`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Бегущие по волнам

0 
 

На удивление, прошедший 17--19 марта ICT World Forum 2004 не слишком широко обсуждался в печати, и даже на сайтах его ключевых участников можно найти только скупые новости об этом событии.

Возможное объяснение: он был в основном предназначен "для служебного пользования" -- лидеры индустрии пытались определить главные направления развития IT в ближайшие годы, и наверняка в кулуарах проходили многочисленные консультации, согласования и заключения стратегических соглашений.

Рынок информационных технологий быстро оживляется, одновременно изменяя приоритетные направления. Другими словами, пелетон гонщиков только-только отправился на очередной этап. Большинство соперников, их сильные и слабые стороны известны, но, как всегда, в пестрой массе есть несколько "темных лошадок", способных в подходящий момент опередить признанных грандов.


Аналитики

Forrester: куда мы идем?

Открывая форум, Брайен Кардон (Brian Kardon), руководитель направления IT-стратегии Forrester Research, задал вопрос: внесут ли информационные технологии, наконец, какие-то по-настоящему глобальные изменения в жизнь людей?

После периода аномально большого роста IT в 1996--2000 гг., проходившего под девизом "Internet -- везде", в три последующих года компании в основном боролись за выживание, и только в 2003--2006 гг. ожидается своеобразное возвращение к реальности -- консолидация разработчиков, создание приложений, которые смогут оправдать инвестиции заказчиков, и достижение соответствия IT целям основного бизнеса. Этот процесс уже идет полным ходом. Что ждет нас дальше -- в 2006--2010 гг.?

В области технологий пока преимущественно идут разговоры о "компьютинге", который будет устойчив к ошибкам людей, должен окружать их всюду и при этом оставаться почти незаметным.

На очереди -- развитие Extended Internet (X Internet), набора технологий, которые объединят информационные системы компаний с физическими устройствами и обеспечат более глубокий информационный обмен между потребителями и поставщиками. Ожидается, что на них в 2004--2010 гг. будет потрачено около 2,7 трлн. евро, в результате чего эта сеть объединит 14 млн. устройств.

Так, сочетание датчиков, GPS и GIS даст возможность создать законченное решение, позволяющее сельскохозяйственным компаниям вносить необходимое количество удобрений и средств защиты растений в нужных местах и в самое подходящее время, -- это обеспечит урожай прогнозируемого объема и качества.

Более фантастическими выглядят планы страховых компаний отслеживать в реальном времени данные о движении и работе устройств застрахованных автомобилей, что должно снизить страховые выплаты.

И -- уже в который раз -- одной из самых многообещающих технологий называется RFID.

Таким образом, ближайший период развития IT будет связан в основном с довольно скучными и уже известными вещами, вроде кропотливой работы по построению различных сетей.

Бегущие по волнам
Рис. 1. Пока компании с готовностью осваивают только беспроводные устройства и Wi-Fi
А работать здесь есть над чем. По данным Forrester Research, сегодня наблюдается существенное различие между принципиальной готовностью новых технологий к внедрению и степенью их использования компаниями (рис. 1). Как видно, в наиболее благоприятном положении находятся беспроводные устройства. О них знают 94% опрошенных компаний, более половины из которых предпринимают какие-то шаги к их использованию. Хорошие позиции у технологии Wi-Fi. Наряду с этим только каждая восьмая компания начинает применять RFID, и только одна из 18 -- Bluetooth.


О соблюдении законов

Руководитель National Semiconductor Corporation Брайен Халла (Brian Halla) на этом пиршестве цифровых технологий был единственным, кто напомнил, что до сих пор существует и аналоговая техника.

Осенью 2002 г., в тяжелые для информационной индустрии времена, газеты и журналы не без иронии писали о том, что Халла создал математическую модель, которая отслеживает экономические взлеты и падения, связанные с IT, и теперь только он один знает, когда следующая волна начнет свой безудержный подъем. "Звоните вашему брокеру", -- издевались тогда журналисты. Возможно, кто-то внял их совету -- и не ошибся.

Это предсказание было сделано на Comdex Fall 2002, и уже тогда Халла считал, что новый бум вызовут недорогие встроенные системы. С того времени прошло полтора года, и на нынешнем форуме Халла с большим удовольствием сообщил аудитории, что его выводы оказались верными. Дата благоприятного поворота -- 21 июня 2003 г. -- практически совпала с реальными событиями.

В этот раз Халла попытался развенчать бытующее сегодня мнение об эпохе полупроводников как о "каменном веке" индустрии, где нет места уже изрядно затасканному закону Мура.

"Всеобщее нетерпение по поводу того, когда же наконец Intel или TI сделают сотовый телефон на одном чипе и промышленность, выпускающая аналоговые устройства, навсегда отойдет в прошлое, преждевременно, -- сказал он. -- Устремляясь в цифровое будущее, мы как-то упускаем из виду, что все лучшее в отрасли не обязательно цифровое, и уже в течение одного-двух лет наблюдается буквально взрыв новых полупроводниковых технологий".

Бегущие по волнам
Рис. 2. Высоту четвертой волны не берется предсказать даже Брайен Халла
Приведенный график иллюстрирует последний, доработанный вариант модели Брайена Халлы (рис. 2). На нем видно, что объемы рынка, достигавшие своих пиков в 1974 и 1984 гг., связаны соответственно со спросом на мэйнфреймы и ПК. Обе эти волны относились к категории "человек -- машина".

Бум 2000 г. был вызван широким распространением средств коммуникации -- Internet и мобильных телефонов. Этот период характеризуется как "человек -- две машины", и график учитывает доходы от двух технологий, в пять раз увеличивших объем рынка IT. Новая волна, "человек -- много машин", обещает увеличить его многократно -- линия графика устремляется ввысь уже к 2005 г.

Нуждаются ли потребители цифровой техники в аналоговых устройствах? Конечно! И чем дальше, тем больше -- по мере увеличения абсолютного количества устройств.

Халла, как и аналитики Forrester, отвел решающую роль в будущем технологиям RFID, которые будут проникать во все новые отрасли промышленности. Это и неудивительно: у какого производителя подобных устройств не захватывает дух от видения мира, где каждый предмет оснащен радиочастотными метками! Соответственно понадобятся датчики, усилители, преобразователи, сигнальные процессоры...


Корпоративное ПО

IBM On Demand

Каждый из трех рабочих дней форума (кроме первого, который открыла Forrester Research), начинался выступлениями высших чиновников IBM -- основного спонсора этого мероприятия. После миллиардных инвестиций в новые разработки IBM вышла на CeBIT с лозунгом "Your Business on demand".

Майк Хилл (Mike Hill), руководитель департамента телекоммуникаций, Джордж Бейли (George Bailey) и Кевин Ридон (Kevin Reardon), представляющие направление электронной индустрии, один за другим открывали слушателям секреты и преимущества новейшей стратегии IBM. Презентации топ-менеджеров, разумеется, свелись к убедительным фактам и примерам, которые показывали, почему сегодня все компании мира должны принять эту инициативу. Нам же интереснее напомнить читателям о самой концепции On Demand, которая и лежала в основе выступлений представителей IBM.

Исполнительный директор компании Сэм Палмизано (Sam Palmisano) в свое время выразился по этому поводу абсолютно категорично: "Стратегические инициативы сегодня базируются на производительности. Именно поэтому предприятия нуждаются в бизнес-модели IBM On Demand".

В чем же секрет победной стратегии? Никакого секрета, собственно, нет. В технологиях On Demand бизнес -- это все. По IBM, сейчас для достижения конкурентного преимущества нужно изменять принципы его ведения. Ключ к преобразованиям -- интеграция. Чем более широко она распространится, тем больше выгода.

On Demand обещает придать компаниям гибкость, но для этого нужно будет устранить неэффективные звенья. Какие процессы должны стать децентрализованными? Что можно выделить в офшор или передать в аутсорсинг? Это непростые вопросы, и компаниям понадобится надежный проводник на новом пути.

Но вспомним август 2002 г., когда без лишнего шума IBM приобрела консалтинговую компанию PricewaterhouseCoopers (PwC) за 3,5 млрд. долл. Тогда могло показаться, что это спасение для PwC, которая двумя годами ранее не захотела войти в состав НР за сумму, в пять раз большую. Сегодня, являясь частью IBM Global Services, ее консалтинговая сеть готова преобразовать по технологии On Demand любое предприятие в любой стране, где она представлена. Это очень серьезный вызов конкурентам, от борьбы с которыми IBM дистанцировалась до поры до времени.


Siebel (On Demand too)

Анонс выступления Томаса Сибела (Thomas Siebel), главы одноименной компании, в рекламной брошюре форума был представлен на удивление скупо, а основную идею в трех словах выразило название его презентации: "CRM for Everyone!"

Десятилетие компании, отмечавшееся в прошлом году, совпало с реализацией новых рыночных идей: многолетний лидер сегмента CRM-приложений почувствовал спад еще несколько лет назад. 4 октября 2002 г. в Siebel Observer была опубликована впоследствии широко обсуждавшаяся статья о новом видении Томом Сибелом софтверной индустрии.

"Рынка для CRM больше нет, -- писал он. -- Те, кто сегодня пытается работать на нем, по сути идут в никуда. Начиная с 2001 г. доход от продажи новых лицензий стремительно уменьшается".

Тогда большинство профильных изданий все еще на разные лады утверждали, что рынок CRM просто впал в спячку до наступления лучших времен. Том Сибел едва ли не первым понял: привычные для рынка масштабные собственные системы больше никогда не будут востребованы, -- не потому, что клиенты уже не нуждаются в CRM, а потому, что им необходимо гораздо более широко включать CRM в свои бизнес-процессы. Вскоре выяснилось -- печальная судьба ожидала также классические приложения ERP и SCM.

Уже тогда Сибел считал, что должно появиться новое поколение ПО, которое он определил как business processes applications (BPA) -- приложения для осуществления бизнес-процессов. Они будут строиться с широким использованием Web-сервисов и станут специфичными для той или иной отрасли промышленности. В результате большинство игроков рынка исчезнет.

Как видим, предсказания сбылись почти полностью -- за исключением того, что пока неясно, какая именно из компаний-разработчиков предложит наиболее востребованные рынком приложения нового поколения. Siebel, много работавшая в последнее время и с Microsoft, и с IBM, надеется, что с CRM On Demand она опять окажется среди лидеров.

Но вернемся к презентации Тома Сибела на форуме в Ганновере. Разобравшись с вопросом "кто виноват?", он перешел ко второй части -- "что делать?" Сегодня среднее число корпоративных приложений, с которыми работают компании США, составляет 50, а в отдельных случаях достигает нескольких тысяч. Это усложняет использование IT и требует значительного количества персонала поддержки. Предложение Siebel -- стратегия CRM for Everyone, быстрая, простая, доступная по цене, "разумная" и открытая, предназначенная для пользователей любого типа, любых компаний и любых отраслей.

Ее основа -- применение интеграционной платформы UAN (Universal Application Network). В развитие этой концепции за последние два года внесли свой вклад почти все ведущие разработчики корпоративных информационных систем -- IBM, Microsoft, BEA и многие другие.

Соответственно в мире IT все меньше говорится о специализированном интеграционном ПО, бум которого, ожидаемый два-три года назад, как-то незаметно сошел на нет. Сегодня уже достаточно ясно, что основой будущих многофункциональных систем станет специализированный интеграционный сервер, а от популярных бизнес-приложений останутся фактически только унифицированные интерфейсы.

В результате конечные пользователи на своем рабочем месте получат возможность более простого и быстрого доступа к информации, а основные изменения коснутся отделов IT, которым снова придется перестраивать структуру систем и, возможно, в перспективе сокращать часть обслуживающего персонала.


SAP и PeopleSoft

Примерно в том же ключе говорил о необходимости получения "сплава бизнес-процессов" и Михаэль Кляйнемайер (Michael Kleinemeier), управляющий директор и президент EMEA Central SAP Deutschland. Как и его североамериканские коллеги, он отметил, что гетерогенные системы, требующие значительных затрат на поддержание, но в большинстве случаев не обеспечивающие необходимой сегодня степени интеграции людей, информации и процессов, должны отойти в прошлое.

Предложение SAP -- интеграционная платформа NetWeaver. Нужно сказать, что в этом же направлении сейчас движутся и IBM, и Siebel, и PeopleSoft, не слишком существенно различаясь в идеологии.

Но NetWeaver заслуживает отдельного разговора. Отметим только, что SAP, которая в последние годы не ввязывалась в большую драку и даже почти не покупала других сколько-нибудь значительных компаний, разработала в своих недрах продукт следующего поколения. Учитывая ее многолетний опыт и признанное качество продуктов, можно ожидать очень серьезной конкуренции с ее стороны на рынке корпоративных приложений ближайшего будущего.

PeopleSoft воспользовалась случаем, чтобы анонсировать PeopleSoft EnterpriseOne 8.10, наследницу J.D.Edwards OneWorld. Одновременно было объявлено о выходе нового релиза PeopleSoft World -- кумулятивного обновления, содержащего более 250 дополнений и улучшений.

Компания сообщила и о планах создания альянса разработчиков средств управления корпоративными приложениями (Enterprise Application Management, EAM). Предполагается, что в него войдут CA, HP, IBM, Quest Software, Segue Software и VERITAS Software. PeopleSoft намерена открыть им свои API, и в перспективе должно появиться единое решение для управления IT-инфраструктурой предприятий. В известной степени этот шаг можно рассматривать как попытку создания решения, альтернативного варианту Siebel. Любопытную позицию здесь заняла IBM, предлагая для альянса свою Tivoli -- ранее она достигла соглашения с Siebel об использовании WebSphere как основы ее UAN.

Два других гиганта промышленности -- Intel и Oracle -- в этот раз не показали ничего революционного, поскольку сделали свои главные анонсы ранее.


Коммуникации

Nokia, Motorola, Siemens

Девиз Nokia на CeBIT 2004 -- "Конвергенция и мультимедиа изменяют лицо мобильных коммуникаций". С программной речью на эту тему во второй день форума выступил президент компании Пекка Ала-Петила (Pekka Ala-Pietila).

По мнению Nokia, через пять лет мобильные коммуникации будут заметно отличаться от того, что имеется сегодня. Основным становится соответствие предоставляемых услуг потребностям каждого конечного пользователя. Ключ для расширения спектра и качества услуг Nokia видит в 3G и обещает, что потребители очень скоро получат эту технологию в своих терминалах. К концу 2004 г. в странах Европы ожидается появление более 50 сетей 3G, и уже в полусотне стран мира успешно продаются 3G-устройства Nokia.

Президент компании также отметил, что быстро идущая конвергенция цифровых технологий приведет к новой стадии их использования, давая пользователям расширенные возможности видео, аудио, информации, игр, т. е. объединяя "мобильность" в давно обещанное полноценное рабочее место.

Если десять лет назад Nokia говорила миру: "Voice Goes Mobile!" -- голос становится мобильным, то сегодня можно сказать "Life Goes Mobile!" -- мобильной становится жизнь.

Что касается новых беспроводных технологий, то Wi-Fi, Bluetooth, 3G, 802.11 и т. д. будут востребованы настолько, насколько они ускоряют ведение основного бизнеса и улучшают его качество. Поэтому определяющее значение приобретают законченные беспроводные архитектурные решения, составляющие часть IT-инфраструктуры предприятия и обеспечивающие его сотрудникам дополнительные возможности.

В таких условиях залогом успеха индустрии мобильных устройств и услуг являются бизнес-модели, основанные на тесных партнерских отношениях, создающие своеобразную "экосистему мобильных коммуникаций" на базе открытых стандартов и платформ и реализующие то, что Nokia называет "win-win-win business models", когда выгоду получают все компании, работающие совместно.

Один из президентов Motorola, Майкл Зафировски (Michael Zafirovski), не особенно выделяясь на фоне выступлений представителей прочих телекоммуникационных гигантов, подтвердил приверженность компании идее глобализации мобильных коммуникаций. Однако его презентация содержала любопытный слайд, который демонстрировал все основные новации в области мобильной связи за последние 20 лет -- начиная с выпуска первого портативного телефона и заканчивая суперновинками этого года. Здесь можно было представить себе сумму технологий, воплощенных в мобильных устройствах, и почувствовать, что эта индустрия находится накануне "большого взрыва" -- качественных, революционных изменений мобильных устройств и сервисов (о чем, впрочем, говорили буквально все участники форума).

Основная тема выступления на форуме президента Siemens Information & Communication Networks Томаса Гансвиндта (Thomas Ganswindt) -- проект Simon, объявленный месяцем ранее.

Он подразумевает разработку пакета диалоговых услуг, предоставляемых с помощью DSL и домашнего телевизора. Кроме видео и музыки, клиенты получат доступ к электронной почте и Internet, SMS и видеотелефонии. Потенциал только видеофонов, в которые превратятся телевизоры, уже в этом году оценивается более чем в 10 млрд. евро, и до 20 млрд. -- к 2006 г.

Соответственно появляются новые возможности для ведения бизнеса индивидуально с каждым пользователем -- как в плане доставки наиболее востребованного им контента, так и области рекламы и заказа потребительских товаров и услуг.


Cisco и Lucent

Выступление представителя Siemens в чем-то повторил президент EMEA Operations Cisco Systems Роберт Ллойд (Robert Lloyd), который говорил о необходимости переопределения целей межабонентских коммуникаций и о сервисах следующего поколения.

Использование сетевых сервисов.
Результаты опроса пользователей
 
  Часто, %  Иногда, %  Редко, % 
Загрузка видео  81  15 
Загрузка музыки  80  16 
Прослушивание радио online  77  15 
Загрузка ПО  77  19 
Просмотр видео online  76  17 
Поиск информации  69  30 
Сетевые и online-игры  67  23  10 
Чат  51  37  12 
Покупки online  48  47 
E-mail-форумы  46  47 
Бегущие по волнам
Люди всегда предпочитают смотреть и слушать, а не писать и думать...
Рис. 3. ...и, в общем, не отказываются за это заплатить

Сводная таблица (см. табл.) дает представление о предпочтениях сегодняшних потребителей. Похоже, с развитием широкополосных сетей приходит конец эпохи чатов, форумов и прочих развлечений 90-х гг., требующих минимальных возможностей каналов передачи данных. Internet из сообщества энтузиастов-программистов все более становится потребительским и развлекательным. Только один из каждых двадцати опрошенных сказал, что ему не слишком интересно загружать или использовать online-видео и музыку. Лишь каждый сотый не проявляет интереса к онлайновым играм. И что самое важное для провайдеров этих услуг, большинство потребителей не отказываются заплатить за контент (исключая, пожалуй, только услуги по борьбе с вирусами и спамом -- рис. 3).

А раз так, то основой будущих доходов (многие аналитики считают -- супердоходов) провайдеров становится организация широкополосных интерактивных сервисов, объединяющих данные, голос, видео и традиционные сетевые службы. Чтобы они были массовыми, стоимость услуг должна быть приемлема для большинства потребителей, а сами услуги -- специфицироваться как под цели бизнеса, так и для домашних развлечений.

Г-жа Патрисия Руссо (Patricia Russo), глава Lucent Technologies, как основную мысль в своем выступлении отметила, что сейчас наступает время персонификации коммуникаций -- по вездесущим высокоскоростным соединениям конечный корпоративный пользователь должен получать информацию, предназначенную именно для него, независимо от того, какое устройство доступа он предпочитает. Это отзвук заключенных компанией контрактов в области построения безопасных сетей следующего поколения -- оптических, VoIP, высокоскоростных мобильных, общая сумма которых на сегодня составляет около 300 млн. долл.


Темные лошадки

Особенность нынешнего форума -- проведение в его рамках специального China Technology Summit, что фактически является признанием серьезных намерений быстро растущей электронной промышленности Китая, который становится одним из основных поставщиков рынка IT и телекоммуникаций.

Бегущие по волнам
Рис. 4. Прогноз Infineon: в ближайшее пятилетие объем рынка IT будет увеличиваться в основном за счет усилий Китая и других стран Азии
Петер Бауэр (Peter Bauer), представляющий крупнейшего немецкого производителя полупроводниковых изделий, привел оценку роста этого рынка по регионам мира (рис. 4). Вывод очевиден: до 2008 г. при примерном сохранении объемов производства в прочих регионах мира страны Азии, и Китай в частности, продемонстрируют более чем 100%-ный рост. Уже сегодня каждый четвертый мобильный телефон и каждый второй DVD-плеер выпускается в Китае, и через три-четыре года до 40% всей электроники будет давать данный регион.

Этот вывод с готовностью подтвердили руководители Huawei и Chinadotcom. В меру посетовав на политические и экономические сложности, они выразили уверенность, что квалификация китайских специалистов и аккуратность рабочих позволят этой стране быстро занять лидирующие позиции в производстве электронных элементов и устройств. Если принять во внимание постоянно растующее качество китайской продукции и гораздо менее быстро растущую зарплату персонала, то, действительно, существуют хорошие перспективы для роста и конкуренции с традиционными производителями.

Давая общую оценку прошедшему ICT World Forum 2004, следует отметить, что, пожалуй, еще никогда представители различных компаний не были настолько единодушны в оценке текущей ситуации и перспектив IT-рынка и не говорили столько о необходимости вести совместный бизнес.

Не значит ли это, что слияния и приобретения будут продолжаться до тех пор, пока в "мобильном мире" не останется два-три глобальных концерна, поделивших планету на сферы своего влияния?

Возвращаясь к аналогии с пелетоном гонщиков, можно сказать, что сейчас любой участник гонки старается "сесть на колесо" соперника -- так образуются временные альянсы (в которых, в общем-то, каждый прежде всего сам за себя).
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT