`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Алекс Ким, ASUS: «Наши интересы сегодня – от материнских плат до ноутбуков и мониторов»

0 
 

ASUS долгое время была известна прежде всего как лидирующий производитель материнских плат, однако за последние несколько лет ассортимент ее продуктов значительно расширился. Сегодня на украинском рынке компания входит в первую тройку поставщиков ноутбуков, недавно под этим брендом начались продажи мониторов. А в глобальных масштабах она смогла добиться увеличения этого показателя в 2005 г. почти на 50%. За счет чего же был достигнут такой скачок? С этого вопроса мы начали наш разговор с Алексом Кимом, главой представительства ASUS в странах СНГ.

В целом по итогам 2005 г. продажи компании должны приблизиться к отметке в 12 млрд долл., тогда как год назад эта цифра составляла 8 млрд. Основной вклад в динамику такого роста внесли потребительские товары, к примеру мобильные телефоны, но прежде всего – увеличение заказов на ноутбуки. Сейчас объем их реализации составляет 34% общего оборота ASUS, при этом на материнские платы приходится 29%. Тенденция доминирования в нашем портфеле именно портативных компьютеров начала наиболее сильно проявляться в 2004 г. Добавились также новые продукты. Растут OEM-заказы...

...видимо, прежде всего на ноутбуки?

Да, этот сегмент сегодня развивается очень стремительно. И, судя по всему, в течение трех–пяти лет ноутбуки уже массово начнут заменять десктопы.

То есть сегодня ставка делается на это направление?

ASUS «Наши интересы сегодня – от материнских плат до ноутбуков и мониторов»
Мы начинаем от основополагающих компонентов, куда закладывается все, и идем к законченному продукту, а не наоборот

Именно так. Сейчас ASUS лидирует в мире по поставкам материнских плат, но мы видим, что скоро наступит переломный момент, когда по объемам сбыта ноутбуки превысят настольные системы. Правда, если говорить о локальных рынках, например украинском, то здесь ситуация может быть несколько иной. Так, по нашим прогнозам, в Украине в 2006 г. по-прежнему будет наблюдаться значительный рост продаж и десктопов. Причина этого в том, что появился массовый потребитель – все больше и больше людей могут себе позволить приобрести компьютер.

Однако в сегменте ноутбуков с выходом этой продукции на массовый рынок конкуренция обостряется, и становится все сложнее и сложнее работать.

Это положение сложилось не сегодня. В данном секторе всегда была конкуренция, причем очень жесткая. Все мировые бренды, к примеру Dell, HP, Samsung, последние несколько лет воюют за рынки в Европе и Азии. Все активнее они проникают в Россию и Украину. А в сегменте ноутбуков начального уровня это только усложняет ситуацию, что ощущается уже сейчас.

Но вы в любом случае работаете и в этом сегменте? Можно ли выделить какие-то основные составляющие?

Мы делим этот рынок ноутбуков на четыре сектора: начальный уровень (бюджетные); наиболее востребованные (mainstream); для бизнеса; высокопроизводительные мультимедийные и ультрапортативные. Что касается бюджетных и mainstream-моделей, то ситуация здесь весьма сложная, так что мы особый акцент на них не делаем. ASUS сегодня производит в основном ультрапортативные и мультимедийные ноутбуки, и нашу компанию знают именно по этим продуктам. В бизнес-сегменте мы тоже присутствуем, но здесь не очень сильны, хотя как раз в Украине, как ни странно, чувствуем себя в нем отлично. Мы всегда следим за инновациями на рынке и предоставляем очень широкий спектр моделей, при этом концентрируемся на самых последних разработках. Отрадно отметить, что если, скажем, в 2004 г. у нас на бюджетные мобильные ПК приходилось 70% поставок, то в 2005 г. ситуация стала противоположной – основную долю продаж составляют ноутбуки представительского класса за полторы тысячи долларов.

Все-таки ранее ASUS считали прежде всего производителем материнских плат, видеокарт, в общем, комплектующих. Удалось ли переломить отношение к бренду, воспринимают ли сейчас компанию как поставщика ноутбуков?

Судя по результатам последних лет, в том числе и тем, которые я упоминал, можно сказать, что в целом это удалось. Но процесс продолжается, и говорить, что нас уже повсеместно признали на мировом рынке, пока рано. Тем не менее ряд преимуществ мы имеем, например, ASUS считается производителем высококлассных материнских плат. Ведь в ноутбуке, кроме дизайна, нужно еще и быстродействие, а температурный режим, стабильность работы аккумуляторов во многом зависят от качества материнской платы.

А выделено ли у компании специализированное направление исследований в области портативной техники, и если да, то какие на это тратятся ресурсы?

Данным направлением в компании занимаются 800 инженеров. Мы считаем, что сегодня у нас самая сильная команда R&D на Тайване. И не только в области ноутбуков. Наша идеология заключается в том, что мы начинаем от основополагающих компонентов, куда закладывается все, и идем к законченному продукту, а не наоборот. Правда, существуют разные категории покупателей. Есть люди, которые спрашивают, это у вас Centrino? А есть люди, обращающие внимание в первую очередь на дизайн: о, такой ноутбук будет смотреться с моим холодильником или впишется в интерьер кабинета. Поэтому большое значение мы придаем и дизайну, стараясь в каком-то смысле делать его универсальным, чтобы он подходил как для корпоративного, так и домашнего покупателя.

Если говорить о дизайне, то примечателен подход IBM (и сегодня Lenovo), которая вот уже на протяжении 15, а то и 20 лет практически не меняет внешний вид своих ноутбуков. IBM не следует моде, она ее формирует. Много в свое время было критики, но их продукты по-прежнему хорошо продаются.

ASUS «Наши интересы сегодня – от материнских плат до ноутбуков и мониторов»
Внутри корпорации мы придерживаемся правила трех C: Computers, Communications и Consumer Electronics, и намерены лидировать в этих секторах

В контексте темы, которую вы подняли, можно вспомнить некую историю с компанией «Кока-Кола», долгое время остававшейся очень консервативной. Но в какой-то момент Майкл Джексон стал рекламировать пепси, и у «Кока-Колы» появились проблемы. Все начали говорить, что напиток слишком сладкий и т. д. Они решили что-то изменить, и в результате продажи упали в три раза. Это была уже не «Кока-Кола». После долгих споров все опять вернулось на круги своя. То же и с IBM, если что-то поменять, то скажут: это уже не IBM. У нас еще нет столь долгой истории в данном сегменте, но уверен, в продуктах компании уже сейчас есть определенная узнаваемость, и специалист даже издалека определит, что это ASUS.

Думаю, уже можно с уверенностью говорить о некоем сложившемся стиле наших ноутбуков. У нас есть несколько стилевых групп – одна направлена больше на корпоративный сектор, другая – на потребительский.

Портативные ПК сегодня являются ключевым бизнесом для вас, но при этом и материнские платы, доля которых сокращается в обороте компании, тем не менее сохраняют свою стратегическую важность для бизнеса ASUS. Что сейчас происходит в этом рыночном сегменте?

Прежде всего, вы абсолютно правы – и ноутбуки, и материнские платы являются приоритетными направлениями ASUS. Что касается последнего сегмента из перечисленных, то здесь можно сказать одно: сильные становятся сильнее, а богатые – богаче. Небольшие компании либо исчезают, либо поглощаются крупными. Производители понимают, что этот рынок уже перестает приносить большие прибыли, поэтому все начинают осматриваться по сторонам, искать другие направления и диверсифицировать бизнес. Тем не менее нельзя утверждать, что сектор материнских плат стагнирует. Мировые продажи ПК увеличиваются, во многих странах, например в Китае, Индии и др., на развивающихся рынках есть огромный неудовлетворенный спрос именно на системные платы, и, по разным прогнозам, он продолжится в течение ближайших пяти лет. Затем рост может прекратиться, но стабильные объемы продаж будут обеспечены еще долго. Другое дело, что зарабатывать в данном сегменте становится все сложнее и сложнее, поэтому мелкие фирмы не выживают. Если говорить в общем, то сектор материнских плат серьезно зависит от производителей чипсетов. Например, Intel приняла решение уйти из начального сегмента со своей 910-й серией, что радикально повлияло на общерыночную ситуацию, и продукты low-end стали труднодоступны. Тут интересно отметить, что в результате на рынках СНГ благодаря этому активизировались продажи AMD. Если говорить о чипсетах, то очень хорошо показал себя в нашем регионе nForce 4, и материнские платы стали дороже. С приходом довольно сильной линейки среднего уровня от NVIDIA и ATI цены на видеокарты также поднялись. Чипмэйкерам понижать стоимость невыгодно.

Но это нынешняя ситуация, когда у десктопов еще есть довольно солидное преимущество в производительности перед ноутбуками. Нет, к примеру, чипсета nForce 4 для ноутбуков или чего-то подобного.

Тем временем в перспективе лет на пять останутся два сегмента материнских плат: высокопроизводительные (для энтузиастов) и бюджетные, так как ноутбуки, что ни говори, ниже определенной планки точно не опустятся.

А каково, по вашему мнению, на рынке соотношение между материнскими платами для платформ AMD и Intel?

Я могу проводить оценки исходя из продаж ASUS. Платы для платформы Intel доминировали в них в первой половине 2005 г., и сегодня ситуация не изменилась. Правда, в сентябре-октябре прошлого года был огромный спрос на AMD, т. е. видна положительная динамика и для этой платформы. И тут стоит отметить, что AMD привыкли покупать те (если сравнивать с ASUS), кто работает в более дешевых сегментах. Так исторически сложилось, поэтому я не удивлюсь, если вскоре в Украине доли AMD и Intel сравняются. По большому счету, во многом отставание AMD объяснялось проблемой наличия в продаже этих процессоров. Как только компания смогла обеспечить нормальную доступность, рынок отреагировал, появился хитовый чипсет.

Каков объем продаж материнских плат в 2005 г. по сравнению с 2004 г. в Украине?

Если 2004 г. оценивали примерно в 1 млн шт., то в минувшем – чуть более 1,2 млн.

А в отношении уровня продаж ASUS в Украине? Рост был таким же, как и на мировом рынке?

Думаю, в Украине показатели были все-таки выше – 60–65%. Существенно, на 60–70%, увеличился объем сбыта видеокарт, правда, в прошлые годы мы не проявляли такой активности в этом сегменте. Если говорить о ноутбуках, то здесь в 2005 г. был вообще трехкратный рост. Кроме того, повышались продажи и оптических приводов – примерно на 40%.

Можно ли соотнести объемы реализации в России и в Украине?

Если говорить о платах, то в России оборот по этой продукции ASUS превышает украинский почти впятеро. По ноутбукам больше – где-то в восемь раз. Тем не менее доля компании на вашем рынке портативных ПК почти такая же, как и на российском. Мы благодарны за это своим партнерам, много сделавшим за последний год. Не последнюю роль здесь сыграла и диверсификация направлений, т. е. у нас есть два канала – комплектующих и ноутбуков. Стратегия на открытие офиса в Киеве также была правильной, и это очень помогло.

А сколько сейчас сотрудников в киевском офисе?

Прежде всего, недавно на пост главы киевского офиса назначен Михаил Лукашевич, уже более 15 лет работающий на украинском IT-рынке, ранее он занимал разные руководящие посты в местных компаниях. В Киеве же у нас 4 сотрудника, и есть планы по расширению местного штата. Мы собираемся повысить статус киевского офиса, сделать его более функциональным, например бюджеты маркетинга и сервиса уже формируются здесь. У нас очень серьезные намерения в отношении улучшения обслуживания. Это не говорит о том, что снижаются надежность продуктов и их качество. Как раз наоборот, данным вопросам компания уделяет особое внимание. Но объемы продаж растут экспоненциально, и сервис становится приоритетом. Среди других задач можно отметить то, что мы продолжаем повышать узнаваемость нашего бренда. В 2005 г. для этого сделано достаточно много, но пока все же в России мы добились большего и намерены повторить этот опыт в Украине.

В 2005 г. ассортимент продуктов ASUS был расширен, например появились мониторы. Интересно, каковы планы в этом сегменте? Ведь он уже сформировался, и искать свою нишу здесь очень сложно?

Мы открыли мониторный бизнес в России чуть раньше, сейчас он развивается весьма успешно, настолько, что зачастую просто не хватает товара. Честно признаюсь, не прогнозировали такого роста. Поэтому, кстати, в Украину мы начали поставки позже, и вашему рынку досталось не очень много мониторов. У нас были две модели, сейчас четыре, но в 2006 г. предложим уже восемь. Если говорить о глобальных задачах, то в планах компании – войти в первую четверку в России и Украине.

Ранее уже появлялась информация о том, что ASUS рассматривает возможность выхода в сегмент потребительской электроники. Актуальны ли эти планы сегодня?

Безусловно. У нас уже есть бытовые записывающие приводы DVD, DVD-плееры. В наступившем году мы намерены реализовать некоторые идеи цифрового дома, но тут я пока не могу открыть, какие именно. Ждите анонсов.

Также в планах ASUS в отношении Украины были поставки мобильных телефонов и смартфонов.

Мы уже начали продавать эту продукцию в России, и, по моим оценкам, направление развивается. Так что и в Украине скоро появятся телефоны с логотипом ASUS. А первые смартфоны уже поставляются через нашего дистрибьютора DataLux.

В вашем ассортименте есть и КПК, что-нибудь в нем изменилось?

Уже два года говорят, что КПК исчезают с рынка, а объемы сбыта все растут и растут. Многие игроки покидают этот сегмент. А вот наши продажи увеличиваются, причем весьма неплохими темпами.

Но все же смартфоны потихоньку вытесняют КПК?

Я думаю, что до полного вытеснения еще далеко. У нас, например, появились новые модели 632, 636 с интегрированным модулем GPS. Многие говорят, что GPS – это последняя надежда для данной категории продуктов. Но мне кажется, что не все так мрачно. По функциональности и возможностям смартфоны, конечно же, приближаются к КПК, но вряд ли последние исчезнут совсем, хотя бы потому, что экран у них всегда будет больше, а в некоторых задачах это принципиально важно.

А в телефонном сегменте все-таки акцент будет сделан на смартфоны или на мобильные телефоны тоже?

Вряд ли цены на смартфоны начнут стремительно падать, а рынок бюджетных телефонов огромен.

А что сейчас происходит с вашим направлением по выпуску сетевого оборудования?

Внутри корпорации мы придерживаемся правила трех C: Computers, Communications и Consumer Electronics, и намерены лидировать в этих секторах. Многие наши беспроводные устройства по функциональности не имеют аналогов на рынке. По разным оценкам, в некоторых сегментах сетевого оборудования ASUS является вторым производителем в мире. Большинство именитых компаний используют для выпуска своих продуктов наши заводы, но как сетевой бренд мы пока не выступали. Еще один сектор, который довольно неплохо развивается в мире, – это оборудование ADSL. Но пока в Украине мы не видим серьезной динамики в данном направлении.

Вы, наверное, знаете, что в прошлом году было объявлено об открытии компанией Foxconn завода в Харьковской области. Нет ли у ASUS каких-то аналогичных планов в отношении Украины или России?

Мы следим за этим, но сейчас такой шаг для нас неочевиден. Пока неясно, какие же преимущества в результате можно получить как касательно логистики, так и налогообложения. Поэтому ASUS сегодня инвестировала значительные средства в Мексику и Чехию.

Но в любом случае вступление Украины в ВТО рассматривается компанией как положительная тенденция, и, возможно, соответствующие процессы ускорятся.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT