`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

1991 Open Data Incubator, февральский хакатон

+11
голос

Если обратиться к поисковым машинам, можно найти более 30 тысяч web-страниц с материалами, посвящёнными названному в заголовке событию. Увеличивать это немаленькое число «ещё одним скучным и обязательным» не хочется, потому попробую взглянуть на мероприятие из другой, скажем так, «неофициальной» точки зрения. Хотя бы потому, что это наверняка пригодится новым стартапам, которые непременно будут.

В двух словах о сути мероприятия. Постепенно в стране формируются открытые банки данных, предоставляемые государственными структурами. К этим банкам данных «привязан» базовый набор сервисов. Расширение базового набора плодами творчества IT-сообщества, собственно, и является целью.

То есть, речь идёт о сугубо инновационном (не революционном, революционный характер был в самом факте появления «больших государственных данных») процессе. Что, в свою очередь, во многом объясняет выбранный формат - хакатон. На деле же этот формат был существенно изменён, и практически все участники пришли с готовыми в какой-то стадии (или продуманными) разработками, и ни о какой «хакатоновой гонке» речь не шла. Хакатон, скорее, получился для жюри – минимум времени на ознакомление с проектом (трёхминутная презентация).

1991 Open Data Incubator, февральский хакатон

А.Яценюк: "Слияние гражданского общества, инициативного частного бизнеса и правительства даёт возможность строить новую страну"

Важность двухдневного мероприятия была подчёркнута фактическим открытием его премьер-министром А.Яценюком. Подобающе мероприятию, в выступлении прозвучал и термин «четвёртая индустриальная революция», и даже не неофициальная задача, а, скорее, надежда на преодоление консервативности системы госуправления (исполнительной власти, правительства) за счёт партнёрства с гражданским обществом и приватным бизнесом. Речь получилась практически полностью «программной» и никаких (по моему скромному мнению) «внезапно», о которых поспешили написать некоторые новостные медиа, не содержала. Собственно, этим коротким в описании официальной части ограничусь, и перейду к стартапам и их проектам.

В самой важной, потому что поучительной, части, обойдусь без указания названий. «Гонка презентаций» - показательное и довольно сильное испытание для стартапов. Оказалось, что лаконично, за несколько минут, рассказать о своём проекте получается далеко не у всех. А сделать это ярко – совсем у немногих.

В общем, дорогие создатели стартапов, – тренируйте способность в любых условиях, перед любой аудиторией минимумом слов отвечать самим себе на три самых простых вопроса: зачем Это? кому Это может быть надо? что Это может дать тем, кому оно может быть надо? «Хипстерской» манерой исполнения презентации эти три вопроса не отменить, их всё равно будут задавать, и очень плохо – если ими будут в итоге задаваться, потому на основе короткого невнятного описания люди могут придумать себе совсем не то «выстраданное», что хотели донести им создатели стартапа. Технические подробности, детали реализации и прочее, пусть оно самое «выстраданное» и «красивое» – дело десятое. Иногда за выделенные минуты презентации мне приходилось просто продираться через поток деталей до ответов на эти самые простые вопросы (больше того – в одном случае вообще не удалось). Если получится за полторы минуты лаконично и внятно озвучить ответы на эти три фундаментальных вопроса – даже в трёхминутном формате останется время «на яркость». И не важно, победит ли стартап в такой гонке, или не победит, важно, что презентацию (и тех, кто её исполнял) запомнят. Это уже немаленькое достижение, если я хоть как-то понимаю мир стартапов. Ещё одно абсолютно очевидное – удобство доступа к описанию проекта в электронном виде. Вроде как 2016-й год, и способы мгновенно поделиться ссылкой на pdf или ppt или какой угодно файл продуманы и отточены. Увы. Ничего этого не было ни у кого. Хоть бы QR-коды в презентациях (или бумажных списках участников) были, даже с большого проекционного экрана их «склюнуть» не проблема. Увы.

Тематика проектов. Понятно, что принципиальной «научно-технической» новизны в этом ожидать было трудно. Но вот что странно. Несмотря на специфику нашей страны, всего один проект из семнадцати прошедших предварительный отбор ста тридцати оказался, например, агропромышленной тематики. Причём непосредственно не связанным с «большими государственными данными». Его разработчики хотели бы получить к ним доступ, но не факт, что требуемые данные вообще есть в природе. В любом случае, даже один проект тематики «прецизионная агрокультура» - это лучше, чем ни одного вообще. Очень жаль, что огромная потенциальная ниша «IT для агробизнеса» оказывается фактически незаполненной, тем более, что это очень интересная и перспективно денежная область (если проект учитывает финансовые возможности и специфику нашего аграрного сектора). Но из опыта наблюдения нескольких тематических стартапов и, исходя из простой логики, могу сказать очевидное – агро-тематика у нас больше подходит для малого бизнеса, чем для стартапов. Аграрии – люди очень «конкретные», и играть в «проекты» с обязательным для стартапов словом «возможно», не будут. К сожалению, виденные мною стартапы (именно стартапы, а не «начинающие малые компании») больше ориентированы или на поставщиков облачных сервисов, или на конкретных производителей вплоть до компонентного уровня, но не на специфику и потребности агросектора.

Разочаровала и тематика энергосбережения. К ней можно отнести уже три проекта. Один, имеющий «познавательно-информационно-пропагандистский» характер, один – связанный с инвестиционной деятельностью и модернизацией объектов бюджетной сферы и ещё один – с серьёзной заявкой на будущее, на ожидающуюся либерализацию рынка энергоснабжения. То есть, в этой области видно какое-то оживление, что объясняется в том числе и «чисто IT-характером» (не междисциплинарным) возможных приложений. Пожалуй, самое интересное в «пакете энергосбережения» - упреждающий проект, ориентированный на будущие потребности, на выбор конкретного поставщика на основе географического положения, специфики потребностей потребителя и предложений поставщиков. Интересным стало возвращение в списки участников и победителей первого тура уже хорошо известного стартапа Ecoisme с системой распознавания включенных в электросеть устройств.

Здравоохранение. Или хоть что-то, имеющее отношение к нему. С идеями у инноваторов в этой области ситуация не лучше, чем в «агросекторе». Всего один проект, анализ данных соцсетей для выявления вспышек, например, ОРЗ.

И, наконец, пакет проектов, непосредственно связанный с сутью мероприятия. Расширение спектра сервисов, использующих открытые данные госструктур. Здесь было интересное, например, аналитические сервисы для «вскрытия» коррупционных действий по открытым данным результатов тендеров, а также удобные сервисы оценки криминогенной обстановки по открытым данным МВД (что, например, для выбирающих жильё, давно работает в странах «золотого миллиарда»). Но, в целом, сильно ощущается эффект «внезапности появления открытых данных» – это настолько новое явление, что концептуальной целостности в использовании его плодов ожидать рано. Очень радует же, что проект ProZorro, который действительно и достойно стал не просто инструментом, а символом времени, начинает «обрастать» сторонними сервисами. Даже пост-фактум анализ, позволяющий выявить подозрительные сделки после их свершения – хороший и полезный инструмент, защищающий от возможных повторений или однотипных «схем». Хочется надеяться, что именно в этом сегменте, где, в отличие от агро- и энерго- секторов, фактически достаточно «классических IT» (не требующих расходов на материальное производство и соответствующих специалистов), будет и больше проектов.

Оставшийся сектор, представленный несколькими проектами – реклама. Точнее, управление рекламой. Наружной, конечно, так как это касается всех. Удивительно (или совсем неудивительно, зависит от степени скептицизма), что создание системы географического учёта наружной рекламы – задача для независимого проекта, но это факт. Управление же публичными Wi-Fi сетями и рекламой в них – дело действительно сравнительно новое.

1991 Open Data Incubator, февральский хакатон

Сделать из всего мероприятия какие-то выводы пока трудно, это всего лишь одна из фаз процесса. Но кое-что очевидное напрашивается. Да, формат хакатона для создания систем, в какой-то мере задействованных в механизмах госуправления, кажется слишком смелым решением. С другой стороны, этот формат несоизмеримо лучше «потёмкинских деревень высоких технологий», хотя бы из соображений снижения расходов.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT