Приятно отметить, что изрядно насыщенные негативом новостные потоки в последнее время постепенно разбавляются информацией сугубо позитивного характера. Опуская довольно смелые утверждения о скором завершении рецессии в мировой экономике, обратимся к одному из свежих примеров в ИТ-индустрии – производители ЖК-панелей зафиксировали восстановление кондиций, свойственных бизнесу в докризисный период.
По результатам работы во II квартале поставщики ЖК-панелей отметили существенный рост продаж. Согласно оценкам экспертов iSuppli, в сопоставлении с начальной четвертью года общие поставки крупногабаритных панелей (от 10" и более) увеличились на 43%, до 129,7 млн штук. В годовом сравнении также имеет место устойчивый рост – в пределах 12%. Солидарны с коллегами представители DisplaySearch, по данным которых продажи составили 127,4 млн заготовок.
Помимо улучшения мировой экономики, к факторам нормализации рыночной атмосферы следует причислить высокий интерес к LCD-устройствам китайских потребителей. Бум спроса в Поднебесной связан с масштабной правительственной программой по субсидированию покупки техники жителями сельских районов. В течение ближайших трех лет государство планирует потратить на эти нужды не менее 586 млрд долл. Исходя из статистики Министерства коммерции КНР, лишь в августе текущего года по данной программе только ПК было реализовано свыше 414 тыс. единиц. Довольно кратковременная, но мощная вспышка спроса пришлась на конец сентября, канун главного праздника страны – Дня образования КНР. Таким образом, лидеры индустрии в лице Samsung Electronics, LG Display, а также AUO и CMO оперативно перемещают фокус интересов на азиатский регион. В Северной Америке и EMEA спрос сравнительно слабее, однако здесь также характерно рыночное оживление, которое можно связать с началом заполнения розничных каналов в преддверии периода многообещающих предрождественских продаж.
К не менее значимым признакам восстановления глобального рынка следует отнести массовый выпуск новых моделей привлекательного формфактора 16:9, переход на который во многих случаях становится определяющим для визита в магазин, тогда как еще в начале текущего года являлся основной причиной отложенного спроса.
Наконец, последним двигателем рынка стали панели, оснащенные LED-подсветкой. Исходя из подсчетов DisplaySearch, во второй четверти их поставки возросли до 23 млн, что указывает на рост в пределах 116% по сравнению с предыдущим кварталом. Вопреки тому что LED-продукты в большинстве своем все еще принадлежат к премиум-сегменту, агрессивная политика их продвижения дает весомые плоды. Относительно высокая стоимость не становится для потребителей преградой, нивелируясь выгодами от более качественного отображения картинки, низкого энергопотребления и меньшей толщины конечных изделий. В общей массе отгруженных LED-заготовок на долю ноутбуков и нетбуков пришлось 14,3 млн и 7,9 млн панелей соответственно. Остальные были использованы при производстве телевизоров (0,6 млн) и мониторов (0,1 млн). Таким образом, в экспертной среде подчеркивают, что проникновение LED-подсветки в дисплеи нетбуков уже достигло 100%. Растет популярность новой технологии и в ноутбуках – 43% из общей массы выпущенных во II квартале устройств уже были оснащены LED-панелями.
Неожиданно высокий спрос вызвал заметный дефицит панелей, что повлекло за собой увеличение в период с марта по июнь средней отпускной стоимости наиболее популярных крупногабаритных изделий на 20–25%. К примеру, это коснулось широкоформатных матриц с диагоналями 17,3" и 15,6". Как следствие, высококонкурентная среда, поставившая в результате ценовых войн многих производителей на грань рентабельности, уже к концу II квартала позволила не только восполнить активы, но и в ряде случаев выйти на прибыльность. Допустим, сегодня соотношение между стоимостью материалов и конечной ASP наиболее востребованных матриц для ноутбуков 15,6"W достигает лишь 53%, что сопоставимо с уровнем августа прошлого года. У популярных телевизионных панелей 32"W аналогичный показатель только с января по июль упал с 85 до 30%, существенно улучшив прибыльность производителей. Справедливости ради отметим, что выгоды смогли получить преимущественно компании первого эшелона. Игроки меньшего масштаба все же испытывали серьезную недозагрузку собственных мощностей, в том числе из-за нехватки стеклянных подложек для ЖК-панелей больших размеров. К слову, коснувшийся всех без исключения участников рынка дефицит стеклянных субстратов усугубился после землетрясения в Шизуоке (Япония). В результате природного катаклизма была приостановлена работа ряда профильных заводов, что отразилось на цене панелей. Если верить подсчетам iSuppli, то стоимость панели для ТВ с наиболее популярной диагональю 32" увеличилась с $153 в первом квартале до $211 в третьем. За аналогичный промежуток времени средняя цена панели для 19-дюймового монитора возросла с $58 до $80. Заготовки с диагональю 15,4" для ноутбуков подорожали почти на 20%, до $55.
Тем не менее аналитики уверены, что кратковременная фаза восстановления рынка может достигнуть пика уже в декабре, когда в действие вступят традиционные сезонные факторы, связанные с завершением предрождественского периода и затовариванием складов готовой продукцией. В этой ситуации ключевую роль вновь сыграет отпускная стоимость панелей. Если благодаря более раннему старту строительства фабрик Samsung Electronics, LG Display и другие корейские производители уже приступили к возврату инвестиций с мощностей G7 и G7,5, то тайваньский лагерь, включающий AU Optronics, CMO, HannStar Display и CPT, все еще находится на стадии возврата инвестиций с фабрик G5. Как результат, амортизационные отчисления, порой достигающие 20% стоимости панели, ставят корейских производителей в заведомо более выгодное положение.
Продажи в 2009 г. крупноформатных ЖК-панелей исходя из технологии подсветки, млн шт.
Изделие |
Тип подсветки |
I квартал |
II квартал |
III квартал* |
IV квартал* |
2009 г. в целом* |
Нетбуки |
LED |
4,2 |
7,9 |
10,1 |
9,4 |
31,7 |
Мониторы |
CCFL |
36,8 |
51,2 |
53,7 |
51,0 |
192,6 |
LED |
0,1 |
0,1 |
0,6 |
1,5 |
2,3 |
Ноутбуки |
CCFL |
17,0 |
18,9 |
17,5 |
11,7 |
65,0 |
LED |
6,0 |
14,3 |
25,5 |
30,2 |
76,0 |
ТВ |
CCFL |
24,2 |
34,4 |
40,6 |
41,2 |
140,4 |
LED |
0,4 |
0,6 |
1,3 |
2,2 |
4,5 |
Всего |
CCFL |
78,0 |
104,4 |
111,7 |
103,8 |
398,0 |
LED |
10,6 |
23,0 |
37,6 |
43,3 |
114,5 |
Проникновение LED-технологии в сегмент, % |
|
12 |
18 |
25 |
29 |
22 |
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365