В поисках «квантовости»: чип D-Wave проходит строгие тесты

голос

Первая проблема, с которой иногда сталкиваются ученые в области передовых технологий, это убедиться в том, что они на самом деле работают так, как предполагалось.

Техническая школа Витерби Университета Южной Каролины (USC) является домом для Квантового компьютерного центра (QCC) компании Lockheed Martin, сверхохлажденного с магнитным экранированием объекта, специально построенного для размещения первых коммерчески доступных процессоров для квантовых вычислений – устройств настолько передовых, что есть только два, эксплуатирующихся за пределами канадской лаборатории, где они были построены. Первый процессор пошел в USC и Lockheed Martin, а второй – в NASA и Google.

С открытия объекта в USC в октябре 2011 г. ключевая задача для исследователей заключалась в том, чтобы определить, работают ли процессоры D-Wave так, как планировалось, - в соответствии с законами квантовой механики.

Недавно международная команда ученых опубликовала несколько статей, включающих один тщательно разработанный тест для всех 108 функциональных квантовых битов чипа, которые опровергают классические модели процессора первого поколения D-Wave One, размещенного в USC. Тест показывает, что поведение D-Wave One согласуется с моделью под названием «квантовый метод Монте-Карло». Это противоречит двум классическим моделям-кандидатам, которые могли бы описать работу процессора при отсутствии квантовых эффектов.

«Проблема состоит в том, что тесты, которые мы можем выполнить на процессоре D-Wave, не могут непосредственно «доказать», что процессор является квантовым. Мы можем только опровергать по одной классические модели-кандидаты, - сказал директор QCC проф. Даниэль Лидар (Daniel Lidar). - Но до сих пор мы находим, что процессор D-Wave всегда соответствует нашим квантовым моделям. Наши тесты постоянно становятся более строгими и сложными».

Квантовые процессоры кодируют данные в кубитах, которые в отличие от традиционных битов имеют способность представлять два состояния 1 и 0 одновременно. Это свойство, называемое суперпозицией, наряду со способностью квантовых состояний «интерферировать» (ослаблять или усиливать друг друга, как волны в пруду) и «туннелировать» через энергетические барьеры в один прекрасный день позволит квантовым процессорам, в конечном счете, выполнять вычисления по оптимизации гораздо быстрее, чем традиционные процессоры.

Задачи оптимизации могут принимать различные формы, и теоретически квантовые процессоры могут быть полезными для обработки «больших данных», таких как оптимизация портфеля акций, распознавание и классификация образов и обнаружения аномалий, к примеру, исправление ошибок в сложном программном обеспечении.

«Наша работа является частью крупномасштабных усилий со стороны научного сообщества, направленных на проверку потенциала квантовой обработки информации, которая, мы все надеемся, однажды может превзойти свои классические конкуренты», - сказал проф. Лидар.

голос