`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Activision Blizzard – издатели игр консолидируются

Статья опубликована в №48 (616) от 18 декабря

+22
голоса

Рынок компьютерных и видеоигр, без сомнения, уже вышел из «детского» возраста и превратился в один из локомотивов движения всей индустрии развлечений. В 2004 г. объем этого сегмента, по данным PricewaterhouseCoopers (PwC), впервые превысил доходы киноиндустрии, достигнув отметки 24,5 млрд долл. Уже в нынешнем году он может обогнать сектор продаж музыкальных записей. Поэтому любые крупные события на данном рынке, а особенно слияния, способные изменить расстановку сил, всегда привлекают самое пристальное внимание.

Activision Blizzard – издатели игр консолидируются

Прежде чем перейти собственно к предмету предлагаемой вниманию читателя статьи, приведем еще одну цифру для понимания масштабов рассматриваемой индустрии. По оценкам все той же PwC, в ближайшие четыре года рост здесь составит 9,1% в год, а объем к 2011 г. достигнет 48,9 млрд долл.

Соглашение Activision и Vivendi Games для многих стало абсолютной неожиданностью. Очевидно, огорошило оно и Джона Ричителло (John Riccitiello), СЕО Electronics Arts. Стоило ему 30 ноября сказать, что, по его мнению, консолидация компаний в этом сегменте практически завершена, поскольку все более или менее ценные студии уже куплены, как через два дня Vivendi сделала предложение о поглощении Activision. Объединенная структура получит название Activision Blizzard, а ее акции будут доступны для торгов на площадке Nasdaq.

Если внимательно проследить за реформами, которые начал СЕО Vivendi Жан-Бернар Леви (Jean-Bernard Levi) в 2005 г., когда группа переживала тяжелые времена, то видно, что эта сделка очень хорошо вписывается в стратегию французской компании, в чьи интересы также входят мобильная связь, платное телевидение и звукозапись. Леви считает, что компьютерные игры – самое быстрорастущее и наиболее перспективное направление индустрии развлечений.

По условиям анонсированного предложения, Vivendi передаст новой компании свое игровое подразделение Vivendi Games стоимостью 8,1 млрд долл., а также 1,8 млрд наличными. В результате Activision Blizzard получит 52% акций Activision, а на рынке возникнет гигант с капитализацией 18,9 млрд долл.

Несмотря на высокую динамичность рынка интерактивных развлечений, рост продаж лидера этого сектора – Electronic Arts – за последние четыре года составил всего 25%, а ее обороты в 2007 г. достигли 3,1 млрд долл. За тот же период Activision сделала скачок на 74%, доведя свои продажи до 1,8 млрд. Неудивительно, что биржа моментально отреагировала на анонс сделки ростом котировок Vivendi и Activision и падением акций Electronic Arts.

Эксперты и аналитики рынка полагают, что объявленное слияние усилит интерес к небольшим игровым издателям, таким как THQ и Take-Two, со стороны крупных игроков. «Последние год или два дали многим медиакомпаниям сигнал о том, что пора пристальнее взглянуть на рынок видеоигр», – отмечает Джонатан Вейц (Jonathan Weitz), медиаконсультант IBB.

Объединяющиеся компании хорошо дополняют друг друга благодаря лидерству в разных сферах игрового бизнеса. Activision сильна в создании приложений для консолей, в том числе нового поколения от всех производителей, и владеет такими популярными брендами, как серия симуляторов скейтбординга Tony Hawk's, военный боевик Call of Duty и симулятор игры на гитаре Guitar Hero. Vivendi Games же – это признанный лидер в онлайновых играх, издатель феноменального бестселлера World of Warcraft (WoW), имеющего 9,3 млн подписчиков по всему миру.

По большому счету, WoW является для Vivendi золотой жилой, генерируя до 75% прибыли ее игрового подразделения. За 2007 г. игра принесла своим создателям 517 млн долл. операционной прибыли при продажах в 1,11 млрд. По некоторым оценкам, Vivendi Games контролирует почти половину американского рынка онлайн-игр. Разработчик WoW, Blizzard Entertainment, в свете предстоящей сделки был вынужден успокаивать озадаченных ее судьбой поклонников и разместил на своем сайте пресс-релиз, в котором говорится, что она будет иметь значительную свободу внутри новой структуры. Вето президента группы, например, не будет касаться Blizzard, а все ключевые посты в компании сохранят за собой нынешние сотрудники.

Роберт Котик (Robert Kotick), генеральный директор Activision, заявил в недавнем интервью, что он понимал необходимость дополнить продуктовую линейку чем-то, связанным с Интернетом. После изучения различных путей решения проблемы лучшим, если не единственным выходом было признано слияние с другой компанией.

«Объединив усилия с Vivendi Games, мы станем абсолютным лидером в высокоприбыльном бизнесе онлайн-игр и получим доступ на быстрорастущие азиатские рынки, включая Китай и Корею, оставаясь на ведущих позициях в Северной Америке и Европе», – отметил г-н Котик. Он также заверил, что взгляды руководителей обеих компаний на дальнейшее развитие рынка совпадают.

Vivendi покупает Activision на гребне успеха – ее последний хит Guitar Hero III разошелся тиражом 1,3 млн копий всего за семь дней после своего релиза в октябре. Кроме того, в рейтинге самых продаваемых игр в США за тот же месяц, по данным NPD Group, три из восьми были изданы Activision. По мнению директора компании, успеху Guitar Hero будет способствовать и синергетический эффект от того, что в группу Vivendi входит музыкальный гигант Universal Music. А уже на прошлой неделе Activision пересмотрела свой прогноз продаж Guitar Hero на рождественский сезон в сторону повышения.

Роберт Котик останется на посту генерального директора Activision Blizzard, а Брюс Хэк (Bruce Hack), CEO Vivendi Games и ответственный за интеграцию двух фирм, станет вице-председателем правления и исполнительным директором. На компанию будут работать 6 тыс. сотрудников, и г-н Котик уверен, что если все пройдет успешно, через 3–4 года их количество может удвоиться.

Не в последнюю очередь благодаря успеху Guitar Hero аналитики с Уолл-стрит настроены оптимистично по отношению к сделке. Но многие задаются вопросом: а сможет ли компания повторить этот успех?

Однако Activision и Vivendi Games считают, что в результате объединения они смогут расширить портфолио игр и получат большую гибкость. Свой оптимистичный настрой они подтверждают инвестициями: после окончания сделки компания выкупит свои акции на сумму 4 млрд долл., что позволит Vivendi довести долю в Activision Blizzard до 68%.

Тем временем EA инвестирует в новые проекты, связанные с мобильными развлечениями для разных возрастных аудиторий и прочими инновациями. Результаты пока не очень заметны, но если они появятся, то придадут ей серьезное ускорение. Открытым также остается вопрос, сможет ли Activision Blizzard воспроизвести успешную модель бизнеса Electronic Arts, построенную на большом числе игровых серий (24 в 2007 г.)? EA достигла этого, постоянно скупая разработчиков. Также, в отличие от своих конкурентов, Activision Blizzard пока не нацелена на сервисы для мобильных устройств. Компания предпочитает работать на зрелом рынке, а прибыль инвестировать в рост.

«Мы желаем им удачи, – сказал в интервью сайту Eurogamer Кейт Рамсдэйл, вице-президент EA, – но считаем, что EA по-прежнему обладает самым сильным портфолио игровых франшиз в индустрии. И мы готовы к схватке».

Четыре ведущих игрока российского рынка многопользовательских онлайн-игр MMORG объединяются

Серьезные консолидационные процессы идут не только в мировой индустрии. Недавно компании Nival Online, IT Territory, TimeZero и NIKITA.Online объявили о своем объединении в холдинг Astrum Online Entertainment, ставший самым крупным игроком на рынке интерактивных развлечений в России.

«Создание Astrum Online Entertainment – это первая, но давно ожидаемая крупная консолидация на отечественном игровом рынке. – считает Сергей Орловский, президент Nival Online. – Сейчас на долю объединившихся компаний приходится 45% российского рынка онлайн-игр, что уже делает Astrum Online Entertainment безусловным лидером в данном секторе. В краткосрочных планах – увеличение этой доли к концу 2008 г. до 65%, а также укрепление позиций на рынках стран ближнего и дальнего зарубежья».

«Онлайн-рынок в России в настоящее время существенно отличается от американского и европейского, – комментирует событие Борис Герцовский, вице-президент компании TimeZero. – Во многом российский рынок схож с западным, однако по тенденциям он близок к азиатским бизнес-моделям. Речь идет о модели "free-to-play" – игры с бесплатным клиентом и отсутствием абонентской платы, но с возможностью продажи внутриигровой валюты и дополнительных возможностей. На сегодняшний день эта модель хорошо зарекомендовала себя в России в браузерных онлайн-играх и активно завоевывает сегмент клиентских. Компании холдинга также делают ставку на эту бизнес-модель в своих проектах, что, я уверен, повлечет за собой признание таких продуктов массовой аудиторией».

Объем рынка онлайн-игр в России в 2007 г. оценивается его участниками в 80 млн долл. При этом индустрия переживает период активного развития – темпы роста близки к 100% в год, и, по мнению аналитиков холдинга, подобная динамика сохранится и ближайшие несколько лет.

Образование Astrum Online Entertainment, произошедшее по общей инициативе всех вошедших в нее компаний, преследует две глобальные цели: консолидировать усилия по развитию качественного российского рынка онлайн-игр, составить конкуренцию устремившимся на него зарубежным игрокам, а также обеспечить совместный выход на западный рынок.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT