`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Леонід Бараш

Тестирование автоматизированных систем управления автомобилями

+24
голоса

Технологии помощи водителям, такие как адаптивный автомат постоянной скорости и автоматическое торможение, обещают в один прекрасный день облегчить движение на переполненных маршрутах и предотвращать инциденты. Испытания таких автоматизированных систем являются весьма трудной задачей, но ученые из Университета Карнеги-Меллона продемонстрировали недавно, что проверка безопасности таких сложных систем реальна.

Чтобы сделать это, исследователи сначала разработали модель распределенной системы управления автомобилем, в которой компьютеры и датчики в каждой машине были подключены к управлению газом, тормозом и сменой полосы движения, а также въезду и выезду с магистрали. Затем они использовали математические методы для формализованной проверки того, что система сможет предохранить машины от столкновения друг с другом.

«Система, которую мы создали, является одной из наиболее сложных кибер-физических систем, которые когда-либо проверялись формальными методами, - сказал ассистент профессора Андре Платцер (Andre Platzer) на презентации системы на Международном симпозиуме формальных методов, который сейчас проходит в Университете г. Лимерик, Ирландия. - Дорожные происшествия стоят обществу миллиарды долларов и многих жизней, так что автоматические системы, которые повысят безопасность на дорогах, востребованы».

Формальные методы тестирования являются обычными при проверке компьютерных схем и ПО. Их использование для обнаружения ошибок сопряжено с определенными проблемами. Подобно другим кибер-физическим системам, они должны принимать во внимание как законы физики, так и особенности аппаратного и программного обеспечения. Но системы управления транспортными средствами добавляют еще один уровень сложности, связанный с их распределенностью, иными словами, отсутствует единственный управляющий компьютер – каждая машина принимает решение в зависимости от остальных машин,  участвующих в дорожном движении.

Платцер с сотрудниками показали, что они смогли протестировать безопасность их адаптивной системы круиз-контроля посредством разбиения задачи на иерархическую систему модулей. Самый нижний модуль описывает два автомобиля в одной полосе. Затем на его основе они смогли показать, что система является безопасной для одной полосы с произвольным количеством автомобилей и, в конечном счете, для магистрали с произвольным количеством полос. Подобным же способом, они показали, что машины могут безопасно покидать и переходить на одну полосу движения, а затем распространили метод на многополосную магистраль.

Платцер предостерег, что их доказательство имеет главное ограничение – оно применимо только к прямой магистрали. При решении задачи с поворотами основной фокус будет направлен на учет погрешности датчиков и времени синхронизации. Однако предложенный метод может быть обобщен на другие системы или на изменения динамики автомобилей.

«Любая другая реализация распределенной системы управления автомобилями отличная от той, что мы предложили, будет более сложной, - сказал Платцер. – Но теперь, по крайней мере, мы знаем, что эти будущие системы не являются столь сложными, чтобы мы не могли протестировать их безопасность».

Тестирование автоматизированных систем управления автомобилями

Водители в машинах на верхней и нижней полосах могут полагать, что их перемещение на среднюю полосу перед зеленым автомобилем безопасно, однако в действительности это вызовет их столкновение

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+24
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Лимерики это круто. В чем достижение не очень понятно. Собственно даже определение термина "матмоделирование" такое - построение формальных иерархических моделей, описывающих систему на разных уровнях абсраткции.
Тут, я так понял, построена матмодель динамической системы и приведено доказательсво, что алгоритм, который использует эту модель, формально правильный (но ведь это и так обеспечивается конструктивным описанием) и _может_ обеспечить управленческие реакции в заданные временные интервалы, а сами управленческие реакции имеют смысл (для каких-то ДТС условий) при перестроениях на полосах. Т.е. решена матзадача из области теории алгоритмов, достаточно простая (ведь у них же там перетоки топлива не учитываются и крылья у автомобила не прогибаются). Пиар такой пиар.
Это хорошо, только Гугль почему-то свое авто слил...
И на самом деле (с) это не распределенная система, а стохастическая, требующая к тому же для нахождение решений проведение многокритериальной оптимизации. Систему можно сделать распределенной (этакая динамическая сетка вычислителей автомобилей в некой окресности), но и она не гарантирует детерминацию - лоси на дорогах, не прошедшие вовремя техосмотр и все такое.

Просто иногда читаешь доклады всяческих воркшопов, и невольно вспоминаешь Бертрана нашего Рассела: "главный вызов исследователю - сформулировать полезную проблему в разрешимом виде". В данном случае где-то понятно, что если человек с латентным периодом реакции 5 сек. справляется на поворотах, то и вычислитель с хорошей базой образов и достаточно мощный справиться, Кинект тому подтверждение, и правильный вопрос не "будут ли", а когда и можло ли будет уже эти реальные системы протестировать.

система является безопасной для одной полосы с произвольным количеством автомобилей

ну-ну

мы ещё единичные самолеты на отдельную полосу сажать не умеем, а уже поручаем автоматике адекватно отреагировать на лося на дороге (открытый люк, посторонний предмет, езду по встречной полосе, проезд на красный свет или же собаку) управляя целым ансамблем машин на многополосной автостраде

Не дай Бог им еще научить машины объезжать ямки на дорогах, тогда при езде по нашим дорогам всех будет просто укачивать, ибо алгоритм движения по бездорожью еще никто не сформулировал.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT