`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Большие перемены, или Особенности национального лицензирования 3G

Статья опубликована в №35 (701) от 6 октября

0 
 

Лед тронулся! В Украине наконец-то выдадут первую коммерческую лицензию на оказание услуг связи в стандарте UMTS в частотном диапазоне 2100 МГц. Впрочем, это долгожданное событие проходит по такому сценарию, какой еще полгода назад не мог присниться ни одному участнику телекоммуникационного рынка даже в самом фантастическом сне. Если так пойдет и дальше, то через пару лет сам этот рынок будет в не меньшей степени отличаться от нынешнего.

На заседании 29 сентября Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) приняла решение о проведении тендера на получение UMTS-лицензии, действующей на всей территории Украины в течение 15 лет. Всего одной. На торги выставлена довольно скромная полоса частот в 25 МГц по стартовой цене 400 млн грн. Аукцион должен состояться 30 ноября. В дальнейшем планируется выдать еще три лицензии по той же процедуре, т. е. по одной с интервалом в полгода, Таким образом, всего лицензий на UMTS будет пять, включая ту, которой владеет на сегодняшний день Укртелеком, причем последняя будет выдана летом 2011 г.

3G – вопрос политический

До сих пор судьба 3G, вернее, стандарта UMTS, в Украине была трудной. Ее начальный этап совпал с очередной волной активности по подготовке Укртелекома к приватизации, в результате чего госмонополисту был «подарен» соответствующий сертификат, включающий полосу частот шириной в 35 МГц – больше, чем сейчас предлагается выкупать коммерческим операторам. Цель, вполне очевидно, заключалась в том, чтобы повысить инвестиционную привлекательность компании и подороже продать пакет акций. По нашему законодательству, обладатель лицензии обязан реально использовать предоставленный ему частотный ресурс, поэтому компания начала развертывать коммерческую сеть UMTS/HSDPA, попутно набирая абонентскую базу, что опять-таки давало плюс к сумме, которую государство могло за нее получить.

Работа над выдачей дальнейших лицензий после этого затормозилась практически до нуля. Причин этого можно насчитать как минимум две, и обе они, скажем так, не совсем экономического характера. Во-первых, стояла проблема конверсии частот диапазона 2100 МГц, которые использовались военными. Во-вторых, было очевидно, что снабдив Укртелеком эксклюзивной лицензией, государство наверняка подыграет будущему инвестору и задержит выдачу следующих пакетов частот по меньшей мере до момента приватизации, а то и еще на полгода-год. С наступлением кризиса в этих вопросах поменялось не так уж много, и даже летом 2009 г. ситуация казалась неизменной.

Но к сентябрю все пошло по другому. Из недр НКРС стала просачиваться информация о скорой выдаче 3G-лицензий. В начале месяца председатель Комиссии С. Колобов в интервью для ITC.ua заверил общественность в том, что решение о выдаче лицензий никак не связано с планами по приватизации Укртелекома, а процедура конверсии частот будет вот-вот утверждена, причем на весьма выгодных для бизнеса условиях. Скорее всего, это нужно связывать с изменением расстановки сил в украинском политикуме и снижением влияния тех из них, на которые опирались военные, требуя за конверсию достаточно больших денег.

Примерно в то же время стало известно, что на торги будут выставлены не все лицензии одновременно, а по одной, с интервалом в полгода. Это вызвало бурную реакцию со стороны операторов – как и следовало ожидать, негативную. Однако эти планы, как видим, оказались реальными, и сейчас претворяются в жизнь.

Государственный интерес?

Не нужно долго думать, чтобы понять причину такой резкой активизации процесса выдачи лицензий. Государственному бюджету Украины нужны деньги – здесь, сейчас и любой ценой. Очевидно, что приватизация Укртелекома в данной ситуации – не лучшее решение: его придется продавать намного дешевле желаемого, а это может вызвать самые непредсказуемые реакции, и весьма вероятно, что процесс будет сорван или затянут, как это происходит с приватизацией ОПЗ. Лицензии же реализовать гораздо проще, хотя поступления от них будут меньше.

Почему же только одна? Есть две версии, объясняющие такое решение НКРС. Первая и основная состоит в том, что государство хочет как можно больше набить цену на каждую из лицензий и таким образом «мобилизовать» в бюджет максимальные средства. При наличии четырех национальных операторов выдача четырех лицензий означает фактическое отсутствие конкуренции, так что они, вероятнее всего, «уйдут по номиналу» (заявившая о желании участвовать в торгах CDMA Ukraine вряд ли согласится заплатить за частоты заметно дороже). Вторая версия указывает на действия лобби «Киевстара», который якобы единственный способен в нынешних условиях расстаться с суммой порядка сотен миллионов гривен. В случае, если фаворитом гонки окажется «Киевстар», он получит полугодовую фору на развитие сети и сможет значительно оторваться от конкурентов.

Детальный анализ «теории заговора» крупнейшего национального оператора позволяет увидеть, что она, по большому счету, несостоятельна. Действительно, у «Киевстара», по всей видимости, сейчас самые большие среди конкурентов финансовые возможности. Но и остальные GSM-операторы вполне способны выделить на покупку лицензии сопоставимые суммы, с той разницей, что у них они не «в кармане», как у «Киевстара», а могут быть предоставлены материнскими структурами. Вопрос, до какого уровня готова торговаться каждая из компаний, разумеется, до самих торгов никто не комментирует. С одной стороны, эта «первая битва» решит многое (на этом и строится расчет НКРС), с другой – нужно принимать во внимание сегодняшние экономические и технологические реалии. Если компании трезво оценивают сроки возврата инвестиций при нынешней платежеспособности украинцев и имеют хоть сколько-нибудь серьезные планы по развертыванию сетей UMTS, вряд ли они пойдут до конца. Скорее, опасаясь, как бы победа в тендере не стала пирровой, они будут вести себя осторожно и рационально. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что окончательная цена лицензии значительно превысит отметку в 800 млн грн.

Итак, государство может рассчитывать на весьма солидную прибавку к стартовой цене первой лицензии. А вот что будет со всеми остальными – вопрос интересный, и ответ на него далеко не однозначный.

Цена времени

Перенесемся мысленно на полтора года вперед, в лето 2011-го. Идет тендер на последнюю лицензию на связь UMTS. Как в это время выглядит телекоммуникационный рынок Украины?

К этому моменту выдано уже четыре аналогичные лицензии. Два первых их владельца – мощнейшие операторы, к тому времени развернувшие 3G-сети с национальным покрытием и разделившие между собой фактически всех абонентов, которым этот самый 3G вообще интересен. Третий оператор, вышедший на рынок полгода назад, изо всех сил пытается догнать лидеров. Четвертый игрок – «темная лошадка» Укртелеком: если его приватизация уже произошла, то он успел развиться не слабее первых двух, если же нет – продолжает свое «органическое развитие» с абонентской базой порядка полумиллиона человек. Рынок явно готовится к ценовой войне, которую намерен развязать недавний новичок, так что ARPU вот-вот покатится вниз. Параллельно в стране действуют 2–3 крупных WiMAX-оператора, которые небезрезультатно оттягивают на себя наиболее активных потребителей мобильного Интернета, как это делали в свое время операторы CDMA. В США уже год как работает сеть LTE, в Европе эта технология готовится к старту, и все больше пользователей хотят видеть ее в Украине. Внимание, вопрос: кому захочется в таких условиях выходить на рынок UMTS?

Правильно, никому. Этот вывод прямо указывает на то, что реальная стоимость последней UMTS-лицензии будет близка к нулю. В сравнении с нынешним порядком цен, разумеется.

С другой стороны, полгода – время не очень большое для подготовки сети к работе в 3G, да и эту подготовку можно провести превентивно и включиться в работу в UMTS, фигурально выражаясь, на следующий день после покупки лицензии. Поэтому за вторую лицензию, по всей видимости, разразится столь же жаркая битва, как и за первую. Возможно, итоговая цена будет даже еще немного выше, ведь это последний шанс впрыгнуть в идущий наверх лифт на стремительно расслаивающемся рынке.

Третий покупатель окажется перед необходимостью отвоевывать клиентов уже у двух (а то и трех) работающих на полную мощность конкурентов. На дворе конец 2010 г., технология отнюдь не свежа, так что единственное, что остается новичку – работа в формате дискаунтера. В этой ситуации покупка лицензии со значительной надбавкой исключается, вероятно, что даже на стартовую цену в 400 млн грн не найдется охочих, и условия тендера государству придется пересматривать в сторону снижения суммы.

Впрочем, вполне возможно, что обладатели первых лицензий станут участниками и последующих тендеров с целью «прикупить себе еще частот» и усилить сети в крупных городах. Это несколько подогреет конкуренцию и повысит выручку государства. Но на большие барыши и здесь вряд ли стоит рассчитывать.

НКРС регулирует рынок

Выдача лицензий на UMTS путем традиционного «одновременного» аукциона – это способ сохранения нынешней картины рынка, при которой все четыре современных GSM-оператора получают билет на следующий уровень. Наоборот, принятая НКРС поочередная схема означает форсирование процессов «расслоения», ускоренное выведение аутсайдеров из игры и сокращение количества национальных операторов в Украине.

С одной стороны, это соответствует мнению экспертов, согласно которому для украинского рынка достаточно двух, максимум – трех национальных операторов. С другой – возникает ряд вопросов относительно того, справедливо ли такое «силовое» разделение нынешних игроков на победителей и тех, кому со всей уверенностью ничего «не светит». Операторы, за исключением «Киевстара», настаивают на том, что это несправедливо, и изъявляют желание продолжать борьбу в равных условиях.

Есть еще один аспект данной проблемы. Что выгоднее для государственного бюджета Украины – существование трех национальных операторов мобильной связи или пяти? Вопрос сложный, учитывая, что в первом варианте компании имеют гораздо большие возможности для повышения ARPU, доходов, а следовательно – платежей в бюджет, в том числе и в виде налога на прибыль.

Действительно ли в НКРС заглядывают так далеко в будущее и делают настолько сложные расчеты? Хочется верить, что да, хотя весь нынешний опыт деятельности государственных органов Украины заставляет усомниться в этом. До сих пор они были слишком сильно зациклены на том, чтобы «день простоять да ночь продержаться», до выборов выдержать график выплаты зарплат и пенсий, а там...

Остается еще вероятность, что решение НКРС будет оспорено в судах, хотя небывало быстрое продвижение в решении вопроса о лицензиях, имевшее место в последний месяц, а также разрубание гордиева узла с конверсией частот, наводят на мысли о том, что желание правительства реализовать лицензии очень сильно. Следовательно, на изменение или значительную задержку решения рассчитывать не приходится.

В любом случае у нас наконец-то будет полноценный коммерческий оператор UMTS.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT