`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Автоматизация АЗС в зеркале общих IТ-тенденций

0 
 

Складывается впечатление, что в IT-индустрии чуть ли не ежедневно появляются новые понятия и тенденции. Конечно, некоторые – не более чем рекламные ходы отдельных вендоров. Тем не менее многие из них крайне важны для развития информационных технологий, и лучше всего это видно на конкретных решениях, например системах автоматизации для торговли нефтепродуктами.

Система автоматизации АЗС охватывает два тесно связанных уровня: управление оборудованием (т. е. уровень АСУ ТП) и бизнес-процессами (АСУП). Перечень оборудования, используемого на автозаправочных станциях и нефтебазах, шире, а само оно сложнее, чем на других торговых предприятиях (супермаркетах, оптовых складах). Помимо уже привычных для торговли сканеров штрих-кода, кассовых аппаратов, кард-ридеров для чтения пластиковых карт, на АЗС приходится иметь дело с топливораздаточными колонками (ТРК) и контрольно-измерительными приборами в резервуарах.

Управление оборудованием

Современная ТРК – высокоинтеллектуальное устройство, для управления которым используются специализированные протоколы. У каждого производителя ТРК обычно есть свои технологии. Вместе с тем в последнее время широкое распространение получил унифицированный протокол IFSF (международной организации по стандартизации, поддерживаемой ведущими нефтяными компаниями мира). IFSF создана в 1993 г. с целью повышения совместимости и стандартизации коммуникационных протоколов оборудования, применяемого в торговле нефтепродуктами.

Автоматизация АЗС в зеркале общих IТ-тенденций
Построение интегрированной системы управления сетью АЗС оказывается довольно сложной и во многом нетривиальной задачей

Наряду с унификацией протоколов обмена данными многоплатформенность – одна из наиболее обсуждаемых тем, затронувшая и системы автоматизации АЗС. В идеале весь комплекс должен работать под управлением наиболее популярных ОС и предоставлять возможность выбора СУБД. И при этой многоликости она обязана быть надежной, простой в установке и обслуживании, совместимой с оборудованием различных производителей.

Для достижения этих целей создатели систем управления для АЗС используют самые современные технологии, в частности библиотеки и среды для кросс-платформенной разработки. В этом случае, имея единый базовый код, система может быть скомпилирована как для платформы MS Windows, так и для Unix-подобных ОС, в том числе бесплатных. При этом активно применяются технологии программирования на основе шаблонов, стандартизированные библиотеки для работы со сложными типами данных и потоками. В роли СУБД можно применить как коммерческие продукты (Oracle, MS SQL Server), так и поставляемые на основе бесплатных лицензий (FireBird, Postgres и пр.). Управление ТРК, уровнемерами и другими устройствами осуществляется по интеллектуальному протоколу оборудования или по протоколу IFSF с использованием Lon-адаптеров (эта же технология LonWorks широко применяется при создании «умных» домов).

«Жидкое золото» легко превращается в гривны, поэтому одна из задач системы автоматизации АЗС – уменьшение влияния на бизнес-процессы человеческого фактора. Кардинальное решение проблемы – создание полностью автоматических АЗС. Такие станции уже работают в России и Украине. Отпуск топлива на них осуществляется без участия оператора, а расчет производится с помощью пластиковых карт или банкнотами.

Однако и в этом случае срабатывает пресловутый человеческий фактор – только уже со стороны потребителя. Далеко не все клиенты предпочитают подобный «безмолвный» сервис. Альтернатива ему – построение более крупных автозаправочных комплексов (АЗК), где водитель имеет возможность не только заправить автомобиль, но и немного передохнуть в кафе, сделать покупки в магазине, подкачать колеса и т. д. Очевидно, что в этом случае система автоматизации должна поддерживать деятельность всех подразделений (АЗС, кафе, магазинов, пунктов автосервиса) и, соответственно, работать со всем используемым там оборудованием (кассами, кард-ридерами, сканерами и т. п.). Основными характеристиками такого решения должны быть унификация, многоплатформенность и универсальность.

Учетная часть АСУ АЗС

Информация, получаемая на уровне управления оборудованием на отдельных автозаправочных станциях или АЗК, далее поступает в офис сети АЗС, т. е. в учетную часть системы автоматизации. Здесь также явно прослеживаются многие современные IT-тенденции.

Одна из наиболее значимых среди них – смещение акцента с частных технологий и достаточно замкнутых систем на открытые технологические платформы, которые обладают широкими базовыми возможностями и одновременно позволяют развивать на своей основе бизнес-приложения заданной функциональности.

Гибкая, проверенная и простая в использовании учетная платформа крайне востребована при автоматизации сетей АЗС. Гибкость необходима ей, поскольку сети заправочных станций быстро развиваются, меняются потребности бизнеса и объемы обрабатываемых данных. Проверенность и надежность сокращают простои в работе АЗС, сказывающиеся на ее доходах. Простота и распространенность требуются в силу того, что станции и нефтебазы есть не только в крупных городах, но и в маленьких поселках, где сложно найти опытных пользователей и администраторов. При всем том стоимость платформы должна быть приемлемой.

Автоматизация сетей заправочных станций – задача, актуальная для большинства стран мира. Было бы удивительно, если бы многие разработчики не занимались созданием таких решений. Вместе с тем вовсе не очевидно, что в Украине следует внедрять продукты североамериканских или европейских компаний. На наш взгляд, описанным выше требованиям вполне удовлетворяет система «1С:Предприятие». На данной платформе уже разработано несколько отраслевых решений для торговли нефтепродуктами.

Например, в России созданы «АСТОР: Нефтесбыт.АЗК» и «1С-Рарус: АЗК + Нефтебаза», в Украине – «Ратмир SmartOil Office».

Сети АЗС сильно отличаются по масштабам и очевидно, что для их автоматизации необходимы разные по мощности средства обработки данных. Кроме того, в отрасли растет конкуренция, предприятия стремятся найти собственные схемы сбыта нефтепродуктов и использовать свои проверенные варианты работы с клиентами.

Чтобы учесть многообразие потребностей заказчиков, разработчики систем автоматизации АЗС применяют несколько подходов. Один из вариантов – создание разных версий системы для типичных групп клиентов. Но более продуктивной представляется стратегия, при которой технические проблемы, связанные, скажем, с масштабированием системы, переносятся на инструментальную платформу, а на функциональном уровне адаптация производится путем настроек, подключения специализированных модулей и использования дополнительно встроенных средств.

Примером последнего подхода служит все та же платформа «1С». Единая базовая конфигурация может быть построена на основе ее обычной или SQL-версии. В сочетании со вспомогательными средствами и при надлежащей аппаратной поддержке возможно создать эффективную систему как для небольшой сети АЗС, так и для достаточно крупного объединения.

В итоге выигрывает потребитель, приобретающий реально востребованное решение, которое в случае роста сети АЗС «бесшовно» расширяется без потери индивидуальных наработок. Выигрывает и вся система – сосредоточение на функциональности способствует получению более качественных программ, облегчается их сопровождение и развитие.

Использование универсальной инструментальной платформы дает еще одно преимущество – возможность быстро установить систему автоматизации на объекте и приступить к работе. Если на предприятии уже применяются программы на этой же платформе и есть пользователи, знакомые с ней, то этот процесс проходит фактически в режиме «Plug and Work» – «поставил и работай».

В центре внимания – бизнес-процессы

Автоматизация не просто отдельных функций, а бизнес-процессов в целом, их унификация в различных подразделениях – тема крайне актуальная, особенно в такой динамичной отрасли, как торговля горюче-смазочными материалами. Схематично передача и обработка данных в сети АЗС (на уровне «куста» станций, см. рисунок) может выглядеть следующим образом.

Первичная информация из кассовых систем, установленных на отдельных АЗС, поступает в офисную часть системы управления, а ее передача может осуществляться по заданному регламенту автоматически (в том числе и без ведома оператора) или в ручном режиме.

В офисе система проверяет и консолидирует полученные данные, готовит соответствующие первичные документы. Формируемая фактическая база служит основой для оперативного учета и управления торговлей ГСМ, а также подготовки необходимой отчетности.

При этом акцент делается не только на таких стандартных задачах, как учет движения и реализации нефтепродуктов и товаров, закупки и склад, взаиморасчеты с поставщиками и потребителями, движение денежных средств и т. д. Все больше возрастает интерес к вопросам повышения эффективности самого бизнеса, например к расчетам реальной себестоимости реализуемого топлива. Сложность заключается в том, что оптовые партии продаются из разных резервуаров, топливо в которых бывает получено от разных поставщиков и по разным ценам. Ручной расчет в такой ситуации, как правило, неточен, что в итоге приводит к потерям.

Ориентация на клиента – еще одна особенность управления сетью АЗС. Тут важно все: и возможность проследить операцию с точностью до каждой позиции чека (на случай, если возникнут какие-либо конфликты), и быстро подготовить сопроводительную документацию для корпоративного заказчика. Таким образом, система автоматизации позволяет достичь более высокого уровня обслуживания. На базе принимаемых в офисе решений корректируются цены, номенклатура и т. п., после чего обновленная информация передается на АЗС. Полученные после обработки на уровне офиса документы экспортируются также в программы бухгалтерского учета. При этом итоговые данные о продажах на АЗС будут известны в течение нескольких часов.

Информация, которую создает учетное решение, в дальнейшем может быть использована в системах класса BI (Business Intelligence) и управления бизнес-процессами (Business Processes Management, BPM). Появляющиеся в последнее время сообщения о приобретении крупными сетями АЗС решений уровня Business Intelligence свидетельствуют о том, что в отрасли растет понимание необходимости глубокого анализа накапливаемой информации и стратегического управления бизнесом.

Сам термин BI при этом не должен скрывать сугубо утилитарного назначения средств данного класса: сократить издержки, построить прогнозы на будущее и тем самым получить преимущество перед конкурентами.

Задачи и характеристики отраслевых информационных систем в зависимости от уровня управления
Уровень управления Охват территории / удаленность объектов Объекты управления Задачи АСУ, ее задачи (могут меняться в зависимости от используемой схемы управления) / число АРМов
Центральный офис Регион, несколько областей / до тысяч км Региональные филиалы (всего до нескольких сотен АЗС); АЗС-франчайзи, нефтебазы, терминалы, наливные пункты и т. д. Стратегия развития бизнеса. Общее управление сетью АЗС и вспомогательными подразделениями Корпоративный информационный комплекс: система стратегического управления и анализа (BI, BPM), ERP-система. Системы оперативного учета в головном офисе. Процессинговый центр безналичных расчетов и др. / 5–10 и более автоматизированных рабочих мест (АРМов)
Региональный офис Область, район / от нескольких до сотен км До нескольких десятков АЗС, нефтебаза Оперативное управление «кустом» АЗС и связанной с ними нефтебазой. Обслуживание корпоративных клиентов Система оперативного учета и управления сетью АЗС. Операционный центр системы безналичных расчетов по пластиковым картам и талонам. Бухгалтерский учет, учет кадров / 5–0 АРМов
АЗС, нефтебаза Отдельная АЗС или нефтебаза Прием, хранение, отпуск, производство нефтепродуктов. Сопутствующие услуги (автосервис, кафе, магазины) Управление технологическим и торговым оборудованием, системами безналичных расчетов. Бэк-офис АЗС. Первичный учет и накопление данных о произведенных операциях / 1–3 АРМа
Бизнес на стыке торговли и нефтегазового комплекса
Компания, занимающаяся сбытом нефтепродуктов, обычно владеет сетью автозаправочных станций (АЗС), нефтебазами, складами, и все чаще – магазинами сопутствующей торговли, кафе, пунктами автосервиса. Вертикаль управления может иметь сложную структуру (см. таблицу). Используются централизованная, децентрализованная или смешанная схемы управления. При централизованном способе цены, ассортимент и т. д. определяются «сверху вниз». При децентрализованном АЗС является достаточно самостоятельным подразделением и осуществляет закупку товаров и управляет ценообразованием напрямую. Наконец, при смешанном варианте АЗС могут часть товаров или ГСМ закупать самостоятельно, а часть – получать со складов компании.

Немного о перспективах

Современные технологии позволяют работать с системой автоматизации и осуществлять ее поддержку в удаленном режиме. Для сетей АЗС это более чем актуально – их подразделения обычно расположены на большом расстоянии друг от друга. Возможности для удаленного обслуживания систем автоматизации значительно увеличились с расширением пропускной способности и надежности каналов связи. Если раньше все нередко ограничивалось модемной пересылкой суточного отчета АЗС (пакетов в несколько килобайт), то теперь вполне реальной становится полноценная работа с системой в терминальном режиме доступа.

Еще более привлекательные перспективы открывают такие технологии, как WiMAX. В этом случае возможно уже говорить о поддержке системы автоматизации 24 часа в сутки 7 дней в неделю. При возникновении проблем оператор АЗС готовит и отправляет «снимок» сложившейся ситуации в центр обслуживания, который, в свою очередь, в режиме онлайн предоставляет рекомендации. Если речь идет о системной ошибке, то после подготовки соответствующего исправления код-«заплатка» или даже обновленная версия системы могут быть удаленно установлены на всех АЗС сети, причем без отвлечения их персонала (в фоновом режиме).

Как бы удачно ни была выбрана система автоматизации, у нее всегда есть определенные пределы. Некоторые ограничены сверху (становятся неэффективными на центральном уровне в крупных компаниях), другие – снизу (слишком громоздки и дорогостоящи для небольших предприятий или отдельных подразделений). Парадокс сетей АЗС в том, что они могут быть одновременно и очень большими (сотни станций, разбросанных по всем регионам), и достаточно малыми – когда нужно решать вопросы оперативного управления «кустом» АЗС на региональном уровне.

Такая иерархическая структура наводит на мысль о построении единой информационной системы для крупных сетей АЗС в виде комплекса взаимодополняющих и взаимосвязанных разноуровневых приложений (см. таблицу). При этом управление технологическим оборудованием, учетное и аналитическое ПО обычно реализуют разные разработчики. Пока трудно сказать, сможет ли одна компания предоставить информационный комплекс для всей вертикали управления крупной сетью АЗС при приемлемом соотношении цена / возможности. Последнее – не общие слова. Если в сеть входят сотни АЗС, то речь идет о нескольких сотнях, а то и тысячах автоматизированных рабочих мест и лицензий на ПО. Но одно ясно – открытость отдельных систем и интеграционные платформы будут востребованы.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT