`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

BI 2014: Трансформация представлений

+22
голоса

Область Business Intelligence уже настолько обширна, что начинает разделяться на ряд самостоятельных направлений и сегментов рынка. С точки зрения IT ежегодной точкой фиксации ее состояния является выход очередного отчета Gartner. В 2014 г. он особенно интересен, поскольку содержит целый ряд изменений и новинок как в концептуальной, так и в технической составляющей бизнес-аналитики.

В 1989 году Говард Дреснер (Howard Dresner, позже аналитик Gartner) определил Business Intelligence как общий термин, описывающий совокупность концепций и методов для принятия обоснованных решений с помощью IT. В конце января текущего года в своем блоге он поинтересовался у BI-сообщества: «Ready for the »2014ization" of Business Intelligence?«, отметив, что в этом году ожидания компаний от технологий бизнес-аналитики высоки, как никогда ранее, и есть все основания предполагать, что они оправдаются. Об этих «основаниях» и пойдет речь в данной статье.

О некоторой путанице на рынке BI

Свой Magic Quadrant (MQ) для BI и аналитики Gartner составляет с 2006 г., однако до сих пор всегда подразумевались способности ПО этого класса в области традиционных запросов и отчетов (описательные возможности). Тем временем, в течение нескольких прошлых лет, интерактивная диагностическая визуализация (interactive diagnostic visualization), как и прогнозирующий и предписывающий анализ (predictive and prescriptive analysis) становились все более понятными и важными для организаций.

Это было отражено в алгоритме интегральной оценки разработчиков и их положении в MQ в 2014 г. Несколько изменилось и само название — с «MQ for BI» и «MQ for BIP» на «MQ for BI and Analytics Platforms».

Кроме этого, в 2013 г. исследователи Gartner пришли к выводу, что бизнес-аналитика претерпела к этому времени уже столько эволюционных изменений, что логичнее разделить прежде единый рынок инструментов этого класса на две части — «традиционный» BI и «продвинутый» (advanced) BI, соответственно построив два отдельных MQ для них.

Последний «Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms» охватывает все компоненты BI, а наибольшие весовые коэффициенты придаются описательным и диагностическим способностям ПО.

Совершенно новый «Magic Quadrant for Advanced Analytics Platforms» от 19 февраля 2014 г. (ID:G00258011) охватывает те же описательные, диагностические, прогнозирующие и предписывающие компоненты BI, но придает большее значение уже прогнозирующим способностям решений. Это важно для отрасли, поскольку, согласно прогнозам, объем мирового рынка платформ продвинутой аналитики достигнет в 2013 г. около 14,1 млрд. долл. Правда, некоторую неопределенность вносит то, что многие разработчики располагают сегодня решениями, которые могут быть квалифицированы Gartner для включения в оба MQ.

В данной статье мы ограничимся рассмотрением традиционного «MQ for BI and Analytics Platforms» от 20 февраля 2014 (ID:G00257740), дополнив его некоторыми обобщающими аналитическими материалами из других источников.

Краткий обзор рынка BI

Согласно «InformationWeek 2014 Analytics, Business Intelligence, and Information Management Survey» от ноября 2013 г. (ID: R7531113), к 2015 г. наибольшим спросом будут пользоваться средства класса Smart Data Discovery, включающие обращение к ним на естественном языке для поиска и запросов. К 2016 г. до 25% новых развертываний BI-платформ будет осуществляться в форме подписок на облачные услуги.

Только 3% компаний считают, что им не нужны средства BI. Как и в прошлом году, 16-17% удовлетворяются локальными продуктами, установленными на компьютерах некоторых подразделений или даже определенных сотрудников.

Наиболее широко предприятия используют в качестве базового BI-инструмента электронные таблицы (66%). Несмотря на доступность, например, Microsoft Excel, это вполне серьезный массовый инструмент для большинства корпоративных аналитических задач, особенно в последних версиях. Только 3% опрошенных компаний пренебрегают этим ПО.

Изменения среди 13 опрошенных категорий сотрудников предприятий в плане того, кому будет вменяться в обязанность использование BI, в целом невелики и коснулись прежде всего специалистов-аналитиков данных. Их катастрофически не хватает, и в 2014 г. на них будет надеяться только половина (51%) компаний — вместо 60% год назад.

В отделах маркетинга и продаж основная проблема в том, что сейл-менеджеры — не аналитики. И раньше только 25% компаний пытались приучить их к BI. Теперь их осталось 18%.

Чуть больше использовать BI в 2014 г. будут разве что менеджеры С-уровня — 51%. Это отрадно, поскольку высшие руководители часто стараются не вникать в «заумные» детали анализа своего бизнеса, ограничиваясь простыми и понятными выводами и предположениями.

В целом же нужно отметить, что Gartner существенно расширила опросы потребителей в секторе BI, и в этом году, более чем когда-либо, эта обратная связь имеет значение в ранжировании компаний.

Gartner MQ 2014: Сектор Лидеров

В рассматриваемом секторе Лидеров (Leaders) — те же компании, что и год назад. Однако при ближайшем рассмотрении можно заметить несколько различающихся между собой групп. В силу крупных масштабов и самой компании, и ее решений выделяются IBM, Microsoft, SAP и SAS. По разным причинам ниже остальных в лидирующей группе находятся Information Builder, MicroStrategy и Oracle. Наконец, особое положение занимают Qlik, Tableau и Tibco Software. В таком порядке и охарактеризуем их.

BI 2014: Трансформация представлений

Рис. 1. Gartner Magic Quadrant for BI and Analytics Platforms в 2014 г. как никогда богат игроками рынка самой различной направленности. Источник: Gartner, февраль 2014.

Крупные, платформенные разработчики

IBM

IBM предлагает полный спектр решений в областях BI, управления исполнением для предприятия (Corporative Performance Management, CPM), а также продвинутых аналитических платформ корпоративного уровня. Она традиционно обеспечивает хорошую сервисную поддержку при внедрении — независимо от отрасли или географического региона (служба IBM Global Services).

Как видно на Рис. 1, IBM лидирует сегодня в области видения перспектив рынка. Если же говорить о возможностях ее решений, так сказать, об их искушенности, то здесь требуется некоторое пояснение.

В своем классе крупных универсальных разработчиков она находится практически на одном уровне с SAS, уступая только Microsoft в общей оценке продуктов (но выигрывая в инновационности). Гораздо меньшие «чистые» игроки Tableau и Qlik, по сути, относятся к несколько иному классу компаний и о них речь пойдет отдельно.

Пакет IBM Cognos признают очень хорошим инструментом в области управления метаданными, построении инфраструктуры бизнес-аналитики и администрировании. С инструментом IBM Cognos Insight, IBM пробует радикально новый подход «умного обнаружения данных» (smart data discovery).

А машинный интеллект Watson Analytics, который выходит в текущем году, позволит бизнес-пользователям анализировать данные, не имея специального технического или статистического образования. Учитывая речевой интерфейс Watson, все должно происходить так, как это любят показывать в фильмах о будущем.

Более того, Gartner считает, что, если в этом секторе вскоре и произойдет разрушение, то оно будет, вероятно, следовать из новшеств, которые принесла с собой парадигма Watson Analytics. IBM недавно объявила о создании Watson Business Group с 2 тыс. специалистов и инвестициями около 1 млрд. долл. в ближайшие несколько лет.

Microsoft

Microsoft предлагает конкурентоспособный и постоянно расширяющийся набор аналитики, разумную ценовую политику на средства BI и аналитики для разработчиков, независимых дистрибьюторов и конечных бизнес-пользователей. Это достигается за счет комбинации расширенных возможностей BI и Data Discovery в MS Office (Excel) 2013, возможностей управления данными в SQL Server, а также управления данными, контентом, совместной работой и пользователями в SharePoint.

Опросы показывают, что во всем мире большинство клиентов отдают предпочтение Microsoft за относительно невысокие общую стоимость владения (Total Cost of Ownership, ТСО) и стоимость лицензий уже на протяжении последних семи лет. Они также ценят мощную BI-инфраструктуру, средства разработки и наличие у большинства конечных пользователей навыков работы с продуктами Microsoft.

Вместе с тем многие пользователи говорят об отсутствующей или слабой функциональности BI-решений компании, особенно в части мобильного BI, интерактивной визуализации и управления метаданными.

SAP

SAP BusinessObjects BI Suite дает широкие возможности — но для крупных внедрений, требующих администрирования. Компании часто выбирают SAP в качестве своего корпоративного стандарта BI, особенно если у них также является стандартом SAP ERP. Больше всех клиентов компании отметили, что интеграция с корпоративными приложениями была их главной причиной для выбора SAP как поставщика BI.

SAP много инвестировала в SAP Lumira, продукт, ориентированный на самообслуживание пользователей. Продукты KXEN, приобретенной SAP в 2013 г., направлены на расширение возможностей продвинутого прогнозирующего и предписывающего (predictive and prescriptive) анализа контента. Вышедший в конце 2013 SAP InfiniteInsight (на основе KXEN) сочетает способности Hana, KXEN и Lumira в единой платформе. В 2013 г.

SAP также продолжала расширять свою BI Customer Success инициативу, направленную на улучшение качества обслуживания клиентов. Вместе с тем, клиенты оценили SAP как одну из трех компаний в MQ, которые хуже всех понимают запросы рынка. Это касается непринужденности использования и поддержки сложных типов анализа. Нарекания вызывают также высокая стоимость и порядок продажи лицензий BI-продуктов SAP.

SAS

Традиционно сильный BI-портфель SAS охватывает BI-платформы, CPM, хранилища данных, СУБД класса in-memory (с обработкой данных в оперативной памяти), интеграцию и обеспечение качества данных, управление принятием решений, анализ контента и данных социальных сетей.

SAS также дифференцирует себя от большинства других BI-разработчиков, поставляя продвинутые аналитические приложения, которые ориентированы на определенные бизнес-задачи. Это позволяет ей продавать клиенту «ценность» (value), а не просто программные продукты.

Клиенты выбирают продукты SAS за способность поддерживать большие объемы данных, широкие возможности их интеграции и доступа к ним. Показательно, что продукты SAS, несколько проигрывая в числе пользователей, манипулируют самыми большими объемами данных в мире из всех компаний, представленных в MQ. Для SAS также отмечается наиболее обширная база лояльных BI-специалистов, многие из которых построили свои карьеры именно на ее продуктах.

Специализированные решения

Information Builders

Почтенная, 800-миллионная стабильная компания, основанная еще в 1975 г., выглядит несколько отстающей, хотя и находится в секторе Лидеров, оставляя за собой еще два десятка компаний, которые включены Gartner в MQ. Со своей BI- и аналитической платформой WebFOCUS она планомерно движется вперед, оставаясь практически на одном месте в центре MQ на протяжении последних пяти лет. Платформа рекомендуется организациям, не имеющих специального хранилища данных, а также для подготовки операционной отчетности. Несколько недавних покупок расширили ее глобальное присутствие.

MicroStrategy

Компания предлагает BI-платформу уровня предприятия, которая хорошо подходит для решения больших и сложных аналитических задач. MicroStrategy остается своеобразным эталоном крупных BI-внедрений, работающих поверх больших корпоративных хранилищ данных, и часто рассматривается как безальтернативный вариант, если требования предприятия высоки и сложны. К факторам, сдерживающих распространение решений MicroStrategy, следует отнести их высокую стоимость.

Oracle

В группе Лидеров положение Oracle относительно невысоко, хотя в ее арсенале имеется широкий диапазон BI- и аналитических технологий и продуктов, которые клиенты могут использовать в качестве BI-платформы — Oracle Business Intelligence, Oracle Exalytics In-Memory Machine и Oracle Endeca Information Discovery.

Клиенты, как правило, выбирают бизнес-аналитику Oracle для интеграции в пределах решений, основанных на приложениях и технологиях самой же Oracle. Сегодня компания предлагает более 80 готовых аналитических приложений и отраслевых пакетов для Oracle E-Business Suite, PeopleSoft, JD Edwards, Siebel и других.

У Oracle также большая сеть партнеров, которые выполняют много внедрений ее продуктов. Определенной проблемой является поиск специалистов с довольно сложными компетенциями, связанными с Oracle BI, а также сложность использования самого инструментария. Несколько задержалась Oracle и в продвижении мобильных и облачных вариантов BI-решений. Положение, как ожидается, будет исправлено в 2014 г.

Data Discovery

Это, пожалуй, самый интересный на сегодня класс решений и продуктов. Data Discovery и BI подобны в том, что они предоставляют конечному пользователю приложение, которое визуализирует данные. Однако технология Data Discovery в большей степени нацелена на конечных пользователей. Как правило, развертывание VDT их на предприятии и обучение персонала обходится дешевле, чем для обычной корпоративной BI при сопоставимых возможностях.

BI 2014: Трансформация представлений

Рис. 2. Области применения инструментов бизнес-анализа различных классов. Visual Discovery Tools (VDT) занимают промежуточное положение, захватывая несколько смежных областей. Источник: Wane Eckerson BI Leadership Research, март 2013.

VDT часто заменяют такие массовые аналитические инструменты, как Excel и имеют много общего с многомерной аналитической обработкой данных онлайн (OnLine Analytical Processing, OLAP). VDT сейчас быстро проникают в различные сегменты BI, особенно построения целевых (ad hoc) и операционных отчетов, а также OLAP реляционных баз данных и аналитических платформ класса Big Data. На наш взгляд, это направление заслуживает отдельного рассмотрения, а здесь ограничимся только краткой характеристикой «чистых» разработчиков средств VDT, которые, тем не менее, находятся сейчас на лидирующих позициях в MQ.

Qlik

Компания Qlik сделала для популяризации VDT больше, чем любая другая BI компания. Она продает единственный продукт, QlikView, и заработала $320 млн в 2011 г. QlikView — самостоятельная BI-платформа, основанная на in-memory ассоциативном поисковом движке — является лидером рынка в области Data Discovery. Этот сегмент, собственно, и вела за собой все последние годы компания, упорно поднимаясь все выше в сообществе сильных глобальных лидеров.

Во второй половине 2014 г. Qlik планирует выпустить новый, полностью перепроектированный QlikView.Next, который претендует ни много ни мало на новый стандарт в области корпоративной аналитики и считается сегодня одним из самых продвинутых продуктов с точки зрения видения перспектив. Некоторые нарекания на продукты Qlik отмечаются разве что в области безопасности, а «боеспособный» QlikView.Next с неизбежными доработками ожидается только через год, что создает некоторый запас времени для конкурентов.

Tableau

Разработав правильный продукт в нужное время, Tableau быстро растет и теперь ее годовой доход превышает $100 млн. Согласно опросам Gartner, клиенты четвертый год подряд остаются очень довольными Tableau. Продукты Tableau воспринимаются как очень интуитивные, которые изменили представления бизнес-пользователей о том, что они могут обнаружить в данных — без обширных навыков BI или специального обучения. Практически все конкуренты, и большие, и маленькие, стараются подражать Tableau в этом.

За эти годы компания буквально ворвалась в компанию солидных BI-разработчиков, заняв лидирующее положение. Она была организована только в 2003 г. и бесполезно искать ее в стартовом MQ 2006 г. По темпам продвижения как по оси общих возможностей, так и в видении запросов рынка ей сегодня нет равных. Удачное IPO 2013 г. дало ей возможность привлечь значительные ресурсы для выпуска и совершенствования продуктов и экспансии на мировые рынки.

Удельная стоимость внедрения систем на одного пользователя у Tableau одна из самых низких в MQ. Ее также отмечают за способность обрабатывать «странные» запросы. Типичные внедрения Tableau — средние по масштабу и большие по объемам используемых данных. Это — одна из главных примет BI второго десятилетия XXI века.

Tibco Software

ПО Tibco — один из ранних лидеров в области Data Discovery. Это обеспечивает Spotfire, гибкая, удобная в работе платформа для информационных исследований и анализа. За счет продвинутой статистики и data mining, Spotfire в большой степени используется фирмами финансовых услуг и фармацевтическими компаниями.

Tibco уделяет много сил «первопроходчеству», пытаясь вести за собой рынок. Клиенты также оценивают качество продукта (стабильность, надежность и безошибочность) выше среднего по MQ значения. Главными проблемами Tibco считаются высокая стоимость ПО и недостаточное, по мнению ряда клиентов, качество поддержки, к тому же отличающееся в разных регионах мира.

Self-Service BI

Несмотря на то, что в расширяющейся области BI происходит сейчас много интересных событий, главной и быстро растущей тенденцией следует назвать бизнес-аналитику, спроектированную для самостоятельного использования неспециалистами — Self-Service BI. Самообслуживание — общая тенденция в IT, но бизнес-аналитика отличается от общеупотребительных офисных программ высокой сложностью самих понятий и методов.

На практике это означает, во первых, упрощение интерфейсов и терминологии, а, во-вторых, облегчение поисков специалистов в области BI. Все это нацелено на получение пользователя BI более производительного и менее зависящего от помощи извне. Сегодня говорят, что BI должен стать не сложнее, чем обычные электронные таблицы.

Важно понять также, что сотрудники IT-подразделения, обеспечивая работоспособность аппаратных и программных средств, никак не помогут пользователю в его работе, если он сам не знает основ работы с BI — разве что организуют резервное копирование.

Что не вошло в обзор

Остальные три сектора рассматриваемого MQ. Секторы «Претендентов» и «Провидцев» содержат только по две компании, что делает не слишком интересным сравнительный анализ. Остальные 13 компаний — нишевые игроки. Как правило, они могут преуспевать в определенном сегменте BI-платформы или рынка аналитики — reporting, dashboarding, collaboration, embeddability или big data integration. Среди них есть интересные компании и решения, что может быть темой отдельного рассмотрения.

Visual Discovery Tools и Self-Service BI. Как было отмечено выше, это также тема, вполне достойная отдельной публикации. Бизнес-аналитика самообслуживания, только очень кратко отмеченная в данной статье, быстро развивается и при умеренной стоимости способна дать весь арсенал средств BI пользователю-неспециалисту.

Advanced Analytics Platforms. Gartner определяет продвинутую аналитику как «анализ всех видов данных, используя сложные количественные методы (статистика, описательный и прогнозный сбор данных, моделирование, оптимизация), чтобы получить результаты, которые вряд ли дадут традиционные подходы к бизнес-аналитике — такие, как запросы и отчеты». Соответственно должны отличаться и рассматриваемые продукты.

Аналитика для Big Data. Согласно недавнему опросу TDWI, только 10% компаний уже внедрили технологии использования Big Data. Многие организации хотели бы анализировать данные, поступающие от различных массивов датчиков, твиты, посты Facebook, сообщения электронной почты — все то, что сложно увязать с традиционными реляционными базами данных. Ожидается, что 2014 г. принесет здесь целый ряд инноваций. Последние две темы могут быть объединены и также требуют отдельного рассмотрения.

Заключение

Какие основные выводы можно сделать из вышеизложенного? Рынок BI- и аналитических платформ сейчас находится в стадии активной эволюции, выходя далеко за рамки традиционных BI-систем. До сих пор бизнес-аналитика в основном предполагала моделирование и прогнозирование операционной деятельности предприятия на основе измеряемых параметров. Платформа расширила функции BI на программную среду и всю корпоративную IT-инфраструктуру компании.

Направление BI и аналитических платформ было в 2013 г. одним из наиболее быстро растущих рынков делового ПО и, согласно Gartner, останется таковым в 2014 г. Инвестиции будут связаны в основном с интеграцией инструментария бизнес-аналитики и управления исполнением (Corporative Performance Management, CPM), мобильностью и Data Discovery.

Корпоративному потребителю сегодня доступен как никогда широкий диапазон средств бизнес-аналитики. Для отечественного потребителя в зависимости от масштаба его задач можно рекомендовать использовать решения либо крупных разработчиков, присутствующих в Украине (для крупных внедрений), либо ограничиться использованием недорогих, но достаточно мощных решений уровня Microsoft Excel (для малого и среднего бизнеса).

В любом случае, при наличии реальных повседневных BI-задач на первом месте будет находиться проблема обучения сотрудников или поиска соответствующих специалистов. С этого и нужно начинать.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT