`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Блицопрос. Какова судьба коробочных учетных систем?

0 
 

Можно ли сделать полноценную учетную или управленческую систему тиражируемой? Большинство разработчиков приходят к выводу, что нет, но на начальной стадии автоматизации предприятия коробочные решения вполне годятся. Отечественные производители предлагают ряд таких продуктов, правда, спрос на них относительно невелик. Какова рыночная доля этого ПО, почему фирмы останавливают на нем свой выбор и что в целом происходит в данном сегменте украинского рынка корпоративного программного обеспечения – рассказывают представители компаний-разработчиков.

Юрий Витовский

начальник отдела маркетинга и продаж ООО «СофтПро»

К стандартным критериям оценки коробочных решений относится способность ПО реализовываться и «жить» без участия разработчика (через дилеров, интернет-магазины и т. п.), а также наличие у производителя инфраструктуры по поддержке продукта в актуальном состоянии (в том числе и в отношении законодательства).

Мы с большим сомнением относимся к возможности решать с помощью коробочной версии задачи по управлению предприятием. Это осуществимо только при тщательном исследовании бизнес-процессов, их отражении в учетной системе, выработке критериев анализа, формировании целей управления.

На украинском рынке коробочного ПО представлены в основном адаптации нескольких российских продуктов. Отечественные компании быстрыми темпами теряют свою долю, переориентируясь на внедрение импортных решений или акцентируя свое внимание на уникальных разработках для крупных предприятий. С сожалением констатируем уход с рынка (или перепрофилирование в торговцев зарубежным ПО) целого ряда украинских фирм.

Коробочные продукты, созданные отечественными компаниями, занимают в данный момент ничтожно малую долю: по моим данным, менее 1%. И тенденция вытеснения с рынка Украины отечественных разработчиков продолжает усиливаться. Добавлю, что само понятие «рынок» здесь довольно условное: по-прежнему значительную часть всех инсталляций занимает нелицензионное ПО.

Олег Давыдов

заместитель директора «1С Украина»

По моему мнению, коробочное ПО – это массовое, тиражируемое решение, доступное по стоимости, с качественной документацией и поддержкой. Сегодня его покупатель ожидает получить готовый продукт с развитой функциональностью, который может быть настроен в соответствии с потребностями конкретного предприятия. С точки зрения «1С», его важной составляющей является локальная поддержка.

В настоящее время бухгалтерский учет и выписка первичных документов автоматизированы на большинстве предприятий. Несмотря на постоянное внесение поправок в законодательство в области налогообложения, существенных изменений здесь не происходит. По моим прогнозам, в ближайшее время на отечественном рынке не стоит ожидать появления новых серьезных игроков или продуктов.

А вот в области программных решений для управления предприятием расти есть куда, особенно в сфере консалтинга и внедрения. По нашим оценкам, еще несколько лет назад рынок услуг по инсталляции «1С:Предприятие 7.7» был соизмерим с продажами самой программы. В проектах, в которых используются продукты нового поколения «1С:Предприятие 8.0», роль внедрения и консалтинга существенно выше. Кроме того, не заполнены еще многие отраслевые ниши, есть место для специализированных систем, и немало наших партнеров успешно продают тиражируемые решения для автосервиса, медицинских учреждений, строительных организаций и т. д.

Валерий Новицкий

технический директор компании GrossBee

В последние пять-восемь лет говорить о таких свойствах систем учета и управления предприятиями, как готовность к использованию практически сразу после инсталляции и наращивание функциональности лишь при смене версии, т. е. по инициативе поставщика, не имеет смысла.

Правильнее противопоставлять коробочное управленческое ПО заказному, которое создается почти с нуля для конкретного предприятия. Другими словами, степень «коробочности» – показатель глубины проработки модели и универсальности заложенных в систему решений.

Мечта любого разработчика – выйти на уровень коробочного продукта, чтобы минимизировать усилия на адаптацию и специализацию системы в процессе ее внедрения, а значит, и снизить ее стоимость. Поэтому все стремятся сделать ее как можно более универсальной. Те, кому это удается, попадают в список активных игроков рынка, кому нет – опускаются на ступеньку ниже и переходят в категорию разработчиков заказных систем. Судя по последним тенденциям, число первых заметно сокращается.

Пожалуй, главное преимущество украинских продуктов – это то, что в них учтены специфические нужды местного рынка, а следовательно, они имеют соответствующую дополнительную функциональность. К тому же отечественные системы внедряются под наблюдением самих разработчиков, которые добиваются от собственной системы большей эффективности, даже если ее ресурс меньше, чем у аналогичной западной.

Василий Плитус

директор ООО «Импакт-центр»

Современное коробочное решение – это, в первую очередь, система с определенной функциональностью, которая предполагает простую инсталляцию и наличие документации по эксплуатации, содержит готовую учетную модель и может позволять ее легкую, косметическую модификацию. Есть еще один критерий, финансовый, – цена такого продукта должна составлять примерно $100.

Коробочного ПО в нашей стране довольно мало. Не думаю, что в ближайшее время произойдут какие-либо значительные изменения на этом рынке. Украинским разработчикам не хватает средств. Ведь после выпуска программы, для того, чтобы окупить затраты на разработку, необходимо продавать ее тиражом в сотни тысяч экземпляров, а это требует определенных усилий, как финансовых, так и организационных.

Предприятия, которые останавливают свой выбор на отечественном продукте, ориентируются на его сравнительно небольшую цену. По моим предположениям доля украинского продукта на рынке учетных систем не превышает 5%, его совокупный объем я оцениваю в 150–250 млн грн.

Артур Федоренко

директор по развитию бизнеса компании «Парус»

В качестве коробочного решения можно рассматривать учетные системы для малого и в некоторых случаях среднего бизнеса. Это программные продукты, автоматизирующие задачу или группу задач, позволяющих получить конечный или логически завершенный промежуточный результат.

Главным критерием «коробочности» является условная готовность ПО к работе после инсталляции в рамках общепринятых бизнес-процессов в соответствующей предметной области не ниже 85–90%. Оставшиеся 10–15% приходятся на индивидуализацию системы – заполнение справочников контрагентов и товарно-материальных ценностей, которыми оперирует компания, настройка связи с системой «клиент-банк» и т. п.

Говорить о насыщенности данного рынка в Украине пока не приходится, и этому есть объяснение. Требования к функциональности, даже со стороны заказчиков малого бизнеса, иногда просто обескураживают. В результате, для того чтобы продукт продавался и мог легко «уживаться» с порой очень часто меняющимися требованиями покупателей, мы вынуждены придавать нашим решениям дополнительные «степени свободы», делая их уже не просто «коробочными», а «настраиваемыми коробочными», т. е. переконфигурированными. Кроме этого, такой фактор, как весьма изменчивое отечественное законодательство, вынуждает разработчиков и пользователей «быть в тонусе», так что последние все чаще осознают, что коробочный продукт в чистом виде не всегда будет хорошим помощником.

По моим оценкам, в сфере управления и учета будут развиваться продукты, не зависящие от законодательства (например, CRM-решения), и системы, разработанные для учета финансов физических лиц и частных предпринимателей.

Объем коробочных версий весьма незначителен, а вот что касается настраиваемых коробочных, то емкость рынка можно оценить примерно в 1 млн долл.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT