`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Белое пятно

Статья опубликована в №21 (638) от 3 июня

+11
голос

Как это ни прискорбно, но именно таким образом выглядит территория Украины на картах большинства распространенных в мире систем навигации. И это при наших богатых картографических традициях и наличии как минимум пяти компаний с немалым опытом разработки электронных карт. В чем же проблема?

Ситуация с GPS-навигацией в стране – типичный замкнутый круг. Устройства не имеют той популярности, которой заслуживают, потому что нет карт. А карт нет, поскольку устройства продаются в недостаточных количествах и разработка ПО для них не окупается за счет объема. Впрочем, как показал опыт с iGo и использующими эту программную оболочку навигаторами, круг все-таки можно разорвать. Но почему-то с появлением в магазинах продуктов на других платформах картина каждый раз повторяется.

Фактором, замкнувшим круг, можно назвать коробочную модель распространения навигационного ПО, которую на заре своего развития приняли на вооружение отечественные разработчики карт. Сама по себе электронная картография – вещь недешевая. Первичное заполнение топографической базы для всей Украины с той детализацией, которая необходима для адресного поиска по населенным пунктам хотя бы масштаба пгт, – задача для организации со штатом небольшого НИИ. Не менее требовательна к ресурсам и постоянная актуализация карты, так что высокая цена одной ее копии с этой точки зрения вполне понятна.

Проблема усугубляется еще и национальными особенностями рынка ПО, к примеру общей неготовностью частного пользователя платить за программу и, как следствие, высоким уровнем пиратства. Окупить в таких условиях разработку, особенно столь масштабную, очень тяжело, и рынок надолго застыл на уровне поштучной продажи карт буквально нескольких крупных городов страны по цене порядка $100 за каждую.

Такая бизнес-модель оказалась крайне непопулярной, ведь для комплектации навигатора, позволяющего свободно перемещаться по Украине, приходилось, во-первых, затратить около $700 на ПО (это больше, чем цена многих GPS-аппаратов), а во-вторых, самостоятельно искать, заказывать и устанавливать карты. Для массового рынка это неприемлемо – здесь потребитель тяготеет к готовому коробочному решению.

Правильный путь развития указать несложно – он заключается в поставке карт вместе с устройствами. Однако проще об этом сказать, чем реализовать. Впрочем, и такая бизнес-модель в какой-то момент использовалась. Но при этом ОЕМ-поставки ПО реализовывались в основном на уровне дистрибьюторов навигаторов, а не компаний, выпускающих их. При бытовавшем до недавнего времени отношении производителей к такой технике (КПК) и особенностях украинского рынка, заключавшихся в стремлении реализовать «сколько получится» при нулевых вложениях в продвижение, аппараты продавались десятками, максимум – сотнями штук в месяц. Так что «ОЕМ-цена» в действительности не слишком отличалась от розничной, и делу распространения GPS-навигации на просторах Украины такая бизнес-схема не слишком помогла.

Остается только сотрудничать с вендорами, причем настолько крупными, чтобы их общие продажи позволяли разработчикам карт зарабатывать на объемах. И вот тут мы подходим к идее кооперации с производителями даже не отдельных устройств, а платформ для них. Именно по такой схеме сработала украинская CarteBlanche. Ее карты включаются в общий восточноевропейский массив ПО iGo, который уже сама венгерская компания Nav N Go продает производителям навигаторов.

Аналогично производители навигационного ПО для Windows Mobile вместо попыток торговать картами в розницу могли бы договориться с Microsoft о включении ее продуктов в комплектацию ОС для нашего региона. Однако здесь вступает в игру еще один фактор – желание производителя активно работать на украинском рынке ПО для навигаторов.

Пока Microsoft его не изъявляет, как и другие крупные игроки. Возьмем, к примеру, TomTom. Если включить в его программный комплекс картографическую базу одного из локальных разработчиков, привлекательность устройств голландской компании для украинцев резко повысится. Но пока TomTom это, по всей видимости, не нужно. То же самое, по большому счету, касается и Nokia. Она поставила GPS и LBS в список своих глобальных стратегических приоритетов, но карты нашей территории в системе Nokia Maps пока, мягко говоря, оставляют желать лучшего.

Все это дает основания отечественным производителям карт заняться внедрением ПО для новых GPS-платформ, которые постепенно становятся массовыми. Стоит попробовать разорвать замкнутый круг хотя бы в этой точке.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT