`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Украинская IT-индустрия 2006: переступая порог

Статья опубликована в №1-2 (570) от 16 января

+26
голосов

Минувший год для Украины, как и предыдущие два, не отличался стабильностью в политическом и экономическом плане, что, конечно, соответствующим образом сказалось и на IT-индустрии. Как бы там ни было, но эта отрасль остается одной из самых быстрорастущих в нашей стране, а потому может похвастаться довольно значительными изменениями, происходящими здесь уже не первый год. Мы предлагаем вашему вниманию обзор итогов, наблюдавшихся на украинском рынке в 2006 г., и тенденций, которые будут характерны и для начавшегося года, и для нескольких следующих лет.

Украинская IT-индустрия 2006 переступая порог

В наибольшей степени на общий климат в индустрии повлияли выборы - рынок отреагировал снижением покупательского спроса, в основном со стороны корпоративных заказчиков, за месяц до и как минимум в течение двух месяцев после мартовских политических событий. В результате, если в I квартале 2006 г. поставки продукции и услуг оказались относительно устойчивыми, то второй многие участники рынка называют не слишком удачным: клиенты ждали стабилизации. Корпоративный сектор лишь в середине июля более или менее определился с планами расходования своих IT-бюджетов до конца года, а с середины августа, с началом сезона Back-to-School, произошел всплеск спроса на компьютерную технику со стороны частных покупателей, который стал даже выше, чем в 2005 г., и позволил отчасти нивелировать негативное влияние политического фактора. Вторая половина 2006 г. в целом оправдала прогнозы, а у поставщиков ПК, периферии, ноутбуков и другой техники в ноябре даже наблюдался небольшой дефицит продукции.

Стоит также отметить, что в завершившемся году, пожалуй, впервые столь активно продажи IT-продукции сопровождались спросом на услуги консалтинга и обучения. Причиной тому стали и вновь разгоревшиеся сразу после выборов разговоры о вступлении Украины в ВТО (хотя к концу года они заметно поутихли), требующие от отечественных предприятий нового уровня конкурентоспособности и, следовательно, более взвешенного отношения к созданию и развитию IT-инфраструктур, и запланированный на 2007 г. выход сразу нескольких крупных украинских предприятий на биржи (IPO). Последнее, в частности, обязывает их внимательнее относиться к вопросам информационной безопасности.

Немаловажную роль в области просвещения продолжают играть роуд-шоу и образовательные программы, проводимые дистрибьюторами, системными интеграторами, вендорами. По субъективным оценкам, число семинаров для профессиональных пользователей и партнеров в 2006 г. выросло на 15-20% по сравнению с 2005 г., и значительная их часть имела национальный масштаб, а украинские поставщики ПО нередко именно с образовательных программ начинают обсуждение сотрудничества с вендорами, желающими выйти на украинский рынок.

Несмотря на активное развитие сегментов IT-услуг и ПО на них, по данным IDC, пришлось менее 18% всех затрат на информационные технологии в Украине, которые в 2006 г. оценены в 2,2 млрд долл. (на 28% больше, чем в 2005 г.). Остальное тратится на аппаратные средства, и такая структура, считают аналитики, сохранится до 2010 г., пока рынок не будет полностью насыщен hardware. Системообразующим по-прежнему остается сектор настольных ПК (его объем свыше 1 млрд долл.), где почти безраздельно властвуют украинские производители. С него мы и решили начать более детальный обзор результатов работы отечественного IT-рынка.

Производство компьютерной техники

Настольные ПК

В 2006 г., по предварительным оценкам IDC, объем продаж настольных ПК в Украине составил 1,2 млн шт., что более чем на 30% превышает показатели предыдущего года. Примечательно, что доля "самосбора" (систем, созданных из комплектующих как частными, так и корпоративными пользователями) снизилась с 15% в 2005 г. до 12-13% в 2006 г. - все больше потребителей осознают преимущества покупки и обслуживания серийных ПК. Таким образом, количество компьютеров "на руках" у наших сограждан за год выросло до 4,6 млн - сегодня на 100 украинцев приходится 9,8 ПК.

Украинская IT-индустрия 2006 переступая порог

Зарубежные поставщики планомерно наращивают сбыт своих компьютеров в нашу страну, но доля их, считают в IDC, пока не превышает 3%. Стоит, впрочем, отметить, что и Dell, и Lenovo, и FSC, и HP в основном ориентируют свою продукцию на корпоративных пользователей. Последняя оказалась наиболее успешной среди А-брендов, чему в немалой степени способствовала ее локальная "Фабрика АЛС". По словам сотрудников HP, в 2006 г. это позволило ей вчетверо увеличить объемы сбыта своих настольных ПК в Украине (суммарно выпущенных здесь и импортированных), а самыми "громкими" стали поставки техники для ряда коммерческих банков.

Михаил Лукашевич,
ASUS

Все идет к тому, что на рынке материнских плат и видеокарт в ближайшее время останутся два-три гиганта, которые будут владеть 90% этих сегментов

По итогам 2005 г. мы отмечали усиление влияния на рынок отечественных сборщиков из числа крупнейших. Тогда 10 ведущих производителей (по данным аналитиков, в алфавитном порядке: DiaWest, Everest, K-Trade, "АМИ", "Версия", "Инком", "Квазар-Микро", "МКС", "Навигатор" и "Фокстрот IT"), по оценкам IDC, выпустили около 33% ПК, проданных в Украине. Та же тенденция наблюдалась и в первой половине 2006 г., когда лидеры могли обеспечить спрос. Однако, в III квартале ситуация стала меняться: сборщики первой десятки перестали справляться с ним. У каждого из них были на то свои причины, но основной, по нашему мнению, стала реструктуризация производственных мощностей: как минимум у половины перечисленных компаний она либо заканчивается, либо в самом разгаре, некоторые готовились к ее проведению в нынешнем году. В итоге ряд заказчиков в III-IV кварталах предпочли менее дефицитную продукцию сборщиков "второго эшелона", чей объем выпуска не превышал 1000 ПК в месяц. Наиболее успешные из них смогли существенно (в два и более раза) увеличить сбыт систем, и даже потеснить прежних лидеров, а если им удастся сохранить темпы роста, то по итогам 2007 г. вполне вероятным будет появление в списке Top 10 новых имен. Суммарная же доля нынешних фигурантов этого перечня, по предварительным оценкам IDC, за год снизилась почти до 31%.

Украинская IT-индустрия 2006 переступая порог

Вполне возможно, что на снижение этого показателя повлиял и дефицит процессоров, особенно для бюджетных ПК, начавшийся в конце октября. При этом наиболее жестко его ощутили партнеры AMD. Причиной тому сборщики считают, во-первых, нехватку кремниевых подложек, во-вторых, включение в список ее партнеров Dell, которая "оттянула" на себя часть продукции этого производителя CPU. Впрочем, сборщики отмечали и проблемы с доступностью бюджетных процессоров Intel в конце года, однако они оказались менее длительными и не столь масштабными. Так что в конечном счете структура проданных ПК по платформам по сравнению с 2005 г. не изменилась и выглядела, по нашим оценкам, как 40:60 в пользу Intel. Тем не менее дефицит бюджетных CPU привел к росту спроса на процессоры новых поколений и, как следствие, к увеличению средней стоимости (ASP) продаваемого в Украине системного блока: участники рынка считают, что на 5-8%.

Юрий Чубатюк,
Everest

Я не рассматриваю как врагов тех, кто занимается "самосбором" ПК. Любое развитие IT-инфраструктур в компаниях - положительно. Со временем они будут создавать их правильно и станут нашими клиентами

Впрочем, уже в I квартале 2006 г. ASP, вероятно, вернется в прежние рамки - этому будет способствовать и преодоление дефицита, и традиционное для первой половины года снижение спроса. В целом же за 2007 г. объем продаж настольных компьютеров в нашей стране, по прогнозам IDC, вырастет до 1,45 млн шт. (уровень проникновения достигнет 12,8 ПК на 100 жителей), причем как минимум половина из них, считают участники рынка, будет основана на двухъядерных процессорах. В какой-то степени 21%-ному увеличению будет способствовать появление Windows Vista, однако поставщики отмечают, что это отнюдь не основной стимул, побуждающий приобретать новые и более мощные ПК. Главным фактором все же станет наметившаяся стабильность в стране, дающая возможность планировать расходы, в том числе и на IT.

Ноутбуки

Мобильные ПК остаются не самым сильным направлением отечественных производителей, хотя этому есть аргументированные объяснения. Прежде всего стоит отметить продолжающееся ценовое давление со стороны А-брендов, которые полностью владеют инициативой в этом секторе. По мнению участников рынка, за прошлый год отечественные компании заняли менее 3% сегмента ноутбуков.

Украинская IT-индустрия 2006 переступая порог

Пока не оправдывает надежд и объявленная в марте 2006 г. программа Intel Interchangeability Initiative, направленная на поставку стандартизованных barbone-комплектов локальным производителям лэптопов. Виной тому - удлиненная цепочка логистики, которая "на выходе" делает не слишком привлекательной цену конструкторов.

Для украинских сборщиков ноутбуков, включая "Версию-Системс", "Навигатор" и присоединившуюся к ним в конце года "Спецвузавтоматику", это направление бизнеса, по большому счету, "резервное", и его можно достаточно быстро развернуть до промышленных масштабов, если "климат" в сегменте изменится. Надежда на это сохраняется, ведь, с одной стороны, локальные сборщики могут противопоставить А-брендам более гибкие конфигурации, сервис, набор ПО в комплекте, а с другой - глобальные поставщики платформ, как ни крути, нуждаются в расширении рынков сбыта, что является для них условием успешной конкуренции.

Серверы

В этом сегменте конъюнктура для украинских производителей пока выглядит более благоприятной, чем в "мобильном", хотя тройку лидеров здесь по итогам 2006 г. формируют А-бренды: HP, Dell и IBM.

В целом в 2006 г., по предварительным оценкам IDC, в нашей стране было продано около 18,5 тыс. серверов, что на 36% больше, чем годом ранее, а в 2007 г. прогнозируется рост до 23-24 тыс. шт. Подавляющее большинство продаж пришлось на x86-решения, RISC-системы по-прежнему используются для работы ERP-, банковских и других бизнес-приложений, подразумевающих большие объемы обрабатываемых данных, и реальной альтернативы им на этом рынке пока нет, несмотря на развитие 64-разрядных x86-систем. EPIC-серверы заняли определенную нишу в телекоммуникационном сегменте, однако их потенциал, считает IDC, на украинском рынке до конца не раскрыт. Стоит отметить, что 2006-й стал годом реального роста интереса к blade-системам, и хотя их доля пока составляет около 2% в структуре серверного рынка, аналитики ожидают ее быстрого роста в 2007 г.

Стоит отметить, что в нынешнем году влияние зарубежных производителей на сегмент серверов усилится, учитывая их активность в 2006 г., в частности появление представителя Dell, дочернего предприятия IBM, планы FSC на открытие локального офиса.

Продажи компьютерной техники и ПО

Зависимость IT-индустрии от импорта остается весьма высокой, а значит, роль дистрибьюторов как "проводников" новых технологий на локальный рынок отнюдь не уменьшается. О ситуации в канале продаж мы подробно рассказывали в конце 2006 г. в рамках темы номера. Напоминая важнейшие тезисы, следует отметить прежде всего стремление поставщиков переходить к широкопрофильной дистрибуции, хотя есть и обратные примеры, когда они концентрируются на продвижении лишь определенных линеек.

Что же касается продаж ПО, то здесь основная проблема по-прежнему заключается в высоком уровне пиратства в нашей стране. Хотя в 2005 г. его снижение в Украине оказалось наибольшим в мире (6%), проблема нелегального использования программ и борьбы с этим явлением остается приоритетом № 1 для разработчиков.

Не менее важные факторы - усиление маркетинговой активности дистрибьюторов, в частности программ для реселлеров, использование финансовых инструментов, включая факторинг, кредиты, выпуск облигаций, а также укрепление сотрудничества с розницей. Подводя итоги работы канала продаж, мы решили не только подробнее рассказать о тенденциях в наиболее быстрорастущих продуктовых сегментах, включая hardware и software, но и напомнить, какие события в прошедшем году влияли на IT-ритейл.

Hardware

Ноутбуки. Как уже говорилось, производство ноутбуков в Украине нельзя назвать массовым - свыше 95% из 310-320-тысячного объема продаж (в штучном выражении, по оценкам IDC) в 2006 г. пришлось на мобильные ПК А-брендов. Достигнутый результат примерно на 35% больше, чем планировалось в начале 2006 г., и более чем вдвое выше по сравнению с 2005 г.

Пять вендоров (в алфавитном порядке: Acer, ASUS, Dell, Samsung и Toshiba) смогли обеспечить почти 80% продаж лэптопов. Причем если в 2005 г. доля Dell составляла менее 3%, то по итогам 2006 г. компания увеличила ее в три-четыре раза.

Стоит отметить, что нижняя ценовая планка ноутбуков в минувшем году практически не изменилась и осталась на уровне $600, однако конфигурация, доступная в сегменте low-end (до $800), значительно улучшилась. Если в конце 2005 г. за эти деньги можно было приобрести лэптоп на базе процессора Intel Celeron M 410 (1,46 GHz) с RAM 256 MB, HDD 40 GB, ЖК-матрицей 15" (1024×768 пикселов) и приводом DVD-ROM/CD-RW, то сегодня в данную ценовую категорию попадают устройства с широкоформатной ЖК-панелью 15,4" WXGA, жестким диском как минимум 60 GB, RAM 512 MB и приводом DVD-RW.

В целом, по данным участников рынка, на устройства ценой до $800 приходится около 50% сбыта, а еще 30-35% занимают аппараты стоимостью $800-1200, в которую уже попадают лэптопы на основе двухъядерных процессоров, в том числе и с дискретной графикой. Удешевление конфигураций в прошлом году в немалой степени было спровоцировано глобальными миграциями на новые платформы Intel, которые в 2006 г. происходили дважды - в начале и середине года (на Core Duo и Core 2 Duo соответственно). У ряда дистрибьюторов в результате этого сформировались остатки продукции предыдущих поколений, которые им пришлось реализовывать по сниженным ценам. При этом, по данным поставщиков, к 2006 г. стоимость лэптопов с CPU Core 2 Duo серии 5000 и Core Duo серии 2000 практически сравнялась, а импорт в страну устройств на базе Core Solo фактически прекратился. То же самое касается и ноутбуков с форматом экрана 4:3 - их доля в структуре рынка снизилась до 20-25%, а в следующем году может сократится до 10% - в ассортименте многих производителей таких моделей сейчас единицы.

Примечательно, что, по данным участников рынка, порядка 40% ноутбуков в Украине реализуется через розничные магазины. Для них лэптопы наконец стали ликвидным продуктом: еще год назад продажи мобильных ПК через этот канал приходилось стимулировать дополнительными мерами.

Ожидается, что на удешевление ноутбуков в 2007 г. влиять будет прежде всего конкуренция поставщиков, в том числе в сегменте устройств, базирующихся на платформе Santa Rosa от Intel (она ожидается во II квартале). При этом двухъядерные лэптопы придут в сектор "до $800", что стимулирует дополнительный всплеск спроса.

Борьбу на рынке ужесточат и новые игроки, в частности, в среднем и верхнем ценовых сегментах более заметную роль, вероятно, будет играть Sony, начавшая под занавес 2006 г. строить у нас официальный канал продаж своих ноутбуков. Активизация ожидается и со стороны Apple, которая в прошлом году радикально реформировала структуру сбыта в Украине. Кроме того, Lenovo, не отличающаяся пока особой активностью, в 2007 г. может нарастить свое присутствие за счет новых партнеров. В целом, по оценкам IDC, продажи ноутбуков в 2007 г. могут превысить 500 тыс. шт. и, таким образом, приблизиться к 25% общего рынка компьютерных систем в штучном выражении.

Мониторы. Если 2005 г. стал знаковым благодаря тому, что ЖК-мониторы превысили продажи ЭЛТ в количественном исчислении, то в 2006 г. отмечался фактический уход последних из массового рынка. На их долю пришлось порядка 10-15% из 1,5-миллионного объема сбыта всех дисплеев, а подавляющее число таких продуктов (преимущественно с диагональю 17") было поставлено корпоративным пользователям, которые в основном приобретают и 15-дюймовые ЖК-аппараты. В прошлом году они полностью перешли в категорию нишевых продуктов, а их импорт зависел прежде всего от закупочной цены на партии. Поставщики утверждают, что ввозить и продавать дисплеи 15" выгодно, если их стоимость на 25-30% ниже, чем 17-дюймовых, а такие предложения производители в последнее время делают нечасто. В среднем же ценовая разница между аппаратами двух этих диагоналей, по нашим оценкам, к концу года составляла 15-20% ($25-30).

Украинская IT-индустрия 2006 переступая порог

Отметим, что хотя модели 17" в 2006 г. и остались лидерами по объемам сбыта, их все активнее вытесняют устройства с диагональю 19" и более, чья доля выросла с 18% в 2005 г. до 43% в 2006 г. Причиной тому стало удешевление панелей вследствие перехода фабрик на производство подложек большего размера. Сегодня монитор 19" бюджетного класса можно приобрести за $230-250, тогда как в начале 2006 г. его цена превышала $300. Участники рынка не сомневаются, что уже по итогам I квартала 2007 г. ЖК-дисплеи 17" уступят свое лидерство.

Переоснащение производственных линий стимулировало еще одну тенденцию - переход пользователей на широкоформатные мониторы. В середине года поставщики отмечали не слишком активный спрос на такие модели, что было связано с достаточно высокой ценовой разницей между дисплеями одной диагонали, но разного формата - на уровне $100 (для массовых моделей 19"). Однако к концу 2006 г. она уменьшилась до $40-50, а доля устройств с соотношением сторон 16:10 к IV кварталу выросла вдвое - до 8-10%. При этом у дистрибьюторов есть основания полагать, что к концу 2007 г. она составит уже порядка 20%. Стимулировать миграцию будет не только снижение себестоимости (и, соответственно, их цены), но и выпуск новых версий ПО, поддерживающих широкий формат, в том числе и Windows Vista.

Из технологических тенденций поставщики отмечают уравнивание цен на мониторы с интерфейсом D-sub и аналогичные продукты, снабженные обоими разъемами - D-sub и DVI. Кроме того, они считают, что на инерционность матрицы сегодня обращает внимание гораздо меньшее число покупателей, чем раньше (в массовых моделях этот показатель уже не превышает 4 мс). Куда более важным для пользователей стал дизайн, и выпуск устройств с оригинальным внешним видом (971P от Samsung, серия Emotional от LG и т. п.) - еще одна из наиболее устойчивых тенденций прошедшего года.

Джайхун Ким (Jaihoon Kim),
Samsung Electronics

Думаю, через два года выпуск 17-дюймовых ЖК-дисплеев прекратится, а 19-дюймовые можно будет купить за $149

Следует отметить, что с точки зрения позиций основных игроков сегмент мониторов остается одним из самых стабильных в отечественной IT-индустрии. Порядка 70% по-прежнему принадлежит суммарно Samsung и LG, хотя их доли по сравнению с прошлым годом немного снизились. Поставщики склонны полагать, что это стало результатом небольшого дефицита на ходовые модели, наблюдавшегося у обоих вендоров в середине-конце лета - им воспользовались поставщики с долями рынка менее 10%. По предварительным итогам, третья строчка осталась за ViewSonic, а четвертую оспаривали Acer и Philips.

Разница в долях рынка у компаний, занимающих позиции после третьей, настолько мала, что вполне вероятна их ротация в списке от квартала к кварталу. Стимулировать этот процесс будет и появление на рынке новых брендов. Например, весьма активно в 2006 г. растут продажи дисплеев Dell и ASUS, а во второй половине года начались поставки устройств Hannstar и Mirai. Насколько успешными они станут и какую часть займут из прогнозируемого на 2007 г. объема продаж мониторов в 1,7-1,8 млн, зависит от усилий дистрибьюторов и доступности продукции.

Печатающее оборудование. Пожалуй, одной из наиболее заметных тенденций уходящего года стала миграция пользователей с принтеров на МФУ. По предварительным оценкам IDC, за год поставки струйных принтеров снизились на 35% - до 210 тыс. шт., а монохромных лазерных увеличились всего на 6%, до 240 тыс. В то же время продажи МФУ на базе этих технологий выросли соответственно на 65% (до 185 тыс. шт.) и 60% (до 135 тыс. шт.)

Украинская IT-индустрия 2006 переступая порог

Аналитики считают, что в 2007 г. в струйном сегменте доля многофункциональных устройств в совокупном объеме поставок МФУ и принтеров впервые превысит 50% (в штучном выражении), а к 2010 г. на последние будет приходиться около трети всех поставок струйного оборудования.

А вот монохромные лазерные МФУ "догонят" принтеры по объему продаж скорее всего не в этом году - пока ценовая разница между аппаратами двух типов заметно больше, чем у струйных устройств, но принтеры, тем не менее, дешевеют медленнее, чем МФУ - на 5-10% в год, по оценкам поставщиков.

На рынке однофункциональных принтеров значительными темпами продажи растут лишь в секторе цветных аппаратов - в 2006 г. IDC предварительно оценивает их в 8,6 тыс. шт., что на 18% больше, чем в 2005 г., а в 2007 г. ожидается рост их поставок более чем на 20%. Можно также отметить, что в прошедшем году производители продолжили продвижение на рынок цветных электрографических (лазерных и светодиодных) МФУ стоимостью менее $1000 на базе принтерных шасси, которые, по нашему мнению, способны вытеснить однофункцинальные аппараты сразу из нескольких сегментов. Однако произойдет это, по прогнозам аналитиков, не в 2007 г.

Цифровые камеры. Если еще пару лет назад мы разделяли рынок цифрового фото на несколько категорий в зависимости от предпочтений потребителей (начальный уровень, средний, устройства для опытных пользователей, DSLR), то в прошлом году такая сегментация окончательно потеряла смысл. Сегодня его можно разделить на две условные группы - компактные и зеркальные аппараты. Первый сегмент характеризуется фактическим исчезновением из него 3-4-мегапиксельных камер, резким ростом спроса на модели с длиннофокусными объективами и имиджевые. Второй - продолжающимся стремительным снижением цен, что делает их доступными для все более широких масс покупателей.

Николай Фабро,
"Юг-Контракт"

3 года назад никому и в голову не приходило, что имиджевые фотокамеры с большими мониторами будут пользоваться повышенным спросом, а теперь такие устройства выпускают все, и они очень популярны

Примечательно, что целый ряд вендоров отмечают снижение роли специализированных фотосалонов в продажах этой техники - даже зеркальные камеры перестают быть уделом профессионалов. Зато, по их данным, значительно выросли объемы реализации аппаратов через магазины бытовой электроники и интернет-магазины (в основном там приобретают компактные модели). Кроме того, на этот рынок вышли те, кто ранее не поставлял фотооборудование, например "ASBIS Украина", заключившая контракты с Canon и Samsung.

Средняя стоимость реализованной в прошлом году цифровой камеры, по оценкам поставщиков, составила $350-370, а основной спрос пришелся на аппараты с разрешением 5 и 6 Mп, которые в сумме, по нашим данным, в 2006 г. заняли порядка 65%. Причем уже к концу года наблюдался явный перевес в сторону 6-мегапиксельных устройств, а в середине 2007 г., считают поставщики, доля аппаратов с 5 Mп станет ниже 10%.

В целом же уровень сбыта цифровых камер вырос до 550 тыс. шт., что на 57% больше, чем в 2005 г., а количество устройств "на руках" у украинцев увеличилось до 1 млн шт.. До насыщения рынка еще далеко, и в следующем году данный сегмент останется одним из самых динамичных: по нашим оценкам, объем продаж превысит 700 тыс. аппаратов.

Software

Немало надежд представители IT-индустрии возлагают на анонсированные в конце года Windows Vista и Office 2007. Спрос на них со стороны корпоративного рынка пока невысок, однако очевидно, что в итоге они стимулируют обновление как ПО, так и парка ПК. Причем с учетом сравнительно низкого уровня проникновения IT в Украину у нас эти тенденции, вероятно, будут заметны сильнее.

Украинская IT-индустрия 2006 переступая порог

На реализацию готового ПО в нашей стране в наибольшей степени влияют высокий уровень пиратства и финансирование по остаточному принципу в корпоративном секторе. Доля средств, выделяемых в IT-бюджетах на закупку программ, ничтожно мала и не идет ни в какое сравнение с развитыми странами. Это ужесточает конкуренцию между игроками рынка и вынуждает их искать дополнительные способы получения прибыли, в первую очередь за счет продажи сервисов (Value Added Distribition, VAD).

Заметные результаты дают усилия, предпринимаемые Microsoft в области защиты прав на интеллектуальную собственность. По данным аналитиков, в 2005 г. уровень пиратства в Украине снизился на 6%, что, в частности, привело к отмене в 2006 г. торговых санкций со стороны США.

Бизнес "Майкрософт Украина" в прошлом году вырос на рекордные 49%, и на 2007 г. планы у нее не менее амбициозные. Помимо прочего, компания намерена уделить повышенное внимание защите своих прав не только в столице, но и в регионах, о чем свидетельствует назначение в октябре юридических представителей. Вслед за ней активизируются и другие гранды индустрии: Adobe собирается усилить свое присутствие и, возможно, откроет в нашей стране офис, назначен представитель Corel в России и Украине, начало работу московское подразделение Electronics Arts. Не исключено, что в будущем году эти и другие игроки объединят свои усилия по легализации ПО.

Кристофер Бреннан (Christopher Brennan),
Adobe Systems

Для успеха в регионе очень важно иметь локальный офис. По моему опыту, в этом случае динамика вендора на рынке сильно меняется - конечно же, в лучшую сторону

С учетом стабильно высокого спроса на системы безопасности отдельно стоит отметить конкуренцию на рынке антивирусных пакетов. В частности, в минувшем году в Украине свой офис открыла Panda Software, на рынке появились решения BitDefender и McAfee, а "Лаборатория Касперского", Symantec и Dr.Web существенно повысили активность. Сложно сказать, хватит ли тут места для такого числа производителей, но все они настроены решительно.

В целом рост сегмента ПО в Украине, по разным оценкам, составил в 2006 г. около 15%, благодаря чему общий оборот превысил 100 млн долл. Участники рынка ожидают в будущем году увеличение показателя как минимум на 20%.

Розница

О тенденциях украинского рынка ритейла мы не так давно рассказывали в рамках темы номера по IT-дистрибуции. Поэтому сейчас остановимся лишь на наиболее заметных, а также подведем некоторые итоги, уже с учетом результатов IV квартала. Последние три месяца 2006 г. традиционно стали самыми "ударными" для отечественной розницы, и можно с уверенностью констатировать, что данный канал продаж является сегодня самым быстрорастущим в нашей стране - на него уже приходится около 40% реализованных ПК, и эта доля постоянно увеличивается.

Украинская IT-индустрия 2006 переступая порог

Основная часть компьютерного оборудования продается через специализированные IT-салоны, однако стремительно растет и доля бытовых сетей. GfK считает, что в них сегодня реализуется 29,1% ноутбуков, 9,6% настольных ПК, 8,4% мониторов и 7,8% принтеров. Как показывает опыт западноевропейских стран, такие продукты постепенно переходят в категорию бытовой техники, и их все чаще продают в магазинах наряду с телевизорами и холодильниками.

Заметной тенденцией стало и стремительное увеличение популярности потребительского кредитования - ввиду снижения ставок и роста зарплат населения (согласно данным Госкомстата, за последние пять лет доход среднестатистической украинской семьи вырос втрое). В зависимости от товарных групп банковский заем сегодня используется при совершении 30-40% покупок в розничных сетях, и это, по мнению экспертов, далеко не предел.

Наблюдая увеличение реализации, лидеры рынка активно наращивали число своих магазинов и торговые площади, в том числе и с помощью франчайзинговых схем - сегодня 4 из 8 крупнейших розничных сетей по продаже IT-товаров и электроники применяют их в своем бизнесе.

Охват компаний повышается и за счет приобретения мелких региональных игроков и слияний. Наиболее заметным было подписание соглашения о совместном владении розничной сетью "Новая Электроника" между компаниями "Фокстрот IT" и "АМИ". Данный шаг позволил сети укрепиться на отечественном рынке.

Весьма вероятными выглядят и покупки украинских розничных сетей иностранными ритейлерами в случае их выхода в Украину. Слухи о возможном появлении зарубежных игроков циркулировали в течение всего прошлого года, однако к концу декабря никаких официальных заявлений так сделано и не было. Пока же из международных сетей, продающих в том числе и компьютерную технику, у нас представлены лишь гипермаркеты Metro C&C. Однако эксперты уверены, что появление в Украине других ритейлеров лишь вопрос времени - они полагают, что это произойдет в течение ближайших двух-трех лет.

В наступившем же году ожидается, что украинские ритейлеры сконцентрируются уже не столько на наращивании площадей, сколько на увеличении доходности бизнеса на единицу площади. Кроме того, все более заметной станет сужение специализации небольших салонов, и наоборот, расширение ассортимента крупных магазинов.

IT-услуги

Системная интеграция

Объективной оценке рынка системной интеграции и построению прогнозов препятствуют его высокая зависимость от макроэкономики и закрытость. К тому же счет реализуемых в Украине за год проектов идет на десятки и даже один крупный может существенно изменить итоговые показатели. В прошлом году в числе главных факторов, влияющих на этот бизнес, была нестабильность законодательной базы - несколько раз подвергались изменениям "Закон о государственных закупках" и процедура проведения тендеров, причем судя по всему последние их версии также не станут окончательными. Несмотря на это эксперты сходятся во мнении, что в целом динамика была положительной.

Украинская IT-индустрия 2006 переступая порог

Украина остается страной с аппаратно-ориентированной моделью затрат на информационные технологии - всего около 10% средств у нас расходуется на IT-услуги (вдвое ниже, чем в среднем в Восточной Европе). В абсолютном выражении на конец 2006 г. этот показатель превысил 200 млн долл.

Основу клиентской базы системных интеграторов составляют представители высококонкурентных рынков. В частности, в прошлом году повышенный интерес к системам автоматизации демонстрировали розничные сети (itc.ua/25439, itc.ua/26118), но самую высокую активность проявила банковская сфера. На отечественный рынок выходит все больше зарубежных финансовых институтов, причем есть предпосылки к усилению данной тенденции в 2007 г. Это ужесточает конкуренцию между банками в борьбе за мелких клиентов и побуждает их совершенствовать IT-инфраструктуры. Кроме того, внедрение отраслевого решения - эффективный способ повышения капитализации и привлечения иностранных инвестиций.

Максим Агеев,
"Квазар-Микро"

Большинство российских компаний не относятся к своему бизнесу в Украине как к международному, и в основном рассматривают его в роли второстепенного

Вследствие интенсивного развития украинской экономики отечественным компаниям уже не хватает собственных средств для обеспечения конкурентоспособности, поэтому ряд из них рассматривают в качестве одного из способов получения дополнительного финансирования IPO. Процесс подготовки к первичному размещению акций потребует от них создания современной контрольной среды и приведения отчетности в соответствие с западными нормами. Это также должно стимулировать спрос на системы управления информацией, хранения данных, информационной безопасности.

Сергей Маглюй,
"Инком"

 

IT-проекты в Украине с каждым годом становятся все сложнее, причем, я бы сказал, катастрофически сложнее - как в плане технологий, так и в плане управления

Судя по всему, в 2007 г. рост рынка системной интеграции в Украине будет носить не только количественный, но и качественный характер - увеличатся как масштабы, так и сложность проектов. Очевидно, что с приходом в нашу страну иностранных инвестиций усилится и активность зарубежных IT-компаний, в первую очередь из России и Восточной Европы. Например, в прошлом году свои представительства у нас открыли российская "Компьюлинк" и литовская ERP. Однако в первую очередь конкуренция с их стороны коснется небольших нишевых игроков.

Консалтинг

В большинстве случаев консалтинг рассматривается как составная часть комплекса услуг, предлагаемых системным интегратором, и это вполне закономерно, поскольку нередко оценка защищенности корпоративной сети предваряет работы по ее усовершенствованию, а за формализацией бизнес-процессов следует внедрение полноценной системы автоматизации. Однако в последнее время в Украине все чаще реализуются "чистые" консалтинговые проекты (как, например, осуществленный "Квазар-Микро" для "Миттал Стил Кривой Рог"), конечной целью которых является выработка рекомендаций, направленных на приведение тех или иных подсистем предприятия в соответствие международным стандартам. По данным экспертов, продажи подобных услуг за год выросли на 25-30% и достигли 40 млн долл.

Ключевым фактором стало заметное усиление конкурентной борьбы в отдельных отраслях, побуждающее отечественные компании уделять все больше внимания созданию и развитию у себя сервис-ориентированных IT-инфраструктур. Большое влияние оказывают приход в Украину зарубежных инвесторов и подготовка страны к вступлению в ВТО, что требует освоения принятых в мировой практике норм ведения бизнеса.

Основными заказчиками, как и в случае системной интеграции, выступают банковский сектор и страховые компании, правда, последние пока в меньшей степени, а также телекоммуникационные холдинги, торговые сети, предприятия пищевой и металлургической промышленности, строительные фирмы.

Пожалуй, наиболее активно растет спрос на услуги аудита информационной безопасности, системы управления ею и сертификацию на соответствие стандартам ISO 27001, ISO 20000 (сразу две отечественные компании получили в прошлом году партнерский статус BSI - InfoSafe и "Инком"). Востребованы постановка процессов управления в IT (ITIL/ITSM) и в сервисном обслуживании (Service Desk). Все больше отечественных фирм проявляют интерес к высокоуровневым системам управления предприятием и взаимодействия с клиентами.

Ожидается, что в 2007 г. рынок консалтинга в Украине будет развиваться опережающими по сравнению с другими видами IT-услуг темпами и его рост составит 30-40%. Это повлечет увеличение количества его участников, в том числе за счет нишевых игроков. О перспективности данного направления в нашей стране говорит, в частности, и повышенный интерес к нему со стороны крупных иностранных компаний, результатом чего стало и усиление местных офисов таких грандов, как IBM и Microsoft.

Телекоммуникации

Пожалуй, одним из наиболее динамично развивающихся сегментов телекоммуникационного рынка вновь стала мобильная связь - по итогам 2006 г. суммарная абонентская база всех операторов увеличилась с 30 до 45 млн, что фактически составляет 95%-ный уровень проникновения услуг, а в наступившем году, согласно прогнозам iKS-Consulting, данный показатель превысит 110%. Однако не стоит забывать, что под этим количеством подразумевается лишь число активных SIM-карт, относительно того, сколько же реально людей в Украине пользуется сотовой связью, мнения аналитиков расходятся.

Украинская IT-индустрия 2006 переступая порог

Весьма заметным событием в сфере сотовой телефонии стал выход в апреле на отечественный рынок российского бренда Beeline, и уже к концу года "УРС", которая оказывает услуги под этой торговой маркой, удалось привлечь под свои знамена почти 2 млн абонентов. Кроме того, под занавес года украинцам был представлен еще один бренд мобильной связи - PEOPLEnet, под ним компания "Телесистемы Украины" намерена уже в феврале 2007 г. начать предоставление сервиса на основе CDMA 1x EV-DO.

К новым стандартам передачи данных на протяжении всего года было приковано много внимания, наряду с 3G активно обсуждалась и WiMAX. Наша страна стала одной из первых в Европе, где состоялся запуск в коммерческую эксплуатацию сети Alternet, работающей именно на базе этой технологии. Ее владельцу компании "УНТ" удалось урегулировать споры относительно лицензии на ранее отведенные частотные диапазоны и, отказавшись от некоторых частот, подписать с НКРС мировое соглашение.

В целом результаты работы этого ведомства в минувшем году достаточно неоднозначны, летом даже IT-сообщество открыто выступило с критикой в его адрес. По мнению специалистов отрасли, спорные решения НКРС (относительно выдачи лицензий) существенно сдерживают развитие WiMAX и мобильной 3G-связи. Кстати, предоставлением последней намерен заняться и Укртелеком. Что касается основной деятельности подконтрольного государству ОАО, то стоит отметить, что на рынке фиксированной телефонии компания уже обслуживает свыше 10 млн клиентов. За ней следует "Оптима Телеком", которую весной 2006 г. в дополнение к "Фарлеп-Инвест" приобрел SCM. Завершив данную сделку, холдинг существенно усилил свой телекоммуникационный бизнес, и именно его сегодня аналитики называют наиболее вероятным покупателем акций Укртелекома в случае его приватизации. Впрочем, не исключено, что объектом заинтересуются и иностранные холдинги.

Юрий Чуйков,
"УНТ"

Непрозрачное регулирование рынка - главный барьер развития WiMAX в Украине. Время, уходящее на решение правовых вопросов, снижает конкурентоспособность компаний

Впрочем, к рынку стационарной телефонии зарубежные инвесторы пока открыто не демонстрируют своего интереса. А вот в сегменте интернет-доступа уже видны их конкретные действия - российская "КОМСТАР-Объединенные Телесистемы", подконтрольная российской АФК "Система", приобрела в минувшем году фирмы DG Tel и "Технологические системы" и через созданное ДП начала оказывать услуги подключения к Интернету в Одессе под брендом "Стрим". В наступившем же году она намерена расширить свое покрытие и на Киев.

В столице, где сконцентрированы мощности большинства крупнейших провайдеров, немалый ажиотаж вызвал выход из UA-IX компании Wnet. Эксперты выразили мнение, что аналогичный шаг, вероятно, совершат и другие игроки данного рынка (условия работы точки обмена якобы перестали многих устраивать), однако этого так и не произошло. Причем, к концу года крупнейшие украинские ISP в сегменте SOHO фактически перестали разделять трафик на внутренний и зарубежный.

В 2006 г. существенно снизилась стоимость загрузки данных и подключений к широкополосному Интернету, а в самом конце года Укртелеком представил безлимитные тарифы, делающие его услуги действительно массовыми. Все эти факторы, считают эксперты, приведут к стремительному росту новых пользователей высокоскоростного Интернета в наступившем году.

Онлайн-среда

Минувший год для украинского Интернета был достаточно удачным - ввиду увеличившейся доступности подключений, в частности широкополосных, число украинских пользователей Сети выросло менее чем с 2 млн почти до 4 млн абонентов. В секторе же частных подключений, по данным iKS-Consulting, сейчас насчитывается около 350 тыс. обеспеченных Интернетом домохозяйств. Полномасштабное изучение украинской онлайн-аудитории до недавних пор никто не проводил, но ситуация скоро может измениться - в прошлом году в нашей стране начало работать подразделение польской фирмы Gemius, которое практически сразу принялось за такой долгосрочный проект.

Увеличение внимания зарубежных компаний к отечественному онлайн-рынку в целом стало одной из основных тенденций 2006 г. Так, Google назначила регионального консультанта по нашей стране, и хотя до запуска представительства еще далеко - даже такой шаг поискового гиганта свидетельствует о хороших темпах развития Uanet. Подтверждением тому также являются действия "Яндекс" - открытый ею в 2005 г. офис сформировал штат, активно заработал, а сам поисковый портал стал доступен через точку обмена трафиком UA-IX, что положительно сказалось на росте числа пользователей из Украины. Стоит отметить и покупку польской Grupa Pracuj Ltd 55% популярного украинского ресурса Rabota.ua. Во сколько обошлось приобретение, официально не разглашается, однако, по мнению экспертов, сумма составляет 2,75 млн долл., таким образом, данное соглашение можно считать крупнейшей сделкой в истории отечественного сегмента Сети.

Весьма заметным событием стало и включение нашей страны в зону покрытия популярной платежной системы PayPal. И хотя сейчас сервис для украинцев доступен лишь отчасти - с его помощью можно лишь оплачивать услуги и товары в Сети, а вывод средств заблокирован - все равно событие знаковое. Напомним, что раньше совершать покупки на том же аукционе eBay наши соотечественники в большинстве случаев могли лишь через посредников.

Увеличение доверия к онлайн-платежам в Украине - еще одна важная тенденция прошедшего года. Например, оборот титульных знаков WebMoney WMU (эквивалент гривни) достиг 69,1 млн (в 2005 г. - 24,1 млн), при этом не следует забывать, что основная масса украинцев пользуется WMZ (доллар США), для которых отдельной статистики по нашей стране не ведется. Об увеличении популярности оплаты в Интернете свидетельствуют и данные Portmone.com - с помощью этого сервиса более 1,5% домохозяйств Киева рассчитываются за коммунальные услуги, а оборот системы за 2006 г. вырос с 25 млн до 65 млн грн.

Стоит отметить рост в минувшем году количества компаний, заинтересованных в рекламе своих товаров и услуг в Сети. Согласно оценке экспертов, число привлекательных для этих целей сайтов составляет около 200, весь же объем отечественного рынка интернет-рекламы оценивается в 4 млн долл. В 2007 г., согласно прогнозам, он вырастет до 7 млн долл., что скажется на увеличении числа проектов и развитии уже существующих, причем Web-сайты будут расти качественно. Вполне вероятно, что на наш рынок придут новые зарубежные игроки, не исключено и создание классических стартапов, однако скорее всего это более отдаленная перспектива. Впрочем, данное утверждение в основном верно для проектов, финансируемых инвестиционными фондами, частные же небольшие стартапы возможны уже сегодня, однако не стоит забывать, что рядовой гражданин нашей страны все еще не может зарегистрировать доменное имя второго уровня в зоне .UA - для этого, как и прежде, требуется наличие одноименной торговой марки.

Кстати, разногласия участников рынка по поводу вопросов с регистрацией ресурсов в этом домене в минувшем году обострились. Внимание общественности было приковано к попыткам ввести государственное регулирование .UA - ИнАУ даже открыто выступила против принятия законопроекта № 2493 от 7 ноября 2006 г., которым, по мнению организации, оно фактически устанавливается. После этого нашу страну собрался посетить директор ICANN Пол Туми (Paul Twomey) - с целью выяснить, насколько украинское правительство готово к сотрудничеству с общественными организациями в деле управления доменной зоной .UA. Остается надеяться, что в следующем году ситуация разрешится.

Украинская IT-индустрия 2006 переступая порог

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+26
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT