`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Банки будущего: Google, Facebook, а может Apple?

+33
голоса

Банковская система является крупнейшим потребителем инновационных технологий: согласно исследованию Deutsche Bank Research, в структуре расходов среднего европейского банка на ИТ приходится 7,3%, в то время как в экономике в целом — 3,7%. Высокий уровень затрат объясняется потребностью в непрерывной доступности сервисов, соответствии регуляторным нормам, юридическом сопровождении, защите от мошенничества, обеспечении безопасности. Означает ли это, что сами банковские услуги становятся инновационными? К сожалению, не всегда — как и прежде, банки являются весьма забюрократизированными структурами.

В развитых странах около 90% населения держит деньги в банках и проводит практически все финансовые операции в цифровом виде путем переводов на карточный счет или с него. При этом банковские цифровые и онлайновые сервисы в мировой банковской системе во многих случаях обеспечивают совершенно иные компании (например Yodlee, среди клиентов которой Citibank и Bank of America).

Как показывает социологическое исследование, проведенное консалтинговой компанией Infosys при финансовой поддержке ассоциации Efma и охватившее 148 розничных банков в 66 странах, виртуальные валюты, мобильные кошельки, виртуальные транзакции в играх и соцсетях заставляют банковский сектор беспокоиться о своем будущем. Банки пристально изучают такие возможности как онлайновые кредитные системы (используемые в популярной игре Farmville), онлайновым валютам (Bitcoin), P2P кредитованию Zoopa. 60% банков (в том числе крупные Wells Fargo и Barclays) разработали стратегию внедрения инновационных продуктов, 76% уже выделяют на них средства, а 35% планируют дальнейшие инвестиции.

Большинство банков осознают необходимость присутствия в социальном и мобильном сегментах, но пока только 23% предлагают услуги онлайн-банкинга, который полностью заменяет обслуживание операционистом в филиалах, и лишь 29% развернули мобильные системы P2P платежей и технологии, обеспечивающие простой перевод между счетами и кредитными картами одного клиента. Площадки же в соцсетях используются преимущественно как витрина, в единичных случаях — для продвижения (немецкий Fidor Bank) и поддержки обратной связи с клиентами.

Банки будущего: Google, Facebook, а может Apple?

Как подчеркивают в Yodlee, банки, особенно крупные и хорошо зарабатывающие на фондовом рынке, не торопятся быстро предоставить клиентам услуги, на которые появляется спрос. Соответственно, нишу заполняют другие игроки, Moven, Simple, GoBank, Bluebird, которые предлагают услуги, не имеющие прямого отношения к традиционному банкингу, но требующие наличия банковского счета — т.е., их клиент взаимодействует с банком опосредовано.

Некоторым категориям клиентов действительно пока еще нужны отделения банков и операционисты, но большинству — уже нет, что подтверждают многочисленные киоски самообслуживания в отделениях и растущее число подписчиков онлайн-банкинга. По сути, в банковском секторе сейчас происходит революция, аналогичная той, что десяток лет назад произвела Amazon в розничной торговле книгами: вытеснение локальных филиалов онлайн-сервисами. Означает ли это, что банки будут отмирать? Конечно нет, ведь они выполняют весьма существенные функции: гарантируют безопасность средств и являются инструментом для государственного управления финансовым рынком.

Как подчеркивают в Efma, главный вопрос, который стоит перед современным рынком финуслуг, состоит в том, смогут ли банки в ближайшее время внедрить инновации и создать совершенно новые источники прибыли (в особенности в развитых странах). Крупные игроки ИТ сегмента — Google, Facebook, Apple, Amazon, Twitter — несомненно смогут, к тому же они имеют огромные базы клиентов и стараются использовать любую возможность для их монетизации.

Взять, например, Facebook. Более чем 1 млрд пользователей этой соцсети проводят много времени онлайн, обмениваются мнениями, видео, фото, так почему бы им не воспользоваться финансовыми транзакциями? Facebook достаточно долго оценивала целесообразность входа на рынок онлайн-платежей, и в конце концов реализовала проект Facebook Payments, который позволяет использовать внутреннюю валюту Credit для заказа отдельных функций игр. Очевидно, что расширение спектра услуг за счет переводов другим подписчикам соцсети или присутствующим в ней брендам значительно увеличит аудиторию Payments. Далее, Facebook взяла курс на превращение в мобильную компанию, и уже более 600 тыс пользователей работают с соцсетью с мобильного аппарата — огромная база потенциальных клиентов системы мобильных платежей. Если банковскими услугами Facebook будет пользоваться 1-2% ее подписчиков, число транзакций будет измеряться миллиардами, и даже при небольшой комиссии даст значительный доход.

Google тоже не дремлет. Во-первых, у нее есть Google Wallet, и неважно, что пока немногие аппараты поддерживают NFC и лишь отдельные точки продаж имеют соответствующие сканеры и PayPass. Сама идея проводить платежи с мобильного аппарата и объединить в одном сервисе дебетовые, кредитные, скидочные, подарочные карты, существенно упрощает жизнь клиента. Для работы Google Wallet требуется наличие обычного банковского счета, но на самом деле, клиенты этого сервиса потребности напрямую взаимодействовать с банком не испытывают.

Банки будущего: Google, Facebook, а может Apple?

Далее, Google выпустила физическую дебетовую карту Wallet Card (под управлением платежной системы Mastercard), которая может использоваться и при оплате через кошелек Wallet, и как обычная платежная карта, в том числе и для онлайн-платежей, обналичивания в банкомате, пр. На самом деле, это очередной шаг Google на пути в банковский сегмент, по меньшей мере, в статусе онлайн-банка (который не предусматривает создания сети филиалов, по такой модели работает Simple).

Фокус на желаниях клиентов, быстрый вывод новых продуктов, доступность сервисов, наличие самой разной информации о пользователе (а, стало быть, и возможность в автоматическом режиме принимать решение о кредитовании) — то, к чему должен стремиться современный банк. Все это уже есть у Google, Facebook, Apple, Twitter. Выход в банковский сектор позволит им диверсифицировать источники доходов за счет комиссии. Кроме того, Google и Facebook очевидно получат дивиденды и в основном направлении бизнеса. Привязка платежа к рекламной платформе даст возможность отследить связь между пользователями, брендами, рекламодателями. Привязка платежа к профилю пользователя — учесть предпочтения покупателя, особенности заказов, связь с местоположением, пр. А в результате — лучше структурировать целевую аудиторию брендов создать систему персональных предложений и пр. Таким образом, банковские услуги повысят привлекательность рекламных служб Facebook и AdWords, а стало быть, расширят базу рекламодателей, и увеличат доходы.

В свою очередь, персональный пользователь получит более релевантную рекламу, сможет прилагать минимум усилий для поиска и заказа нужного товара, получения купонов и скидок, и в качестве бонуса в его почтовый ящик придут все чеки и автоматический отчет о проведенных платежах. Банковские услуги вряд ли станут основным направлением бизнеса технологических компаний, стало быть, можно ожидать, что они установят минимальные комиссионные и откажутся от взимания платы за доступ к онлайн-банкингу. В свою очередь, корпоративные клиенты смогут рассчитывать на новые инструменты прямого мониторинга конверсии и расширенную аналитику по продуктам и покупательской аудитории. И главное — весь спектр услуг от почты и рекламы до обработки заказов, обслуживания корпоративного счета и кредитных карт, смогут получить у одного сервис-провайдера, что обычно заметно дешевле, чем заказывать и интегрировать разные сервисы.

Остается открытым вопрос, а захотят ли крупнейшие игроки ИТ рынка становиться банками. Некоторые эксперты, скажем Хайке Май (Heike Mai) из Deutsche Bank Research, сомневаются. Во-первых, после рецессии 2009 г. банковский сегмент стал менее прибыльным, хотя признаки восстановления налицо. В 2012 г. четыре крупнейших банка США (BofA, JP Morgan Chase, Wells Fargo и Citi) заработали $51 млрд, а четыре крупнейших технических компании (Google, Apple, Microsoft, Oracle) — $85,2 млрд. В расчете на одного сотрудника соответственно $48 517 и $249 285 — стоит ли двигаться в менее эффективную область? Во-вторых, выход на банковский рынок затруднен многочисленными регуляторными ограничениями (которые, при наличии ресурсов, конечно, можно преодолеть). У Google могут возникнуть и дополнительные сложности, связанные с противодействием антимонопольных органов, с которыми компания и так имеет ряд проблем в Европе.

Но это предположения, пусть и известного эксперта. А факты таковы. В конце 2007 г. Google получила от Центрального банка Нидерландов (De Nederlandsche Bank) лицензию на предоставление цифровых банковских услуг. В мае 2007 г. государственный финансовый регулятор Люксембурга (CSSF) выдал Pay Pal лицензию на ведение банковской деятельности. Шведская компания MindArk, известная благодаря игре Entropia Universe (в которой используется бизнес-модель микроплатежей для приобретения игровой валюты) имеет банковскую лицензию от Шведского управления финансового надзора (Swedish Financial Supervisory Authority) и может легально торговать виртуальной валютой онлайн. HP получила лицензии на банковскую деятельность в нескольких европейских странах и может легально заключать соглашения о кредитах и лизинге. А Apple? Вероятно, как обычно, держит свои сделки в секрете и готовит клиентам сюрприз.

В чем эксперты банковского сектора единодушны, так это в том, что уже в обозримом будущем на рынке банковских услуг появятся новые игроки с совершенно новыми сервисами. Воспользуются шансом Google, Facebook, Twitter, Apple, или новым направлением займутся стартапы — скоро узнаем...

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT