`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

ABBYY Software House: FineReader, и не только

0 
 

Какова сегодня географическая структура продаж ваших продуктов?

Сейчас ABBYY работает в четырех регионах. Причем каждый из них курируется соответствующим офисом -- московским, киевским, мюнхенским и калифорнийским. За киевским представительством закреплены Украина, Восточная Европа, а также Турция, Кипр и Израиль. Мюнхенский офис обслуживает Западную Европу, а в зону ответственности калифорнийского входят США, Тайвань, Китай и Япония. В Азии основная деятельность компании сосредоточена на лицензировании технологий производителям оборудования. Центральный московский офис занимается остальными государствами, которые не относятся к юрисдикции киевского офиса. Если сравнить указанные регионы в финансовом плане, то их удельный вес в структуре наших доходов приблизительно одинаков. Но при этом есть и некоторая специфика бизнеса в каждой стране. Например, в России мы весьма успешно развиваем направление FormReader и много зарабатываем на нем.


А в чем, кстати, специфика продаж таких продуктов, как ABBYY FormReader?

ABBYY Software House FineReader, и не только
"Сейчас 50% выпускаемых во всем мире сканеров и многофункциональных устройств комплектуются программным обеспечением ABBYY"
На самом деле ABBYY FineReader многолик. Есть различные варианты поставки стоимостью от нескольких десятков до нескольких тысяч долларов за инсталляцию. Но технология, лежащая в основе этих систем, фактически одна и та же. Главный вопрос здесь заключается в том, как правильно оформить и подать варианты продукта, чтобы получить максимальную отдачу от рынка. Есть корпоративные клиенты, которым необходимы системы распознавания текста для решения сложных задач бизнеса и готовые тратить существенные суммы на приобретение ПО. Но есть и рядовые пользователи, и они вряд ли будут покупать продукты дороже $50--100. Поэтому производитель всегда стоит перед дилеммой: как правильно сконфигурировать и "оценить" различные варианты поставки ПО, чтобы грамотно охватить рынок. В нашем арсенале сегодня есть достаточно широкий набор продуктов. Это собственно система распознавания (OCR) ABBYY FineReader, позволяющая с помощью сканера превращать бумажные документы в электронные. Далее, ABBYY FormReader -- это ICR-система, предназначенная для массового ввода данных из различных форм, заполненных от руки, будь то анкеты, опросные листы и пр. Кроме того, есть решение для распознавания платежных документов -- ABBYY FineReader Банк.

Если же рассматривать розничные продажи и лицензирование, то акценты расставляются в зависимости от особенностей конкретного региона. Так, в Америке розница -- это очень непростой бизнес. Я знаю пример многих активных и успешных компаний, которые до последнего времени были широко представлены в розничной сети США, но недавно приняли решение уйти с этого рынка. Они неожиданно обнаружили, что не только не зарабатывают, но и теряют на нем деньги. Ведь как только вы, образно выражаясь, помещаете свою "коробку" на полку компьютерного супермаркета, вам приходится тратить деньги на инструктаж персонала, платить за место на полке, вы обязаны проводить специальные рекламные кампании и т. д.


Кто является сегодня основными конкурентами ABBYY FineReader и ABBYY FormReader на мировом рынке?

У ABBYY FineReader в настоящее время один основной конкурент -- это американская компания ScanSoft, образованная в результате слияния многих других фирм. В ее багаже четыре или даже пять OCR-продуктов, но в продаже остались только два из них: PaperPort и OmniPage. По большому счету, в странах, где представлены FineReader и FormReader, наша доля находится в пределах 10--20%, хотя есть и всплески вроде 50% рынка Германии. В Восточной Европе доля ABBYY в области OCR значительна, если говорить о странах СНГ -- она абсолютно подавляющая. В этих регионах такие пакеты, как OmniPage, практически не присутствовали, а Recognita не оказала достойного сопротивления, разве что в Венгрии она еще удерживает свои позиции.

C ABBYY FormReader все намного сложнее. Рынок программ класса FormReader гораздо больше сегмента OCR уровня FineReader в денежном выражении. Если объем последнего -- около сотни миллионов долларов в год, то оборот первого достигает 300 млн. Доминирующих игроков здесь нет, на рынке присутствует пять-шесть наиболее заметных компаний плюс к этому несколько десятков других, менее известных разработчиков. Среди основных я бы выделил Cardiff Software, TIS и ReadSoft.

В целом, в настоящее время корпоративное направление деятельности ABBYY развивается весьма динамично. По итогам 2003 г. сбыт системы FineReader вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом, в то время как объем продаж FormReader увеличился за тот же период в 1,5 раза. Сейчас 50% выпускаемых во всем мире сканеров и многофункциональных устройств комплектуются ПО ABBYY.


Известно, что ABBYY активно продает лицензии на свое программное обеспечение. Каков вес этого бизнеса в общей структуре?

Доходы распределяются приблизительно следующим образом: треть поступлений -- от коробочных продаж, треть -- от поставок ПО в комплекте с оборудованием и треть -- от лицензирования технологий.


Были ли идеи использовать разработки ABBYY в области распознавания рукописного текста для мобильных устройств (КПК, Tablet PC)?

Не скрою, мы думали над этим, но пока никаких конкретных планов не существует. Тут есть много вопросов, самый банальный -- насколько это будет востребовано пользователем. Например, я использую КПК, но когда необходимо ввести какую-либо информацию, мне это проще сделать с помощью виртуальной клавиатуры -- так получается быстрее. Проведя опросы, я убедился, что очень многие люди поступают так же. Ценность функции рукописного ввода на КПК для пользователя невелика, и производители не готовы платить за такие системы. Мы присматриваемся к этому рынку и видим, что он чрезвычайно мал и на нем уже работает несколько достаточно сильных игроков, которые вполне "справляются" с поставкой необходимых продуктов. Гораздо больший интерес с точки зрения развития бизнеса у нас вызывают задачи распознавания иероглифических алфавитов и арабского письма.


В связи с этим вопрос: каков следующий шаг в развитии OCR-продуктов ABBYY?

Для ABBYY FineReader -- это, во-первых, введение поддержки упомянутых выше иероглифических алфавитов и арабской вязи. Но есть и другие проблемы, достойные решения. В частности, если при распознавании текста точность уже достаточно высока, то все еще существуют вопросы относительно качества распознавания форматирования, особенно сложных структур. Так что мы еще многое могли бы сделать для усовершенствования продукта в плане сохранения структуры документов и работы с цветом.

А что касается ABBYY FormReader, то здесь есть два основных пути развития. Мы хотели бы сделать этот продукт абсолютно "коробочным". Потому что значительную часть стоимости реализации проектов FormReader следует отнести на долю сервиса и сопровождения. На Западе такие проекты становятся очень дорогими вследствие высокого уровня зарплат. Это накладывает определенный отпечаток на данный бизнес: цена лицензии на ПО здесь не превышает 30--50% общей стоимости внедрения.

Что это означает? Это свидетельствует о несовершенстве ПО для распознавания форм, для нормального функционирования которого, как правило, требуются глубокая доработка и тщательная настройка, что влечет за собой длительный процесс обучения специалистов, способных обслуживать такие системы. Чем сложнее для понимания продукт, тем больше требуется времени и средств, чтобы "вложить" необходимые знания в головы специалистов и сформировать нормальную сеть партнеров. Поэтому ключевым моментом в продаже таких продуктов, как FormReader, является простота использования, настроек и обучения. Упрощая продукт, мы нацеливаемся не на рынок высокоуровневых проектов стоимостью в сотни тысяч долларов, а на средний уровень.

Второй путь развития продукта -- увеличение гибкости алгоритма распознавания форм. Существует задача по вводу неструктурированных документов, например счетов. Известно, что есть определенный набор элементов, которые присутствуют в любом счете: номер, дата выдачи, сумма, итоговая сумма и т. д. Их необходимо найти в документе и сохранить в базе данных.


Кстати, как сейчас развивается ваш продукт Lingvo?

Прежде чем ответить на этот вопрос, думаю, будет интересно узнать, как появился Lingvo.

Студент 4-го курса МФТИ Давид Ян (будущий основатель BIT Software, затем преобразованной в ABBYY Software House) на лекции по французскому языку подумал, что использование обычного бумажного словаря отнимает много времени. Вдвоем с товарищем они решили сделать электронный словарь (для начала агло-русско-английский) в течение летних каникул.

За время каникул они, конечно же, не успели, уж очень оптимистично оценили свои возможности и затраты на создание такого продукта. Разработка растянулась на год, и в 1990 г. ABBYY Lingvo 1.0 был готов к продажам. Как видите, наша компания началась с разработки словаря Lingvo, а не с OCR-программы, как многие думают: первая версия FineReader появилась только в 1993 г.

На сегодняшний день ABBYY Lingvo -- это не просто словарь. Мы делаем упор на образовательные и справочные функции данного продукта. Первым шагом в этом направлении стало появление грамматического и лингвострановедческого словаря. Кроме того, мы не перестаем работать над увеличением количества словарей, поддержкой их полноты, добавлением новых языков. По нашим оценкам, сегодня словарем ABBYY Lingvo пользуются 4 млн. человек.


А как быть с пиратством? Затрагивает ли эта проблема и вашу компанию?

Я думаю, это затрагивает любого разработчика ПО и, конечно же, нас. Особенно в России и в Украине, где уровень пиратства очень высок. Что касается борьбы с этим злом, то тут есть два метода, и не нами они придуманы. Первый -- я бы назвал его судебно-репрессивным -- привлекаем пиратов к суду. Второй -- нетрадиционный -- пытаемся заинтересовать их продажами лицензионного ПО. И могу сказать, что последний метод весьма действенен.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT