`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Автостопом по галактике «Cloud Computing»

+33
голоса

Облачные вычисления, Cloud Computing, сегодня находятся на слуху, и являются предметом многочисленных толков. Однако при попытке перевести обсуждение в практическую плоскость большинство руководителей компаний и организаций предпочитает отделываться общими фразами. Эта статья призвана в какой-то степени структурировать информацию, относящуюся к облачным технологиям, в целях ускорения их практического применения.

В Украине текущий уровень освоения Cloud Computing на начало 2014 г. можно считать определенной линией старта. Во-первых, как раз сейчас предлагаемые западными разработчиками технологии достигли того уровня зрелости, когда внедрять их уже просто пора. Во-вторых, отечественные IT-компании накопили определенный опыт и готовы поставлять заказчикам облачные решения необходимого масштаба. В-третьих, сами потенциальные заказчики уже готовы к тому, чтобы пробовать Cloud Computing и при достаточном понимании и положительных результатах пилотных проектов переходить к ним.

Точка отсчета

В конце сентября текущего года в Киеве прошла третья ежегодная конференция IDC Ukraine, посвященная трансформации центров обработки данных и облачным вычислениям.

Основное внимание было уделено виртуализации и практическому построению облачных решений (гибридных, хранилищ данных и офиса). Кроме этого, говорилось о работе IT-департамента с облачными технологиями, использованию коробочных решений, рисках и возврате инвестиций в реальных облачных проектах.

Все эти вопросы сейчас не менее активно рассматриваются в профильных СМИ ведущих в отношении информационных технологий стран. В связи с этим невольно возникает вопрос: почему? Почему уже много лет рассматриваются те же вопросы, что и на заре облачных технологий?

Несколько ранее, в апреле текущего года, ведущий украинский оператор облачных сервисов De Novo и аналитическая компания GfK Ukraine презентовали результаты исследования украинского рынка облачных вычислений, отметив, что «согласно собранной статистике потребления, облачный рынок Украины находится на этапе формирования спроса, который выходит из латентного состояния и аккумулирует первичный опыт потребления облачных решений. Об этом говорят поверхностный уровень знания конечных пользователей об облачных вычислениях и невысокий уровень проникновения технологии. Так, 47% опрошенных ИТ-служб считают свою осведомленность об облачных решениях поверхностной, а 88% опрошенных руководителей вовсе не знакомы с облачными сервисами».

То есть, даже специалисты пока не могут прийти к согласию и однозначно сказать, что именно подразумевают авторы и спикеры, когда речь заходит о Cloud Computing. Это же подтверждают и результаты проведенного «исследования первоисточников».

Cloud Computing: краткий курс

Происхождение самого термина Cloud Computing, в общем, неясно. В науке выражение «облако» обычно используется для описания «большого скопления объектов, которые на расстоянии выглядят как облако и детали которых не рассматриваются в данном контексте». Примерами такого облачного представления могут быть туманности (скопления звезд) в астрономии или неопределенное положение электронов вокруг атомного ядра в физике.

Символ облака использовался для схематичного представления Интернета уже в 1994 г., где серверы показывались связанными с неким облачным пространством. Ссылки на Cloud Computing в его современном смысле можно найти начиная с 1996 г. (считается, что самое раннее подобное упоминание найдено в одном из тогдашних внутренних документов Compaq). Популярность термина начала быстро расти после того, как Amazon.com ввела понятие Elastic Compute Cloud в 2006 г.

Согласно недавнему, но также довольно расплывчатому определению, приведенному в сборнике «Cloud Computing and Services Science: Research and Innovations in the Service Economy» (2012), термин «облачные вычисления» — «разговорное выражение, используемое для описания множества различных типов вычислительных понятий, которые вовлекают большое количество компьютеров, связанных через коммуникационную сеть в реальном времени (как правило, Интернет)».

Таким образом, Cloud Computing — жаргонный термин, который не имеет определенного общепринятого научного или технического определения. Популярность термина может быть приписана его широкому использованию в маркетинге в смысле сервиса приложений, обеспечивающего работу в удаленном режиме клиент-сервер. Но как бы то ни было, на сегодняшний день ежегодные темпы роста объемов внедрений облачных решений в мире составляют около 90%.

Основные понятия Cloud Computing были выработаны еще в 1950-х гг., когда мейнфреймы стали доступными в крупных корпорациях, научных и учебных заведениях. Этот доступ осуществлялся через тонкие клиентские, «тупые» терминалы (dumb terminals), которые не имели никаких внутренних мощностей для обработки данных.

После того, как в 2000-2001 гг. лопнул «пузырь доткомов», ключевую роль в развитии Cloud Computing сыграла Amazon, быстро модернизировавшая свои информационные центры, которые, как и большинство компьютерных сетей того времени, использовали всего около 10% своих возможностей, отводя остальное для непрогнозируемых пиковых нагрузок. Этот кризис стал наиболее мощным толчком для последующего быстрого развития Cloud Computing.

В начале 2008 г. компания Eucalyptus реализовала первую open source платформу для развертывания частных облаков. Тогда же проект OpenNebula дал первое open source ПО для построения облаков.

К середине 2008 г. Gartner сформулировала возможности Cloud Computing как «средства формирования и поддержания взаимоотношений между потребителями и поставщиками IT-сервисов». 1 февраля 2010 г. Microsoft запустила собственную облачную платформу Windows Azure, на тот момент первую в своем роде, ориентированную на разработку приложений. Это стало первым шагом корпорации на пути преобразования в «devices and services company». 1 марта 2011 г. IBM анонсировала структуру IBM SmartCloud. Технология Cloud Computing стала основной частью инициативы IBM Smarter Computing, которая впервые фундаментально установила принципы, по выражению компании, «являющиеся основами современных компьютерных систем».

Основной экономический смысл Cloud Computing при этом подразумевался в замене модели расходов на корпоративные IT — капитальные затраты максимально заменялись текущей стоимостью использования арендованных ресурсов.

Автостопом по галактике «Cloud Computing»

Таким образом, концепция Cloud Computing вырабатывалась в течение довольно долгого для компьютерной индустрии времени:

  • поставщики интернет-услуг (Internet Service Providers, ISPs) обеспечили доступ в Internet по каналам dial-up, ISDN, T1 и T3;

  • ISPs обеспечили доступ к своим серверам через Интернет (Hosted Servers);

  • ISPs обеспечили доступ к серверам клиентов через Интернет (CoLocation);

  • поставщики сервисов приложений (Application Service Providers, ASPs) предоставили приложения на своих серверах в Интернете;

  • «ПО как сервис» (Software-as-a-Service, SaaS) позволило продавать как услуги серверы и приложения, размещенные в Интернете;

  • Cloud Computing — итоговая динамическая, оптимизированная Интернет-инфраструктура для хостинга пользовательских приложений и сервисов.

Облачные сервисы

Модели облачных сервисов могут быть разделены на три большие группы: Infrastructure-as-a-Service (IaaS), Platform-as-a-Service (PaaS) и Software and Applications-as-a-Service (SaaS/AaaS):

Автостопом по галактике «Cloud Computing»

Примеры наиболее известных облачных платформ и решений, а также их разработчиков:

  • «Приложение как сервис» (AaaS): Jive, Salesforce Chatter, Tibbr, Twitter, Yammer

  • «ПО как сервис» (SaaS): Box, Google Apps, NetSuite, Office 365, Oracle, Salesforce.com, Workday

  • «Платформа как сервис» (PaaS): daptiv, Google, Heroki, Intuit, Joyent, Salesforce force.com, Windows Azure

  • «Инфраструктура как сервис» (IaaS): Akamai, Amazon, AT&T, Citrix, GoGrid, IBM, Verizon, Vodafone, Windows Azure

Автостопом по галактике «Cloud Computing»

Наиболее известные примеры облачных сервисов: YouTube, Skype, Facebook, Twitter, LinkedIn; почтовых сервисов: Hotmail, Yahoo, Gmail; фотосервисов: Photo Bucket, Flickr.

Еще одна область широкого использования Cloud Computing — сервисы хранения (Storage Services) и облачные хранилища данных (Cloud Storage). Наиболее известные примеры — Microsoft SkyDrive, Google Drive, DropBox. Они предоставляют компаниям и частным лицам необходимое пространство для хранения данных, а также услуги с добавленной стоимостью — безопасность, резервное копирование, преобразование файлов, потоковое медиа и др.

Что реально дает Cloud Computing

По определению, Cloud Computing позволяет компаниям:

  • избежать затрат на построение собственной IT-инфраструктуры;

  • получить необходимые бизнес-приложения быстрее, с улучшенной управляемостью и меньшими затратами на обслуживание;

  • быстрее переориентировать ресурсы при изменении рыночной ситуации или появлении непредсказуемых бизнес-требований.

Кроме того, такой подход отвечает мощному движению в развитых западных странах к «зеленым» технологиям, уменьшающим вред, наносимый окружающей среде: требуется меньшее среднее удельное потребление электроэнергии на пользователя — как для самих вычислений, так и для систем поддержки, кондиционирования воздуха и т.д.

Одновременная аренда облачных ресурсов многими компаниями и организациями позволяет оптимально распределить ресурсы и затраты за счет следующих факторов:

  • расположение провайдера облачных сервисов в географических районах с меньшими обязательными затратами (на недвижимость, электроэнергию и т.д.);

  • обеспечение пиковых нагрузок (пользователи не должны проектировать собственные системы с учетом максимально возможной нагрузки);

  • повышение эффективности вычислений (типичная загрузка собственных локальных систем, как правило, составляет 10-20%);

  • повышение надежности за счет избыточности облачных систем и мощных средств аварийного восстановления;

  • мониторинг исполнения вычислительных задач;

  • простота поддержки облачных приложений, поскольку они не устанавливаются на компьютерах конечного пользователя;

  • повышение безопасности за счет централизации данных, мощных средств защиты информации (иногда слишком дорогих для локального пользователя).

Однако следует отметить, что диапазон облачных решений весьма широк и может быть классифицирован по масштабу, стоимости, безопасности и ряду других показателей. На сегодняшний день принято выделять частные (закрытые для других пользователей), общедоступные и гибридные облачные решения.

О переходе к практике

В целом следует признать, что, несмотря на долгую и бурную предысторию, движение Cloud Computing находится еще на довольно ранней стадии. Существуют определенные сложности как в технической реализации облачных решений, так и в понимании того, каким образом их можно и нужно использовать. Все еще создаются и совершенствуются облачные приложения, методы развертывания и ценовые модели. Комбинации общедоступных и частных облаков будут еще долго развиваться, прежде всего в направлении защиты информации и соответствия нормам законодательства.

Как отмечено в репортаже об упомянутой в начале статьи конференции IDC, «несмотря на довольно скромную пока распространенность сервисной модели ИТ, интерес к этому направлению со стороны украинских предприятий все больше переходит в практическую плоскость. Акцент мероприятия с каждым годом заметно смещается в сторону реализованных проектов, преобразуя его в площадку обмена опытом».

Резюме: внедрение и использование облачных технологий подразумевает наличие крупных надежных провайдеров облачных сервисов, доверия к ним потребителей, частичной или даже полной замены корпоративной IT-инфраструктуры, четкого законодательства в области использования, аудита и прозрачности облачных сервисов.

Таким образом, на наш взгляд, основные причины неторопливого принятия облачных решений отечественными предприятиями следующие:

  • недостаточные масштабы необходимых бизнесу решений для того, чтобы замена локальных систем платными облачными принесла ощутимую экономическую выгоду;

  • неуверенность в необходимости новых инвестиций, если «все и так работает хорошо»;

  • опасения в области надежности и безопасности хостинговых центров;

  • отсутствие на данный момент отработанной законодательной базы.

Неосвоенные масштабы

Частные пользователи давно и успешно применяют отдельные облачные сервисы, даже не задумываясь об их природе. Типичные примеры — веб-почта и разнообразные сервисы хранения. Малый бизнес (5-10 пользователей) недалеко от них ушел и явно тяготеет к общедоступным бесплатным сервисам. Некоторый интерес проявляется к бюджетным предложениям вроде Google Apps и Office 365.

Далее — средний бизнес (для Украины типично до 50 рабочих мест). Здесь, скорее всего, могут добавиться логистика, облачные CRM-решения, в том числе с полевыми мобильными терминалами. Позже — небольшие облачные ERP-решения. Пока не видно предпочтений клиентов — скорее всего, тоже общедоступные, оплачиваемые по модели «pay-as-to-go», облака.

Для крупных заказных коммерческих облачных решений, если пользоваться спортивной терминологией, уже прошла команда «на старт!». На сайте компании DeNovo сегодня приведены 13 выполненных ею, крупных для Украины, облачных проектов. Девять из них относятся к финансовым структурам, остальные — к ритейлерам B2B и B2C. Это не удивительно. Десятилетие назад именно такие организации первыми осваивали корпоративные информационные системы, имея возможность распоряжаться довольно солидными IT-бюджетами.

Безусловно, именно эти структуры наиболее интересны нынешним консалтингово-внедренческим (и далее сервисным) компаниям. Как отметил генеральный директор De Novo Максим Агеев, «прирост средней выручки на одного пользователя (Average Revenue Per User, ARPU) Облака De Novo составил более 500% за 10 месяцев (июнь 2012 — март 2013 гг.), и в ближайшие два года я прогнозирую многократный рост потребления облачных сервисов для Облака De Novo и для Украины в целом».

Возможно, данные вопросы будут решаться быстрее по мере интеграции Украины в мировое сообщество. Это и станет предпосылками более быстрого перехода к облачным технологиям — в тех случаях, когда это экономически выгодно отечественным предприятиям.

По крайней мере, исходя из сказанного выше, сегодня можно с уверенностью сказать, что порицания Cloud Computing вряд ли заслуживает. Просто термин порядком потрепали, заболтали, мало что делая практически. Облачные решения порой могут быть, в силу используемой инфраструктуры, небезопасными и несколько «неприятными» в эксплуатации. Да, при некачественном исполнении они могут раздражать, но уж никак не должны вызывать резко неприязненного отношения к себе.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT