`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

ArchiCAD – от истории до версии 13

Статья опубликована в №42 (708) от 24 ноября

+1012
голосов

Ориентированное на специалистов программное обеспечение – предмет особый. И часто до такой степени особый, что за «деревьями» узкой специализации утрачивается видение целого «леса».

ArchiCAD – от истории до версии 13
Технопарк Graphisoft – созданное Габором Бояром место, где hi-tech-компании размещают свои R&D-подразделения, где венгерские программисты могут найти работу, где точно известно число деревьев (550) и где просто красиво

В 1982 г. предприимчивый 30-летний венгерский математик со своими коллегами решил открыть одну из первых частных компаний в тогда все еще остающейся социалистической стране. Благо реформы правительства Яноша Кадара тогда позволили даже в рамках социалистической модели массу «послаблений», таких как ограничение власти министерств и свободная торговля средствами производства. Через 24 года издание «Венгерский вестник» опубликовало список ста самых богатых граждан страны, и предприимчивый математик в нем оказался на четвертом месте. И при этом – на первом месте среди реальных производителей реальной высокоинтеллектуальной продукции. Что характерно, если сегодня попытаться найти как можно больше русскоязычной информации об этом математике с помощью известных поисковых машин, то удастся разве что удивиться. Потому что или история успеха Габора Бояра, основателя компании Graphisoft, является у нас табу, или просто никто не хочет расстраиваться, пытаясь найти ответы на всякие каверзные вопросы. Например, каким образом и почему можно начать с крохотной фирмочки в социалистической стране (некоторые ведь еще помнят судьбу инженерных кооперативов времен перестройки СССР) и за 27 лет прийти к компании мирового масштаба? Как при этом стать известным и популярным меценатом у себя на родине и создать без всяких планов партии и правительства по развитию «техноградов» (помнится, и такое мы проходили) свой собственный Технопарк (graphisoftpark.com)? Как в кризисное время продолжать совершенствовать продукцию своей компании, поддерживать ее высокую конкурентоспособность и даже проявлять неожиданную для периода рецессии агрессивность? Впрочем, ответы на эти вопросы слишком далеки от специфики компьютерного издания, и вместо поиска их мы попробуем кратко восстановить только ту часть истории Габора Бояра и его детища – компании Graphisoft, которая интересна, если можно так сказать, в ИТ-контексте.

Итак, в 1982 г. в Венгрии было небогато. Получше чем, скажем, в глубинке Нечерноземья, но все же очень небогато. В социалистических условиях первый успех и капитал можно было заработать только выполняя заказы «естественного социалистического монополиста» – государства. Таким заказом для кооператива Бояра стала система трехмерного моделирования, необходимая для проектирования атомной электростанции в Пакше. В то время еще действовали ограничения COCOM, и поставки всех западных программных продуктов, хоть сколь-нибудь пригодных для решения проектных задач атомной энергетики, естественно, были строжайше запрещены (COCOM, Координационный комитет по экспортному контролю, объединял 17 самых развитых западных стран). В объявленном государством тендере Габор Бояр и его коллеги сделали ставку на в корне «антисоциалистический» принцип – предъявить не план разработки требуемой программы, и даже не ее фрагменты, а... практически саму программу, пусть сырую и недоработанную, но уже существующую и принципиально выполняющую то, что от нее требуется. В те времена на энтузиазме можно было сделать многое. И такая программа, RADAR, была создана. «Кооператив» получил свой первый большой заказ и первые деньги. Естественно, никакого светлого будущего все это не предвещало, и в компании понимали, что без выхода на мировые рынки с предложением своего уникального продукта на успех долговременных «игр с государством» рассчитывать не приходится. Потому все имеющиеся средства были направлены на продвижение программы на запад. Уже через год, в 1983 г., система трехмерного моделирования была показана на выставке в Мюнхене. Результаты этой демонстрации превзошли все ожидания из-за... бедности венгерских программистов. У них не было мощных (по тем временам) компьютеров, и они «вытягивали» работоспособность своей системы за счет техники программирования даже на хиленьких компьютерах Apple II. Сделанная несколько позже Apple ставка на мощную модель Lisa чуть было не стала торпедой в борт корабля Graphisoft. Уже в 1984 г. полностью готовая коммерческая система трехмерного проектирования коттеджей, малых офисов и зданий всего через год оказалась в каком-то смысле заложницей платформы. На смену непринятой рынком дорогой Lisa Apple выпустила слабые для серьезных инженерных приложений максимально удешевленные ее клоны – Macintosh. Затянувшийся на пару лет процесс «отката» с Lisa к пригодным к решению задач проектирования Macintosh привел к банкротству массы мелких фирм, пытавшихся делать то же самое, что Graphisoft. С одной существенной оговоркой – на рынке США. Привыкшие к социалистическим небогатым реалиям венгры этот период пережили даже лучше, чем «на хлебе и воде» – меньше сотни проданных в Европе лицензий принесли «всего» пару десятков тысяч дойчемарок. С появлением в 1987 г. адекватной решаемым задачам платформы – Macintosh II дела компании резко пошли в гору. Уже в 1988 г. Graphisoft продала тысячу лицензий, в 1989 г. – две тысячи. В начале 1990 г. Graphisoft контролировала 40% западноевропейского рынка ПО строительного проектирования.

Это лидерство Graphisoft по сей день сохраняет в мире платформы Apple, несмотря на дороговизну модификации своих приложений к «родным» API новых ОС семейства Mac OS X. Именно из-за этой дороговизны пользователи платформы Apple пока не имеют доступа к 64-битовым версиям продуктов Graphisoft, в то время как для «исторически неродной» платформы, Microsoft Windows, 64-битовая версия уже поставляется.

За 27 лет эволюции флагманский продукт Graphisoft – система ArchiCAD, одновременно и трансформировалась, и сохранила свои фундаментальные свойства. О главном из них мы уже говорили – изначально, с 1982 г., со своего прообраза RADAR, система была трехмерной. Соответственно, и с главным отличием в проектном процессе – в такой системе осуществляется проектирование полноценной трехмерной модели будущего здания, а традиционная рабочая документация (в первую очередь – чертежи) генерируется автоматически. Так что то, что сегодня называется модным термином «виртуальное здание», в коммерческом продукте, по большому счету, действительно реализовали венгерские программисты почти 25 лет назад.

Новая, 13-я версия ArchiCAD была официально представлена компаниями Graphisoft и «Бакотек» (дистрибьютор продуктов Graphisoft) в Украине буквально месяц назад. Несмотря на кризисный спад активности строительных компаний во всем мире, в Graphisoft, можно сказать, дерзко решились не нарушать последовательности нумерации версий и сохранили «неудачное» число. Для этого компания имеет все основания, и пристальное внимание и активность профильных специалистов на мероприятии, посвященном ArchiCAD 13, стали лучшим тому подтверждением. Мы не будем вдаваться в те специфические обновления ArchiCAD, для понимания которых требуется знание предметной области (они, безусловно, есть, даже несмотря на столь длительный период эволюции программы и ее «узкую специализацию»), и рассмотрим только ту ее новую подсистему, для эксплуатации которой требуется не архитектор, а системный администратор. А именно, сервер поддержки информационной модели строительства (BIM-server) и саму логику взаимодействия с ним клиентских программ. Собственно, идея такого сервера ненова. И разработчики Graphisoft могли бы пойти по накатанному пути минимизации расходов за счет использования, например, уже существующих веб-сервисов. Или же просто закупить стороннюю реализацию BIM-сервера. Вместо этого компанией был предпринят рискованный шаг – создание собственной уникальной разработки, по сути, не попадающей в область специализации компании. Интересно, что затраты (в программистских терминах) на этот шаг известны – собственный BIM-сервер обошелся «всего» в 93 600 ч исследовательских и проектных работ, почти 30 000 ч на QA (Quality Assurance) и 7500 ч – на альфа-тестирование. В итоге – 1,2 млн строк собственного кода, «дописанных» к лицензированной СУБД стороннего производителя. Назвать такой проект «маленьким» вряд ли кто-то решится. При этом с пользовательской точки зрения он... почти что и не виден (по сложности освоения несколько проще клиента ICQ и требует буквально нескольких минут). Да и для любого системного администратора не представляет никакой сложности. Назначение сервера поддержки информационной модели строительства – такая организация коллективной проектной работы, при которой эта работа не только возможна, но и организована так, чтобы резко увеличить производительность труда проектного персонала и снизить всевозможные «внепроектные» риски. К последним в масштабных проектах относятся, например, неконтролируемые проектной организацией сбои сетей коммуникаций, выходы из строя локальных машин проектировщиков и т. п. Со всем перечнем этих задач в Graphisoft справились, можно сказать, эталонно – в основу кооперативной проектной работы положена объектная модель проектируемого здания с ответственностью проектировщиков за отдельные объекты и возможностью работы с ними без доступа ко всей модели в целом, при этом реализован полноценный механизм обновления базы данных проекта только внесенными в эти отдельные модели изменениями, предусмотрены все необходимые средства для защиты базы данных проекта от любых неполадок на клиентской стороне или в коммуникационных сетях. Иными словами, такая подсистема коллективной работы позволяет с минимальными затратами на сопровождение, с защитой от всевозможных рисков, со множеством пользовательских удобств и невысокой требовательностью к сетям коммуникаций эксплуатировать масштабные географически распределенные системы архитектурного проектирования. Это уже игра на поле очень больших и серьезных игроков мира САПР. И в нее не просто на равных, а и с опережением играет международная компания Graphisoft, некогда бывшая инженерным кооперативом социалистической Венгрии.

+1012
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT