Western Digital: "Несмотря на спад в индустрии, спрос на жесткие диски только растет"

22 январь, 2003 - 00:00КО
Недавно Киев посетила группа высокопоставленных менеджеров Western Digital, одного из основных игроков на рынке жестких дисков. Мы не преминули воспользоваться такой возможностью и встретились с вице-президентом и генеральным менеджером WD по региону EMEA Клаасом де Восом (Klaas de Vos). Разговор традиционно начался с вопроса о нынешнем положении дел Western Digital и ситуации в сегменте, где работает эта компания.
Если говорить об общей ситуации в Western Digital, то по сравнению с 2001 г. она значительно улучшилась. В прошлом году летом мы выпустили более 6 млн. дисков, по итогам же четвертого квартала планируем отгрузить около 10 млн. устройств. Можно говорить о стабильном росте продаж и с большой долей уверенности -- о получении прибыли. В 2002 г. в нашем сегменте, как вы, наверное, знаете, развитие шло в направлении дальнейшей консолидации. Сегодня фактически осталось три крупных производителя, причем первое место занимает Seagate, второе -- Maxtor и третье -- WD. Конечно, на рынке еще есть диски IBM, которая продала этот бизнес Hitachi, устройства Samsung, реализовавшей около 3 млн. винчестеров, но совокупная рыночная доля первых трех составляет примерно 90%. Отрадно отметить определенный подъем в секторе жестких дисков, что наконец-то позволяет зарабатывать деньги. Это крайне важно именно сейчас, поскольку последние лет пять вся индустрия находилась, образно говоря, в зависшем состоянии.

Western Digital "Несмотря на спад в индустрии, спрос на жесткие диски только растет"
"По итогам четвертого квартала мы планируем поставить около 10 млн. устройств. Можно говорить о стабильном росте продаж и с большой долей уверенности -- о получении прибыли"
В сложившейся рыночной ситуации, по моему мнению, перед Western Digital открываются очень неплохие перспективы. Что касается позиционирования продуктов WD, то здесь также все в порядке. Как вы знаете, мы были первой компанией, выпустившей диск объемом 200 GB, и это устройство уже завоевало большую популярность среди специалистов. Кроме того, успехом пользуются HDD серии JB с 8 MB кэш-памяти, которые по результатам независимых тестов значительно быстрее многих SCSI-устройств с частотой вращения 10 тыс. об/мин. Если говорить о качестве нашей продукции, то осмелюсь заявить, что мы и в этом направлении # 1. В 2002 году от наших ведущих OEM-партнеров, таких, как Dell и Hewlett-Packard, мы получили крупные заказы, составившие долю в 40% от продукции, выпускаемой под маркой Western Digital.

Думаю, стоит сказать и о некоторых других изменениях, произошедших в WD в прошлом году. Мы переоборудовали и усовершенствовали свое производство в Малайзии. К тому же, после того как Fujitsu ушла с рынка, купили одну из ее фабрик в Таиланде. Причем сегодня последняя производит намного больше дисков для Western Digital, чем в свой "предыдущий период".


Какова стратегия компании в плане позиционирования и выпуска продуктов?

В 2001 г. мы производили приблизительно 60% жестких дисков с частотой вращения 5400 об/мин, и соответственно, 40% приходилось на устройства с 7200 об/мин. В последнем же квартале 2002 г. это соотношение изменилось и составило 30:70. Согласно нашим планам, к концу 2003 г. останется только один продукт с показателем 5400 об/мин, возможно, объемом 20 и 40 GB. Вероятно, в середине текущего года в линейке нижнего уровня появятся устройства объемом 80 GB. Диски будут выпускаться исключительно с частотой вращения 7200 об/мин, поскольку мощность процессоров растет экспоненциально, и основным порогом в увеличении производительности ПК становятся параметры винчестера.

Что касается интерфейсов, то здесь мы наметили провести серьезные изменения в 2003 г. Сейчас Western Digital выпускает исключительно IDE- и ATA-устройства. Диски с плоским интерфейсным кабелем по мере роста скорости считывания уже не обеспечивают надежной передачи данных. Поэтому мы планируем перейти на Serial ATA уже в текущем году. По информации IDC, в 2004 г. около 25% всех серверных систем будут оснащены интерфейсом Serial ATA вместо SCSI. Таким образом, для нас как для компании, не производящей SCSI-диски, это весьма перспективный рынок. В середине 2003 г. мы анонсируем серверные продукты с частотой вращения более чем 7200 об/мин и емкостью до 300 GB. А в 2004 г. представим уже и бюджетные устройства с поддержкой Serial ATA. Это объясняется тем, что пока, на наш взгляд, интерфейс Ultra ATA/100 вполне удовлетворяет требованиям рынка.


Насколько востребованы сейчас диски емкостью 200 GB?

Спрос на диски больших объемов постоянно растет, и появляются все новые области их применения, уже даже не связанные с PC, например набирающие популярность TV-приставки для записи программ и пр., где вместо кассет используются жесткие диски. Другая область -- это сфера безопасности, где интерес к системам хранения значительно вырос, особенно после 11 сентября, когда многие требования были пересмотрены. Ужесточились меры по фиксированию записей камер наблюдения, например сегодня правительство США обязало все аэропорты страны иметь цифровые системы видеонаблюдений, да еще с функциями распознавания лиц. И эту задачу невозможно решить в рамках использования ленточных накопителей. В среднем объем архива записей одной камеры за месяц занимает около 300 GB. Кроме того, возвращаясь к вашему вопросу, нужно учитывать и такой фактор, как широкополосный доступ в Internet, чем выше скорость, тем больше вы можете загрузить информации, которую необходимо хранить. И это также требует увеличения объемов HDD.


Кстати, в связи с задачами безопасности, как обстоят дела с формфактором будущих моделей ваших устройств?

В первую очередь следует отметить, что когда наша компания несколько лет назад начала переход с 5-дюймовых на 3,5-дюймовые устройства, кое-кто считал этот шаг преждевременным. И многие думали, что мы также быстро перейдем к накопителям с формфактором 2,5-дюйма. Тем не менее здесь возникает ряд технических проблем, которые приводят к существенному повышению стоимости продуктов, что не позволяет делать их массовыми. Конечно, есть применение и таким накопителям: ноутбуки, другие портативные устройства. Но следует учитывать и то, что их доля пока не превышает 10% рынка настольных систем. Необходимо также иметь в виду, что известные производители ноутбуков, такие, как Toshiba, IBM, Fujitsu, Hitachi, сами производят собственные диски малого формфактора. Остальные поставщики ноутбуков покупают накопители у этих четырех компаний. Если же мы начнем выпуск устройств формфактора 2,5-дюйма, то продавать сможем их только Hewlett-Packard, Dell и др., т. е. лишь компаниям, не имеющим собственного производства жестких дисков. Да и придется приложить немало усилий, чтобы получить их в качестве заказчиков.

С другой стороны, у нас есть информация о том, что в ближайшее время Seagate выйдет на рынок 2,5-дюймовых устройств, что, безусловно, усилит конкуренцию в этом сегменте. Однако я думаю, что и WD наладит производство 2,5-дюймовых накопителей, но приблизительно через два года, как, вероятно, и Maxtor. К тому моменту такие нишевые производители, как Toshiba, вряд ли останутся в этом бизнесе. Но в любом случае едва ли к тому времени формфактор 2,5 придет на смену 3,5 в настольных системах. Последние будут использоваться очень широко, поскольку наиболее оптимальны по соотношению цена/емкость.


А какие внешние накопители выпускает Western Digital?

В ассортименте WD сегодня присутствуют две внешние модели. Одна из них оснащена интерфейсом FireWire и поддерживает до 200 GB. Второй жесткий диск использует интерфейс USB 2.0 и предназначен, в первую очередь, для архивирования видеоданных и т. д. И этот сегмент сегодня также развивается очень активно.


В свое время вы выпускали серверы хранения данных, так называемые storage appliances?

Да, еще два года назад Western Digital имела дочернюю компанию Connex, которая занималась выпуском NAS-устройств. Но мы ушли из этого бизнеса. Кстати, через год после того, как мы это сделали, аналогичный шаг предприняла Maxtor. Я думаю, это большая ошибка, когда производитель жестких дисков сам выпускает системы хранения данных, это не его бизнес. Мы хорошо знаем своих партнеров, но мы не знаем досконально конечного потребителя, а это как раз необходимо для продвижения решений наподобие NAS. В данной области исторически сильны такие брэнды, как Hewlett-Packard.


Какие разработки ведутся сейчас в компании и какие планы уже намечены на будущее?

Все упирается в то, сколько данных вы сможете записать на пластину. Раньше, когда объем жестких дисков постепенно увеличивался от 2 до 8 GB, производитель мог менять только головки, а все остальное в технологическом плане оставалось неизменным. Сейчас же, когда изменения исчисляются десятками гигабайт, усовершенствованию подлежат все компоненты накопителя: головки, пластины, электроника, механика. Безусловно, это требует больше времени, иногда год и более. В этом есть и положительные стороны: продукты остаются на рынке дольше, стабилизируются цены. Сейчас Western Digital выпускает диски с плотностью записи 60 GB на пластину, Maxtor -- 80 GB. Но мы уже в текущем квартале представим устройства с такими же показателями объемом 250--280 GB. При этом для того чтобы выйти на уровень 120--160 GB/platter, потребуется еще несколько лет. Мы вплотную подошли к пределу возможностей существующей технологии. Сейчас при плотности записи 80 GB/platter достаточно использовать головки, построенные на основе GMR-эффекта. Что будет дальше, пока не очень понятно, но, тем не менее, каждый производитель ведет разработки в области новых технологий. Еще один момент, который, может быть, будет вам интересен: по сути, современная магнитная головка -- это микрочип. И производители этого компонента диска используют фактически то же дорогостоящее оборудование, что, скажем, и Intel, поэтому зачастую покупают у таких компаний линии при переходе последних на более новые технологии, поскольку сверхдетализация не нужна. И все это, как ни удивительно, тоже влияет на темпы роста емкости дисков.

Среди других тенденций, определяющих процесс эволюции рассматриваемых продуктов, -- использование жестких дисков в ранее не охваченных сегментах -- различных бытовых устройствах и даже автомобилях. Новые условия работы требуют разработки новой электроники, внутреннего ПО и т. д. В качестве примера можно привести BMW, в некоторых моделях которой уже используется HDD для хранения различной информации. И все идет к тому, что диск будет в каждом автомобиле, которых ежегодно продается десятки, а может быть, сотни миллионов. Или, скажем, недавно в Японии Pioneer выпустила цифровой видеоплеер, объемы продаж которого в четыре раза превысили прогнозируемые. Все это создает предпосылки для формирования новых рынков и увеличения спроса на жесткие диски и, естественно, влияет на развитие этой технологии.


В таких меняющихся условиях какие основные отличия вашей компании от ближайших конкурентов?

Western Digital "Несмотря на спад в индустрии, спрос на жесткие диски только растет"
"Два года назад доля продаж наших продуктов в Восточной Европе составляла не более 35%, сейчас она превышает 45%"
Здесь нет однозначного ответа. Если сравнивать с Seagate, то данная компания сама занимается разработкой большинства компонентов жестких дисков. Мы же сотрудничаем с различными поставщиками. Так, например, STS Thompson производит чипы для Western Digital, TDK Japan -- головки. При таком подходе задача WD -- сформулировать четкое техническое задание.

Если же сравнивать с Maxtor, то основное отличие заключается, пожалуй, в том, что пару лет назад мы провели реструктуризацию и стали более эффективно вести бизнес. Сейчас у нас в Европе работает вдвое меньше сотрудников, чем у Maxtor. Безусловно, они также оптимизируют свой бизнес, но пока я вижу очевидные преимущества наших подходов.

Мы работаем в самом сложном сегменте рынка жестких дисков -- IDE -- и вкладываем все средства только в их разработку. И не всем удается выстоять, например IBM, обладающая одним из лучших коллективов разработчиков и стоявшая у истоков винчестерной технологии, вынуждена была продать свой бизнес.

Как видите, есть несколько факторов, которые отличают нас от конкурентов. Мы концентрируемся на продвижении продукта на рынок, а не на конкуренции с другими производителями.

С другой стороны, WD предлагает потребителю инновационные продукты. Мы были первыми и долго оставались единственными, кто представил жесткие диски с 8 MB кэш-памяти. Идея, казалось бы, очень простая, но ее реализация сразу же дает прирост производительности на 10%, а с другой стороны, на ее воплощение наши инженеры потратили немало усилий. В свое время мы отказались от выпуска SCSI-устройств и сейчас, как я уже говорил ранее, уверены, что наиболее перспективным интерфейсом будет Serial ATA, более простой и в то же время более эффективный.


Если остановиться на нынешней ситуации в индустрии, как Вы могли бы ее оценить?

В целом рынок ПК все еще не в очень хорошем состоянии, тем не менее в Восточной Европе рост по-прежнему сохраняется. В так называемых развивающихся странах имеется огромный потенциал, и каждый из ведущих игроков сегодня его пытается раскрыть. С другой стороны, если говорить о корпоративном сегменте, то сейчас, с моей точки зрения, мы приближаемся к моменту массовой модернизации структур. Да, к этим тратам подходят осторожно, но без них нельзя активизировать бизнес, особенно во время рецессии. Кроме того, если раньше в крупных компаниях было очень тяжело проводить модернизацию ПК, поскольку это требовало больших финансовых затрат, то сегодня при стоимости компьютеров значительно ниже 1 тыс. долл. решение о замене парка вычислительной техники может приниматься на уровне IT-департамента. В индустрии наблюдался большой спад, но, я думаю, общая ситуация уже на пути к оздоровлению. Подразделение жестких дисков Western Digital приносит прибыль уже в течение восьми кварталов, компания в целом -- в течение четырех. И не в последнюю очередь благодаря тому, что мы не концентрировались только на рынке ПК и получили заказчиков из других областей, о которых я говорил раньше. Что касается Украины, то здесь у нас также неплохие показатели. Как мне кажется, наш партнер сумел воспользоваться местной спецификой, тем, что здесь практически не представлены А-брэнды и основную долю на рынке занимают местные сборщики, которые и являются нашими основными потребителями.


Не планируете ли вы увеличивать число партнеров в Украине?

Одна из причин, почему я и мои коллеги сегодня здесь, -- стремление понять ситуацию на украинском рынке, разобраться в том, что необходимо конечному потребителю, как мы можем улучшить наши продажи и т. д. Скажем, в России у нас четыре партнера, в Украине один -- компания Elko, и мы довольны тем, как она работает. Но все, конечно же, зависит от ситуации на рынке и от его текущих потребностей, пока мы не планируем здесь ничего менять. Если взглянуть на регион EMEA, то два года назад доля продаж наших продуктов в Восточной Европе составляла не более 35%, сейчас она превышает 45%. И в этом показателе, и в общей динамике, безусловно, есть вклад украинского рынка.