`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Тенденции и ожидания на рынке сборки ПК

Статья опубликована в №11 (677) от 31 марта

0 
 

За последние несколько месяцев новые экономические условия, в которых оказался украинский ИТ-рынок, уже перешли в разряд привычных, а большинство компаний в той или иной мере определили свою стратегию как минимум на ближайшее полугодие. Учитывая относительную курсовую стабилизацию, к концу I квартала можно говорить о новых рыночных тенденциях и фактах, в частности, применительно к сегменту локальной сборки ПК, который мы рассмотрим в этом материале.

Тенденции и ожидания на рынке сборки ПК

По оценкам аналитиков IDC, в 2008 г. объем поставок в Украину настольных ПК уменьшился на 14,4% по сравнению с позапрошлым годом и равнялся 1,288 млн единиц. Это обусловлено как глобальным падением ИТ-рынка во второй половине минувшего года, так и ростом на 46,3% поставок ноутбуков. Из общего объема отгруженных в канал десктопов 30,7% составляет продукция Топ 10 украинских сборщиков (из них около 65% – доля первой пятерки), 5,1% – компьютеры производства А-брендов. Бoльшая же часть ПК собирается средними и мелкими локальными компаниями, находящимися за пределами десятки лидеров. Список крупнейших поставщиков десктопов на украинский рынок в минувшем году, по оценкам IDC, выглядит следующим образом: «Навигатор», «К-Трейд», «Версия-Системс», «МКС» и Hewlett-Packard. По сравнению с 2007 г. в нем произошли незначительные изменения: «Фокстрот ИТ» покинула четвертое место и переместилась за пределы Топ 5. В целом же рейтинг остался прежним.

По состоянию на начало 2009 г. перед большинством крупных отечественных сборщиков ПК и специализированными розничными сетями возникла та же проблема, что и перед продавцами «коробочной» продукции: затоваривание складов. Способом реализовать остатки в условиях резкого падения спроса для некоторых компаний стала разборка компьютеров и продажа комплектующих по отдельности, а также изъятие ПК из розничных сетей с последующей реконфигурацией и отгрузкой в другие каналы. Благодаря этим мерам, по информации представителей первой тройки украинских производителей ПК, излишки на складах розничных сетей и самих сборщиков на данный момент практически ликвидированы, если не считать незначительного количества мощных дорогих устройств. Таким образом, можно говорить об окончании периода агрессивной реализации десктопов с убытками для производителей и продавцов. В настоящее время основные игроки рынка ставят во главу угла повышение маржинальности и покрытие операционных расходов.

Еще одной серьезной проблемой, вызванной экономическим спадом и характерной для большинства сегментов ИТ-рынка, стал кризис неплатежей. Задолженности есть во всех звеньях цепочки поставок и производства десктопов – дистрибьюторы получали отсрочки оплаты у вендоров, сборщики – у дистрибьюторов, а розничные сети и дилеры – соответственно, у сборщиков. При практически полном отсутствии факторинга из-за проблем в банковской системе участники канала оказались в патовой ситуации, которую теперь пытаются решить путем солидарного участия в убытках друг друга. По словам Константина Скаклинева, директора департамента компьютерных систем компании «К-Трейд», именно «размораживание» факторинга может послужить толчком для увеличения оборота розничных продавцов и производителей ПК, ориентированных на работу с ними.

Естественным следствием снижения покупательной способности населения стала переориентация производителей на бюджетный сектор настольных ПК. По словам Александра Костюка, руководителя департамента компьютерных систем компании «Навигатор», средняя стоимость десктопов, собираемых предприятием на сегодняшний день, в розничной сети составляет 3–4 тыс. грн, что на 30–50% ниже «докризисных» показателей. Этим изменениям способствовали как объективные причины, связанные с экономической ситуацией в стране, так и действия самих ритейлеров. Как рассказал Дмитрий Король, коммерческий директор «Версия-Системс», делая акцент на десктопы по цене до 4 тыс. грн, розничные сети проверяют собственные гипотезы о том, что именно этот диапазон останется в ближайшее время наиболее востребованным. При этом полноценной «обратной связи» от потребителей, по которой можно будет делать определенные выводы об их реальных предпочтениях в сложившихся обстоятельствах, стоит ожидать не ранее середины II квартала.

Говоря о рынке настольных ПК в целом, нельзя не отметить оздоровление ситуации на нем по сравнению с началом года. Стабилизация курса национальной валюты способствовала увеличению активности клиентов во всех сегментах, а положительным эффектом от реализации излишков стало некоторое оживление на рынке дистрибуции комплектующих.

Каналы сбыта

Тенденции и ожидания на рынке сборки ПК

На снижение экономических показателей и сопутствующие изменения различные сегменты рынка отреагировали по-разному, что привело к некоторому перераспределению акцентов. Первыми жертвами рецессии оказались розничные сети, наиболее близкие к конечному потребителю: падение покупательной способности, ослабление национальной валюты и рост безработицы отрицательно повлияли на желание домашних пользователей производить обновление технического парка. В сочетании со снижением оборота и отсутствием кредитных линий это привело к тому, что на данный момент магазины сокращают торговые площади, а вместе с ними – и ассортимент представленных на прилавке настольных ПК. Такая политика негативно сказывается на компаниях-сборщиках, сделавших основную ставку именно на этот канал продаж, поскольку большинство из них также не располагают возможностью финансировать товар в обороте и предоставлять участникам розничного канала отсрочки платежей, как в «докризисный» период.

Также в незавидном положении оказались игроки рынка ПК, владеющие специализированными розничными сетями. Если во время роста экономики и сегмента сборки наличие собственного ритейла было весомым козырем, то в процессе сокращения объемов такое «дополнение» может стать обузой, требующей немалых расходов на содержание.

В традиционно инертном корпоративном сегменте изменения проявились гораздо позже, нежели в розничном. Ощутимое его падение было отмечено уже в начале текущего года, что объясняется окончанием долгосрочных проектов, стартовавших в первой половине 2008 г. Количество же новых тендеров, объявляемых корпоративными заказчиками, по сравнению с прошлым годом значительно уменьшилось. Отчасти это объясняется тем, что государственный сектор оказался практически полностью вычеркнут из данного канала после распространения Кабмином рекомендации воздержаться от ИТ-закупок, если это не связано напрямую с функционированием бюджетных организаций. Кроме того, многие крупные компании по причине снижения оборотов были вынуждены принимать радикальные меры по сокращению штатов, что привело к высвобождению большого количества ИТ-продукции, а потому максимальный спрос в сегменте сейчас наблюдается на различные технологии, позволяющие оптимизировать бизнес-процессы и снизить затраты.

С другой стороны, существующие проекты крупных корпоративных заказчиков могут стать для отечественных сборщиков солидным подспорьем в работе, обеспечивая стабильную прибыль и загрузку производственных мощностей на определенный период времени. Осознание этого факта привело к значительному усилению конкуренции и увеличению количества участников соответствующих тендеров, отметила Ольга Крымова, директор по маркетингу компании «Версия-Системс».

Одними из наиболее стабильных заказчиков крупных отечественных производителей ПК на данный момент оказались мелкие региональные реселлеры, реализующие продукцию в розничный сегмент и SMB. Этот канал в меньшей степени ощутил на себе влияние рецессии, так как не был зависим от дешевых кредитов и длинных рассрочек, работая зачастую под заказ.

В качестве одного из основных элементов актуальной стратегии игроки рынка единогласно признают необходимость поиска новых каналов сбыта, которые в соответствии с веяниями времени должны быть максимально «короткими» и гибкими. Руководствуясь этим, представители первой тройки производителей ПК рассчитывают получить выгоду от использования прямых продаж и открытия собственных интернет-магазинов. Правда, по мнению Александра Костюка, для входа в любой канал требуется некоторое время, а потому реальную отдачу от новых методов продаж можно будет увидеть только к концу 2009 г.

Прогнозы и ожидания

Крупные игроки рынка при прогнозировании объемов производства и реализации в текущем году обычно ориентируются на собственные показатели 2005–2006 гг. Солидарны с ними и аналитики: по оценкам IDC, на рынке возможны два сценария развития ситуации – пессимистичный и оптимистичный. В первом случае речь идет о сокращении объема поставок десктопов и ноутбуков на отечественный рынок на 60%, во втором – на 44%. Несложно подсчитать среднее арифметическое этих двух прогнозов и предположить, что самым вероятным развитием событий будет снижение рыночных показателей чуть более чем вдвое. Утешительным моментом может послужить то, что в обоих случаях эксперты предрекают доминирующую роль стационарных компьютеров в структуре отгрузок.

Прогнозы на II квартал также не отличаются многообразием. Традиционно это период затишья, на протяжении которого некая активность может проявляться только в корпоративном сегменте, и текущая ситуация не располагает к каким-либо изменениям. В сложившихся обстоятельствах это означает продолжение тяжелых времен для игроков рынка, не задействованных в крупных проектах бизнес-заказчиков. С другой стороны, в конце первого полугодия начнется подготовка компаний к сезону Back to School, на который, несмотря ни на что, производители и продавцы ИТ-продукции возлагают надежды по увеличению объемов продаж. Надо полагать, правда, что участники рынка учтут прежние ошибки и отнесутся к планированию гораздо осторожнее. Однако, как предположил в разговоре Александр Костюк, кроме сезона Back to School, III квартал может стать для многих ИТ-компаний временем выплат по кредитам, взятым с целью закупок под прошлогодний аналогичный период. Ввиду этого ситуация на рынке сборки в последней четверти 2009 г. становится непредсказуемой.

В более долгосрочной и глобальной перспективе игроки рынка предрекают значительные перемены в его структуре. Многие из них прогнозируют планомерное увеличение доли десктопов, произведенных А-брендами. Несомненными преимуществами последних являются возможность предоставлять привлекательные условия для розничных сетей и наличие в продуктовых линейках специализированных нишевых устройств, например, неттопов и моноблоков, выпуск которых локальные компании пока не освоили. По мнению Константина Скаклинева, через несколько лет доля рынка, принадлежащая крупным иностранным вендорам, будет составлять 30%, а первый эшелон сборщиков получит всего 20%, правда, число крупных отечественных игроков в этом сегменте сократится до трех-четырех. Стоит заметить, правда, что ни в одной из стран Восточной Европы А-бренды пока не смогли обогнать по доле рынка местных сборщиков. В любом случае на данный момент угрозы локальному производителю со стороны зарубежных гигантов не существует, поскольку в условиях современного рынка его гибкость и близость к клиенту становятся главными козырями и наиболее весомыми аргументами «за».

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT