`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Близится конец эры персональных GPS-навигаторов?

Статья опубликована в №43 (660) от 11 ноября

+11
голос

Мировая экономическая лихорадка не обошла стороной и высокодоходный сегмент устройств для спутниковой навигации. На фоне замедления темпов продаж участники рынка приступают к реорганизации бизнеса и вынужденно замораживают достаточно перспективные проекты.

Близится конец эры персональных GPS-навигаторов?

Резкое снижение потребительского спроса на бытовую электронику отразилось и на персональных навигаторах. Мало того что классические PND (Personal Navigation Devices) начинают ощущать конкурентное влияние смартфонов, MID и других стремительно осваивающих навигационные функции портативных устройств, так с недавних пор фиксируется еще и существенное замедление развития ключевых рынков Западной Европы и Северной Америки. В связи с этим производители устремляют взоры на развивающиеся регионы. По данным аналитиков GfK, только в Восточной Европе объемы продаж за первые девять месяцев нынешнего года увеличились на 100%. Сравнимую динамику демонстрируют и государства региона BRIC.

Впрочем, для того чтобы удержать позиции, поставщикам PND необходимо оперативно запускать кардинально новые решения. Один из выходов предоставляют двунаправленные RTTW-модели (real-time, two-way), способные обмениваться данными через беспроводные сетевые интерфейсы. Согласно прогнозам ABI Research, уже через пять лет на их долю придется более 62% всех реализованных PND, что в количественном выражении будет соответствовать 170 млн устройств. Однако, как показывают последние события, и в этом направлении производители испытывают определенные трудности.

Так, о намерении активно осваивать сегмент «подключаемых» навигаторов еще в начале года заявила компания Magellan. Однако запуск в серию модели Maestro Elite 5340+GPRS, главной особенностью которой должно было стать тесное взаимодействие с сервисом Google Local Search, отложен по крайней мере до весны будущего года. Основной причиной этого разработчик назвал экономический кризис, вынуждающий потенциальных потребителей присматриваться к аппаратам более низкой ценовой категории, а не к устройствам стоимостью свыше $1000.

Следующей жертвой кризиса можно считать крупного североамериканского производителя Dash Navigation, объявившего о скором уходе из аппаратного бизнеса. Собираясь сократить более половины сотрудников, в обозримой перспективе компания планирует полностью отказаться от выпуска «подключаемых» навигаторов и сосредоточить усилия на разработке и лицензировании навигационных приложений и сервисов для различных мобильных платформ. Заинтересовать потенциальных клиентов, среди которых фигурирует Apple, компании есть чем – в рамках Dash Service уже успешно прошли апробацию услуги по предоставлению информации о дорожных заторах, ценах на топливо, магазинах и ресторанах по всему маршруту следования. Что характерно, получаемые сведения не теряют актуальности ввиду постоянного обмена данными через GPRS или Wi-Fi с серверами Dash.

Еще одним подтверждением неспокойной ситуации на рынке является развитие широко разрекламированного проекта GPS-ориентированного смартфона Nüvifone. Представители Garmin в третий раз перенесли премьерный показ своего детища – теперь ожидается, что его продажи начнутся не раньше первой половины будущего года. Однако, невзирая на очередной пересмотр сроков, довольно смелые планы производителя реализовать за первые 12 месяцев свыше миллиона Nüvifone остались неизмененными. Более того, аппарат по-прежнему имеет хорошие шансы быть принятым потребителем, ведь ни Nokia, ни Apple, ни апологеты платформы Android конкурирующих решений пока не представили. А вот прогнозируемые продажи существующей линейки Garmin по итогам текущего года пришлось вынужденно сократить на 1,5–2 млн устройств. И хотя по итогам III квартала доход вендора оказался в пределах 870 млн долл., тем самым на 19% превысив результат годичной давности, годовой объем выручки был скорректирован с 3,9 до 3,6 млрд долл.

Дорожное и спортивное направления традиционно остаются наиболее динамично развивающимися в бизнесе Garmin – выручка в этих сегментах выросла на 21 и 56% соответственно. А среди первоочередных мер по предотвращению кризисных проявлений компания рассматривает сокращение складских запасов на 150 млн долл., а также проведение более сфокусированных рекламных кампаний. В борьбе за потребителя главной ударной силой могут стать оригинальные навигаторы дорожной линейки Oregon, оснащенные сенсорными экранами, компасом и даже альтиметром.

Участились сбои и в ранее безотказно работающем механизме TomTom. При продажах в объеме 535 млн долл. в годовом сравнении чистая прибыль компании, оспаривающей первую строчку рейтинга Тоp 5, за третью четверть снизилась на 41%, составив 72 млн долл. Несмотря на негативное воздействие такого «долгоиграющего» фактора, как прошлогоднее приобретение за 4,6 мдрд долл. компании Tele Atlas, бизнес TomTom оказался под влиянием существенного замедления сбыта в стратегически важном для нее регионе – в Западной Европе. Вместо запланированных ранее 15 млн устройств по итогам года компания рассчитывает реализовать около 13,8 млн навигаторов.

К слову, картографическое ПО от Tele Atlas, дополненное наработками TomTom Map Share, должно трансформироваться в стабильный источник доходов. Новинку уже лицензировали Mio Technology и Navman. Кроме того, так и не объявив каких-либо серьезных инициатив в мобильном сегменте (если не считать таковой начало продаж в комплекте с коммуникатором HTC Touch Pro новой версии TomTom Navigator), компания делает упор на развитие сотрудничества с автопроизводителями. Среди последних договоренностей – поставка навигационных систем для Renault.

Впрочем, основополагающим для навигационной индустрии все же будет сегмент мобильных терминалов. Если, по данным Berg Insight, в нынешнем году услугами GPS-навигации с помощью сотовых аппаратов воспользуются 16 млн потребителей, то в ближайшие пять лет среднегодовой прирост абонентской базы превысит 27%. Навигационные сервисы, в том числе и LBS, массово осваивают европейские и американские операторы. Поэтому главной задачей последних является приобщение абонентов к сервисам на платной основе, ведь, как показывает практика, многие из них обращаются к подобным услугам лишь в течение бесплатного ознакомительного периода.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT