большую интенсивность свечения пикселов и, соответственно, яркость PDP, чем при пропускании света в трансэмиссионной технологии ЖК-дисплеев. Во-вторых, формирование цвета производится не с помощью фильтров, а путем модуляции тока, прилагаемого к каждой из трех ячеек пиксела (Red, Green, Blue), что обеспечивает более насыщенные и корректные цвета.


...и рабочие лошадки

Быть ли "плазме" домашней?
Такие технические характеристики позволили производителям "плазм" продвигать продукцию в сегменты POI (Point-Of-Information, информационные табло), POS (Point-Of-Sales, торговые точки) и средств отображения для конференц-залов. Здесь более важны высокая яркость и контрастность формируемого изображения. Кроме того, исходный формат матриц 16:9, которые применяются в большинстве PDP, является не только стандартом для систем HDTV (High Definition TV, телевидение высокой четкости), но и допускает бoльшую длину текстовых строк, чем дисплеи с соотношением сторон 4:3 -- это важно при построении, например, информационных табло.

По размеру формируемого изображения сравниться с PDP могут пока только проекторы, но их основными минусами являются, во-первых, сильная зависимость от уровня внешнего освещения, которое отрицательно влияет на яркость и контрастность "картинки", во-вторых -- необходимость соблюдать проекционное расстояние.


Места хватит всем?

По данным агентства TFCinfo, 2003 г. станет для PDP в какой-то мере знаковым: к концу этого года объем их поставок впервые превысит 1 млн. шт. К 2005 г. количество проданных плазменных панелей приблизится к 4 млн. шт. (для сравнения, реализация CRT-устройств в 2005 г. будет составлять около 188,2 млн.), а в сегменте электронных отображающих устройств с диагональю экрана более 30 дюймов доля PDP превысит 10%. Следующая веха, 2007 г., возможно, ознаменуется подъемом нижнего предела размера PDP до 50 дюймов, поскольку LCD TV меньшей диагонали к тому времени вполне могут стать оправданным выбором по соотношению цена/качество.

Многие поставщики считают, что для PDP, несмотря на растущую конкуренцию со стороны LCD, остается довольно весомая доля рынка крупноформатных ТВ с диагональю больше 40 дюймов. Даже если в будущем LCD TV такого или большего размера обойдутся примерно в те же деньги, "рынок останется достаточно большим для того, чтобы и ЖК-, и плазменные панели нашли на нем свое место", -- говорят представители NEC Solutions. Эта мысль, однако, отнюдь не означает пассивности в деле усовершенствования производства PDP. Так, по утверждению Samsung SDI, ей удалось сократить этапы производства панели с восьми до четырех. Это привело к уменьшению времени выпуска единицы продукции на 30 мин и, соответственно, к снижению себестоимости.

Уже сейчас средняя розничная цена 42-дюймовой панели на мировом рынке составляет около $4200, а к 2007 г., по мнению iSuppli/Stanford Research, она может снизиться до $2000--2400. Как считают исследователи, это позволит увеличить долю плазменных панелей, проданных для применения в качестве ТВ, с 49% мировых продаж в нынешнем до 81% в 2007 г. Кроме того, о планах наращивания выпуска PDP объявили многие производители и, в частности, корейские компании, которые традиционно ориентируются главным образом на частного пользователя.

PDP в Украине: какие и сколько

По утверждениям поставщиков, около 80--90% плазменных панелей в нашей стране приобретаются для использования в составе домашних кинотеатров. Прошлый год ознаменовался еще и тем, что эти устройства начали продаваться в розничных сетях бытовой электроники, что говорит о тенденции к снижению стоимости и о том, что продукт перестает быть эксклюзивным.

Общий объем продаж плазменных панелей в нашей стране в 2002 г. оценивался на уровне 1200--1500 устройств. Наиболее востребованными стали устройства с диагональю экрана 40--42" (около 65%) и 50" (30%). Остальные 5% продаж пришлись на модели с экраном 32--37" и более 60".

На корпоративном рынке Украины PDP распространены пока не так сильно, как в мировом масштабе. Основные области применения здесь -- системы отображения для конференц-залов и элементы оформления в торговых центрах и развлекательных заведениях.


Производственная "кухня"

Эксперты рынка PDP полагают, что после достижения диагонали экрана в 60--63 дюйма следующим стандартом станут 65 дюймов. Однако производство таких панелей вряд ли будет приносить существенную прибыль, оставаясь скорее имиджевым, а продукты не станут массовыми. Причины этого -- во-первых, многомиллионные вложения, которые потребуются на модернизацию производства, а во-вторых -- конкуренция с более дешевыми в сегменте "60+" проекционными телевизорами. Так, представители NEC заявили в интервью исследовательской компании TFCinfo, что, вероятнее всего, остановятся на 61-дюймовой матрице, поскольку, несмотря на инновационный подход компании, "иногда превосходить нынешние физические пределы технологии нецелесообразно".

Основным направлением развития плазменной технологии останется дальнейшая работа над улучшением качества изображения. Почти во всех современных PDP "зашито" огромное количество алгоритмов и систем, направленных на увеличение контрастности, яркости, уменьшение артефактов, более качественную цветопередачу. Каждый из производителей добивается этого своими методами за счет проработки либо плазменной матрицы, либо управляющей электроники, либо обоих компонентов сразу.

Еще одна технологическая тенденция -- снижение потребляемой PDP энергии. Если планы на 2005 г. воплотятся в жизнь и основная масса разработчиков сможет повысить эффективность световой эмиссии до 2,5 лм/Вт, то при равных размерах устройств энергопотребление панелей будет сопоставимо с CRT-телевизорами, а в случае роста до 3 лм/Вт -- и с LCD TV. Некоторые компании объявили о более амбициозных планах -- достичь к 2005 г. эффективности в 5 лм/Вт, что позволит создавать 40--50 дюймовые PDP с потребляемой мощностью всего 100--120 Вт. Как отметил один из чиновников Pioneer Electronics, "в своих лабораториях компания уже достигла этого показателя, и теперь остается самое сложное -- перенести ноу-хау на производственные линии".

Ежегодно о выходе на рынок PDP заявляют все новые и новые компании. Совсем недавно первые панели анонсировали Toshiba, BenQ, Hansol и многие другие. Основная доля новичков приходит на этот рынок из сегмента компьютерных ЖК-мониторов. Так, Samsung предложила первые модели панелей под собственной торговой маркой лишь около двух лет назад. Вскоре после этого корпорация объявила о планирующихся инвестициях в объеме 1,3 млрд. долл., которые будут потрачены до 2005 г. на создание производственной базы и маркетинговую поддержку продукции, а совсем недавно выпустила 70-дюймовую PDP -- самую большую на сегодня в мире. Пока панели Samsung не могут похвастаться такой популярностью, как, например, ее LCD-мониторы. Однако в планах компании -- завоевать огромный по потенциалу североамериканский рынок PDP к 2005 г., став на нем поставщиком # 1 с 25%-ной долей. Для этого Samsung открыла новый завод в Мексике, где собирается производить панели под торговой маркой Tweeter.

От заявлений LG Electronics еще больше захватывает дух. Второй корейский гигант к 2005 г. планирует производить около половины мирового объема панелей, прогнозируемого к тому времени. В феврале 2003 г. совместное предприятие LG.Philips объявило, что ее новый сборочный завод в Гуми (Корея) мощностью 300 тыс. панелей в год начнет работу уже во втором квартале этого года -- на шесть месяцев раньше, чем запланировано. Кроме того, компания подписала контракт с администрацией Нанкина (Китай) на постройку фабрики с производственной мощностью 260 тыс. панелей в год, которая должна войти в строй уже в конце года.

Понимая, что ценовая борьба без соответствующих объемов быстро снизит доходы от выпуска PDP, многие поставщики, среди которых NEC, Matsushita и Sony, уже объявили о том, что не столь чувствительный к цене корпоративный сегмент становится для них более приоритетным. Не правда ли, очень напоминает начало борьбы за потребительский рынок LCD-мониторов и вытеснение менее массовых брэндов в "узкие" сегменты?
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT