`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

AMD Radeon HD 6800: шаг в сторону

Статья опубликована в №39 (749) от 2 ноября

+22
голоса

Вышедшие осенью прошлого года видеокарты ATI Radeon HD 5800 сильно повлияли на рынок, почти на полгода закрепив AMD в роли поставщика самых быстрых решений для игровых ПК. Появление весной 2010 г. NVIDIA Fermi вынудило компанию несколько потесниться, и теперь AMD снова ходит козырем, играя на соотношении цены и производительности.

AMD Radeon HD 6800 шаг в сторону
AMD Radeon HD 6870

Графическая архитектура ATI Cypress, на которой базируется Radeon HD 5000, бесспорно, была новой вехой в эволюции видеокарт канадской компании: прирост производительности по сравнению с прошлым поколением оказался настолько значительным, что компания триумфально вернулась с топовыми моделями в ценовую нишу «выше $300». Однако основной доход разработчики GPU получают вовсе не с продуктов высшего класса, являющихся прерогативой энтузиастов, а с устройств среднего уровня, доступных массовому покупателю. На этот сегмент и обратили наибольшее внимание в AMD, создавая новое поколение под кодовым названием Northern Islands. Первыми его представителями стали AMD Radeon HD 6870 и HD 6850, также именуемые Barts (подчеркнем, что эти акселераторы первыми стали носить имя именно AMD, а не ATI – корпорация старается усилить восприятие потребителями своего бренда как представителя цельной платформы с процессорами, чипсетами и GPU).

Отметим, что приоритет на видеокарты для ценового диапазона «до $250» вовсе не означает, что AMD не планирует модернизировать топовый сегмент: наиболее производительные продукты Radeon HD 6900 с одним процессором (Cayman) и двумя (Antilles) будут выпущены позднее, а пока компания концентрируется на проблемной для себя нише. Дело в том, что Radeon HD 5870 и HD 5850 основаны на довольно сложном GPU Cypress, который дорог в производстве и в результате ценового противостояния с NVIDIA не приносит достаточной прибыли. A позиционируемые ниже Radeon HD 5770, с другой стороны, выгодны компании, но не слишком привлекательны для потребителя: уж больно высоким быстродействием при приемлемой стоимости обладает GeForce GTX 460. AMD решает эту проблему, заменяя старшие одночиповые модели Radeon HD 5800 новым поколением со сниженной ценой, обостряя конкуренцию в сегменте mainstream. NVIDIA, в свою очередь, пошла на определенные жертвы, чтобы сохранить конкурентоспособность: ее GeForce GTX 460 с 1 ГБ памяти, который и является главным конкурентом новинок AMD, подешевела с $229 до $199, а самое удивительное – стоимость GeForce GTX 470 с дорогим топовым GPU GF100 также упала с $349 до $259. И причины для беспокойства у этого вендора довольно серьезны.

В архитектуре AMD Barts четко прослеживается наследие Cypress, эти GPU унаследовали от нее структуру вычислительных и текстурных блоков. Фактически с точки зрения потоковых процессоров, TMU и устройств растеризации они идентичны предыдущему поколению, и основная работа инженеров AMD заключалась в оптимизации ядра и устранении обнаруженных за год слабых мест Cypress. Одним из них были блоки тесселяции: за это время появилось несколько игр, активно использующих данную технологию, наблюдается тенденция к росту их числа, и потому откровенно невысокая производительность Cypress в указанной задаче была исправлена: по информации AMD, Barts в оптимальных режимах вдвое превосходит Radeon HD 5870 по этому показателю.

AMD Radeon HD 6800 шаг в сторону
AMD Radeon HD 6850

По характеристикам же Radeon HD 6800 явно уступают предшественникам: если у Radeon HD 5870 было 1600 процессоров и 80 текстурных блоков, то у HD 6870 их всего 1120 и 56. Аналогично соотношение и между младшими моделями: Radeon HD 6850 может похвастать лишь 960 SP и 48 TMU против 1440 и 72 у Radeon HD 5850. Количество ROP и емкость встроенных кешей осталась неизменной, а ослабление шейдерного домена GPU AMD пытается нивелировать повышением частоты и внутренними оптимизациями. Также отметим, что в Barts используется контроллер GDDR5 от ядра Redwood (Radeon HD 5600), который занимает вдвое меньше места, нежели примененный в Cypress. В итоге количество транзисторов в новом GPU снизилось с 2,15 млрд до 1,7 млрд, а площадь ядра – с 334 до 255 мм2, что, в свою очередь, отразилось и на TDP: для Radeon HD 6870 он составляет 151 Вт, для HD 6850 – 127 Вт, а в простое обе модели потребляют и выделяют всего 19 Вт. Производится Barts по 40-нанометровому техпроцессу TSMC – долгая его отладка вынудила AMD отказаться от проектирования этих GPU под 32 нм, следующее же поколение будет выпускаться уже по 28-нанометровым нормам.

В отличие от вычислительной части GPU другие блоки подверглись намного более серьезной модернизации. Значительно улучшен модуль обработки видео: третье поколение движка UVD – UVD3 – получило способность аппаратно декодировать несколько новых кодеков. Во-первых, добавлена возможность воспроизведения MVC (Multiview Video Coding) – очередного дополнения к стандарту H.264/AVC, описывающего передачу в одном потоке данных двух кадров с разными ракурсами, необходимых для стереоскопии. Как результат, Northern Islands позволяет аппаратное воспроизведение Blu-ray 3D и другого 3D-видео, сжатого этим кодеком. Вторым серьезным нововведением стало внедрение полноценной поддерж-ки декодирования и обработки MPEG-4 ASP, наиболее распространенными представителями которого являются кодеки DivX и XviD. С одной стороны, они и так прекрасно воспроизводятся программно и не требуют серьезных затрат ресурсов, с другой – теперь даже HTPC со слабым CPU и новой видеокартой AMD (тут речь скорее о будущих бюджетных моделях нового поколения) смогут проигрывать видео в этом формате, а портативные ПК еще и сэкономят заряд батареи. Наконец, UVD3 в полной мере поддерживает MPEG-2, включая алгоритмы энтропийного кодирования, что было недоступно предыдущим моделям Radeon.

Серьезные изменения произошли и среди поддерживаемых графических интерфейсов. Так, Radeon HD 6800 оснащаются HDMI 1.4a, поддерживающим стереоскопическое видео в формате Full HD (1080p24). Кроме того, внедрена поддержка DisplayPort 1.2, который в новом устройстве выглядит более выигрышно, нежели HDMI и DVI, по нескольким причинам. Во-первых, новая версия интерфейса обладает удвоенной пропускной способностью (21,6 Гб/с), что позволяет передавать по одному каналу сигнал на два монитора с разрешением 2560×1600 или на четыре – с 1920×1200 и частотой 60 Гц. Если для видео это не важно, то для игр в 3D означает возможность подключения устройства вывода не только по Dual-Link DVI (HDMI для такого использования не подходит, поскольку для него установлено ограничение на частоту передаваемого сигнала: либо 2×1080p при 24 Гц, либо 2×720p при 120 Гц). Во-вторых, сигнал высокого разрешения может передаваться с большей глубиной цветности (до 30 бит). Улучшены и возможности относительно воспроизведения HD-видео: теперь по DisplayPort можно транслировать полноценный несжатый восьмиканальный звук в формате LPCM одновременно с Full HD-видео, равно как и lossless-поток в кодеках DTS Master Audio и Dolby TrueHD (ранее на них не хватало пропускной способности).

Тот факт, что DisplayPort не требует тактового генератора для синхронизации и является пакетным, позволил с увеличением ширины шины реализовать возможность подключения нескольких мониторов к единственному выходу видеокарты либо последовательно, либо посредством концентратора. В пакетах просто указывается, для какого из устройств предназначен конкретный кадр, и концентратор «разбирает» поток на составляющие, отправляя каждому монитору надлежащий ему сигнал. Для AMD это означает существенное упрощение инфраструктуры Eyefinity: теперь для подключения шести дисплеев к одной видеокарте не нужна редкая и дорогая модель Eyefinity6. С Radeon HD 6800 такую конфигурацию можно построить с помощью всего двух mini-DisplayPort (по три монитора к каждому через концентраторы). К сожалению, ни дисплеев с поддержкой DP 1.2, ни концентраторов на рынке пока нет – в данном случае AMD играет на опережение, но они должны быть вскоре представлены (вероятнее всего, на CES 2011 в январе).

С выходом видеокарт Barts AMD наконец представила и свой вариант технологии стереоскопического вывода изображения, названный HD3D. Однако в данном случае решение сугубо программное и к архитектуре новинок отношения не имеет. Более того, реализовано оно посредством дополнительных драйверов от сторонних разработчиков – TriDef и iZ3D. Из других улучшений отметим исправленную анизотропную фильтрацию, которая теперь не зависит ни от угла, ни от характера текстур, и появление режима Morphological Anti-Aliasing, позволяющего сглаживать края контрастных объектов с меньшими потерями производительности, нежели при обычном суперсемплинге (фактически это просто DirectCompute-фильтр, который накладывается на уже прошедшую растеризацию сцену, находит характерные для краев объектов контрастные зоны и обрабатывает только их).

Как видим, первые модели нового поколения видеокарт AMD являются своего рода компромиссом: с одной стороны, они во многом проще и явно слабее предыдущих, с другой – значительно дешевле. Удачная ли балансировка получилась – покажут результаты тестирования.

AMD Radeon HD 6800 шаг в сторону

Референсные AMD Radeon HD 6870 и HD 6850 на вид очень похожи на своих предшественников: в них применены аналогичные системы охлаждения с турбинным вентилятором и полностью покрывающим платы пластиковым кожухом. Визуальные отличия состоят в разъемах видеоинтерфейсов: теперь два DVI и один HDMI дополняет не единственный полноразмерный DisplayPort, а два mini-DisplayPort. Кроме того, у Radeon HD 6850 всего один шестиконтактный разъем питания, а не два, к тому же AMD избавилась от декоративных выступов на кожухе, иногда мешавших подключать к ним коннекторы. Старшая модификация в первое время будет доступна исключительно в виде копий референсной версии (наверное, процент выхода годных кристаллов у TSMC пока не слишком высок), а вот младшая новинка уже существует во многих вариантах с измененными несколькими вендорами кулерами и печатными платами.

Прежде всего мы проверили, насколько выросло быстродействие новых видеокарт AMD в тесселяции. Проведенный тест в Unigine Heaven показывает, что с увеличением сложности Radeon HD 6800 действительно оказываются заметно производительнее своих предшественников: уже на уровне Normal Radeon HD 6870 опережает формально более быстрый HD 5870, а на Extreme вперед выходит и HD 6850. О конкуренции с NVIDIA в данном случае речь не идет: во-первых, движок Unigine явно лучше работает на видеокартах этого вендора (что видно по режиму с отключенной тесселяцией), во-вторых, Fermi с ее блоками Polymorph Engine всегда значительно превосходит Barts и Cypress в этой задаче.

AMD Radeon HD 6800 шаг в сторону

Что касается более реальных тестов, то они показывают, что у AMD действительно получились очень удачные продукты. В различных приложениях соотношение сил несколько меняется, но в целом тенденция следующая: максимальный разрыв между Radeon HD 6870 и HD 5870 не превышает 15% и иногда сводится к единицам процента. В среднем в проведенных нами замерах топовая видеокарта предыдущего поколения опережает новинку лишь на 7% при формальном превосходстве в количестве исполнительных блоков и реальной разнице в цене почти в полтора раза. Аналогичный успех наблюдаем и при сравнении с прямым конкурентом NVIDIA – GeForce GTX 460 с 1 ГБ памяти: Radeon HD 6870 в зависимости от теста работает на 4–27% быстрее. Отметим также, что более дорогая GeForce GTX 470 совсем ненамного опережает новинку AMD, а цены на нее в украинской рознице еще нескоро приблизятся к рекомендованным NVIDIA после снижения $260. Правда, на рынке присутствуют и разогнанные версии GeForce GTX 460, да и сам пользователь без особого труда сможет добавить производительности этой видеокарте, однако в лучшем случае можно будет говорить лишь о паритете.

Что касается AMD Radeon HD 6850, то и эта модель в своей нише выглядит вполне убедительно: при разнице в стоимости около $50 она лишь на 15% уступает Radeon HD 5850 и примерно на столько же опережает NVIDIA GeForce GTX 460 с 768 МБ памяти. Тут конкуренция, очевидно, будет напряженнее, нежели между старшими модификациями: и соотношение сил, и цены довольно близки, к тому же на стороне NVIDIA играют поддержка PhysX, CUDA и 3D Vision.

Выводы

Новая или, точнее, обновленная графическая архитектура AMD – ярко выраженное проявление не революционного, а эволюционного развития. Компания не стала продолжать тенденцию к ежегодному скачкообразному наращиванию производительности, вместо этого она делает уже существующие возможности более близкими рядовому потребителю. Главный козырь Radeon HD 6800 – не быстродействие, а его соотношение с ценой, и по данному фактору новинки наголову опережают своих предшественников и составляют острую конкуренцию NVIDIA GeForce GTX 460, которые еще летом мы называли «королями» среднего сегмента.

Выпуском этих акселераторов AMD удовлетворяет нужды основной массы требовательных к производительности видеокарты потребителей, а самую престижную (и самую малочисленную) их категорию компания порадует совсем скоро, выпустив Radeon HD 5900.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT