`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Борьба с цифровым пиратством в сетях peer-to-peer

0 
 

О проблемах соблюдения авторских прав в одноранговых сетях написано уже немало, в том числе и на страницах нашего издания. Между тем, несмотря на многочисленные судебные иски со стороны RIAA (Recording Industry Association of America) и MPAA (Motion Picture Association of America), число пользователей сетей peer-to-peer продолжает измеряться десятками миллионов, а количество файлов, переданных "из рук в руки", -- миллиардами.


В данной статье вам не придется в очередной раз знакомиться с длинным перечнем аргументов, поддерживающих или осуждающих использование одноранговых сетей для обмена цифровой музыкой и видео. В последнее время их пользователи все чаще сталкиваются с новыми методами борьбы с распространением нелицензионного контента, об этом и пойдет речь.


Ловкость рук и никакого мошенства

Распространение какого контента вызывает наибольшие опасения со стороны обладателей авторских прав? Естественно было бы предположить, что наибольший удар наносится сбыту музыкальных альбомов и фильмов, которые только появились в прокате. Средства, вложенные в раскрутку нового музыкального хита или киноблокбастера, наверняка принесут наибольший эффект держателям прав, если пользователь, подключившись к Internet, не сможет получить новый фильм или альбом в KaZaa, eDonkey, Morhpeus... (список можно продолжить).

Однако именно в этой ситуации держатели прав или сочувствующие им лица могут использовать тактику, ставшую в последнее время довольно популярной, -- в сеть на хороший канал выкладывается файл, заголовок и атрибуты которого имеют то же название, что и новинка. Наличие качественного канала, а также возможности обслуживания большого числа пользователей приносят желаемый эффект -- файл быстро распространяется по сети peer-to-peer.

Разумеется, вместо ожидаемого файла пользователь чаще всего получает "болванку" -- MP3-файл с песнями 70-х годов или видеоролик, который не открывается ни в одном доступном плейере. Некоторые из них, вдоволь поигравшись с "обманкой" и убедившись, что содержимое файла не соответствует его названию, удалят нежеланного гостя со своего жесткого диска, однако часть пользователей по ряду причин его оставит. Таким образом, фальшивый файл доступен более широкому кругу людей, он появляется первым в результатах поиска, и его обладателями становится все большее количество клиентов одноранговой сети.

Одной из первых такую схему предложила MediaDefender, чье имя появилось в ряде крупных западных изданий еще осенью 2000 г. (с заголовками "Стартап знает, как победить пиратство" и т. п.), однако о ней практически ничего неизвестно. Даже визит на www.mediadefender.com не даст никакой вразумительной информации, кроме списка все тех же статей двухлетней давности. Компания разработала peer-to-peer spoofing -- концепцию, при которой атакуемая сеть наводняется файлами-фальшивками в расчете на то, что пользователь так никогда и не разберется в этом, а охота просмотреть каждый существующий файл с подобным названием пропадет после перекачивания четвертого-пятого гиганта объемом в сотню мегабайт.


Will the real Slim Shady please stand up?

Разумеется, кинокомпании или звукозаписывающие студии такую активность стараются не слишком афишировать, однако их прямая заинтересованность в работе описанной схемы наводит на мысли о том, что в ряде случаев фальшивка может исходить из сетей правообладателей.

В использовании подобной тактики была замечена студия Interscope Records, выпустившая в конце мая новый альбом исполнителя Eminem, которому прочат лидерство в продажах в этом году. Чтобы предотвратить появление цифровых копий, компания установила строгий контроль над распространением рекламных копий диска в оффлайне. Даже журналисты музыкальных изданий были вынуждены слушать новый альбом The Eminem Show в офисах Interscope Records.

В онлайне эти песни все же появились. Однако те, кто успел загрузить свежие MP3-файлы, наверняка были разочарованы -- под треками скрывались всего лишь повторяющиеся припевы или полуминутные фрагменты композиций из альбома.

Аналогичная ситуация в последнее время, если отслеживать мнения пользователей об одноранговых сетях, складывается и с крупными видеофайлами. Некто, владеющий каналами с высокой пропускной способностью, выкладывает в онлайн файл размером в сотню-другую мегабайт, называя его именем новой картины. Через день этот же файл появляется у десятков пользователей, однако вместо указанного фильма он чаще всего содержит набор рекламных роликов или кино десятилетней давности.


Цифровые отпечатки на страже

Не все одноранговые сети используют имя файла в качестве основного показателя, определяющего его уникальность. В некоторых случаях применяются алгоритмы распознавания, использующие цифровые отпечатки, -- из содержания файла выбирается определенная комбинация байтов, вероятность повторения которой в двух разных файлах довольно низкая, затем они сравниваются друг с другом именно по этому "водяному знаку".

Компания DayTSP работает над решениями, которые должны отслеживать использование оригинальных файлов с помощью таких уникальных цифровых отпечатков. После создания "водяного знака" поисковая машина DayTSP начинает сканировать Web и сети peer-to-peer на предмет наличия файла с подобным отпечатком. Поскольку на просторах WWW страницу или сервер всегда можно связать с определенным хост-провайдером, сотрудники DayTSP при обнаружении нелегального контента своих клиентов обычно контактируют с этой компанией по поводу удаления страницы.

В одноранговых сетях присутствие файла также можно связать с конкретным пользователем, однако отследить их значительно сложнее. Не претендуя на охват всех сервисов Глобальной Сети, DayTSP чаще всего просто готовит отчет о размахе пиратства и количестве обнаруженных файлов. В числе ее партнеров -- фотоархив PhotoCentral, Adobe Systems и другие фирмы, для которых интеллектуальная собственность является одним из основных активов.

Еще одна компания, работающая в данной сфере, получила известность во многом благодаря своему партнерству с Napster. Технология TRM от Relatable также создает цифровые отпечатки файлов, которые впоследствии позволяют определить уникальность музыкальной композиции или видеоролика. Однако несмотря на очевидное сходство деятельности DayTSP и Relatable, последняя избрала другую модель бизнеса.

Relatable продает программное обеспечение сетям peer-to-peer, использующим центральные серверы для обслуживания запросов. Такую технологию сети чаще всего покупают не по собственной инициативе, а повинуясь решениям судебных органов, как это и произошло в случае с Napster. Очевиден и недостаток технологии от Relatable -- из числа популярных сетей p2p-обмена центральные серверы для обслуживания запросов клиентов сегодня мало кто использует. Данная функциональность, внедренная в Napster, впоследствии была отвергнута разработчиками других систем как противоречащая концепции peer-to-peer.


Провайдеры как "истребители вампиров"

Иногда вовлеченными в войну против клиентов популярных одноранговых сетей оказываются и провайдеры. Их проблемы чаще всего связаны не с контентом, а с использованием каналов. Новозеландский поставщик broadband-соединений, компания Telecom, сравнивает активных пользователей peer-to-peer с вампирами -- их аппетиты иногда не соответствуют возможностям сети, особенно если включенный компьютер денно и нощно занимается загрузкой файлов. Кроме того, в Новой Зеландии, как и в Украине, существует понятие "иностранного" трафика, расценки за который существенно отличаются от трафика локального.

В апреле этого года Telecom приняла решение о блокировании деятельности популярных клиентов сетей peer-to-peer из-за чрезмерного использования "иностранного" трафика, что заставило бы компанию поднять цены на свои услуги, и таким образом "штрафовать" новыми расценками как "вампиров", так и тех, кто в Internet проводит несколько минут в день, проверяя почту.

Однако сотрудничество провайдеров и обладателей авторских прав возможно и в другой сфере -- контроле над распространяемым контентом на уровне ISP. Особенно сильно такое партнерство ударит по странам, где рынком правят два-три крупных провайдера. Скажем, только в США через структуру America Online в Internet попадают 26,1 млн. пользователей. У AOL, в отличие от других компаний, есть весьма веские аргументы для прекращения распространения нелегального контента хотя бы на своей территории -- ей принадлежат звукозаписывающая студия Warner Music, а также ряд кинокомпаний, до этого входивших в концерн Time Warner.


Что день грядущий нам готовит?

Еще год назад популярные сети обмена файлами казались непобедимыми, а их позиции весьма устойчивыми. Однако если рассмотреть лидеров того времени сегодня, то нельзя не признать, что многое изменилось. Давно уже канула в Лету Napster, в состоянии постоянной неработоспособности и бета-версий находится Morpheus, озабочена проблемами заработков KaZaa, а последний популярный поисковик с центральным сервером AudioGalaxy попал на скамью подсудимых.

И если еще год назад аналитики рынка могли с уверенностью утверждать, что популярные сети peer-to-peer всегда находятся на шаг впереди своих основных преследователей -- RIAA и MPAA, то сегодня эта дистанция медленно, но верно сокращается.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT