`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

АНТК "Антонов": "По уровню освоения IT мы не отстаем от известных авиапроизводителей"

+11
голос

Можно ли говорить о том, что с внедрением несколько лет назад компьютерных технологий началось возрождение АНТК "Антонов"?

Нельзя сказать, что началось какое-то небывалое возрождение нашей фирмы. Мы всегда уделяли очень много внимания вопросам автоматизации процесса создания самолетов. Просто в мире 5--8 лет назад произошел резкий переход на новый уровень автоматизации при разработке, производстве и сопровождении сложной наукоемкой продукции. Это связано с тем, что стали доступны совершенно другие возможности вычислительной техники. Появился целый ряд CAD/CAM-систем, которые позволяют в 3D-моделях воспроизвести объект любой сложности и управлять всем циклом создания таких изделий.


Каким образом это повлияло на технологии авиастроения?

АНТК "Антонов" "По уровню освоения IT мы не отстаем от известных авиапроизводителей"
Виктор Матусевич: "Приобретение самых современных станций и ПО абсолютно не решает задачу получения экономического и технического эффекта. Без специалистов, освоивших технологии работы в таких системах, результата не будет"
В настоящее время на АНТК "Антонов" в компьютерных 3D-моделях полностью проектируется планер самолета, и все его системы -- топливные, воздушные, электрические, жизнеобеспечения -- увязываются между собой в виде виртуального проекта.

Эти работы выполняются на базе целого комплекса программных продуктов, позволяющих, с одной стороны, смоделировать, а с другой -- оптимизировать конструкцию. Например, есть возможность осуществить аэродинамический и прочностной анализ и уже на этом этапе улучшить характеристики будущего летательного аппарата, а также провести целый ряд исследований по эргономике и удобству эксплуатации изделия -- например, таких операций, как снятие двигателя, проведение регламентных работ и т. д. Можно построить очень эффективные имитационные модели самолета с соответствующими приборами и системами управления для обучения летного состава.


Насколько все это важно для конкурентоспособности на мировом рынке?

Сегодня уже понятно, что фирмы, не владеющие такими технологиями, не имеют никаких шансов выйти на мировой рынок со своей продукцией. Потому что, как правило, тот, кто приобретает современные сложные изделия (будь то танк, самолет или корабль), обязательно интересуется вопросами его создания и сопровождения. И 100% заказчиков требуют сегодня компьютерного сопровождения жизненного цикла продукта. Если это не предлагается поставщиком, то он не выигрывает тендер.

В то же время сейчас мало кто в мире самостоятельно занимает-ся такими сложными объектами. Обычно требуется кооперация сотен и даже тысяч участников, которые разделяют риски и работают друг с другом в одном проекте. Этот уровень уже невозможно представить без компьютерных технологий с обеспечением взаимного обмена информацией, в том числе и с компаниями других стран. Мы тесно сотрудничаем с серийными заводами, то есть используемые информационные технологии не замыкаются только на нашем предприятии, не решают какие-то отдельные задачи, а носят комплексный характер, охватывая все этапы жизненного цикла изделия.


Давайте вернемся на пять лет назад. Какие технические сложности вы испытывали при построении этой системы?

Прежде всего они заключались в том, что тогда ощущался определенный дефицит кадров. В начале 90-х гг. многие IT-специалисты покинули фирму -- это было характерно и для других отраслей.

Понимая, что необходимые нам технологии носят широкий, комплексный характер, мы начали с того, что поставили цель создать качественную корпоративную сетевую инфраструктуру, которая по своим функциональным возможностям соответствовала бы решению такого типа задач. Она должна была охватывать конструкторские, технологические и производственные подразделения, т. е. мы ориентировались сразу на сеть комплексную, нацеленную на решение как проектных и производственных, так и управленческих задач.

После того как была осуществлена постановка задачи, мы попытались найти партнеров, способных реализовать такой проект. В течение примерно полугода длился своеобразный тендер, причем он был не формальным, а рабочим -- мы не просто рассматривали документы, а тесно сотрудничали с несколькими фирмами. Кроме того, нам было очень важно, чтобы стоимость проекта оставалась минимальной при соответствии его мировым стандартам.


А по каким критериям подбирались серверы и рабочие станции?

АНТК "Антонов" "По уровню освоения IT мы не отстаем от известных авиапроизводителей"
В настоящее время на АНТК "Антонов" в компьютерных 3D-моделях полностью проектируется планер самолета, и все его системы -- топливные, воздушные, электрические, жизнеобеспечения -- увязываются между собой в виде виртуального проекта
Серверная часть создавалась по-другому. Мы вышли на европейский консорциум Airbus. Там уже действовал комплекс аналогичного назначения, и Airbus уже имел опыт проектирования больших отсеков фюзеляжа самолетов серии А340.

С учетом опыта этого консорциума было принято решение ориентироваться на RISC-компьютеры НР. Более того, мы создавали у себя систему с учетом их ошибок. Свой комплекс они рекомендовали нам не повторять, поэтому у нас сегодня не точное его воспроизведение, а более оптимизированный вариант.

Мы ничего не платили Airbus за то, что он поделился с нами опытом, -- наши отношения были, на удивление, дружескими. Консорциум нуждался в сильных партнерских командах для участия в возможных совместных проектах. Позже мы выполнили для Airbus своеобразное тестовое задание, рассчитав элементы крыла для их самолета. Это стало демонстрацией того, что АНТК "Антонов" способен вести работы с использованием компьютерных информационных технологий, взаимодействуя с передовыми западными фирмами.


Можно ли сравнивать масштабы Airbus и АНТК "Антонов"?

Это сложно сделать, поскольку у нас совершенно разные экономические условия и возможности. Существует понятие полноты компании как авиапроизводителя. Наше предприятие -- разработчик, а Airbus -- производитель самолетов.


А в области информационных технологий?

Здесь наш масштаб поменьше, если сравнивать количество рабочих мест и одновременно работающих специалистов. Но я могу уверенно говорить о том, что по уровню освоения IT сегодня мы не отстаем от Airbus. Все развивается так быстро, что трудно сказать, кто завтра окажется первым по целому ряду новых технологических процессов. Как это было всегда -- мы больше отличаемся энтузиазмом и желанием себя реализовать. В Airbus же подходы несколько иные.


На какое программное обеспечение вы ориентировались?

С 1997 г., когда в течение полутора-двух лет создавалась инфраструктура, параллельно осуществлялись выбор и тестирование различных CAD/CAM-систем и другого инструментария для проектных работ и производства. В АНТК "Антонов" побывали представители Computervision со своим продуктом CADDS 5 (который в итоге был выбран для внедрения как наиболее подходящий для наших задач), а также Unigraphics, Simatron, ProEngineer -- словом, мы опробовали практически все основные "тяжелые" специализированные системы, широко применяемые в мире, в том числе для разработки, построения и последующего сопровождения самолетных конструкций.


Каков мировой уровень цен на такие системы?

Это дорогие вещи. Одно рабочее место конструктора обходится примерно в 50 тыс. долл. Такие сложные, наукоемкие технологии в то время в Украине еще не развивались, а нашей фирме требовалось крупномасштабное внедрение. Компании-разработчики CAD/CAM-систем были заинтересованы в том, чтобы внедрить свои продукты в нашей стране, и буквально все пошли на значительные скидки.


Видимо, работы организовывались в несколько этапов?

Да, все делалось достаточно осторожно. Сначала было приобретено всего 26 рабочих мест, не слишком мощный сервер и десять узлов коммутации. Такой комплекс мы использовали менее года, очень быстро набирая темп и уверившись в том, что эти технологии можно реально развить и успешно применять.

Поэтому был сделан следующий шаг -- куплено 150 лицензий для конструкторов, установлено около 200 новых компьютеров и коммутаторы другого типа. Третья очередь предусматривала создание уже 300 рабочих мест на базе самых современных графических рабочих станций для 3D-моделирования. Менялось, развивалось и программное обеспечение, но это был тот же CADDS 5/OPTEGRA, который мы приняли в качестве основной системы.

Однако главное все же не в этом. Приобретение самых современных станций и ПО абсолютно не решает задачу получения экономического и технического эффекта. Без специалистов, способных применять все это, без освоения технологии работы в таких системах результата не будет. Приходится вкладывать очень много собственного интеллекта для того, чтобы данный инструментарий использовать для решения определенных задач и в конкретных условиях.


Другими словами, необходимо было организовать обучение своих кадров?

Совершенно верно. Попытка привлечь для их подготовки специалистов других компаний очень быстро показала свою неэффективность. В конце концов мы сами шаг за шагом разработали собственные программы обучения и конспекты лекций. На территории фирмы был специально создан учебный центр, где повышают свою квалификацию самые различные категории специалистов. Например, курс с отрывом от производства для конструкторов-проектировщиков рассчитан на 9 недель по 8--10 часов ежедневных занятий. Завершается учеба выполнением тестового задания, и сотрудники получают сертификаты, дающие им право работать с компьютерными технологиями. Сегодня около 800 человек прошли обучение и получили сертификат. Это конструкторы, технологи, работники цехов и, конечно, руководители -- начиная от заместителей генерального конструктора.

Конечная задача состоит в том, чтобы все 100% сотрудников фирмы, имеющих хоть какое-то отношение к обработке информации, были бы оснащены специализированными терминалами, объединенными в сеть предприятия. Этого мы пока еще не достигли. Но все конструкторские и технологические подразделения уже укомплектованы базовым составом специалистов, решающих задачи с помощью информационных технологий и во взаимодействии друг с другом. Это подтвердили последние проекты. Но мы пока еще в пути, и многое только предстоит сделать и для совершенствования самой технологии работы, и в области систем управления ресурсами предприятия, теории и практики управления жизненным циклом изделия. В общем, учиться придется все время.


К 2001 г. вы могли уже реально работать в среде CADDS 5. Каковы были первые практические задачи, которые выполнялись с ее помощью?

Они касались создания масштабных продувочных моделей самолета для проведения исследований в аэродинамических трубах. Само по себе это достаточно сложное производство, и одна из первых задач, которую мы полностью решили, -- разработка и изготовление таких моделей, начиная с теории и конструкции самолета и заканчивая станками с ЧПУ и контролем деталей агрегатов по 3D-моделям. В итоге, нам удалось в два-три раза снизить трудоемкость их создания.

Одновременно мы занимались вопросами технологии и методологии -- реализовали механизм рабочих комплексных команд (РКК), создавая временные коллективы специалистов. В результате их деятельности появлялись документы, развивающие и дополняющие нашу нормативную базу. Их сегодня накоплено уже более 700, и они регламентируют действия различных категорий сотрудников в компьютерной среде на всех стадиях проекта.


А как поступили с бумажными чертежами? Они были перенесены в систему?

Мы находимся еще на переходной стадии, когда существуют и чертежи, выполненные вручную, и компьютерные модели. Пока еще параллельно используются и электронный, и бумажный архивы. У нас уже есть технологические и конструкторские отделы, в которых основным видом деятельности стала работа за компьютером. Но нам еще лет пять нужно поработать для того, чтобы отказаться от кульманов.


Какими главными факторами, на Ваш взгляд, определяется успешность применения IT на конкретном предприятии?

Наилучший эффект они дают при их широкомасштабном использовании в течение всего жизненного цикла изделий. Реализация этой задачи требует мобилизации больших ресурсов и возможна только при условии, что первое лицо предприятия лично руководит и предметно участвует в этой работе.

Успех создания, освоения и развития нашей системы во многом достигнут благодаря тому, что главным вдохновителем и локомотивом развития компьютерных информационных технологий в АНТК "Антонов" был и остается ее генеральный конструктор П. В. Балабуев. Он лично ведет научно-методический совет по их применению, регулярно заслушивает отчеты о состоянии дел в этой сфере, рассматривает все перспективные и рабочие планы, утверждает ключевые методические документы и т. п.


Расскажите более подробно об Ан-148 -- первом украинском "цифровом" самолете.

Он был разработан с максимально возможным использованием информационных технологий. Перед нами стоит задача (и без сомнения, она будет выполнена), чтобы самолет был полностью спроектирован "в цифре".

На опытную машину все же часть чертежей изготовлялась вручную, поскольку работать надо было очень быстро. Но вся теория самолета реализована в цифровом виде. Сложные детали планера, требующие обработки на станках с ЧПУ, на 100% разработаны в системе.

Мы также впервые в нашей практике сумели на основе 3D-технологий смоделировать весь электромонтаж и получить на этапе проектирования плазы жгутов электросистемы. Затем жгуты были изготовлены вне самолета и поставлены на него как уже готовые изделия. Это на месяцы сократило цикл работ с улучшением их качества.


А за счет каких элементов обеспечивается более высокое качество?

Многие специалисты, особенно пожилые, которые освоили компьютерные технологии, говорят о том, что только сейчас они почувствовали себя настоящими конструкторами. Раньше они могли оценить степень совершенства детали только тогда, когда она уже стояла в самолете. А сегодня они имеют возможность "прочувствовать" конструкцию и оптимизировать ее уже на очень ранней стадии проектирования. Безусловно, это самым положительным образом сказывается на качестве наших продуктов.

Кроме этого, была проделана большая работа по наполнению баз данных -- материалов, профилей, стандартных изделий и т. д. Они включают материалы и элементы, лучше всего подходящие для комплектации узлов, которые, будучи однажды спроектированными, помещаются в библиотеку готовых элементов. Все это позволяет получить более оптимальный проект летательного аппарата -- и по совершенству конструкции в целом, и по компонентам, и в отношении качества и стандартизации.


Насколько быстрее в таких условиях удается выполнить весь комплекс работ по созданию самолета?

Трудно сказать. Нужно, чтобы новый самолет, полностью разработанный в 3D-моделях, начал выпускаться серийно. Ведь здесь все зависит не только от применяемых инструментария и методик, но и от множества факторов организационного плана. Необходима также четкая координация работы с IT на всех этапах жизненного цикла изделия, и в первую очередь при серийном производстве.

Такое ощущение, что Ан-148 станет одной из первых в мире машин, полностью смоделированной в 3D. Но уже сейчас можно говорить о том, что в целом трудоемкость и длительность работ могут быть сокращены на 30--50%.


А какие у вас планы в отношении ERP-системы?

Мы провели по этому поводу определенный анализ. На заметке -- Oracle Applications. Однако внедрение требует ресурсов, в первую очередь человеческих, и, кроме того, одновременно вести работы таким широким фронтом -- значит распылять свои силы. Поэтому мы сегодня придерживаемся очередности, определяемой прежде всего нашей основной деятельностью -- проектные и технологические работы, запуск производства. Параллельно "подтягиваем" и некоторые ветви ERP-системы. Заняться же этим вплотную и в короткие сроки реорганизовать фирму -- задача важная, но пока не первоочередная.


На EnterEx 2004 размещен стенд АНТК "Антонов". Что вы планируете предложить тем, кто заинтересуется вашими достижениями?

Мы попытаемся прежде всего продемонстрировать наши технологии в действии. Планируем создать на своем стенде несколько рабочих мест, где будет видно, как выглядит компьютерная модель самолета. Показать, как функционирует вся технологическая цепочка: конструкторская модель, рабочее место технолога, непосредственная обработка детали, -- и даже подключить к компьютеру станок с ЧПУ.

На специальном семинаре мы расскажем об опыте создания систем такого типа -- какие шаги и в какой последовательности следует предпринимать. Ведь это общетехническая система. Мы знаем, как необходимо действовать, чтобы напрасно не была потеряна ни одна гривна, чтобы видеть реальные промежуточные результаты и убедиться, что работа движется в верном направлении, и контролировать ее.


Готово ли ваше подразделение оказывать консультационную помощь предприятиям, которые решились бы на внедрение у себя системы, аналогичной той, что используется на АНТК "Антонов"?

У нас нет какого-либо коммерческого интереса к EnterEx 2004. Мы информационными технологиями не торгуем. Обычно АНТК "Антонов" экспонируется на специализированных авиационных выставках, и наши потенциальные партнеры и потребители там. В EnterEx 2004 мы участвуем ради того, чтобы и те, кто работает в других отраслях, могли узнать о нашем опыте. Современные компьютерные системы, предназначенные для создания сложной техники, уже реально функционируют в Украине в наших экономических условиях. Сегодня без таких систем уже не обойтись, и пора начинать двигаться в этом направлении.
+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT