`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Борьба за российский Интернет

Статья опубликована в №29-30 (647) от 12 августа

–11
голос

Для многих участников рынка известие о покупке сервиса контекстной рекламы «Бегун» компанией Google у «Рамблер» стало совершенно неожиданным. Не очень логичной сделка казалась для обеих сторон – прежний владелец продавал свою главную надежду на рынке контекстной рекламы и отказывался от собственного поиска, а Google приобретал компанию, которая располагает технологией, конкурирующей с ее разработками, что не особо вписывается в стратегию интернет-гиганта.

В 2007 г., по данным MindShare Interaction, объем российского рынка Интернет-рекламы составил 370 млн долл., из них на контекстную пришлось 210 млн. По оценкам Pricewaterhouse Coopers (PwC), он увеличился на 52% – до 352 млн долл. При этом среднегодовой прогноз роста составляет 40%, а это дает основания полагать, что в 2012 г. объем подобных доходов достигнет 1,9 млрд долл.

Некоторые игроки, в том числе тот же «Бегун», считают и эту оценку заниженной и заявляют, что рынок уже перешагнул отметку в 400 млн при росте выручки от контекста на 90%. Согласно исследованию «Яндекса», за прошлый год число заказчиков такой рекламы увеличилось на 60–70%, а количество переходов пользователей по этим объявлениям – на 280%. Еще один важный момент – высокая прибыльность бизнеса ключевых игроков этой сферы. Среди компаний, публикующих свою финансовую отчетность, показатель рентабельности по чистой прибыли в 25–40% никого не удивляет.

Но вернемся к сделке. По ее условиям Google заплатит 140 млн долл. наличными за 100% акций «Бегуна». Продажа будет проведена в два этапа, так как сейчас «Рамблер» не является единоличным владельцем данного сервиса. Первый инвестор «Бегуна», инвестиционная компания «Финам», продаст свои акции (49,9%) второму, который затем и передаст американцам консолидированный пакет. Завершение сделки запланировано на сентябрь.

Крупные сделки в Рунете
Покупатель Объект покупки Сумма, млн долл. Величина пакета, % Дата
«Проф-Медиа» Rambler Media 235–300* 48,8 Октябрь 2006
Naspers Mail.ru 165 30 Январь 2007
ИД «Коммерсантъ» Gazeta.ru 40 100 Декабрь 2006
«Яндекс» «Яндекс.Деньги» 20* 50 Апрель 2007
Index Ventures,Cisco Systems «Озон» 18 30 Апрель 2007
Rambler Media ЗАО «Бегун» 18 25 Август 2007
Digital SkyTechnologies HeadHunter.ru 10* 40 Февраль 2007
Google ЗАО «Бегун» 140 100 Июль 2008
Golden Telecom Aport.ru, Atrus.ru, Omen.ru 25 100 Июль 2000
* По оценкам экспертов

Обе компании неплохо заработают, поскольку в 2003 г. «Финам» купил 100% «Бегуна» за 750 тыс. долл., а в 2005 г. за эту же сумму продал «Рамблеру» 25%+1 акцию и подписал с холдингом опцион еще на 25%, который был реализован двумя годами позже уже за 18 млн долл. И хотя тогда «Бегун» не обнародовал своих финансовых результатов, многие аналитики и эксперты рынка были уверены: стоимость сервиса как минимум вдвое больше.

В «Финаме» не скрывают, что «Бегун» – их самая удачная инвестиция. С учетом всех предыдущих договоренностей они получат за сервис 87,9 млн долл., а это до 1000% годовых. «Рамблер» же после издержек выручит 50 млн долл., что в 2,7 раза превышает его затраты на покупку акций «Бегуна».

К сильным сторонам «Бегуна» относится хорошо налаженная партнерская сеть, которая насчитывает более 173 тыс. площадок и 40 тыс. рекламодателей. По мнению экспертов, основой успеха сервиса являются щедрые комиссионные агентствам, составляющие половину выручки. Напомним, что Google не платит таких отчислений посредникам и, пожалуй, может многому научиться у своего нового партнера.

Примечательно, что уже после объявления о сделке участники рынка смогли удивиться еще раз – масла в огонь подлил сам контекстный сервис, опубликовав свои финансовые результаты за первое полугодие 2008 г. Как оказалось, прибыль компании только за этот период составила на 25% больше, чем за весь прошлый год (тогда она равнялась 42,4 млн долл.). Аналитики из «Ренессанс Капитала» полагают, что по итогам всего 2008 г. она достигнет 70 млн долл. То есть Google заплатил за «Бегун» всего две годовые прибыли вместо принятого в индустрии множителя 10–20. Для сравнения: множитель для компаний, работающих на таких быстрорастущих рынках, как китайский (например, Baidu), порой доходит до 40.

Судя по опубликованной статистике, теперь сделка выглядит не совсем понятной для самого «Рамблера», ведь через год «Бегун» мог бы стоить гораздо дороже. Причину этого эксперты видят в том, что у холдинга не было достаточно средств, чтобы развивать несколько направлений бизнеса, особенно поисковую машину, которая напрямую связана с качеством контекстной рекламы. Поэтому компания и решила избавиться от «Бегуна», сделав ставку на медийное и сервисное направления. Позже такую версию подтвердил финансовый директор компании Артур Акопьян.

О долгосрочных последствиях сделки для «Рамблера» единого мнения аналитиков также нет. Некоторые отмечают, что все равно до 80% выручки у портала приходится на медийную рекламу, другие уверены, что благодаря лучшему поисковому механизму и увеличению конкуренции среди рекламодателей прибыль от объявлений на портале сможет вырасти на 20–25%. Тем более что по условиям сделки «Рамблер» будет получать часть выручки Google. Сам же холдинг прогнозирует, что по итогам нынешнего года его выручка составит 100–110 млн долл. при уровне рентабельности 18–20%.

Что касается Google, то помимо перехода под контроль ценного актива, компания получит несколько дополнительных преимуществ. Во-первых, как уже упоминалось, «Рамблер» решил отказаться от собственного поиска в пользу механизма Google, что даст американцам возможность переключить на себя всех пользователей портала (в среднем за последний квартал с поиска «Рамблера» совершалось до 3,6 млн переходов в сутки, в то время как у «Яндекса» показатель равен 12,9 млн, а у Google – 9,6 млн). А, во-вторых, теперь на портале «Рамблера» будут размещаться как объявления из системы «Бегуна», так и Google AdSense.

Аналитик «Ренессанс Капитала» Дэвид Фергюсон считает, что такой решительный шаг был необходим Google, поскольку на российском рынке у компании есть очень серьезный конкурент – «Яндекс». Местное представительство Google открылось в декабре 2005 г., но русскоязычный поисковик компании работает в Рунете еще с 2002 г.

На данный момент американцы не смогли добиться лидерства ни по одному из направлений – ни в поиске, ни в рекламе. «Яндекс» контролирует от 55 до 65% рынка контекста, получая от объявлений более 80% дохода (167 млн долл. за 2007 г.). Вторым на рынке является «Бегун», который, согласно различным оценкам, имеет долю от 20 до 30–35%. Своих показателей в России Google не раскрывает, но исследовательская компания iContext оценила выручку интернет-гиганта за прошлый год в 10 млн долл., что не превышает 5% рынка.

Стоит, правда, заметить, что популярность Google за последние два года серьезно возросла, в основном за счет падения доли «Рамблера». В июле, по данным сервиса статистики LiveInternet, через Google прошло 21,5% поисковых запросов Рунета, при том что у «Яндекса» этот показатель составил 54,9%, а у «Рамблера» – 11%. Компания comSore приписывает Google 31,2% российских поисковых запросов, оценивая долю «Яндекса» в 47,4%.

–11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT