`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

"1С": "Мы хотим получить более сильные позиции на рынке средних предприятий"

0 
 
Каковы, на Ваш взгляд, сегодняшние потребности отечественных компаний, и как они учитываются при разработке новых продуктов?

"1С" "Мы хотим получить более сильные позиции на рынке средних предприятий"
"Средние предприятия, как правило, хотят систему "взрослую", но чтобы стоила она, "как маленькая". Мы рассчитываем получить здесь свою долю и имеем для этого хорошие предпосылки -- разветвленную партнерскую сеть и правильный продукт"
 
Наиболее важным сейчас для них является уже не создание компьютеризованных рабочих мест (чем раньше занималась "1С"), а автоматизация основной деятельности предприятий и достижение эффективности работы не отдельных сотрудников, а всей компании.

По нашим оценкам, типов предприятий не очень много, и "1С" сосредотачивается примерно на 80% потенциальных клиентов, решая около 80% их задач. Остальные будут охвачены отраслевыми решениями партнеров "1С".

На наш взгляд, ПО должно нести в себе, с одной стороны, готовую методологию и помогать устранять беспорядок в хозяйственной деятельности компании, а с другой -- обеспечивать возможность настройки на индивидуальные схемы работы. Смысл в том, чтобы на основании готового решения быстро сделать специализированную под конкретные бизнес-процессы конфигурацию. Иногда правильнее подстроить их под определенную схему, иногда -- наоборот. Хороший внедренец должен очень внимательно исследовать структуру компании заказчика и понять, решится ли он на ее полную перестройку.

"1С" придерживается компромиссной линии: ориентируется на реальное состояние отечественных предприятий и строит систему, основываясь на анализе их работы. Мы изучаем и возможности применения западных методологий, но слепо не копируем их. То же касается опыта отечественных компаний.


Каковы объемы и структура рынка для 8.0? Насколько он будет отличаться от рынка для 7.7?

Он будет заметно шире, чем ранее. Сейчас проблема автоматизации как мелких, так и самых крупных предприятий в основном решена. А вот средние -- "недоавтоматизированы". По крайней мере, в России это -- тенденция, о чем свидетельствует, в частности, бюджет наших IТ-компаний. По оценкам аналитиков, маленькие и крупные тратят примерно 1% своего оборота на автоматизацию, а средние -- только 0,6%. И за данный сектор сейчас начинается борьба.

Средние предприятия, как правило, хотят систему "взрослую", но чтобы стоила она "как маленькая". Мы рассчитываем получить здесь свою долю и имеем для этого хорошие предпосылки -- разветвленную партнерскую сеть и правильный продукт.

Рынок ждет от нас решений, которые будут более управленческими и более "заточенными" на конкретную отрасль. Например, для производственных предприятий важен расчет себестоимости, в лесной промышленности -- раскрой хлыстов, для операторов связи -- биллинг и так далее. Но интерес к бухгалтерскому учету или автоматизации торговой деятельности также не исчезнет.


Почему было необходимо создание новой платформы?

Выпуск восьмой версии "1С:Предприятия" отражает современные тенденции развития рынка массовых систем автоматизации управления и учета: увеличение среднего масштаба решений, расширение спектра задач, новые технические условия, в которых функционируют системы автоматизации.

Седьмая платформа за время своего существования показала себя с лучшей стороны. В то же время ее применение начало достаточно быстро расширяться, в том числе за счет довольно масштабных задач.

Практика использования "1С:Предприятия" реально вышла за рамки чисто учетных систем. На сегодняшний день на этой платформе выпускаются приложения, предназначенные для автоматизации таких задач, как планирование, маркетинг, управление предприятием, бюджетирование и т. п.

В новой версии 8.0 модели прикладных данных усовершенствованы, и с их помощью можно решать уже более широкий спектр задач автоматизации различных предметных областей, а трехуровневая архитектура позволяет существенно повысить эффективность работы приложений.

На платформе 7.7 стали делать функционально развитые решения, где с разработкой уже не мог справиться, как ранее, один специалист и требовалась поддержка одновременной работы нескольких человек. Это также потребовало ее существенной переработки.

Да и, собственно, для конечного пользователя изменилась мода. Чего греха таить, иногда новый автомобиль покупают только для того, чтобы быть "не хуже других". Вопрос моды для массового рынка достаточно важен. Например, существенное значение имеет даже то, как продукт выглядит на экране. Мы, разумеется, очень ценим разных пользователей. Для опытных бухгалтеров с большим стажем работы главное -- удобство и логичность интерфейса, а оформление может быть сколь угодно старомодным, вплоть до DOS. А вот молодому поколению уже сложно комфортно себя чувствовать, работая с "устаревшим" по дизайну приложением.


Можно ли было эволюционно развивать прежнюю платформу?

Нет, мы провели анализ и решили, что потенциал "семерки", развивавшейся с 1996 г., исчерпан.

К ней выходили многочисленные дополнения и расширения, и это здорово, что она продержалась семь лет. Столь широкой функциональности, реализованной на этой платформе к настоящему времени, мы сами не ожидали -- система фактически стала средством разработки, объем кода за время ее развития увеличился в 4,5 раза.

Новая платформа -- прежде всего ответ на требования рынка.


"Восьмерка" призвана заменить 7.7 или они будут предлагаться для разных задач? Какова ее ниша?

При разработке версии 8 преследовалась цель (вот это очень существенно) построить платформу, которая могла бы решать и новые задачи, но при этом делала бы все, на что способна 7.7.

Через некоторое время все приложения будут переводиться на 8.0. Однако седьмую версию мы еще не собираемся "списывать со счетов", так же как мы до сих пор поддерживаем решения под DOS и "1С:Бухгалтерию 6.0".

Довольно долго обе линейки будут продаваться параллельно, но переход с седьмой версии на восьмую будет гораздо проще, чем в свое время с шестой на седьмую. Тогда потребовалось около полутора лет, поскольку происходил переход от ручного ввода к полуавтоматическому. Сейчас же стиль работы сохранится, а изменения коснутся в основном отчетности и аналитики.

До тех пор пока мы не убедимся, что новые решения смогут полноценно заменить старые и большинство клиентов не согласятся с этим, версия 7.7 будет поддерживаться.


А какие возможности новой платформы востребованы уже в настоящее время?

Мы хотели сделать решение, в котором бы сочеталась комбинация разной функциональности для учета и планирования. Важно, какая вообще бизнес-логика отражается платформой. Нужно, чтобы различные функции хорошо уживались в одном решении.

Мы имеем большой список задач, которые предположительно будут воплощены в прикладных решениях на новой платформе. Закладываются и механизмы настоящей интернациональности -- Unicode, масса форматов дат, реальная многовалютность и пр.


Различные части будущей корпоративной системы для средних предприятий будут создавать несколько партнеров "1С". Это политика "1С"?

Да, и последние годы она проводится достаточно эффективно. Мы, центральная организация, делаем платформу и специализируем партнерские дочерние фирмы на разных отраслях, т. е. "1С" оставляет за собой платформу и общие решения -- торговля, производство, бюджетные решения, зарплата и кадры. Отраслевые же решения будут готовиться на основе этих типовых разработок. Это, собственно, то, чего мы и хотели достичь.


Сейчас, когда "восьмерка" как платформа практически готова, как видится следующий этап -- начнется разработка прикладных конфигураций для нее?

Да, мы уже работаем над этим. Сейчас выпустим на новой платформе решение для управления торговым предприятием и будем готовить аналогичный продукт для промышленных структур.

В России за прошедшие пять лет экономика сильно набрала обороты. Если раньше активно развивались биржевые, страховые и подобные им компании, то сейчас нужны индустриальные решения для реального производства и услуг.


Не так давно вы объявили о программе "1С:Консалтинг". Какие цели она преследует?

Изначально было задумано, что программные продукты и партнерская сеть будут развиваться вместе. Когда в 1994 г. мы осознали, что предприятия готовы платить за "подгонку" учетных и управленческих решений точно под их потребности, мы стали прорабатывать франчайзинговую модель как наиболее индустриальный вариант дистрибьюции сервиса и одновременно начали разработку системы "1С:Предприятие", позволявшей обеспечить высокий уровень адаптивности прикладных решений.

В 1996 г. вышел первый продукт системы "1С:Предприятие" -- "1С:Торговля 7.0", и мы начали раскручивать франчайзинг уже всерьез, и если он делался под седьмую версию, то "Консалтинг" предназначен для восьмой.

На самом деле сегодня нашим малым и средним предприятиям реальные консалтинговые услуги мало кто оказывает. Тот, кто имеет дело с крупными компаниями, зачастую плохо разбирается в особенностях малого бизнеса в наших странах. В сфере консалтинга сплошь и рядом работают разные крошечные фирмочки.

Советы полезны тогда, когда они прописаны до конца. Консультанты же часто напоминают мудрую сову из известного анекдота. Когда к ней обратились мыши с вопросом, как им избавиться от котов, сова посоветовала сделать специальную машинку для их поимки. На следующий вопрос -- как сделать такую машинку -- сова ответила, что она занимается стратегическим консалтингом, а не техническими деталями.

Наши же партнеры установили реально работающие системы автоматизации управления и учета на очень многих предприятиях, накопили большой, часто -- уникальный опыт. Поэтому у нас, я думаю, есть перспективы в этом направлении. В бухгалтерском и налоговом учете специалисты франчайзинговых фирм разбираются не хуже многих аудиторов.


"1С" необходим выход на рынок консалтинговых услуг?

Мы начинаем работать и с управленческими решениями. Не понимая принципов ведения бизнеса и не умея разговаривать с первыми руководителями, наши партнеры не смогут качественно внедрять новые решения. А также, например, ответить на вопрос директора, как ему сделать бизнес более прибыльным.

Конечно, наша задача не учить топ-менеджеров делать свое дело, а помочь им решить такие вопросы, как, например, обеспечить финансовое планирование, добиться прозрачности механизма управления и автоматизировать предприятие, объяснить, как это сделать с помощью продуктов "1С".

Отечественный бизнес вырастал из самоучек со здравым смыслом и хорошей интуицией. Руководители успешных компаний, как правило, имеют хорошее образование. Поэтому мы надеемся вместе с ними находить пути повышения эффективности и реализовывать их в корпоративных системах.

Просто же консалтинг, без автоматизации, мало ценен. Конкурентное преимущество мы собираемся обеспечить за счет централизации и направленности на внедрение наших решений.


Кто сможет стать консультантом?

Только те франчайзи, которые внедрили у себя систему качества. Они должны пройти у нас базовое обучение и сдать экзамен по общему менеджменту. Тогда они смогут работать от нашего имени. Мы не будем подавлять их инициативу, но обсуждению и корректировке она подлежит.


Вы собираетесь потеснить нишу аудиторов или поместитесь в ней?

Речь идет все же не об аудите, а о консалтинге, в том числе бухгалтерском. Мы фактически не вторгаемся на этот рынок, а лишь рассекречиваем свое присутствие на нем. Небольшие предприятия чаще организовывают учет в соответствии с рекомендациями "1С:Франчайзи", чем по советам любой другой фирмы. На нас это накладывает определенные обязательства -- правила работы на рынке и профессиональную этику аудиторов мы, разумеется, будем учитывать.

Некоторые наши партнеры, например "Инталев" или "Неосистемы", уже сейчас занимают достойные места в рейтинге российского консалтингового бизнеса. Если мы всерьез займемся консалтингом, то, я считаю, сможем войти в число лидеров.


Как изменится масштаб внедрений решений "1С"?

Мы хотим получить более сильные позиции на рынке средних предприятий.

Приоритетные направления продвижения платформы -- прежде всего массовый рынок. Даже сегмент крупных предприятий для нас все равно остается массовым. У нас более компактные и эффективные решения, чем у западных разработчиков. При этом в производстве, сервисе, торговле наши продукты очень хорошо учитывают конкретную специфику постсоветского пространства.


А технология быстрого внедрения направлена на это же?

Она направлена на другое. Почему нужно внедрять быстро? Это не только клиенту хорошо, но и компании, которая выполняет внедрение. Платформа "1С:Предприятие" дает уникальные возможности повышения реальной "выработки" внедренца, и это очень важно. Конкуренция за кадры -- большая проблема, специалистам нужно платить большие зарплаты.

Теперь в качестве конкурентного преимущества при сравнении ТСО будет выдвигаться не стоимость человеко-часа работы. Многие специалисты по "1С" уже сегодня ценятся не дешевле внедренцев западных систем, и можно ожидать, что по мере роста качества и востребованности их экспертизы повышение стоимости услуг станет достаточно массовым явлением. Более значимой для предприятий может оказаться возможность эффективного внедрения решений с малыми трудозатратами. Это не только снижает расходы на запуск системы, но и позволяет через считаные дни или недели начать получать от нее реальную отдачу.


Готовы ли ваши партнеры к продвижению новой платформы?

Я сам себе постоянно задаю этот вопрос. Учим их на семинарах. Будем в ближайшее время писать новую книгу по платформе. Пока подготовка идет в соответствии с планом.

Разработчики прикладных решений делятся своим опытом. Существенная польза будет и от ИТС. На специальных сайтах мы даем очень большой объем актуальной технологической информации для своих официальных партнеров. Фактически мы начали эту программу еще в апреле.


Не секрет, что одной из основных проблем партнерской сети "1С" является кадровый вопрос. Каковы пути его разрешения?

Действительно, ключевым фактором, мешающим нашим партнерам развивать свой бизнес, является нехватка квалифицированных специалистов.

Здесь нет волшебной палочки, чтобы раз -- и все сразу изменилось, а проблема исчезла сама собой. Для этого необходим целый комплекс мер. И с вузами надо активнее работать, стимулировать сертификацию специалистов, вести пропаганду через газеты, выпускать учебные материалы. Будут пробоваться самые разнообразные методы, а наиболее эффективные из них -- распространяться.


По Вашим оценкам, структура рынка в России отличается от таковой в Украине?

Структура вроде бы не отличается, но как-то не очень быстро Украина развивается. Она должна бы иметь объем рынка примерно четверть от российского, а дает сейчас только чуть больше 10%.


Что касается украинских конфигураций: ими будет заниматься "ABBYY Украина", как это было с предыдущей платформой?

Наверно, одна фирма заниматься всеми конфигурациями не будет, но вот локализацию торгового решения для Украины сделает "ABBYY Украина". Его планируется выпустить осенью этого года.


Каковы Ваши пожелания украинским партнерам, франчайзи и клиентам?

Я от души желаю, чтобы Украина быстро развивалась, чтобы у вас все было хорошо и мы в дальнейшем продолжали эффективно сотрудничать. Нас жизнь постоянно пытается развести, а мы все же держимся вместе.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT