`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Accenture: AI как лицо компании

+22
голоса

Искусственный интеллект переходит из зачаточного состояния, в котором он пребывал более полувека, в пору своей юности, осваивая все новые прикладные области. Исследователи из Accenture описывают, как AI берет на себя более все сложные роли в рамках новых технологических интерфейсов.

 AI как лицо компании

Искусственный Интеллект (Artificial Intelligence, AI) и Пользовательский Интерфейс (User Interface, UI) в исполнении Гомера Симпсона.

Accenture Technology Vision 2017

 AI как лицо компании

Пол Догерти − «Технологии начинают использоваться таким способом, что к ним должны приспосабливаться уже люди, а не компьютеры».

26 января 2017 г. в своем корпоративном блоге СТО компании Пол Догерти (Paul Daugherty) написал − «сегодня мы публикуем годовой отчет Technology Vision, содержащий основные IT тенденции, которые будут наибольшим образом будут влиять на организации в ближайшие три года».

В исследованиях серии «Technology Vision» Accenture рассматривает следующие основные темы − AI как новый человеко-машинный интерфейс, изменения в технологической экосистеме, современный рынок рабочей силы, третье поколение систем М2М (Machine-to-Machine) и некоторые другие, которые сведены в отдельную категорию «не обозначенных на карте» (Uncharted).

 AI как лицо компании

Как показано на схеме, «AI as UI» еще в прошлом году определялся как «Intelligent Automation» − сочетание «Internet of Me» и «Workforce Reimagined» по классификации 2015 г.

Мы коснемся только первой тенденции, «AI as UI». Основной вывод этой части исследования сформулирован следующим образом − «Искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI) собирается стать «Цифровым Представителем» (Digital Spokesperson) компаний».

Смысл современного AI заключается в том, чтобы сделать каждый человеко-машинный интерфейс максимально простым и вместе с тем максимально «умным». Теперь AI постепенно принимает на себя функции «цифрового бренда компании» (Сompany Digital Brand) и ключевого дифференциатора (key differentiator), выделяющего данную компанию среди других. Пока же более трех миллионов человек в мире с удовольствием болтают с ПО Alexa через аппаратный адаптер Amazon Echo.

Бытовой речевой интерфейс к AI

 AI как лицо компании

Для тех, кто еще не ознакомился − конструкция Amazon Echo. Клиенты, начинающие использовать Echo, делают на 6% больше покупок, чем до этого. В денежном выражении их расходы увеличиваются при этом на 10%.

Когда устройство Echo разрабатывалось (около пяти лет назад), технология голосовой идентификации имела среднюю задержку во время отклика почти в три секунды. Это вызывало некоторое неудобство в общении и раздражало пользователей. Люди хотели говорить с AI Alexa, находившимся по другую сторону интерфейса, как с другим человеком, − или не хотели разговаривать с таким «тормозом» вообще.

Разработчики Amazon установили для Echo целью две секунды и, в конечном счете, достигли 1,5 секунд. Это стало критическим фактором для успеха устройства, у которого принципиально нет визуального управляющего экрана. Успех Alexa − яркий пример использования AI как пользовательского интерфейса (User Interface, UI).

По мере того, как AI созревает, исчезают многие проблемы, которые препятствовали его широкому принятию в прошлом. Согласно глобальному опросу Accenture Technology Vision 2017 (более 5,4 тыс. руководителей предприятий и корпоративных IT), 79% соглашаются, что AI будет полезен для ведения их бизнеса.

AI уже выполняет множество ролей, связанных с пользовательским опытом (User Experience, UX). Другое дело, что одни из них исключительно бытовые, пользовательские (с них все и началось), − а другие, «серьезные», еще только выбираются из стадии опытных образцов.

На самом простом уровне AI может выполнять, например, «курирование контента» (curates content) для людей, − как мобильное приложение Spotify предлагает новую музыку, основанную на предыдущих предпочтениях слушателя.

Вот еще один пример AI, обоюдно полезного как продавцу, так и покупателю. Система Rhizabot использует речевой интерфейс, чтобы выслушать сложный бизнес-запрос и дать компетентный ответ на него.

 AI как лицо компании

Rhiza, какие машины в Бостоне самые продаваемые?

Здесь AI слушает человека, который задает вопрос на естественном языке, и затем конструирует запрос для больших внешних баз данных. После получения данных Rhiza объединяет и конфигурирует их, чтобы обеспечить ответ, максимально соответствующий запросу.

В более сложных системах AI использует методы машинного обучения (machine learning), чтобы постепенно совершенствовать свои действия для достижения лучшего результата.

Пока высший достигнутый уровень AI, дополнительно к курированию и действиях, основанных на приобретенном опыте (acts based on its experiences), заключается во взаимодействии с человеком, т.е., когда AI может не только предложить человеку решение задачи, но и помочь осуществить его. Если «Куратор» предлагает новые варианты на основе предыдущего поведения пользователя, то «Советник» (Advisor) не только дает «информацию к размышлению», но и намечает меры, которые приведут его к оптимальному результату.

Например, фермерский LettuceBot разработан для идентификации каждого ростка на поле как салат или как сорняк, и дальнейшего решения о его судьбе.

 AI как лицо компании

Поиск, выделение и анализ ростков. Название бота просто шикарное. «Lettuce» обозначает не только салат-латук, но и «деньги» на американском сленге, т.е., широко известная нам «капуста» берет свое начало именно отсюда.

 AI как лицо компании

Конечно, возникает вопрос − что делать с ростками после такого высокотехнологичного их AI исследования? Наклоняться и вручную вырывать лишнее? Ну, поскольку известно, что нужно делать, можно искать и способы как это делать. Например, пусть по полю ползают вот такие двухметровые «жуки», оснащенные датчиками машинного зрения, системой AI Lettuce и механическими манипуляторами.

Наиболее продвинутую на сегодня AI технология условно классифицируют как «Дирижер» (Orchestrator). Она определяется как «приобретение знаний из прошлых действий и выполнение нескольких связанных общей целью задач через многие разнотипные каналы для достижения желаемых результатов».

Упрощение естественного взаимодействия

Разнообразные AI приложения сегодня появляются чуть не каждый день. Salesforce Einstein, Microsoft Azure Cognitive Services, Google Cloud Platform − только наиболее продвинутые и известные из них.

В технологиях поиска голосовые запросы уже в 2015 г. взлетели от «статистического нуля» до более 10% от общего количества. В 2016 г. поисковая система Bing имела 25% запросов на поиск в Windows 10, выполненных голосом, а Google − о 20% для мобильных поисков на Android в США.

Стэнфордские исследователи недавно показали, что системы поиска с распознаванием голоса выполняют поиск точнее и в три раза быстрее, чем если вводить запрос с клавиатуры на мобильном устройстве.

За счет простоты использования и высокой производительности AI уже опережает традиционные интерфейсы и устанавливает новые стандарты взаимодействия между человеком и машиной.

Кроме того, быстрое принятие AI вызвано тем, что многие основные технологии доступны бесплатно. Ассортимент инструментальные средства open source AI распространяется от Google TensorFlow до Intel Trusted Analytics Platform.

 AI как лицо компании

Google TensorFlow. Можно было бы, конечно, привести мудреную схему работы этого AI. Но наглядный результат впечатляет больше (2015).

Фортепианный дуэт

Буквально несколько дней назад появилось сообщение еще об одном интересном применении TensorFlow − «Google AI может теперь играть вместе с вами на виртуальном фортепиано. Нехватка музыкального таланта не мешает этой забаве».

 AI как лицо компании

Теперь можно опробовать технологию с интеллектуальным, играющим вместе с человеком на фортепиано веб-приложением, названным «AI Duet».

Достаточно просто взять несколько нот, и искусственный интеллект ответит мелодией, что (обычно) вторит тому, что вы наиграли. Правда, то, насколько хорошо дуэт будет звучать, все же зависит от уровня владения инструментом человека.

Программа использует нейронные сети и машинное обучение, которое производилось на основе большого количества вводимых в качестве примеров мелодий. В ее создании также участвовала компания Creative Labs.

Один из комментаторов этой новости написал − «Надо надеяться, что AI изменит к лучшему этот загаженный жанр, который сегодня называют «музыкой», потому что хуже уже стать не может». Второй (видимо, романтик) написал − «Проблема состоит в том, что AI приближается к проблеме с точки зрения логики. Музыку нужно чувствовать, не рассуждая».

Ну, тут можно поспорить. Еще Моцарт написал шуточную «Инструкцию по сочинению вальсов с помощью двух игральных костей без малейшего знания музыки и композиции». Интересно об этом написано здесь. Чем AI хуже?

Шахматы, Го, покер

До сих пор, когда дело доходило до покера, люди во всех проведенных матчах традиционно были сильнее компьютеров. Но в конце января 2017 г. что четверо лучших в мире игроков в покер проиграли почти $1,8 млн. AI программе «Libratus», разработанной в Carnegie Mellon University.

Они чуть не месяц рубались в «техасский покер», − без ограничения ставок и по десять часов в день. В итоге некоторым утешением для людей стали отступные в $200 тыс. − на всех четверых.

 AI как лицо компании

Вместо портретов игроков полезнее будет посмотреть на график кумулятивного накопления выигрыша AI. Как и в случае с Го, хорошо видно, что игроки изучали друг друга в течение недели. А затем все пошло как по маслу.

После того, как заканчивался очередной игровой день, метаалгоритм анализировал игру и идентифицировал причины своих проигрышей. Затем они ранжировались и алгоритм перестраивался на основании наибольших трех своих промахов.

Это очень отличается от того, как работали прежние алгоритмы для игры в покер. Как правило, исследовались слабости противника, чтобы затем эксплуатировать их. Здесь, напротив, производилось ежедневное «латание дыр» в алгоритмах собственной стратегии.

Обозреватели назвали эту победу AI «третьей по счету, но равной по значимости» после шахмат (IBM Deep Blue, 1996-97) и Го (IBM DeepMind, 2016). Так что, как мы видим, темпы прогресса AI ускоряются экспоненциально. Что дальше в играх? Ждем рулетку...

Бизнес-применения AI

В автостраховании уже используют систему Tractable Deep Learning, чтобы упростить процесс оценки повреждений и предъявления претензий после дорожных инцидентов и сделать его более объективным (2016).

 AI как лицо компании

Виртуальный робот Amelia, разработанный IPsoft, активно используется, по крайней мере, в нефтегазовом сервисе и банковской сфере, − хотя он универсален и наверняка найдет применение и в других отраслях.

Официальное название этого AI − «IPsoft Amelia Cognitive Agent». Амелия достаточно свободно общается с клиентами, которые хотят получить ту или иную справку и очень существенно уменьшает потребность в количестве людей-агентов для обслуживания клиентов и время доступа к справочной системе. Другими словами, предприятиям становится просто необходимо внедрять у себя AI системы, чтобы увеличить количество случаев и качество взаимодействия с клиентами.

AI как межмашинный интерфейс

Исследование, посвященное автоматизированному вождению, «IHS Automotive Electronics Roadmap Report», показало, что уровень оснащения AI новых транспортных средств в 2015 г. составил всего 8%, с подавляющим большинством среди них систем распознавания речи водителя.

Однако ожидается, что это число увеличится до 109% в 2025 г., т.е., в среднем на каждый автомобиль будет приходиться более одной AI системы. Gartner вообще считает, что к 2020 г. в мире будет насчитываться 220 млн. автомобилей, которые смогут общаться между собой и с окружающей инфраструктурой.

 AI как лицо компании

Три поколения − три типа соединений типа М2М (Machine-to-Machine). Сейчас человечество быстро движется от второго к третьему поколению М2М.

AI также изменяет интерфейсы для производственной логистики. Избирательное перемещение физических объектов из одной области склада в другую − важное, но очень трудоемкое дело. Чтобы «видеть» окружающую среду, система строит математическую модель и принимает решения об оптимальном маршруте робокаров с маневрами обхождения препятствий.

AI как «Цифровой Представитель» компании

По мере того, как AI получает все больше пользовательского опыта, он вырастает из просто интеллектуального интерфейса. С каждым потребительским взаимодействием он становится более персонифицированным, сильным и естественным. Именно поэтому Accenture называет то, что должно получиться в итоге, «цифровым представителем».

Принимая на себя эту роль, AI, в конечном счете, станет цифровым брендом предприятия. Точно так же, как, например, iPhone сегодня почти синонимичен с термином «смартфон» (как это в свое время произошло с Xerox), Alexa может стать более узнаваемым брендом, чем ее компания-учредитель, Amazon. В результате уже клиенты будут проводить больше времени с корпоративным AI представителем, чем говорить с людьми компании.

Подсчитано, что только в одних США фирмы теряют приблизительно $1,6 трлн. ежегодно из-за плохого обслуживания клиентов. Более того, 68% потребителей сообщают, что не вернутся к прежнему бренду, если однажды ушли от него. AI система может терпеливо взаимодействовать со многими людьми сразу, основываясь на их индивидуальных профилях.

Следующий уровень взаимоотношений − многомерные взаимодействия AI с клиентами. Они уже сейчас видоизменяются от прямых транзакционных моделей до многомерных бесед, охватывающих несколько дополнительных каналов. Это могут быть текстовые или разговорные беседы, жесты, или даже виртуальная реальность для общения с цифровым представителем. Вот что в заключение говорят аналитики.

Предсказания Accenture

Через пять лет более половины клиентов будут выбирать сервисы, основанные на AI. Через семь лет большинство интерфейсов не будет иметь экрана. Через десять лет цифровые ассистенты станут настолько распространенными, что будут поддерживать сотрудников в режиме 24/7/365, незаметно работая на заднем плане... Это, конечно, прекрасно, но не будем забывать, что все хорошо в меру.

 AI как лицо компании

Аналитика аналитикой, но здравый смысл еще никто не отменял.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT