`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

AMD: «Уже в ближайшее время ожидайте от нас много интересных новинок»

Статья опубликована в №43 (660) от 11 ноября

+11
голос

Джузеппе Амато (Giuseppe Amato), технический директор маркетингового отдела AMD в регионе EMEA, посетил нашу страну для участия в мероприятиях компании, проводимых для прессы, партнеров и конечных заказчиков. Мы воспользовались случаем, чтобы подробно расспросить его о том, какой AMD видит ситуацию в различных сегментах ИТ-индустрии и что собирается предложить рынку в ближайшем и более отдаленном будущем. В результате час, отведенный для интервью, пролетел совершенно незаметно, а количество полученной новой информации дало обильную пищу для размышлений.
А начали мы разговор с г-ном Амато с вопроса о финансовой ситуации в компании и ее сравнении с показателями прошлого года.

AMD «Уже в ближайшее время ожидайте от нас много интересных новинок»

Я не могу называть вам конкретные цифры, так как по условиям фондового рынка перед подведением итогов квартала никто из должностных лиц не должен разглашать такую информацию. Тем не менее, если не углубляться в доли и объемы продаж, то надо признать, что перед нами сейчас стоят довольно непростые задачи по обеспечению прибыльности. Как вы сами наверняка знаете, в последнее время рынок достаточно сильно трансформировался, особенно с появлением новых типов клиентских ПК (нетбуки, MID), которые изменили ожидания пользователей касательно нижней границы их стоимости. Это, разумеется, существенно усложняет задачу по получению прибыли и требует определенной коррекции нашей ценовой политики. Поэтому мы действительно терпим убытки, и у нас есть проблемы с выходом в прибыль. Но не следует забывать, что причиной этому – революция в индустрии, и в настоящее время мы проходим своего рода адаптационный период.

Если сравнивать бизнес с прошлым годом, то ситуация двоякая. В штучном выражении реализация продукции значительно выросла – более чем на 15%. Казалось бы, на что жаловаться? Однако средняя цена продажи (average selling price, ASP) упала гораздо сильнее. Таким образом, наш доход в сопоставлении с предыдущим годом уменьшился.

Конечно, AMD пытается найти выход из данной ситуации и традиционными методами: экономией, увеличением производительности, фокусированием на основных направлениях и т.д. В то же время компания совершает значительно больший шаг вперед, своего рода сдвиг парадигмы. Мы хотим во всеуслышание заявить о том, что AMD не является компанией, выпускающей дешевые компоненты для ПК. Напротив, она лидирует по показателю «цена/производительность» и предлагает своим клиентам наилучшее из возможного за каждый истраченный ими доллар.

Как раз это и стало причиной появления инициативы сбалансированных платформ, в рамках которой мы утверждаем, что для массового ПК в равной степени важны как центральный процессор, так и графический адаптер. Поэтому компания предлагает очень мощные модели сегмента mainstream, где интегрированная графика основана на том же ядре, что и дискретные графические решения, увидевшие свет всего полгода назад (рабочие частоты несколько снижены, однако архитектура не изменилось). В компании уверены, что приобретая за $799 компьютер на базе нашей платформы, вы получаете значительно более выигрышную по вычислительным возможностям конфигурацию, чем с аналогичным по цене ПК от Intel.

Мы демонстрируем, что наша конфигурация позволяет полноценно играть в современные игры и работать с ресурсоемкими приложениями на том уровне, который вам необходим. К примеру, если вы захотите запустить игру поколения DirectX 10, то уж наверняка не для того, чтобы просто сказать «да, она запускается» и получить производительность в 3 fps, потому что такое нельзя расценивать иначе, чем как маркетинговую шутку. AMD заявляет, что если вы запустили игру под DirectX 10, то сможете в нее полноценно играть – со скоростью не менее 30 fps. Поэтому сейчас мы создаем маркетинговые материалы (видеоролики) для партнеров, в которых сравниваем конкретные образцы платформ нашей и конкурента, чтобы конечный пользователь смог сам выбрать быстрейшую. И в ряде случаев не только сохраняем ценовой паритет, но даже можем себе позволить более низкую стоимость.

Кстати, об интегрированной графике. Все знают о проекте Fusion, в рамках которого графический адаптер будет встроен в CPU. Не могли бы вы рассказать, каким он будет в сопоставлении с современными интегрированными GPU и как можно его сравнить с грядущим продуктом вашего главного конкурента, известным под кодовым именем Larrabee?

Прежде всего я бы хотел немного скорректировать вопрос. В настоящее время под словом «Fusion» мы подразумеваем корпоративный бренд AMD Fusion. Вам может показаться, что это создает определенную путаницу с упомянутым проектом Fusion (интегрированного в ЦП GPU), поэтому объясню, почему AMD вообще решила создать такую торговую марку.

С ее помощью мы хотим сказать: наша компания – это синтез (fusion) между инновациями, которыми она славится, и работой с партнерами – вендорами, дистрибьюторами – чтобы в полной мере использовать все преимущества данных инноваций. Таким образом, AMD представляет собой синтез инноваций и сотрудничества между нами и независимыми производителями программного и аппаратного обеспечения.

Теперь что касается графической подсистемы, которую мы собираемся интегрировать в чип – если я также назову его Fusion, у нас может возникнуть путаница, поэтому я предпочитаю именовать его «ускоренный процессорный модуль» (Accelerated Processor Unit, APU). Почему ускоренный? Потому что мы портируем в CPU блок UVD, выполняющий аппаратное декодирование видеопотоков H.264 и MPEG2, и для этого вам не потребуется дополнительный графический акселератор. С другой стороны, будущий GPU – это, по сути, тоже ускоренный процессор (APU), так как его можно будет применять для выполнения задач кодирования видео. Если вы пользовались, скажем, Pinnacle Studio 12 для создания видеороликов, то знаете, насколько долгим бывает процесс рендеринга видео. Но если задействовать с этой целью вычислительные мощности GPU, всю работу можно выполнить на порядок быстрее.

AMD «Уже в ближайшее время ожидайте от нас много интересных новинок»

Мы собираемся продемонстрировать первые APU в конце 2009 г., в них будет интегрированная графика на уровне семейства M96, которое мы планируем запустить в следующем году в мобильном сегменте. Данный GPU имеет 800 потоковых процессоров (stream processor, SP), и хотя я не могу сейчас точно сказать, сколько SP будет интегрировано в APU, но однозначно не меньше, чем в картах 38-й серии. Это может дать определенное представление об уровне производительности графической подсистемы внутри данного чипа.

Вы спросили, можно ли сравнивать его с Larrabee. Прежде всего, Larrabee – это революция в проектировании GPU, так как наш конкурент решил использовать множество х86-совместимых SIMD-блоков в качестве графического чипа. Но не стоит забывать, что подобная инициатива на аппаратном уровне должна быть поддержана соответствующей революцией в индустрии программного обеспечения, ведь разработчикам, прежде чем пытаться писать игры для этого устройства, предстоит досконально изучить приемы программирования и техническую документацию. Профессиональные сообщества не создаются по мановению руки, это как минимум требует больших капиталовложений. Можно ли сделать это в одиночку? Конечно – но если у вас много денег.

Надо понимать, что разработчики игр и ПО не станут писать программы только под один тип графического акселератора. В результате Intel столкнется с непростой задачей «раскрутки с нуля» абсолютно нового аппаратного решения – в то время как в соответствии с нашей стратегией мы используем тот же графический чип, что и в игровых консолях Xbox. Таким образом, если разработчики игр захотят портировать собственные проекты с консоли на ПК, сделать это окажется несложно. Коренное же изменение архитектуры GPU приведет к тому, что версии для консолей и для ПК будут значительно отличаться. С чем останется Intel в итоге и какую цену ей придется за это заплатить?

Не поймите меня неправильно – я уважаю наших конкурентов. У них возникнут трудности, но они есть у всех. Архитектурно они выбрали свой, особый путь. Однако наша стратегия состоит не в том, чтобы начинать с нуля. Мы приобрели ATI и в настоящее время имеем быстрейший одноплатный (single card) графический акселератор для PCI Express в мире, поэтому опыта нам не занимать. Что же касается технической новизны, то одно дело – красивый слайд в презентации и совсем другое – продать миллионы таких чипов и заставить их в самом деле работать.

А в чем вообще преимущество интеграции CPU и GPU в один чип? Почему бы не использовать их по отдельности, как ранее?

Причины довольно веские. Они заключаются в том, что если я буду использовать подобный ПК (указывает на ASUS Eee PC), то захочу иметь выбор между производительностью и временем автономной работы. Применяя CPU и GPU по отдельности, как прежде, вы никогда не сможете полностью отключить один из чипов даже на короткое время, так как они задействуют друг друга для получения доступа к оперативной и графической памяти. Но если разместить их на одной подложке, то такой сценарий оказывается возможным, как, например, в чипах для смартфонов – в них вы действительно можете отключать неиспользуемые блоки. Поэтому мы говорим о полноценной реализации режимов «производительность по требованию» (performance on demand) и «автономность по требованию» (battery on demand). При питании от сети вы получаете максимальное быстродействие, а перейдя на аккумулятор – сниженное, но все еще достаточное для большинства задач.

Но в таком случае как насчет тепловыделения, ведь интеграция довольно горячих CPU и GPU в один корпус неминуемо повлечет за собой высокие требования к системе охлаждения?

В самом деле, современные мобильные процессоры и графические акселераторы рассеивают много тепла. Прежде всего за счет более тесной интеграции мы сможем гибко управлять скоростями работы блоков CPU и GPU, понижая при необходимости тактовую частоту. Кроме того, по имеющимся у меня данным, графическая часть, интегрируемая в данный чип, будет обладать TDP не более 10 Вт. К тому же благодаря 45-нанометровому техпроцессу нам удается значительно снизить тепловыделение самого CPU, просто уменьшив токи утечки и потребление. Однако главная выгода все же заключается в том, что процессор и GPU будут намного теснее взаимодействовать между собой, поэтому предполагаются APU с уровнями TDP 43 и 19 Вт.

Это для настольных или для мобильных ПК?

Для мобильных. Впрочем, в более отдаленной перспективе (через 2–3 года) мобильные устройства будут использоваться в качестве клиентских ПК все чаще. Настольные же приобретут другой вид и также будут базироваться на мобильных комплектующих. Основная разница в том, что они не будут оснащаться интегрированной аккумуляторной батареей.

А что предложит AMD в десктопном сегменте в ближайшем будущем?

AMD «Уже в ближайшее время ожидайте от нас много интересных новинок»

Прежде всего мы не думаем, что десктопы отомрут как таковые. По нашему мнению, им предстоит революция в плане формфактора, и есть большая вероятность, что мы увидим два основных варианта. Первым будет тип «все в одном», когда ПК интегрируется с ЖК-дисплеем и предлагается по цене $599–699. Это станет возможным за счет экономии, так как использование различных шасси для ПК и ЖК-экрана приводит к тому, что цена конечного продукта вдвое выше, чем могла бы.

Такие устройства сейчас предлагает Apple (оценивая их довольно дорого), а также некоторые вендоры в качестве эксклюзивных ПК. Однако когда за дело возьмутся производители в массовом сегменте, подобных предложений появится значительно больше и стоимость их окажется на должном, весьма доступном уровне.

Другой тип формфактора для настольных ПК – set-top box, компьютер «объемом в один литр». Его можно будет использовать с внешним дисплеем, просто прикрепив позади панели. Для того чтобы такие ПК стали массовыми, необходимо решить еще несколько технологических задач – довести их быстродействие до уровня, позволяющего воспроизводить HD-видео, оснастить возможностями широкополосного доступа в Интернет, реорганизовать подключение периферийных устройств – здесь существенную роль могут сыграть технологии сверхширокополосной (Ultra Wide Band, UWB) беспроводной связи, такой как Wireless USB.

Но, конечно, определенный процент больших и производительных настольных ПК все же останется. По всей видимости, они будут оснащаться двумя шестиядерными CPU, топовыми видеоакселераторами и т. д. – это сегмент техники для энтузиастов. Но он довольно мал, а основная часть пользователей предпочтет приобретать один из двух вышеупомянутых вариантов.

И каким же будет предложение AMD для сегмента высокопроизводительных ПК?

Здесь все зависит от того, какие задачи энтузиасты захотят решать с их помощью. Уже сейчас состоятельные пользователи этой категории могут приобретать серверную двухпроцессорную материнскую плату формфактора ATX, оснащенную двумя разъемами PCI Express x16, устанавливать в нее пару четырехъядерных процессоров (с возможностью последующей замены на шестиядерные), два двухчиповых графических акселератора 4870 Х2 в CrossFire-конфигурации – и получать, мягко говоря, очень неслабую вычислительную мощность.

Для более экономных геймеров предполагаются однопроцессорные материнские платы и доступные четырехъядерные CPU с увеличенным объемом кэш-памяти, выполненные по техпроцессу 45 нм. Однако здесь надо обязательно учитывать, что с точки зрения игрока всегда лучше вложить несколько больше денег в мощный графический акселератор, чем в центральный процессор, так как это даст возможность повысить производительность в играх и оптимальнее распределить нагрузку.

Тогда давайте перейдем к нетбукам. Как относится AMD к этому сегменту и есть ли ей что предложить в нем?

AMD «Уже в ближайшее время ожидайте от нас много интересных новинок»

Я с удовольствием отвечу на этот вопрос, так как могу упомянуть о благотворительной деятельности, которую мы ведем в России по оснащению образовательных заведений доступными клиентскими ПК в соответствии с инициативой OLPC (One Laptop Per Child). Не забывайте, что мы с самого начала сотрудничали с Николасом Негропонте, работая над этой концепцией.

Что же касается реалий сегодняшнего дня, то ожидания пользователей нетбуков относительно их графических возможностей весьма отличаются от того, на что нас настраивали при работе над OLPC. Покупатели доступных мобильных ПК надеются, что качество и возможности 3D-графики в них окажутся на современном уровне, а не в зачаточном состоянии. Это примерно то же самое, что и в сегменте сотовых телефонов – вы не сможете продать смартфон, если его экран не отображает миллионы оттенков.

Поэтому при рассмотрении сценариев использования нетбуков нам прежде всего кажется, что объем 3D-контента в Сети вырастет. Этому будет способствовать как концепция Web 2.0, так и приложения типа Second Life, где вы можете создавать собственного персонажа, придав ему характерные черты вашей внешности. Для того чтобы свободно общаться с его помощью с другими виртуальными образами в таком мире, нужна достаточно мощная графическая подсистема. Поэтому, с одной стороны, нетбуки должны быть доступными, с другой, – «тянуть» трехмерные приложения и игры с производительностью порядка 30 fps, позволять выполнять серфинг в Web 2.0 и осуществлять прием потокового HD-видео, а с третьей, – весьма желательно, чтобы время их автономной работы составляло не менее 8 ч.

К сожалению, эти требования противоречивы по своей природе, поэтому стратегия AMD состоит в том, чтобы предложить пользователям более мощные решения, особенно в графической части – пусть даже они окажутся дороже сегодняшних нетбуков. Когда люди привыкнут к подобному формфактору, осознают его ограничения и увидят, что на рынке есть предложения более совершенных ПК такого класса, они станут переходить на них, несмотря на необходимость заплатить дополнительные 50–100 долларов. Таков наш план, мы работаем над ним, и хотя пока что готового решения нет, вскоре оно обязательно появится.

Это будет чип с какой-то специальной архитектурой или же основанный на уже существующих продуктах?

Все, что я могу сказать вам на данный момент – мы не собираемся предлагать рынку слабый процессор под новым названием. Вы не увидите уменьшения объемов кэш-памяти, блоков целочисленных операций и т.д. – это будет архитектура класса Athlon. Пока мы не разглашаем его имени, однако у такого чипа будут достаточно интересные показатели энергопотребления. Конечно, не один и не четыре ватта, а несколько больше, но если оценивать вклад CPU в общее энергопотребление системы, то по сравнению с чипсетом, дисплеем, накопителями и т. д. его доля окажется незначительной. В наших лабораторных тестах сравнение прототипа новой платформы с Intel Atom пока что выглядит так: Atom выигрывает по энергопотреблению, зато наш ПК соответствует классу Windows Vista Premium Ready.

Давайте окинем взглядом серверный сегмент – что нового будет предлагаться здесь?

Говоря о серверных продуктах, прежде всего хочу акцентировать ваше внимание на особом подходе AMD к этому вопросу. Мы предлагаем стабильную платформу с длительным сроком жизни на рынке – три года. Если вы вспомните, в 2003 г. мы представили Socket 939, в 2006 г. появились двухъядерные процессоры и Socket F. В нынешнем году мы выпускаем четырехъядерные CPU для данной платформы и ближе к его концу запустим новый процессор, Shanghai, который опять-таки совместим с Socket F, и будем продолжать производство таких продуктов в течение всего 2009 г.

Таким образом, ОЕМ-производителям, уже вложившим достаточно средств в разработку и валидацию серверных материнских плат, не придется делать это заново с выходом нового процессора. Более того, даже конструкция системы охлаждения останется прежней, ведь наши четырехъядерные процессоры – 45-нанометровые, с повышенными частотами и увеличенным объемом кэш-памяти – будут укладываться в тот же температурный диапазон, что и двухъядерные. Такова первая часть нашей стратегии.

Вторая заключается в совокупной стоимости владения. Решения AMD очень хорошо масштабируются с увеличением количества вычислителей. Рост числа ядер в CPU или же процессоров в сервере приводит к соответствующему повышению производительности. Согласно независимым тестам, наш конкурент не может похвастаться столь же беспроблемным наращиванием мощностей, так как в его продукте большое количество ядер или процессоров при обращении к памяти неминуемо «упирается» в северный мост, выступающий в данном случае узким местом. Поэтому если еще совсем недавно в Intel критиковали нашу NUMA (Non-Unified Memory Architecture) и утверждали о преимуществах UMA, то теперь ситуация обратная, и в новых процессорах Nehalem и Tukwila Intel обратилась именно к NUMA. Вот так неожиданно могут меняться предпочтения даже у лидеров рынка.

Собственно, отчасти роль AMD заключается именно в том, чтобы путем конкуренции подстегивать продвижение индустрии вперед. Очевидно, что в отсутствие соперничества какой-либо стимул к инновациям исчезнет.

Касательно конкуренции – некоторое время назад AMD обвиняла Intel в нечестном ведении бизнеса. Изменилась ли ситуация с тех пор?

AMD «Уже в ближайшее время ожидайте от нас много интересных новинок»

Несмотря на то что компания не слишком поощряет комментарии на данную тему, мне хотелось бы сказать пару слов об этом. В любой индустрии присутствует конкуренция и побеждает в ней лучший. И поэтому с точки зрения честного бизнеса ситуации, когда к продавцам приходят и говорят: «Если вы будете продавать только технику Intel, мы разделим с вами часть нашего маркетингового бюджета; если же в продаже окажется хотя бы один компьютер на базе AMD, вы не увидите этих денег», попросту немыслимы. Кроме того, существует еще целая масса вопросов, которые мы в настоящее время пытаемся прояснить в судебном порядке. Удастся ли нам остановить столь порочную практику ведения бизнеса? Я уверен, что да. Но это уже тот случай, когда, чтобы оставаться на плаву, пришло время привлечь организации по рыночному регулированию для наведения порядка в этом вопросе.

На протяжении шести лет мы собирали материалы, которые наглядно демонстрируют ситуацию, и обязательно представим их в суде. Простите мне мои эмоции, но одно дело, когда лидерство на рынке обеспечивается технологическими достижениями – если ваше решение действительно лучше, я безоговорочно соглашусь с этим, поздравлю вас и постараюсь в следующий раз сделать все возможное, чтобы мое оказалось еще лучше, – и совсем другое, когда компания добивается своих показателей продаж, пользуясь нечестными методами ведения бизнеса. И мы очень надеемся, что соответствующее урегулирование будет произведено раньше, а не позже, так как AMD в такой ситуации действительно терпит значительные убытки. И если с этим ничего не делать, боюсь, мы не продержимся слишком долго, а в результате последствия для всей индустрии будут плачевными, ведь в условиях монополии исчезает какой-либо стимул для развития.

И в заключение – немного о сегменте платформ для смартфонов и коммуникаторов.

Это сложный вопрос. В последнее время AMD вынуждена оставаться в рамках своих основных бизнесов, так как нам попросту не хватает ресурсов для развития сразу всех направлений. Поэтому в настоящее время мы придерживаемся трех основополагающих для нас сегментов: серверных платформ, клиентских ПК и графики. Касательно смартфонов ситуация такая – несмотря на то что большинство их производителей использует наш графический процессор Victoria, этот бизнес будет отделен так же, как и подразделение LCD TV, которое мы продали Broadcomm. И сейчас я объясню почему.

Мое персональное видение таково: хотя сейчас на рынке доминируют ARM-процессоры, в скором времени требования к вычислительным возможностям смартфонов возрастут. К 2011 г. появится большое количество нового и сложного ПО (распознавания речи, образов), которое приведет к доминированию на этом рынке архитектуры х86. Помимо высокой вычислительной производительности, основным ее преимуществом является ощутимое снижение стоимости разработки и адаптации ПО. Поэтому хотя мы отнюдь не считаем, что ARM обречен, но в отдаленном будущем (года через 2–3) процессоры х86 найдут для себя новые, очень интересные области применения. И вот здесь-то наши APU окажутся в роли фундаментальных элементов для построения новых типов смартфонов и коммуникаторов. Следите за продуктами, которые AMD предложит рынку уже в ближайшее время, ожидается много интересного.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT