`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Бизнес-аналитика в Украине: нам нужно время

Статья опубликована в №16 (633) от 22 апреля

+22
голоса

По обычаю, рассказав в первой статье Темы недели о главных мировых событиях и тенденциях отрасли, структуре рынка, а также расстановке сил, во втором материале мы знакомим читателя с ситуацией в области бизнес-аналитики в Украине. Так как никаких специальных исследований отечественного BI-рынка пока не проводится, мы обратились к ряду действующих на нем компаний.

Наши эксперты

Владимир Алексеенко, ABBYY Software House Ukraine, руководитель отдела разработок «1С»

Игорь Бобак, BIT Impulse, директор

Владимир Бузмаков, АОЗТ «Супремум», президент

Николай Булава, «ПроФИКС», директор по развитию бизнеса

Александр Горбачев, Epicor|Scala, ведущий консультант

Дмитрий Гудков, Citia BTC, консультант по развитию бизнеса (SAP Business Objects)

Вячеслав Ковалев, «МКС. Ком», директор

Анатолий Лещенко, «Инком», начальник отдела внедрения CRM департамента программных систем

Олег Кобзарь, глава отделения «SAS Россия/СНГ» в Украине

Виталий Курдюмов, Innoware, начальник отдела продаж

Татьяна Мордович, «Инком», специалист Центра знаний

Александр Попов, Terrasoft, технический директор

Андрей Тимошенко, «Делойт», консультант

Татьяна Топчий, «HeadHunter::Украина», директор по PR и маркетингу

Виктор Цикунов, «Майкрософт Украина», менеджер по продуктовому маркетингу

Игорь Чайка, Softline Business Intelligence, директор по работе с клиентами

Евгений Шакин, Zept Group, директор

Константин Щербина, директор департамента Microsoft Business Solutions, «Майкрософт Украина»

1. Традиционный вопрос: какова динамика спроса в Украине на предлагаемые вами средства BI? Ваш прогноз на ближайшие годы.

Бизнес-аналитика в Украине нам нужно время
BI – сбор и анализ данных по версии Microsoft. Здесь важен сам подход: аналитические сервисы теперь прячутся в платформе. Так или иначе по этому пути идут и другие крупнейшие мировые софтверные компании, купившие в прошлом году разработчиков средств бизнес-аналитики

«ПроФИКС». Обратимся к истории развития бизнеса в Украине. В 90-х – период перехода от дикой к рыночной экономике – мы были свидетелями волны точечной автоматизации на основе самописных программ, которые предоставляли крайне мало аналитических возможностей. В условиях бурного роста анализировать что-то было бессмысленно. С конца 90-х и до настоящего времени – этап развития экономики с существенным влиянием глобальных явлений (кадровый голод, развитие технологий связи, автомобильные пробки и т. д.). Чтобы оставаться на плаву, украинский бизнес начал активно внедрять информационные системы масштаба предприятия. Сейчас это уже заметная тенденция, и в будущем она только усилится. По всей видимости, к 2010 г. (плюс-минус один год), накопив значительные объемы данных, предприятия начнут широко применять технологии BI. Также этому будет способствовать ужесточение международной и внутренней конкуренции, когда условием выживания станет скорость реакции на изменения.

Zept Group. Мы уверены, что рост будет и темпы его будут высокими – в пределах десятков процентов ежегодно. Многие компании располагают решениями автоматизации учета. У них есть понимание, что значительные (и постоянно увеличивающиеся) объемы важных данных используются для принятия решений лишь в минимальной степени. Это касается как уровня директора или акционера, так и уровня линейного менеджера. И наверняка скоро они начнут эксплуатировать средства бизнес-аналитики.

Softline Business Intelligence. В настоящее время ряд украинских фирм уже столкнулся с проблемой разрозненности информационных систем. Для получения целостного представления о ситуации в компании необходимы консолидация всех данных и подача их в удобном для анализа виде. Поэтому, на наш взгляд, в Украине в течение ближайших нескольких лет будет возрастать спрос на системы интеграции, синхронизации, хранения данных и системы построения корпоративной отчетности.

Innoware. BI-рынок характеризуется положительной динамикой. Но надо отметить, что интерес к средствам бизнес-аналитики имеет много общего с тем вниманием, которое уделялось CRM-решениям несколько лет назад – большинство компаний понимают проблему, но пока немногие готовы говорить в практической плоскости. В силу своей новизны предлагаемый нами продукт Microsoft Office PerformancePoint Server еще мало известен в Украине. Совместно с поставщиком мы планируем рассказать потенциальным клиентам о возможностях системы, что позволяет надеяться на довольно высокий спрос. Мы полагаем, что первые проекты будут проходить в компаниях, которые успешно пользуются другими продуктами от Microsoft, в том числе системами из линейки бизнес-решений, поскольку концептуально BI – верхний слой информационной среды для управления ресурсами. Вероятно, именно поэтому интерес к бизнес-аналитике, как правило, возникает в организациях, где проблема с ERP-системой уже решена.

«МКС.Ком». Сегодня мощные специализированные системы Business Intelligence используются прежде всего крупными компаниями, располагающими обширными хранилищами данных с информацией о деятельности за несколько лет и имеющими в своем штате бизнес-аналитиков. В сегменте среднего бизнеса пока еще продолжается процесс автоматизации – предприятия совершенствуют или только запускают свои информационные системы, поэтому о BI-средствах пока речь не идет.

Бизнес-аналитика в Украине нам нужно время
Бизнес-аналитика в Украине нам нужно время
О сбалансированных показателях любят говорить много и долго. Почему же их редко используют на практике?

Широкое использование аналитики сдерживается не только требованиями к наличию системы учета, немаловажен также вопрос о сопоставимости затрат – BI-решения стоят недешево, а полученные с их помощью данные применяются либо небольшим числом специалистов предприятия, либо только топ-менеджментом. Их целесообразно эксплуатировать там, где круг пользователей исчисляется десятками.

Microsoft. В условиях быстрорастущей экономики стратегия развития предприятия становится важнее контроля расходов. При этом возникает потребность в технологиях бизнес-аналитики, к которым в прошлом году существенно повысился интерес заказчиков. Из-за стремительных темпов роста корпоративной информации и обострения конкуренции на украинском рынке (вследствие прихода все большего числа иностранных компаний) в будущем спрос на них будет только увеличиваться.

Citia BTC. Несколько лет назад о бизнес-аналитике вообще мало кто слышал, и еще меньше было тех, кто понимал, какие выгоды приносит использование подобного класса инструментов. Однако все течет, все меняется, и сегодня, чтобы повысить эффективность своей деятельности, организации начинают присматриваться к BI. Пионерами в области бизнес-аналитики в Украине, как и во всем мире, стали телекоммуникационные компании с их большими объемами данных. Скажем, в нашей стране продукты Business Objects используют четыре из шести крупных мобильных операторов. Впрочем, несмотря на то, что интерес к ним уже проявляют и финансовые учреждения, и промышленные предприятия, на наш взгляд, время массового спроса на средства BI еще не пришло – сегодня возможность их применения рассматривают в основном лидеры отраслей. Завтра это будет жизненно необходимо тем, кто не хочет сильно от них отставать.

ABBYY. Спрос на средства бизнес-аналитики в рамках «1С:Предприятие 8» существует. Партнеры фирмы «1С» во время внедрения могут добавить к типовому решению соответствующую функциональность. Однако сейчас пока еще рано говорить о широкой эксплуатации инструментов класса Business Intelligence, так как еще не все компании пришли к четкому пониманию необходимости их использования. Учитывая то, что возможности анализа актуальных корпоративных данных, формирования отчетов и прогнозирования требуются для эффективного управления предприятием, спрос на средства BI будет увеличиваться.

Epicor|Scala. В настоящее время в Украине все больший интерес вызывают портальные технологии, в частности решения на базе Microsoft SharePoint Portal Server. Подобные средства популярны среди компаний, которые стремятся к повышению прозрачности своих бизнес-процессов и готовы в онлайн-режиме размещать данные для внутреннего или внешнего использования. Одним из перспективных направлений развития порталов является публикация детализируемых ключевых показателей эффективности.

Требуются бизнес-аналитики

С начала 2008 г. на сайте по поиску вакансий и персонала «HeadHunter::Украина» (hh.ua) было размещено 42 вакансии для бизнес-аналитиков. Порядка 50% из них были предложены компаниями, работающими «на стыке» ИТ и консалтинга, оказывая клиентам услуги по внедрению систем автоматизации предприятий, 20% – организациями банковской и страховой сфер, 10% – фирмами розничной торговли, 5% – представителями телекоммуникационной отрасли.

Минимальный уровень заработной платы специалиста по бизнес-аналитике за этот период – $600, максимальный – $1200. Изучение соответствующих вакансий показало, что наиболее общие обязанности в рамках должности следующие: сбор и анализ данных о деятельности, описание и моделирование бизнес-процессов, их оптимизация и реинжиниринг, написание требований по доработкам ПО, администрирование проектов и ведение проектной документации, участие в разработке стандартов и регламентов, обработка несоответствий в системе.

В объявлениях о незамещенных должностях в сфере BI можно встретить и такие «специфические» требования: знание средств описания бизнес-процессов: All-Fusion Process Modeler (BPWin), ARIS, Microsoft Visio и Project, владение методиками и средствами моделирования бизнес-процессов (IDEF0, UML), инструментами автоматизации логистики (WMS, TMS, SCM – желательно), знание OOA и OOD, RUP, анализ паттернов, опыт построения ERD-диаграмм, использования CASE-средств: Rational Rose, ErWin, Oracle Designer, работы с продуктами Rational (RequisitePro, Clear Quest, SoDa).

Первый вопрос, который возникает после знакомства с требованиями работодателей: можно ли всему этому где-то научиться, или опять расчет строится на поиске самоучек-энтузиастов? За ответом мы обратились в Центр знаний «Инком».

В настоящий момент в области бизнес-аналитики здесь имеется довольно широкий диапазон тренингов. Их можно разделить на две группы. Первая – для ИТ-специалистов и разработчиков. На них ориентированы программы Microsoft (2791–2793), посвященные реализации и поддержке SQL Server 2005 Analysis Services и SQL Server 2005 Reporting Services. Вторая категория – для профессионалов, которые обладают практическим опытом применения соответствующих инструментов Microsoft SQL Server и хотели бы углубить и расширить свои знания, умения и навыки, ознакомиться с лучшими практиками планирования, реализации и внедрения BI-средств. Этой целевой аудитории предлагаются курсы 2795–2797, посвященные проектированию архитектуры решений на базе SQL Server 2005 Analysis Services и SQL Server 2005 Reporting Services. В ближайшем будущем планируется обновить эти тренинги с учетом новых возможностей, предоставляемых Microsoft SQL Server 2008, также в перспективе организация курса по ПО Microsoft Office PerformancePoint Server 2007.

Неизменный интерес вызывают также разделы программ по Microsoft Office SharePoint Server 2007 (5060-5061), связанные с бизнес-аналитикой, в частности, лабораторные работы, во время которых учащиеся самостоятельно реализуют несложные решения с использованием Excel Services, создают панель, отображающую значение ряда ключевых показателей эффективности, проводят интеграцию данных в Business Data Catalog и пр. В планах создание отдельного курса по BI-средствам в данном ПО.

Основные слушатели тренингов: сотрудники банков, финансовых организаций, крупных торговых компаний.

2. Cуществует ли сегодня в нашей стране понимание тенденций, нашедших воплощение в концепции Business Intelligence 2.0? Что будет востребовано клиентами в первую очередь?

Innoware. Новые идеи всегда проходят апробацию временем. То, что даже для зарубежных рынков является малоизвестным, для украинских компаний – тем более в диковинку. Знакомясь с информацией о BI 2.0 по зарубежным источникам, замечаешь, что это понятие до сих пор не имеет устоявшегося определения. Конечно, можно не углубляться в детали и выделить такие ее характерные черты, как использование концепций SOA (Service-Oriented Architecture), SaaS (Software as a Service) и Web 2.0. Исходя из этого резонно утверждать, что осознание и даже определенный интерес у ряда потенциальных заказчиков уже есть. К примеру, некоторые из наших клиентов уже сейчас просят указывать в коммерческих предложениях, доступна ли возможность применения ПО, арендуя удаленный сервер. Такой подход позволяет снизить затраты, связанные с аппаратным обеспечением и стоимостью лицензии, поэтому он и находит понимание довольно быстро. А вот с идеей искусственного интеллекта BI 2.0 не так-то просто разобраться, к тому же разные источники преподносят ее описание по-своему.

SAS. В Украине еще отсутствует четкое и однозначное понимание даже концепции BI 1.0, не говоря уже о BI 2.0. Каждый поставщик в соответствии с функциональностью своих продуктов по-своему трактует бизнес-аналитику, к тому же понятие подвергается постоянной корректировке в зависимости от ситуации на рынке. Мы считаем, что независимо от поколения средства BI должны быть тесно связаны с бизнес-процессами в организации. Аналитические решения помогают их оптимизировать – в этом их основное предназначение. И если с помощью BI 2.0 найти способы повышения эффективности деятельности предприятий легче, чем посредством BI 1.0, то пусть это называется BI 2.0.

Citia BTC. BI 2.0 – это развитие технологий бизнес-аналитики для тех, кто уже применяет BI 1.0 и ищет дальнейшие возможности выжать максимум из инвестиций в ИТ. Что касается Украины, то у нас пока актуально внедрение первого поколения инструментов, позволяющих автоматизировать внутреннюю отчетность. Ими требуется оснащать тех, кто участвует в подготовке и принятии стратегических решений. Но здесь нет ничего плохого, более того, на наш взгляд, именно внедрение BI 1.0 дает наибольший эффект для организации. Пока этот этап не пройден, говорить о BI 2.0 рано.

Бизнес-аналитика в Украине нам нужно время
Типичный пример прикладной бизнес-аналитики: анализ вероятности последующих покупок скоро станет не менее привычным, чем построение диаграмм в Excel

«Инком». Принимая во внимание то, что рынок BI развивается 15-летними циклами, очередной поворотный момент в отрасли наступил в 2005 г. Он и привел к появлению концепции, которую корректнее было бы назвать Business Intelligence 3.0. В соответствии с ней происходит проникновение аналитических инструментов в бизнес-процессы. Парадигмой нового витка развития BI-инструментов должны стать интерактивность, интеллектуальность и скорость реакции. Сейчас актуальна оперативность принятия решения на основе накопленной информации о клиенте или конкуренте, прогноза остатков или денежных потоков, вероятностной оценки поведения заказчика. У отечественных компаний есть понимание необходимости в более развитых BI-инструментах, однако все еще существует определенный дефицит выделяемых для этого ресурсов.

Softline Business Intelligence. На сегодня понимание BI 2.0 сформировано не до конца. Цель второго поколения средств бизнес-аналитики состоит в том, чтобы сократить разрыв между происходящими событиями и процессами и реакцией на них. Воплощение такого подхода влечет за собой использование данных не только из единого информационного хранилища компании, но и других систем, обработку в режиме реального времени. Отечественный рынок не останется в стороне от мировых тенденций: простота применения и интеграции BI в бизнес-процессы откроет доступ к бизнес-аналитике широкому кругу пользователей как внутри, так и за пределами организации.

BIT Impulse. Характерная черта BI 2.0 – оперативность. Однако нам пока не доводилось слышать о потребности в такого рода аналитике от руководителей предприятий. Мы считаем, что всегда нужно первыми предлагать что-то новое – это, как правило, вызывает интерес со стороны клиентов, который рождает спрос. Поэтому у нас в планах по развитию BI-системы фигурируют модули, реализующие ряд свойств BI 2.0. Полагаем, что в первую очередь будут востребованы мощные средства мониторинга и оповещения.

Zept Group. Да, понимание есть, но оно не отличается ясностью. Тем не менее мы прогнозируем рост числа проектов, в которых количество пользователей средств бизнес-аналитики составит около 40–100 чел. по сравнению с 10–25 в предыдущие годы. Это как раз и будет свидетельствовать о том, что BI-инструменты используются не только топ-менеджментом в контрольных точках, но и средним звеном управленцев.

Уместно говорить о том, что компании переросли этап, когда принятие решений можно было основывать на собственной памяти и интуиции. Сегодня трудно обойтись без соответствующих инструментов. BI-средства должны быть «всеядными», т. е. обеспечивать применение любых данных независимо от особенностей хранения, учетной системы и пр., да еще так, чтобы конечные пользователи не задумывались о технических нюансах.

Microsoft. Общая тенденция, которая наблюдается на украинском BI-рынке, – распространение инструментов анализа данных от уровня высшего руководства к рядовым менеджерам, работающим с клиентами и партнерами каждый день. Можно сказать, что в нашей стране растет понимание интеграции средств Business Intelligence с бизнес-процессами, ведь следование этой идее способствует получению больших конкурентных преимуществ.

«Супремум». У тех, кто действительно интересуется областью BI, осознание потребности в тесной взаимосвязи аналитики с бизнес-процессами было и ранее. Концепции все как раз давно понимают, потому что период «просветительства» в Украине почти завершился. Сегодня этот интерес носит сугубо практический характер.

 

Дополнительные ответы :

1. Какова динамика спроса в Украине на предлагаемые вами средства BI? Ваш прогноз на ближайшие годы.

 

«Супремум»: Динамика потребления BI-средств в ближайшие годы будет аналогична таковой для ERP-систем в 2000-2005 гг. Т. е. будут единичные экспериментальные внедрения, проекты «давайте потратим деньги» и «мы и сами это все можем реализовать». Судя по всему, последних будет больше всего – как и в случае с ERP.

BIT Impulse: Мы только недавно начали активно выходить на рынок с нашим продуктом. В прошлом году было продано три копии Enterprise-версии ПО, столько же было реализовано в первом квартале текущего года. Мы подписали соглашение с компанией SoftServe, согласно которому наша BI-система будет поставляться в качестве модуля аналитической отчетности вместе с ее решением автоматизации дистрибуции и мерчандайзинга SalesWorks. У нас в планах и дальше работать не только над увеличением продаж, но и над поиском партнеров. Поэтому на 2008 г. мы прогнозируем существенный рост объемов продаж лицензий и услуг.

«Делойт»: В настоящее время компании рассматривают свою деятельность интегрировано, сопоставляя показатели операционной и финансовой эффективности. Как следствие, они концентрируют свои усилия на построении комплексной системы стратегического управления, охватывающей всю организацию и ее цепочку формирования стоимости. Многие предприятия сделали серьезные шаги по повышению эффективности деятельности за счет реинжиниринга бизнес-процессов, внедрения ERP- и MRP-систем, методических инноваций. Поэтому сейчас потребность в оценке результатов этих действий как никогда важна. Компании уже осознали те возможности, которые предоставляют BI-средства. Спрос на системы планирования, прогнозирования, консолидации, разработки стратегии предприятия и т. д. с аналитическими возможностями, будет только расти.

«Инком»: Инструменты класса BI отдельно от учетных, операционных или транзакционных приложений мы стараемся не предлагать. Сегодня наиболее востребованы комплексные решения, которые позволяют полноценно автоматизировать бизнес-процессы: от построения модели процесса до управления им на основе исторической или прогнозной информации. Например, бизнес-процесс маркетинга бессмысленно рассматривать только с точки зрения операционной составляющей, ведь подход к сегментированию клиентской базы, к выбору канала маркетинговых коммуникаций, нахождению оптимального предложения для клиента должен основываться на большом количестве статических и динамических параметров, многие из которых являются агрегированными, калькулируемыми, имеют вероятностную природу. А в таком случае без средств бизнес-аналитики не обойтись. В контексте конкретного бизнес-процесса проведения маркетинговой кампании корректнее говорить о подпроцессах, которые могут быть реализованы с помощью BI-инструментов.

Для отраслевых решений аналитическая система должна предоставлять уже готовые математические модели, которые позволяют отслеживать и вовремя реагировать на изменения критичных для отрасли показателей и параметров бизнеса. Например, для телекоммуникационной компании это может быть модель управления оттоком абонентов, для банковской сферы – идентификации потенциальных должников, для страхового бизнеса – управления потенциально убыточными делами. Кроме того, должны присутствовать возможности самостоятельной разработки или подготовки отчетов, отображения статистической информации, графиков, диаграмм.

Terrasoft: На данный момент нельзя сказать о широком распространении решений BI, так как рынок еще достаточно молодой, и не все понимают, какие задачи можно решать с помощью инструментов бизнес-аналитики. Тем не менее, привлекательность данного рода средств в ПО Terrasoft для клиентов растет с каждым годом. Есть группы заказчиков, которые не могут эффективно работать без инструментов BI: розничные сети, банки, страховые компании.

SAS: Можно сформулировать кратко – спрос неуклонно растет, особенно в сегментах, где существует жесткая конкуренция за клиента. Например, в банковском секторе и телекоме. Посмотрите на рекламные щиты – там, где вы видите предложения для массового потребителя, там есть и спрос на аналитические средств. Востребованы системы скоринга, финансового менеджмента, планирования и бюджетирования, управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), каждая из которых являются особой разновидностью BI. Думаю, что в ближайшие годы картина существенно не изменится, возможно, добавятся подсистемы по выявлению мошенничества в банковском и страховом секторах, а также решения повышения достоверности данных (рост спроса на них наметился в последнее время на рынках Украины и других стран СНГ).

2. Cуществует ли сегодня в нашей стране понимание тенденций, нашедших воплощение в концепции Business Intelligence 2.0? Что будет востребовано клиентами в первую очередь?

 

Terrasoft: Задачи анализа эффективности бизнес-процессов становятся все более популярными среди наши клиентов. Нас часто просят продемонстрировать, как рассчитать стоимость того или иного бизнес-процесса, либо методы выявления «проблемных точек». Мы делали ряд проектов, главная цель которых – применение BI к бизнес-процессам, а именно – отслеживание оптимальных путей по веткам бизнес-процессов, взаимосвязь результатов бизнес-процессов с сегментами клиентов и т. п.

«МКС.Ком»: BI-решения будут более востребованы, когда отечественные компании вырастут из «коротких штанишек» и оформятся в корпоративные структуры, укрупнившись и введя системы внутренних стандартов и бизнес-процессов. Т. е. когда применение подобной системы явно будет сказываться на финансовых результатах компании. Пока же сегмент, где такие инструменты требуются «в чистом виде» (не как составная ERP-систем, а как отдельные надстройки к ней в рамках общей информационной системы) – невелик.

Стимулирующим фактором для роста числа внедрений систем business intelligence может служить усиление конкуренции в наиболее динамичных отраслях. Предприятия будут вынуждены повышать эффективность управления, в том числе за счет накопления и использования знаний о собственном бизнесе и рынке. Определенный толчок для внедрений может дать участие в управлении крупными предприятиями иностранных инвесторов, а также вступление Украины в ВТО.

Epicor|Scala: Нельзя не отметить, что академическое понимание BI-концепций существенно отличается от практических представлений, то есть от того окружения, с которым люди сталкиваются в своей ежедневной работе. В частности, согласно иерархии систем бизнес-аналитики, после многомерного представления данных идут BI-системы описательного моделирования и системы прогнозного моделирования. Это могут быть сложные аналитические системы (скажем, предоставляющие механизмы Data Mining) или масса традиционных BI-средств и операционных решений. Например, в ERP-системе строится прогноз продаж или делается предложение на восполнение запасов в соответствии со статистикой, после чего BI-инструменты формируют отчеты по сделанным расчетам – это могут быть либо фиксированные или динамические отчеты, либо многомерные кубы.

Такой вариант представления данных более естественен, поскольку обработкой данных занимаются как раз специализированные системы, и при этом не идет перераспределение расчетной функциональности в сторону BI. С точки зрения потребителей, именно такая форма баланса между обработкой и представлением данных предпочтительна.

 

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT