`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Бизнес-анализ – это просто?

Статья опубликована в №33 (552) от 5 сентября

0 
 

Несложно сравнить в уме два-три простых объекта или воспользоваться заученной с детства таблицей умножения. Но если чисел сотни, человеческий мозг уже не в состоянии справиться с подобными задачами за приемлемое время. На помощь ему здесь приходят программы, в которых подчас реализованы сложные математические методы. Возможностям одной из них, аналитической платформы Deductor, посвящена данная статья.

Бизнес-анализ – это просто?
Рис. 1. Внешний вид интерфейса Deductor

Этот программный пакет, разработанный рязанской фирмой BaseGroup Labs, представляет собой своеобразный «конструктор», из элементов которого можно достаточно быстро «собирать» систему анализа под конкретное применение. Условно платформу можно поделить на три модуля: загрузки данных, их аналитической обработки и экспорта, а специальный мастер помогает «научить» программу, какую информацию и откуда следует извлекать для анализа. Подробное описание Deductor имеется в свободном доступе на сайте разработчика, поэтому большее внимание будет уделено примерам его практического использования для анализа экономической информации. Остановимся только на основных особенностях пакета, внешний вид интерфейса которого показан на рис. 1.

Обработка данных

Возможности модуля обработки данных довольно широки. Программа «подскажет», какие из них взаимозависимы, чтобы уменьшить количество фактов. Можно добавить дополнительную информацию из другого источника (произвести слияние данных). К стандартным относятся вычисления по какой-либо формуле, фильтрация, группировка, разбиение на группы, выявление дублирующей и противоречивой информации.

По дате допускается вводить дополнительные поля для анализа. Например, 16.08.06 – это среда, третий квартал, тридцать четвертая неделя в году, двести двадцать восьмой день года, сорок седьмой день квартала и т. д. Эта информация добавляется к обычной дате и расширяет возможности сравнения и анализа получаемых числовых значений.

Но, пожалуй, самое интересное в Deductor – это реализация технологий «добычи данных» (Data Mining, DM), которые позволяют находить до этого неизвестные и полезные зависимости и, собственно, делают программу интересной для практического применения в бизнесе. Реализованы следующие возможности.

Автокорреляция – простой способ находить зависимости внутри массивов данных. На практике это незаменимое средство определения, например, сезонности продаж.

Линейная регрессия и нейросеть. Звучит весьма научно, но для конечного пользователя это удобные и простые способы прогнозирования. Линейная регрессия применяется при построении модели прогноза, когда существует линейная зависимость между входными и выходными данными. Нейросеть используется при нелинейной зависимости в данных.

Удобство реализованных обработчиков в том, что при изменениях во входных данных модель прогноза «самообучается», т. е. вмешательство со стороны аналитика не требуется. Исключение составляют случаи, когда для качественного прогноза необходимы дополнительные данные. Но, кстати, такие ситуации, когда построенная модель прогноза «перестает работать», сами по себе являются хорошим показателем серьезных изменений на рынке. Например, в торговле это может означать, что на рынке появился новый товар или конкурент.

Бизнес-анализ – это просто?
Рис. 2. Результат классификации по заданным параметрам: сгенерированное дерево решений

Дерево решений – удобный и быстрый способ классификации по заданным параметрам. При этом автоматически определяются наиболее значимые факторы и их весовые коэффициенты. После завершения процедуры этого обработчика данных пользователь получает сгенерированный список правил следующего формата: «ЕСЛИ сумма сделки < 23420 ТОГДА состояние сделки = Открыта» (рис. 2).

Карты Кохонена обеспечивают графическое представление информации с разбиением данных на группы с одинаковыми или похожими параметрами. Этот обработчик может быть весьма полезен для маркетологов, которые занимаются сегментацией рынка. Разделение товаров, конкурирующих компаний и т. п. на группы с похожими параметрами дает «информацию для размышления» при создании и выпуске новых продуктов и услуг, разработке и изменении маркетинговой или ценовой политики и т. д.

Бизнес-анализ – это просто?
Рис. 3. Поиск зависимостей в связанных событиях: как видно, девять из десяти любителей чая одновременно покупают вафли и сухари

Ассоциативные правила позволяют находить зависимости в связанных событиях. Например, по данным накладных или чеков в магазине определяются товары, которые клиенты покупают одновременно. Результат обработки выглядит в виде следующего правила: «ЕСЛИ куплен Товар № 1, ТО с вероятностью ХХ% одновременно будет куплен и Товар № 2» (рис. 3). Для розничной торговли – это исходные правила, в соответствии с которыми определенные товары размещаются на полках рядом. Для оптовых компаний – это правила, согласно которым торговые представители предлагают товары магазинам, т. е.: «ЕСЛИ магазин берет для реализации Товар № 1, ТО он без особого риска может взять и Товар № 2».

Пользовательская модель – обработчик данных, позволяющий создавать экспертные модели. Результаты аналогичны полученным с помощью линейной регрессии и нейросети, но при этом используются знания и готовые формулы экспертов-людей, например опытных сотрудников компании.

Представление результатов

В Deductor данные могут представляться в виде таблиц, различного типа диаграмм и графиков, в том числе трехмерных. Особый интерес вызывают следующие визуализаторы.

Диаграмма прогноза. К графику продаж за какой-то период времени добавляются значения, которые прогнозирует Deductor. В результате аналитик ориентируется в вероятной будущей ситуации и может оперативно реагировать на нее, упреждая, а не сглаживая последствия произошедшего.

«Что, если». С помощью данного визуализатора можно ставить различные эксперименты. Например, что будет, если отпускную цену на товар увеличить на 2%; что будет, если клиента № 2 передать менеджеру № 1, и т. д.

OLAP (On Line Analytical Processing) – технология, обеспечивающая возможность многомерного анализа данных. В этот визуализатор в Deductor добавлены также возможности DM. В результате, например, можно быстро отобрать клиентов, приносящих компании 80% прибыли, первые пять товаров по количеству продаж и т. д. Сравнительные диаграммы в OLAP позволяют отслеживать тенденции и сравнивать результаты по самым разным критериям, сразу получая картину возможного развития событий.

Практическое применение

Потенциально практическое применение аналитической платформы Deductor весьма широко. Остановимся на тех сферах бизнеса, в которых программа может быть успешно использована в Украине. Например, для торгующих компаний всегда актуальной является задача оптимизации складских запасов, т. е. по возможности достоверного определения того, сколько товаров следует закупить на тот или иной период времени так, чтобы на складе не было лишнего товара и в то же время чтобы товар не «выпадал» из реализации из-за его отсутствия на складе.

В качестве примера можно привести использование Deductor при проведении хорошо известной в торговле операции – ценового эксперимента.

Бизнес-анализ – это просто?
Рис. 4. Типичная зависимость валовой прибыли от отпускной цены товара

Известно, что зависимость валовой прибыли торгующей организации от отпускной цены всегда имеет вид, показанный на рис. 4. Как следует из рисунка, при увеличении отпускной цены прибыль вначале растет до некоторого значения, а затем начинает уменьшаться. Очевидно, что определение цены, при которой прибыль будет максимальной, является важнейшей задачей бизнеса. Как это сделать с помощью Deductor (числовые значения условны)?

1. Составить список клиентов, приносящих, например, 80% общей прибыли.

2. Определить список товаров, приносящих 80% прибыли в заказах этих клиентов. Данные задачи решаются с помощью операции «Фильтрация» в визуализаторе OLAP.

3. Разбить клиентов на группы со схожими свойствами. Выполняется с помощью операции «Карты Кохонена». В каждую группу войдут клиенты, «похожие» друг на друга по определенным признакам. Это необходимо, чтобы проводить ценовой эксперимент на нескольких клиентах, а результат применить к остальным в рамках всей группы.

4. Выделить в одной (или в каждой) несколько (обычно от трех до шести) клиентов для ценового эксперимента. Построить кривую эластичности спроса на определенный период (например, месяц).

В течение эксперимента выбранным клиентам товар продается по разным ценам. Соответственно, будет изменяться количество заказываемого ими товара и прибыль, полученная от этих операций. Поскольку в одной группе собраны клиенты с близкими характеристиками, то при увеличении или уменьшении цены и вести себя они должны предположительно одинаково. Результаты эксперимента представлены в табл. 1.

В частности, из данного примера видно, что для увеличения прибыли (для конкретной группы клиентов) необходимо уменьшить отпускную цену (Отп. Цена) до 2,48 грн. При этом, согласно расчету, прибыль должна увеличиться на 3,5%. Видно также, что дальнейшее снижение цены до 2,46 грн приведет к росту количества проданного товара более чем на 20%, но прибыль при этом немного уменьшится.

Среди других вариантов применения можно отметить определение эффективности рекламной кампании – оптимального времени ее начала, продолжительности, рекомендуемого бюджета, места проведения и вида деятельности. Для банков интересно будет попытаться использовать Deductor в кредитно-скоринговых системах – существует готовое решение и опыт его использования.

Deductor на предприятии

Существенную пользу из данного пакета могут извлечь компании, давно работающие с продуктами фирмы «1С» и имеющие большие массивы накопленной информации, поскольку платформа Deductor сертифицирована по программе «совместимо с 1С» для продуктов версий 7.7 и 8.0, и загрузка данных для анализа из них не представляет трудности.

В поставку Deductor входит хранилище данных (Data Warehouse, DW), спроектированное специально под задачи анализа и призванное консолидировать информацию, получаемую из различных источников. Например, в ходе анализа рекламной кампании нельзя хранить информацию о том, на какой газетной полосе выходила реклама, в какое время и сколько раз, на каком радио запущен ролик, на каком бигборде и в каком месяце была размещена реклама непосредственно в бухгалтерской программе – она для этого не предназначена. Все эти сведения обычно собираются менеджером, отвечающим за рекламу, в формате Excel, Word или каком-то еще. Хранилище данных не только позволяет собрать все в одном месте, но и, например, непосредственно связать информацию по рекламе с историей спроса или продаж.

Существуют примеры использования Deductor для планирования производства, управления финансовыми потоками и маркетинговой политикой и других задач, требующих аналитики.

Загрузить полнофункциональную версию аналитической платформы Deductor, ограниченную только числом записей, можно с сайта его разработчика. В Украине ее продвигает луганская компания «Баланс-Мастер» (bm@velton.lg.ua), а в местном Восточно-Украинском университете им. В. Даля на старших курсах читается практический курс по ее применению. Стоимость проекта внедрения Deductor в Украине (по данным «Баланс-Мастер») составляет в большинстве случаев 8–10 тыс. грн, а продолжительность работ – в среднем 3–4 месяца.

Комментарий редакции

Если вернуться в середину 90-х годов прошедшего столетия, то на рынке СНГ и Украины в частности можно было найти десятки, а то и сотни фирм и фирмочек, предлагавших собственные, обычно небольшие программные разработки, предназначенные, как сейчас говорят, для корпоративного применения.

Многие из них создавались специалистами высокого уровня и были основаны на сложном математическом аппарате. Однако местный рынок в то время был далек от готовности применять подобные средства в своем бизнесе – отчасти из-за применявшихся тогда методов его ведения, отчасти – из-за непонимания самой сути работы в условиях высокой конкуренции. Последующие годы запомнились главным образом выходом на отечественный рынок крупных разработчиков мирового класса, предлагавших свои продукты наиболее мощным украинским структурам. Отечественные разработки, как правило, довольствовались узкими нишами и не имели массового применения.

Только сейчас, когда информационные технологии стали гораздо привычнее, многие компании начали обращать внимание на специализированные аналитические программы и даже искать их. В несколько ином положении находятся представители малого и среднего бизнеса, которые, очевидно, никогда не купят коммерческий продукт мирового класса. Специально для них работают сегодня и признанные мировые гранды, создавая относительно недорогие и простые в обслуживании «облегченные» пакеты различного назначения, и новые отечественные компании, сила которых заключается в понимании проблем местного рынка, низкой стоимости «заточенных» на их решение программ и быстро развиваемой инфраструктуре поддержки.

К этому классу, бесспорно, относится и BaseGroup Labs со своим ПО Deductor, очередная, пятая, версия которого будет представлена уже в конце сентября текущего года. Так или иначе, отечественным компаниям, представляющим самые разные направления бизнеса, придется обращаться к аналитике, чтобы за счет большей информированности опередить своих конкурентов.

Для этого могут использоваться признанные коммерческие продукты западноевропейских и американских разработчиков, ряд Open Source программ, появившихся в последнее время и, конечно, отечественные разработки. Оставляя право окончательного выбора инструментов бизнес-аналитики за пользователями, тем не менее, мы рекомендуем включать подобные Deductor-продукты в список для рассмотрения при поиске программных средств данного класса.

Еще один аргумент. Применение математических методов в экономике очень давно известно как учебная дисциплина профильных вузов. Однако в реальной жизни деревья решений и карты Кохонена применяются бизнесменами, мягко говоря, гораздо реже. Так почему бы не воспользоваться бесплатной версией продукта вместе с курсом лекций и практических занятий для получения новых или давно забытых знаний? Конечно, все описанные возможности имеются во множестве аналогичных программ, и тот же MS Excel предоставляет опытному пользователю отличную среду для собственных разработок. Но справедливо и обратное: а почему не начать с Deductor? Не исключено, что после этого и окончательный выбор аналитического ПО из широкого ассортимента, доступного сегодня в данном сегменте рынка, будет более простым и обоснованным.

Табл. 1. Результаты ценового эксперимента
Складская цена, грн Отпускная цена, грн Прибыль на 1 шт., грн Количество, шт. Валовая прибыль, грн Изменение прибыли, грн
2,3 Старая цена 2,50 0,20 1000 200,0 7,0
2,3 Новая цена 2,48 0,18 1150 207,0
2,3 Старая цена 2,50 0,20 1450 290,0 -2,0
2,3 Новая цена 2,46 0,16 1800 288,0
2,3 Старая цена 2,50 0,20 2000 400,0 0,4
2,3 Новая цена 2,52 0,22 1820 400,4
2,3 Старая цена 2,50 0,20 1850 370,0 -0,4
2,3 Новая цена 2,54 0,24 1540 369,6
2,3 Старая цена 2,50 0,20 1760 352,0 -1,0
2,3 Новая цена 2,56 0,26 1350 351,0
Как получить деньги из воздуха: прибыль возросла на 3,5% только за счет установки оптимальной розничной цены на товар
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT