`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Аналитический вопрос

Статья опубликована в №16 (633) от 22 апреля

+11
голос

В Теме номера, посвященной итогам прошлого года и прогнозам на текущий, мы намеренно не стали затрагивать сегмент бизнес-аналитики рынка делового ПО, чтобы этим не перебить аппетит читателю перед выходом специального номера, если так можно выразиться. А ведь достойных упоминания событий было на редкость много. Прежде всего запомнились громкие сделки по слияниям и поглощениям поставщиков корпоративного ПО. Но происходили и существенные изменения в самом понимании задач бизнес-аналитики. Появились основания говорить о приходе решений второго поколения, т. е. Business Intelligence 2.0.

Мы уже не раз говорили об ослаблении американской и мировой экономики, которое, очевидно, негативно скажется и на ИТ-индустрии, в особенности на секторе корпоративных решений. Прибыли производителей и поставщиков станут умереннее, так как единственный способ выживания для их заказчиков – урезание бюджетов. В этих условиях ИТ-департаменты предприятий будут выжимать максимум возможностей из имеющихся в их распоряжении технологий, пренебрегая инвестированием в новые, которые в перспективе могли бы способствовать сокращению расходов предприятия. Между тем, по мнению экспертов, это едва ли не самое благодатное для рынка business intelligence (BI) время. В периоды кризиса, как ни в какие другие, наиболее востребованы аналитические инструменты, ведь они, доступно демонстрируя различные показатели деятельности компании, ее сильные и слабые места, служат подспорьем в принятии обоснованных решений.

В этой Теме недели мы расскажем о том, что собой представляют современные решения бизнес-аналитики и в каком направлении они развиваются. Надеемся, читателям будет небезынтересно узнать об украинских BI-реалиях и ознакомиться с практическими рекомендациями по разработке BI-стратегии.

BI 1.0 и 2.0 – основа и придаток

Прежде чем мы поговорим о понятии BI 2.0, следует разобраться, что представляет собой первое поколение средств бизнес-аналитики. Собственно, выражение business intelligence впервые было употреблено еще в незапамятном 1958 г. в работе Ганса Питера Луна (Hans Peter Luhn) A Business Intelligence System, опубликованной в IBM Journal в значении системы управления документооборотом. В свою очередь определение бизнес-аналитики, которое сейчас в ходу, предложил в 1989 г. Говард Дреснер (Howard Dresner); с 1992 г. он был экспертом Gartner и самостоятельно разработал BI-практику агентства, а с 2005 г. по 2007 г. занимал должность директора по стратегии в компании Hyperion Solutions, добившейся именно в эти годы лидирующих позиций в отрасли. Итак, согласно Дреснеру бизнес-аналитика – это технологии, приложения, методы сбора, интеграции, анализа и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений. С конца 80-х до недавних пор основное внимание в бизнес-аналитике уделялось обработке информации: ее интеграции, обеспечению качества, очистке, построению хранилищ и витрин данных, моделированию, управлению доступом и т. п. Как правило, BI-решения разрабатывались для людей, хорошо понимающих модели данных, способных к анализу сведений и предоставлению его результатов другим. В то время как изменялись архитектуры и совершенствовались методики, сотрудники, для которых все это делалось, начали проявлять собственную инициативу, применяя для тех или иных аналитических задач программное обеспечение класса электронных таблиц. Постепенно число таких пользователей росло, их задачи все больше имели отношение к пассивному распределению отчетов и все меньше – к активному анализу и принятию решений. Именно отчеты «двигали» сегмент бизнес-аналитики. Напомним, что в этих неизменяемых (read-only) документах отражается определенная сводная информация, полученная на основе обработки имеющихся данных, с некоторыми элементами форматирования и иногда – с дополнительными вычислениями, такими как промежуточные суммы и итоги. В современных условиях они могут направляться в Веб, на порталы, мобильные телефоны, КПК. «Интерактивность» отчетов не изменила их сути. К примеру, возможность выбора параметров отчета обеспечивает построение в специальном приложении другого документа. Навигация по элементам модели данных в реальном времени получается в результате визуального представления других сводок. К чему мы ведем? BI 1.0 – это, в сущности, средства расширенной отчетности. Как бы ни выглядели и какими бы методами ни доставлялись отчеты, это все равно итоги чего-либо. Речь идет о прошедшем времени, даже если какое-то событие и произошло за считаные секунды до построения сводки.

Чтобы получить возможность, так сказать, смотреть в будущее, нам следует обратиться к средствам бизнес-аналитики нового поколения, чье предназначение – обеспечить глубокий интеллектуальный анализ данных, прогнозирование и оптимизацию принятия решений. Это свойство BI 2.0 хорошо показано на графике компании SAS, которая едва ли не первой оценила и реализовала данную идею. Заметьте, что теперь речь идет не об отчете как таковом, а о прогнозе – сведениях о вероятном развитии событий в перспективе.

Аналитический вопрос
Развитые средства прогнозирования – основа Business Intelligence 2.0

Вторая характерная особенность рассматриваемых средств – тесная интеграция с бизнес-процессами компании. Подобно тому как статистика, возможно, знает все, но ее знают не все, так и корпоративная информация и основанные на ней аналитические сводки принадлежат преимущественно главным лицам фирм. Между тем другие сотрудники организаций также нуждаются в подобных данных. В том, чтобы обеспечить широкий доступ к данным, состоит идея «информационной демократии» (information democracy), продвигаемая Говардом Дреснером с начала 90-х. Но так как сами по себе массивы сведений, как правило, редко что-либо могут дать, необходимы инструменты извлечения из них полезного. Следовательно, средствами бизнес-аналитики должны оснащаться не только рабочие системы «стратегических» лиц организаций, т. е. руководителей среднего и высшего звена, но и «тактических» пользователей – рядовых сотрудников. Очевидно, без культурной перестройки в компании осуществить эту идею будет проблематично. Более того, не обойтись и без упрощения соответствующих инструментов. Выполнение служебных функций не должно требовать от пользователей каких-либо познаний в области структур данных и канонических форм. Им необходимы понятные и удобные в повседневной деятельности программы.

Резонно предположить, что с расширением сферы применения средств BI должно прийти и изменение схем лицензирования и ценовой политики поставщиков. Во-первых, маловероятно, что заказчики смогут позволить себе приобретение существенного количества рабочих мест при текущих, довольно высоких расценках. Во-вторых, по мнению аналитиков, рынок просто не допустит роста доходов поставщиков в десятки раз.

Еще одна немаловажная особенность BI 2.0 состоит в том, что подобные решения должны обладать поддержкой работы не только с системами управления хранилищами данных, но и с другими источниками, производя интеграцию информации на лету. Впрочем, об этом легко сказать, но реализовать такого рода возможности пока что проблематично.

Стоит отметить, что BI 2.0 – дальнейшее развитие бизнес-аналитики, оно не заменяет прошлое поколение данных средств, а, надстраиваясь, расширяет их. В результате этих тенденций тематика все больше смещается в сторону так называемого управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM), под которым понимают набор процессов, позволяющих оптимизировать выполнение деловых функций. И предназначен он для организации, автоматизации и анализа бизнес-методик, метрик, процессов и систем, направляющих деятельность предприятия. Короче говоря, речь идет о том, чтобы не просто управлять всевозможными ресурсами компании, а повысить эффективность их использования. Так как эта аббревиатура у многих ассоциируется с управлением бизнес-процессами (Business Process Management), то наряду с ней часто применяют CPM (Corporate Performance Management) и EPM (Enterprise Performance Management).

Мегасделки

Аналитический вопрос
Без широкого доступа к корпоративной информации не может быть речи об интеграции BI с бизнес-процессами

В результате мощной волны слияний и поглощений в прошлом году практически полностью поменялась группа лидеров BI-рынка. В нее вошли гранды программной индустрии, купившие ряд ключевых «чистых игроков» – компаний среднего бизнеса, которые специализировались на разработке средств для анализа данных. Следует заметить, что прецедентов приобретений организаций с оборотом в пределах от 500 млн до 1,5 млрд долл. и рыночной капитализацией, превышающей 3 млрд долл., в данной отрасли история еще не знала. Именно в этом диапазоне работали и Hyperion, вошедшая в Oracle, и купленная SAP Business Objects, и Cognos, приобретенная IBM.

SAS, к которой в прошлом году присоединилась MicroStrategy, – лидеры из числа традиционных поставщиков BI. Кроме них, на рынке присутствуют конкуренты меньшего масштаба, такие независимые компании, как Actuate, Information Builders, QlikTech, которые тоже относятся к «чистым игрокам». И это при том, что, безусловно, любая из них имеет свою цену и, вероятно, уже обратила на себя внимание потенциальных покупателей.

Предпосылки для консолидации появились недавно. Дело в том, что рынок «чистых» BI-игроков созрел, и прочное лидерство на нем сегодня удерживают три главных поставщика: Business Objects, Cognos и Hyperion. И в то время как другие сегменты корпоративного ПО демонстрировали умеренные показатели роста (например, ERP), спрос на средства бизнес-аналитики увеличивался – прежде всего со стороны государственных учреждений, финансовых структур и телекоммуникационных операторов. Вот почему гранды ИТ-индустрии начали проявлять интерес к нему и присматриваться к компаниям, которым он принадлежал. У каждого из этих BI-поставщиков было сравнительно хорошее финансовое состояние, и их покупка в любом случае сулила выгоду. Поэтому начало движения было лишь вопросом времени.

Первой «пала» Hyperion, а за ней и другие. Несмотря на упорные слухи, витавшие вокруг этого поставщика и указывавшие на возможность его поглощения силами Business Objects, компании так и не смогли достичь согласия. Это оказалось на руку Oracle, сообщившей в марте 2007 г. о приобретении Hyperion за 3,3 млрд долл. Очевидно, что кроме получения в распоряжение мощнейших BI-инструментов, империя Ларри Эллисона преследовала цель расширить собственную клиентскую базу за счет пользователей SAP, многие из которых применяют решения Hyperion для финансовой консолидации, анализа и формирования отчетов.

Следующим был куплен второй фигурант не состоявшейся сделки Hyperion–Business Objects. Он достался SAP, хотя ходили слухи о том, что на него претендовали также не располагавшая на тот момент аналитическими решениями IBM и, видимо, не насытившаяся Oracle. Не исключено, что немецкого поставщика, ранее строго придерживавшегося стратегии органического роста, к совершению данной сделки подтолкнуло лишение независимого статуса Hyperion. Business Objects обошлась ему в 6,8 млрд долл., что на 20% выше стоимости компании на момент объявления соглашения, и обеспечила обогащение его ERP-портфеля развитыми средствами бизнес-аналитики.

Наконец, в конце года на BI-рынок вышла IBM, под контроль которой за 4,9 млрд долл. перешла канадская Cognos (аккурат перед этим успевшая сама приобрести компанию Applix). Аналитики Forrester считают данное слияние наиболее естественным, так как решения поставщиков практически не пересекались, к тому же оба до совершения сделки сотрудничали в рамках глобального стратегического альянса и, таким образом, вплотную подошли к моменту полноценного объединения.

Нельзя не обратить внимание и на Microsoft, упрочившую в прошлом году свои позиции. Хотя она и не может похвастаться поглощением какого-либо безусловного лидера BI-рынка, корпорация все же не осталась в стороне от мировых тенденций. Летом 2007 г. она приобрела небольшую американскую фирму Stratature, поставщика решений по управлению базовыми данными (Master Data Management), обогатив ими свои продукты, имеющие отношение к бизнес-аналитике.

Однако это еще не конец. «Будет и вторая волна поглощений, – прогнозирует Говард Дреснер, – которая сметет оставшихся игроков с оборотом свыше 100 млн долл.». Эксперты сходятся во мнении, что движущей силой сделок в будущем станет дефицит в области BI у компаний, специализирующихся на разработке ПО промежуточного уровня. Без сильных аналитических предложений поставщики SOA становятся неконкурентоспособными. До сих пор большинству этих компаний, среди которых Tibco, Progress Software, Software AG и Red Hat/JBoss, приходилось заключать партнерские соглашения с разработчиками BI- решений, чтобы предлагать своим клиентам полный набор функций подготовки отчетов, поддержки запросов и оценочных ведомостей, OLAP, прогностического анализа и др. Но скоро этого будет недостаточно. И тогда заговорят инвестиционные капиталы.

По убеждению специалистов, вопреки опасениям, чувству неопределенности и сомнениям, которые распространяются традиционными поставщиками BI среди клиентов приобретаемых компаний, последним не стоит беспокоиться, что вложенным ими деньгам что-то угрожает. Свидетельство тому – благотворное воздействие Oracle на Hyperion и IBM на Cognos, а также автономию, которую получила Business Objects в SAP. Гранды индустрии выработали планы действий по развитию линеек продуктов купленных ими фирм. Большинство устоявшихся торговых марок BI сохранятся под эгидой новых владельцев.

Время учиться

Аналитический вопрос

Подтверждением того, что технология находится в широком употреблении, является введение сертификации по ней. Так, начиная с середины 90-х спросом пользуются специалисты по сетевому и системному администрированию, обладающие CNA (Certified Novell Administrator), MCSE (Microsoft Certified System Engineer), CCIE (Cisco Certified Internetwork Expert) и ими подобными. Сейчас примерно то же происходит и в области бизнес-аналитики. Где можно получить соответствующие знания и свидетельства, удостоверяющие их?

Прежде всего следует отметить Институт хранилищ данных (The Data Warehousing Institute), располагающий программой Certified Business Intelligence Professional. Здесь в наличии пять направлений обучения: собственно бизнес-аналитика (Business Analytics), руководство и менеджмент (Leadership & Management), анализ данных и проектирование (Data Analysis & Design), интеграция данных (Data Integration), а также администрирование и технологии (Administration & Technology). Кроме того, сертификацию предлагает практически каждый солидный поставщик BI-инструментов. Выбирать есть из чего: Microsoft Certified IT Professional Business Intelligence Developer, Business Objects Certified Professional, Cognos Solutions Professional Certification Program, Hyperion Certified Professional, SAS Certified Professional Program и др.

Если же есть потребность в получении степени магистра по BI, можно обратиться в Бизнес-школу им. Эривана К. Хауба при Университете Святого Иосифа (Erivan K. Haub School of Business at Saint Joseph's University), где три года назад была открыта первая магистратура по рассматриваемой специальности (Master of Science in Business Intelligence, MSBI). Несколько месяцев назад появился дистанционный онлайн-вариант данной программы, не требующий присутствия студентов в аудитории. MSBI дает возможность научиться создавать бизнес-модели для прогнозирования, освоить технологии анализа и получить сведения о том, как производить интеграцию информации в пределах организации. Программа направлена на развитие у учащихся количественных и аналитических навыков. Она будет полезна прежде всего тем, кто знаком с ИТ, но не имеет необходимого представления о том, как используя их, получать необходимые сведения для эффективного управления деятельностью компании. MSBI не присуща какая-либо отраслевая специфика – навыки, приобретенные здесь, должны быть применимы практически в любом виде бизнеса.

Прием на онлайн-обучение осуществляется так же, как и на стационар: студентам необходимо пройти тест по менеджменту (General Management Admission Test), предоставить рекомендательные письма и академические справки. В отличие от MBA здесь отсутствует требование, касающееся коллективной работы, хотя обсуждение тем с сокурсниками и преподавательским составом только поощряется. На курсе используются специальное учебное ПО Blackboard и дискуссионные доски. Задания имеют следующий характер: прочитать что-либо, выполнить упражнение, опубликовать комментарий. Как и при очной форме обучения, часть рекомендованной литературы представлена в бумажном виде, все остальное предполагается получать из Интернета – посредством специальных информационных сайтов, веб-форумов и прочих ресурсов. Курс требуется пройти за восемь недель.

Конечно, MSBI – далеко не единственная из доступных сегодня программ. Так, повышение квалификации специалистов по BI-направлению проводится также в университетах Алабамы (University of Alabama), Денвера (University of Denver), Джорджии (University of Georgia). Компания SAS Institute сотрудничает с британским Университетом Шеффилда Халлама (Sheffield Hallam University), выступая спонсором магистерской программы по бизнес-аналитике. Окончившие ее получают, кроме соответствующей степени, также сертификат от данного поставщика ПО.

Ситуация на рынке

По данным Gartner, в 2007 г. рынок BI достиг отметки 5,15 млрд долл. Согласно опросу 1500 ИТ-руководителей компаний, проведенному этим же агентством, сейчас средства бизнес-аналитики – на первом месте среди приоритетных технологий, поэтому согласно оценкам мировой рынок BI-платформ в нынешнем году составит 5,8 млрд долл., увеличившись по сравнению с прошлым на 11,2%, а до 2012 г. он будет расти ежегодно в среднем на 8,1%. В 2007 г. регионы EMEA и Asia/Pacific продемонстрировали показатели роста, превышающие таковые для Северной Америки, та же картина ожидается и в текущем году. Теперь подробнее о расстановке сил.

Business Objects, как и прежде, располагает одной из самых развитых BI-платформ. Компания расширила свое предложение приобретением фирмы Inxight и дальнейшей экспансией в направлении SaaS. Ее BI-средства «по требованию» уже применяют более 70 тыс. заказчиков, что делает Business Objects де факто лидером по «сервисной аналитике». Тем не менее клиенты склонны утверждать, что качество сопровождения решений могло быть и выше. Также OLAP-возможности продукции пользователи находят не всегда отвечающими их нуждам. Наконец, недавняя миграция на версии XI ПО поставщика оказалась для многих заказчиков довольно трудной и дорогостоящей.

Аналитический вопрос В результате мощной волны слияний и поглощений в прошлом году практически полностью поменялась линейка лидеров рынка BI-платформ. Ее заняли гранды программной индустрии, купившие ряд ключевых «чистых игроков» – компании Hyperion (Oracle), Business Objects (SAP) и Cognos (IBM). Исключение – Microsoft и MicroStrategy, достигшие превосходства собственными силами. Как и ранее, прочные позиции в отрасли удерживает SAS. На рисунке показаны перемещения ведущих поставщиков на основании результатов двух последних исследований Gartner. Точками отмечены позиции поглощенных организаций, а квадратами – текущее положение оставшихся. Не учтены нишевые игроки и те, кто предпочел воздержаться от борьбы за лидерство

Прочное положение в сегменте BI-платформ занимает Cognos. Благодаря перестройке своего ПО, инициированной четыре года назад, сегодня у компании довольно стабильная 8-я версия Cognos BI, процедура перехода на которую, согласно отзывам пользователей, хоть и трудоемкая, но понятная. Слияние с IBM открывает для Cognos доступ к клиентской базе первой, а также дополняет средства поставщика широкими возможностями интеграции данных и анализа контента. Весьма полезными для повышения производительности решений будут разработки Applix в области OLAP. Между тем Cognos по сравнению с другими поставщиками обладает достаточно слабыми средствами прогностического анализа и «добычи данных». Платформе Cognos BI 8 недостает функции надежного кеширования. Чтобы продвинуться по оси полноты видения потребностей рынка, компании необходимо увеличить число клиентов своего программного обеспечения для OLAP-анализа с масштабными хранилищами данных.

ПО бизнес-аналитики Microsoft привлекательно благодаря удобной ценовой политике и тесной интеграции с компонентами пакета Office и SQL Server. Обеспечиваемая ее аналитической платформой инфраструктура – одна из самых развитых на рынке. Ни для кого не секрет, что у корпорации обширная экосистема – ее BI-инструментами занимаются более 2 тыс. партнеров. Клиенты высказываются о высоком качестве аналитического ПО редмондского гиганта. Однако компаниям, ИТ-инфраструктура которых имеет неоднородный характер, нелегко интегрировать в нее BI-средства Microsoft. Большая часть технологий бизнес-аналитики была разработана в недрах корпорации, а не приобретена, в результате чего поставщик вышел на рассматриваемый рынок одним из последних и все еще вынужден выступать в роли догоняющего. По мнению клиентов, его BI-решениям не хватает ряда возможностей, которые есть у «чистых игроков», в особенности: управления метаданными, расширенной отчетности, «приборных панелей», функций обработки произвольных запросов. Впрочем, эксперты Gartner полагают, что если Microsoft не будет сбавлять оборотов, то в недалеком будущем сможет на равных конкурировать с сильнейшими участниками отрасли.

MicroStrategy – один из оставшихся ведущих независимых поставщиков. Самостоятельно построивший BI-платформу, благодаря чему она отличается цельностью, высокой степенью масштабируемости OLAP-архитектуры и полноценностью объектно-ориентированной модели метаданных. Как сообщают клиенты, в функциональном отношении у решений MicroStrategy нет конкурентов, также отмечаются легкость перехода от версии к версии и высокая надежность ПО. До прошлого года она имела репутацию поставщика дорогостоящих BI-инструментов, редко идущего на переговоры по изменению условий контракта. Согласно мнению аналитиков, компания вняла советам, благодаря чему и вышла в сектор лидеров. MicroStrategy работает, что называется, по старинке, концентрируясь только на BI-платформах, не уделяя внимания рынкам BPM и интеграции данных.

Oracle и до поглощения Hyperion обладала существенным набором средств бизнес-анализа и занимала одну из лидирующих позиций на рассматриваемом рынке. Поставщик располагает инструментами операционного и стратегического BI – как автономным аналитическим ПО, так и встроенным в горизонтальные или вертикальные решения. Hyperion прежде всего дала Империи Ларри Эллисона один из самых мощных на сегодня OLAP-серверов Essbase и развитые интеграционные возможности с Microsoft Office. Уместно говорить о том, что компании в текущем году предстоит серьезно потрудиться над интеграцией полученных ею BI-технологий. Увы, клиенты оценивают уровень поддержки BI-продуктов Oracle как низкий по отношении к рынку в целом. В общем, поставщику есть на что обратить внимание.

Наконец, SAS Insitute. Эта компания славится своими решениями с углубленными аналитическими возможностям. Имеет большое количество внедрений. По данным показателям с ней пока не может соперничать ни один другой игрок рынка. SAS заслужила хорошую репутацию по техническому обслуживанию своих решений. В то же время ПО поставщика характеризуется сравнительно высокой сложностью эксплуатации. К примеру, многие операции по управлению данными и задачи расширенной аналитики требуют знания языка программирования SAS. Также эксперты отмечают, что у решения BI Server компании все еще есть дефицит ряда ключевых функций, например инкрементного обновления кубов данных. Впрочем, в середине нынешнего года появится релиз 9.2 данного ПО, который должен получить запрашиваемые клиентами возможности.

Это все, что касается традиционных игроков рынка. Сотрудники Gartner констатируют, что хотя средства бизнес-аналитики с открытыми исходными текстами и постепенно приобретают популярность, получаемый их разработчиками доход все еще недостаточен для включения в соответствующий «магический квадрант». Одним из крупнейших Open Source поставщиков является JasperSoft, у которого более 7 тыс. коммерческих клиентов при 70 тыс. внедрений. Его пакет Business Intelligence Suite подходит для компаний среднего размера, наделен поддержкой широкого профиля как открытых, так и закрытых сред, интеграционными возможностями с ПО Oracle E-Business Suite, средствами Salesforce.com и другими деловыми решениями. Наряду с предложениями класса «с открытым кодом» все больше организаций, особенно небольших, склоняются к разработке и поставкам BI-решений «по требованию». Кроме безусловного лидера этого направления – Business Objects, заслуживают внимания такие компании, как Seatab, Oco и LucidEra. Тем не менее уместно говорить, что из соображений безопасности бизнес-аналитика в виде сервиса годится далеко не для всех предприятий.

И напоследок, из новичков не помешает отметить компанию LogiXML, разрабатывающую BI-решения, используя технологию Ajax и концепцию Web 2.0. Клиенты поставщика находят возможности ПО, как правило, вполне соответствующими их потребностям, а процесс его внедрения довольно простым. И все же в «магический квадрант» Gartner он еще не проходит по финансовому состоянию.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT