`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Блицопрос. Что учитывается при открытии новых компьютерных магазинов?

0 
 

В последние годы в Украине сети компьютерных салонов демонстрируют завидную динамику роста. Между тем созданию каждого IT-салона предшествует глубокий анализ огромного количества факторов. Какие при этом критерии принимаются во внимание, существует ли конкуренция со стороны магазинов бытовой техники, могут ли зарубежные гиганты потеснить отечественные компании – на эти вопросы отвечают представители крупнейших розничных сетей по продаже компьютерной техники.

Алексей Велета

директор сети салонов «Гигабайт»

Открывая торговую точку, мы в первую очередь стараемся выяснить, насколько она востребована в том или ином месте. Думая о клиенте, мы думаем и о себе. Если предлагаемый нами товар имеет спрос, магазин географически удобно расположен для потребителя и мы можем предложить там хороший ассортимент товаров по конкурентным ценам и с такой же гарантией, торговая сеть будет развиваться в данном районе.

Существует много факторов, влияющих на месторасположение магазина. В первую очередь это наличие хорошей транспортной развязки (желательна станция метро, хотя и не всегда обязательна). В отношении размеров установлена только нижняя граница. В любом случае площадь магазина не должна быть 100 м², если размещение товара требует 500 м².

Консультанты, как и весь персонал, подбираются исходя из потребностей конкретной торговой точки. Так, в салонах с равной площадью, но с разной посещаемостью может быть разное количество персонала. Кроме того, есть магазины, в которые покупатели заходят в течение дня, а есть такие, куда они заглядывают преимущественно вечером.

В отличие от IT-отделов в торговых сетях по продаже бытовой техники, компьютерные салоны имеют четкую специализацию. Отделам сложно предложить весь спектр товаров и услуги технических специалистов по конкретным направлениям в полном объеме. Однако, вероятно, они в этом не нуждаются – как у специализированных IT-салонов, так и у магазинов бытовой техники есть свой потребитель.

Также важно заметить, что чем больше магазинов в сети, тем сильнее уверенность людей в стабильности компании и в высоком качестве приобретаемого у нее товара. До конца года мы планируем расширить свою сеть еще на 4–5 салонов (два в Киеве и 2–3 в регионах).

Вероятность выхода на украинский рынок международных розничных компьютерных сетей есть, и некоторые компании (преимущественно из ближнего зарубежья) уже пытались это сделать. Однако отечественный IT-рынок очень динамичен, а гибкий ассортимент товаров и услуг и приемлемые цены на сегодняшний день могут предложить лишь украинские фирмы. Более того, предприимчивости и энтузиазма отечественных IT-бизнесменов вполне может хватить и для работы в других странах.

Владимир Колодюк

президент AVentures Group

Развивая торговую сеть, мы прежде всего исходим из того, где и какой магазин нам нужен. Только в случае если параметры предполагаемого места соответствуют нашим требованиям, мы рассматриваем его как вариант для размещения торговой точки. В свою очередь, критерии выбора формируются на этапе позиционирования бренда в целом и самого магазина (с учетом месторасположения, потока людей, наличия транспортных развязок и т. д.).

На сегодняшний день процесс открытия торговых точек в нашем холдинге систематизирован, что стало возможным только благодаря аккумулированию многолетнего опыта работы в розничной торговле. Кроме того, в начале 2005 г. в состав AVentures Group вошла компания, специализирующаяся на обеспечении и управлении коммерческой недвижимостью, – TREnD (Trade Real Estate and Development). Ее сотрудники определяют параметры торговой точки и идентифицируют их в соответствии с техническим заданием.

Выход на украинский рынок международных розничных компьютерных сетей в ближайшее время нам представляется маловероятным.

Юрий Соболев

директор департамента развития розничной сети «МКС»

В зависимости от потенциала регионов наша компания открывает в них торговые площадки трех основных форматов: крупные центры площадью в несколько тысяч квадратных метров, фирменные магазины «Компьютеры и офисная техника» (200–300 м²), а также специализированные салоны или отделы (до 150 м²) в составе больших магазинов.

Решение об открытии нового салона – это чаще всего многоступенчатый процесс, связанный с изучением конкретной ситуации на той территории, которую планируется осваивать. Проводятся тщательный экономический анализ, исследование инвестиционной привлекательности, мониторинг действий и цен конкурентов, переговоры с партнерами.

Хороший магазин – это прежде всего удачное место. В любом городе есть районы активной розничной деятельности (чаще всего в центре). Впрочем, мы рассматриваем и планы их открытия вне традиционно активных торговых зон. Обычно магазин размещается вблизи транспортных путей, имеет удобные подъезды и парковку, а также витрины с хорошим обзором.

Следующий этап в подготовке салона к открытию – его наполнение и позиционирование. Ассортимент, как правило, включает максимально возможное количество товарных групп по всем цифровым устройствам, расходным материалам и аксессуарам.

Экономический эффект от нового магазина планируется исходя из показателей работы действующих торговых точек подобных форматов со схожими условиями деятельности. Особое внимание уделяется затратной части – здесь необходимо учесть как ожидаемые расходы, так и возможные отклонения от их объема. Существует также практика привлечения к совместным проектам вендоров, что позволяет полнее использовать преимущества фирменной торговли и оптимизировать затраты на проект.

Компьютеры и другие цифровые устройства все больше воспринимаются покупателями как бытовая техника, поэтому некоторая часть IT-товаров продается в магазинах широкого профиля. Тем не менее многие потребители приходят за товарами именно в специализированные салоны, где имеется больший ассортимент и предоставляются квалифицированные консультации. Основой клиентской базы IT-салонов является сегмент SOHO, объем которого сопоставим с численностью покупателей бытовой техники.

Со временем может произойти некоторое перераспределение в структуре продаж: массовые товары все больше будут реализовываться в магазинах бытовой техники, а высокотехнологичные и специализированные – по-прежнему в IT-салонах. В этом смысле следует говорить об их взаимном дополнении.

В 2004 г. наша торговая сеть пополнилась 17 магазинами, а в планах на 2005 г. – открытие еще около 30.

Что касается возможности выхода на украинский розничный рынок иностранного бизнеса, то она, конечно, существует. Такому развитию событий может способствовать устойчивый рост отечественного IT-бизнеса, упрощение таможенных процедур, ориентация покупателей на фирменную торговлю. К настоящему времени ни одна из IT-компаний полноценно не освоила розничный рынок в Украине, нет также мощных финансовых групп, которые бы активно развивали его в национальных масштабах.

Плюсами возможного появления в Украине иностранных розничных сетей могут стать большая динамика продаж в целом, внедрение новых форм торговли и сервиса. Минусы будут связаны с переделом рынка, его уплотнением, в результате чего средним и мелким компаниям станет очень сложно работать.

Впрочем, создание альтернативных розничных сетей потребует значительных инвестиций в каждую из составляющих бизнеса – торговые места, персонал, логистику, маркетинг и т. д. При этом новые операторы могут столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны существующих локальных торговых сетей, которые сейчас быстро накапливают не только опыт, но и ресурсы для экспансии на всей территории страны.

Юрий Приходько

директор розничной сети DiaWest

Развивая свою розничную сеть, мы руководствуемся принципом, согласно которому наши торговые точки должны покрывать все регионы Украины и, конечно же, быть рентабельными.

К концу года компания планирует открыть еще 10 магазинов. Мы выбираем помещения в оживленных местах, причем размеры строго не оговариваются – торговые точки могут быть разных форматов. В зависимости от площади формируются штат сотрудников и ассортимент товаров.

Безусловно, ощущается конкуренция со стороны магазинов бытовой электроники, в которых есть отделы IT-товаров. Если такие магазины в будущем станут полноценными (т. е., помимо товаров, предложат консультации и сервис), то смогут занять большую часть рынка.

Появление в Украине международных розничных компьютерных сетей представляется вполне вероятным – думаю, это вопрос времени. С их приходом непременно ужесточится конкуренция на рынке в целом.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT