`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Apple: "Производитель ПК -- это в первую очередь поставщик технологий"

0 
 
Схема работы любого производителя ПК, работающего в потребительском сегменте, в общих чертах выглядит следующим образом: минимальная или вообще нулевая маржа на самих компьютерах и получение прибыли за счет дополнительных аксессуаров, а также серверного бизнеса.

Apple "Производитель ПК -- это в первую очередь поставщик технологий"
"Большинство решений, широко используемых сейчас в компьютерной индустрии, в свое время были впервые внедрены именно Apple"
Нами исповедуется другой принцип. Прежде всего мы должны зарабатывать деньги на каждом продаваемом ПК. Apple от остальных компьютерных фирм отличает то, что она никогда, со дня своего основания, не ориентировалась на корпоративный сегмент. Напротив, нашим приоритетом изначально был потребительский рынок, а в дальнейшем -- сфера образования, что подкреплялось набором передовых технологий, имевшихся в распоряжении Apple.

После возращения в 1997 г . в компанию Стива Джобса очень четко стали прослеживаться три приоритетных для нее направления: потребительский сегмент; образовательная сфера; профессиональные решения. Точнее было бы даже сказать так: Apple создает технологии, ориентированные на специалистов в области обработки мультимедийной информации и творческих работников, а затем переносит их в сферу образования и, конечно же, на потребительский рынок.


А если рассматривать эти сегменты с точки зрения их прибыльности?

Как я уже отмечал, наша стратегия не предполагает работу в убыток ни в одном из сегментов, в том числе и с целью решения каких-то определенных задач, к примеру увеличения своей рыночной доли. Мы делаем деньги на всем.


Но ведь ситуация на рынке в каждом регионе, будь то США, Европа или Азия, имеет свои особенности. Учитывается ли это при выработке собственной стратегии?

Прежде всего наша стратегия вообще не предполагает продвижения самых дешевых в мире компьютеров, и это опять же стало особенно очевидно после возвращения Стива Джобса. Мы совсем не собираемся выпускать компьютеры, которые позволят нам завоевать самую большую долю на мировом рынке. Наша цель -- всего лишь создавать лучшие в мире ПК, верите вы этому или нет. Они должны быть лучшими по всем параметрам: соотношению цена/производительность, простоте использования, дружественности интерфейса и т. д. и т. п. Apple не ориентируются на ту большую часть компьютерного рынка, которая сегодня приносит прибыль лишь нескольким компаниям, а остальным -- убытки.

Мы исходим из того, что производитель ПК -- это прежде всего поставщик технологий. Посмотрите, большинство решений, широко используемых сейчас в компьютерной индустрии, в свое время были впервые внедрены именно Apple, скажем, интерфейс USB, ПК без дисковода гибких дисков, от которых мы отказались еще несколько лет назад, или технология FireWire, созданная нашей компанией совместно с Texas Instruments. Я не говорю уже о графическом пользовательском интерфейсе! Или взять последние примеры -- технология сетей с нулевым конфигурированием Rendezvous, для которой мы недавно еще и открыли исходные коды, или TFT-дисплеи, начавшие активно продвигаться на массовый рынок именно Apple.

При этом мы прекрасно осознаем, что лучший в мире компьютер никогда не будет лучше всего продаваться.


Как, с Вашей точки зрения, выглядит сегодняшний идеальный компьютер?

На мой взгляд, это прежде всего компьютер, с которым можно работать сразу, как только вы достали его из коробки, не читая никаких руководств или чего-либо еще в этом роде, -- иными словами, ПК настолько простой и интуитивный, что его вообще не нужно изучать.


Еще один вопрос о стратегии Apple. В последнее время компания сама все активнее занимается разработкой ПО. Это временное явление, или данному направлению такое же внимание будет уделяться и в дальнейшем?

Это очень важный вопрос. Речь действительно идет о долгосрочной стратегии. Мы не просто производитель ПК, который также разрабатывает и ПО, как многие другие компании. Apple отличается тем, что предлагает решения "прямо из коробки". По нашему мнению, за последние несколько лет индустрия ПК серьезно изменилась. Так, большое влияние на бизнес в области ПК в свое время оказали развитие Internet, а также превращение компьютера в инструмент офисной автоматизации. В настоящее время на рынке наблюдается спад, и некоторые даже говорят о грядущем "вымирании" ПК. Мы же смотрим на проблему по-иному и стараемся определить, что же может стимулировать дальнейший рост отрасли. На наш взгляд, и в этом мы сходимся с большинством других ведущих компаний, сегодня стиль жизни во многом определяется окружающей нас цифровой техникой -- сотовыми телефонами, DVD-плеерами, PDA, видео- и фотокамерами, ПК, подключенными к Internet. Однако нам недостает технологий, которые заставили бы все это работать как единое целое и полностью реализовывали потенциал каждого отдельного устройства.

Apple видит свою задачу в том, чтобы сделать компьютер центральным элементом подобной системы. Достигается это во многом за счет приложений, во-первых, способных взаимодействовать друг с другом, во-вторых, простых в использовании, и в-третьих, позволяющих ПК обмениваться информацией с другими цифровыми продуктами.

При этом мы ориентируемся не на какие-то определенные рыночные сегменты, сферы применения и т. д., а на комплексную реализацию концепции цифрового стиля жизни, требующей все большего и большего числа приложений.


Каковы ваши взаимоотношения со сторонними разработчиками ПО? Ведь Apple приходится конкурировать с фирмами, одновременно являющимися и ее партнерами?

Мне и раньше довольно часто приходилось слышать подобные вопросы, но дело в том, что здесь вряд ли стоит говорить о конкуренции. В большинстве случаев мы предлагаем продукты, аналога которым на рынке нет. Возьмем, к примеру, iPhoto. Это единственная программа, позволяющая загружать фотографии с цифровой камеры на компьютер одним щелчком мыши, причем она обладает еще и рядом других уникальных возможностей. Так, это единственное ПО, осуществляющее для пользователя калибровку цветов. Вот, к слову, заодно и образец переноса профессиональных технологий в потребительский сегмент, о котором речь шла выше.


А что Вы можете сказать по поводу других направлений, к примеру броузерного ПО?

Действительно, разрабатываемый нами броузер Safari, базирующийся, главным образом, на открытом коде, конкурирует с другими аналогичными программами, включая Netscape и Microsoft Internet Explorer. Зачем он нам нужен? Ответ простой: на наш взгляд, пока нет достаточно хорошего броузера, который соответствовал бы по своим возможностям лучшим компьютерам. К примеру, Internet Explorer для Mac не поддерживает все языки, а в случае с Netscape приходится сталкиваться с недостаточным быстродействием. Данные проблемы как раз и решены в Safari. Это же я могу сказать и о пакете для проведения презентаций Keynote.


Но тот же Keynote -- прямой конкурент PowerPoint, который имеется и для платформы Mac, как вообще складывается сотрудничество с Microsoft, каковы планы?

Я думаю, что на этот вопрос лучше всего ответили бы руководители самой Microsoft. Что же касается планов, то, по моему мнению, даже не подписывая никаких соглашений с Apple, эта компания будет и дальше продолжать создание продуктов для платформы Mac. Сейчас, конечно, главным среди них является Office. Но мне хотелось бы обратить внимание и на Windows Media Player для Mac OS X, и на выпущенное недавно терминальное ПО Remote Desktop, позволяющее системам на базе Mac работать как ПК при доступе к серверам на основе Windows NT. Наконец, необходимо упомянуть анонсированные в феврале персональный информационный менеджер Entourage X и сервер Exchange для Mac. При этом я не думаю, что Microsoft недовольна появлением Keynote, потому что вряд ли он составит такую уж большую конкуренцию PowerPoint на рынке презентационного ПО. Кроме того, даже сам Билл Гейтс на недавней встрече с журналистами заявил, что собирается познакомиться с этим продуктом поближе. В целом же, я могу охарактеризовать отношения Apple и Microsoft как очень хорошие.


Существует ли в будущем вероятность переноса вашей операционной системы на аппаратную платформу Intel?

Как вы, наверное, знаете, наша ОС -- полностью объектно-ориентированная. Ее ядро основано на архитектуре FreeBSD, т. е. по сути, мы сейчас являемся одним из ведущих игроков в сфере ПО с открытым кодом. В результате значительное число элементов нашей системы уже сегодня доступно пользователям PC. И хотя пока вы не можете установить Mac OS X на PC, с технической точки зрения ее перенос на эту платформу не большая проблема.


Следующий вопрос -- о процессорах. Что Вы можете сказать о ближайших и более отдаленных перспективах данного направления?

К сожалению, Apple не дает комментариев по поводу будущих продуктов.


Хорошо, а достаточно ли быстродействия нынешних процессоров для нормальной работы вашей операционной системы?

Я бы поставил вопрос по-другому: достаточно ли производительности процессоров для запуска необходимых приложений в свете концепции перехода к цифровому образу жизни. Если учитывать все, что нами в этом направлении задумано, то, конечно же, нет. С другой стороны, процессор -- это только один из элементов, от которых зависит быстродействие. И уже не раз демонстрировалось, что дополнительные мегагерцы отнюдь не означают каких-то серьезных преимуществ для пользователя. Мы исходим из того, что процессор -- только одно из звеньев в длинной цепочке. В числе других -- частота системной шины, тип используемой памяти, графическая подсистема, архитектура материнской платы. Но один из наиболее важных аспектов -- программное обеспечение. Яркий тому пример -- за два года мы смогли увеличить производительность нашей операционной системы на 120%, при условии работы на одной и той же аппаратной платформе.


Что Вы можете сказать по поводу многопроцессорных систем, в частности, ожидать ли появления систем Apple с четырьмя процессорами?

Мы имеем хорошо масштабируемую архитектуру, поэтому почему бы и нет?


И такая возможность предоставляется самой Unix-подобной ОС?

Да, действительно она поддерживает SMP. Причем эталонные тесты показывают, что добавление второго процессора позволило поднять быстродействие в ряде приложений почти на 100%, при том что 80%-ный прирост производительности уже считается прекрасным результатом.

Если же выбрать более требовательные к ресурсам приложения, к примеру системы рендеринга, для запуска которых обычно используются многопроцессорные кластеры, то тут нами предлагаются стоечные серверы Xserve, очень привлекательные по соотношению цена/производительность. Среди наших клиентов, скажем, -- JPL, входящая в состав NASA. Там используется массив из 16 двухпроцессорных серверов Xserve, на которых выполняется очень специфическое ПО, изначально написанное под Unix и затем перекомпилированное. Должен сказать, они были просто поражены быстродействием. Упомяну еще об одном университете, где с помощью Xserve удалось добиться такой же производительности, как и в кластере на базе Alpha, но стоимость этих решений даже не идет ни в какое сравнение.


От таких серьезных решений перейдем к массовым. Стив Джобс объявил 2003 г. годом ноутбуков от Apple. Что дает основания для этого?

Мы полагаем, что в отдаленной перспективе ноутбуки по объему мировых поставок сравняются с настольными ПК. Прошедший год был для Apple на рынке портативных компьютеров очень удачным, причем это касается систем как для сферы бизнеса (серия Titanium), так и для потребительского сегмента (iBook). Наши исследования показали, что сегодня наиболее серьезный стимул для покупки нового ПК -- желание перейти на ноутбук. Существуют целые группы пользователей, для которых оптимальным решением является именно Mac-совместимый портативный ПК. Возьмем, к примеру, научную среду, где очень широко применяются приложения с открытым кодом. Еще один момент. Вы, конечно же, знаете, что у Apple в США имеется своя сеть розничных магазинов. Так вот, подавляющая часть продаваемых через них компьютеров -- это ноутбуки.


Кстати, а как Apple пришла к мысли о создании такой розничной сети?

Все очень просто. Многие потенциальные покупатели наших систем никогда не слышали об Apple, а если и слышали, то часто находились под влиянием мифа об ограниченной функциональности Mac в сравнении с PC -- невозможности запускать привычные офисные приложения, доступа ко многим Internet-узлам, обмена файлами с ПК на базе Windows и т. д. Плюс к этому миф о чересчур высокой стоимости систем Mac.

В конечном итоге мы пришли к выводу, что с точки зрения стратегии продаж пользователям необходимо демонстрировать все достоинства наших продуктов. При покупке PC человек может даже не заглядывать в коробку, потому что его, как правило, интересует лишь некий набор спецификаций. Если пользователь PC решил приобрести Mac, мы должны дать ему возможность самому почувствовать, насколько у наших компьютеров лучше дизайн, удобнее интерфейс и т. д. Можно много рассуждать о достоинствах, но это никогда не принесет такого же эффекта, как непосредственный опыт. Очевидно, что собственные магазины в данном случае -- наилучший путь. И мы не ошиблись: только по итогам января нашу розничную сеть в Соединенных Штатах посетило порядка миллиона человек! Конечно, покупку делает далеко не каждый, однако все получают возможность ощутить ту самую разницу. На наш взгляд, достичь подобных результатов по-другому просто нельзя.


Как много пользователей переходят с PC на Mac, есть ли такие данные?

На практике посчитать это очень сложно. Однако в нашем распоряжении есть некоторые косвенные показатели. В частности, после того как мы начали в Соединенных Штатах кампанию, призванную стимулировать переход пользователей PC на нашу платформу (в ее основу положены рассказы реальных людей о том, почему они выбрали именно Mac), доля посетителей нашего Web-узла Apple.com, использующих PC, достигла 60%! Как видим, интерес или, по крайней мере, осведомленность о возможностях Mac налицо. Кроме того, определенную информацию мы можем получить из наших магазинов. В частности, исследования показали, что 35% людей, приобретающих в них компьютер, используют PC дома или на работе.


Какого мнения придерживаются в Apple по поводу такого направления, как PDA?

Бесспорно, это очень полезные устройства для пользователей как из сферы бизнеса, так и из потребительского сегмента. Нам нравится платформа Palm, и мы стараемся по возможности ее поддерживать.


Только Palm?

Да, Pocket PC мы не поддерживаем.


Но почему?

На наш взгляд, в этом нет никакого смысла. Pocket PC -- это, по сути, облегченная версия Windows, данная карманная платформа тесно интегрирована с упомянутой ОС. Зачем нам затрачивать ресурсы на разработку того, что вряд ли будет полезно пользователям Mac, которые, к слову, в большинстве своем являются пользователями Palm.

Стоит еще отметить, что сейчас на рынке наблюдается тенденция к объединению PDA и смарт-телефонов, однако Apple не имеет никаких планов ни в том, ни в другом направлении.


Но ведь у Apple есть опыт работы на рынке PDA -- ее устройства Newton в свое время были очень популярны. Или все это уже позади?

Да, опыт такой имеется, но никаких планов относительно выхода на рынок PDA у нас нет.


И наконец, вопрос об украинском рынке. Какой именно Вы видите текущую ситуацию на нем, какие у вас тут планы?

Apple видит для себя в Украине два приоритетных направления. Первое -- издательский бизнес и решения для творческих работников, второе -- сфера образования.

В первом направлении мы еще не достигли тех результатов, которых могли бы, поэтому будем продолжать здесь активно работать. Ну а в образовательном сегменте нам вообще еще предстоит очень многое сделать. К сожалению, государство не выделяет достаточных средств на информатизацию школ. Однако при встречах с руководителями страны я видел четкое понимание того, что ПК -- это инструмент не только для изучения компьютерной науки, но многих других -- математики, биологии, истории и т. д. На наш взгляд, Macintosh является в этом отношении наилучшим выбором благодаря своей "прозрачности" и простоте использования. Мы думаем, что нужен какой-то толчок, чтобы началось их широкое внедрение.


Но ваши сегодняшние продукты могут быть также очень привлекательными и для других категорий пользователей -- например домашних, офисных.

В центре Киева уже есть магазин, где люди могут познакомиться с нашими продуктами. Это своего рода эксперимент, и в скором времени мы рассчитываем увидеть, насколько эффективен подобный подход и на что здесь можно рассчитывать. Но наш подход в этом направлении очень осторожен, хотя компания и верит в потенциал вашего рынка, собственно, более детальное изучение имеющихся возможностей и есть основная цель моего нынешнего визита.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT