«Софтпром»: «У нас есть шанс привести рынок игрового ПО в соответствие с международными нормами»

17 июль, 2005 - 23:00КО

Компания «Софтпром» хорошо известна на украинском рынке как дистрибьютор программного обеспечения. В ее портфеле несколько десятков партнерских контрактов с разработчиками ПО, включая таких грандов, как Adobe, Borland, CA, Symantec. И вот буквально на днях компания расширила сферу своей деятельности, открыв новое направление – распространение лицензионных игр крупных зарубежных издателей. На тему нового для «Софтпром» бизнеса мы поговорили с ее директором Павлом Ждановичем.

Почему «Софтпром», занимающаяся поставками в Украину корпоративного ПО, вдруг дополнила свой ассортимент такими «несерьезными» продуктами, как игры?

«Софтпром» «У нас есть шанс привести рынок игрового ПО в соответствие с международными нормами»
«В те розничные точки, где пока могут продаваться только игры, мы намерны со временем предложить и деловое ПО»

На то есть много причин. По мере взросления отечественного рынка производители ПО все больше обращают наше внимание на то, что если корпоративный канал в Украине развивается более или менее предсказуемо, то розничные продажи и OEM-поставки пока находятся в начальной стадии. Пять лет назад мы пробовали заниматься этим направлением, но ушли из розничного сектора и сосредоточились на дистрибьюции ПО для корпоративных заказчиках. Как показало время, на тот момент это было правильное решение. Год назад, проведя очередной мониторинг рынка, мы обнаружили, что место розничных коробочных продаж по-прежнему остается вакантным.

Мы открыли отдел развития розничного канала продаж и занялись поставками в том числе и ПО «серьезных» производителей – Corel, PROMT, Symantec. Кроме этого, у нас и ранее корпоративные дилеры покупали те продукты, которые обычно продают в розницу, например, Nero и ROXIO, так что мы поставили задачу сделать эту продукцию более доступной.

Еще одна причина заключается в том, что «Софтпром», как это ни парадоксально, сегодня является самым крупным издателем ПО российских производителей. Мы имеем эксклюзивные контракты с «Доктор Веб», PROMT, «Медиалингва», Paragon Software, «ФИЗИКОН», а также издаем продукты «Лаборатории Касперского». Поэтому издательское направление для нас – уже часть бизнеса, сервис для разработчиков ПО. После того как мы начали работу с розницей, выяснилось, что магазины готовы продавать легальные игры – на дорогие продукты есть пусть и небольшой, но растущий спрос.

Кроме того, развивая это направление в тех точках продаж, где пока могут продаваться только игры, мы намерены со временем предложить туда и деловое ПО. Розничные сети сегодня заинтересованы в более полном ассортименте, они не могут привлечь широкий круг клиентов только прилавками с антивирусами, лингвистическими программами, утилитами. С другой стороны, скажем, магазины, продающие аудиовидеопродукцию, также имеют свою специфику, поскольку нуждаются в быстро обновляемом ассортименте, иначе полка с коробками наскучит покупателям, и на нее не будут обращать внимание. С образовательными продуктами мы проблему отчасти решили, начав издавать высококлассную продукцию «ФИЗИКОН». И нам нужны были какие-то поставщики развлекательного ПО. Мы пришли к выводу, что, несмотря на серьезную работу «1С», других издателей в Украине, вопросы прямых поставок продуктов крупнейших зарубежных издательств до сих пор не решены.

Продукцию каких компаний вы будете представлять в Украине?

На сегодняшний день у нас есть контракт с Electronic Arts, и вот-вот должен появиться с еще одним разработчиком, думаю, этого пока будет достаточно. В каком-то смысле наша компания всегда бралась за то, что другие принципиально не могли или просто не хотели делать. Так было и с дистрибьюцией ПО мировых брендов напрямую, а не через Россию, и с изданием продукции российских разработчиков. Подобная ситуация сложилась и с EA, которая пять лет не давала дистрибьюторских прав никому в нашей стране. Западному производителю, независимо от того, о каком ПО идет речь, при выходе на рынок важно иметь партнера с хорошим портфелем контрактов, опытом ведения бизнеса, умеющего взаимодействовать с бюрократичными зарубежными фирмами и, главное, действующего во всех отношениях легально. Мы же со своей стороны стремились работать только с крупными компаниями, а у них очень жесткие требования, которым на нашем рынке удовлетворяли немногие.

Почему вы не работаете с российскими партнерами этих компаний или другими российскими издателями?

Как я уже сказал, наша компания – крупнейший партнер российских производителей ПО. С SoftClub, российским партнером EA, у нас прекрасные отношения, которым уже не один год. Это в высшей степени профессиональная компания, правильно построившая бизнес, да и некоторые сегменты, особенно игр для PlayStation, она фактически развила самостоятельно. По Electronic Arts у нас c SoftClub четко разделены регионы дистрибьюции – мы не поставляем продукцию в Россию, они – в Украину. С другими российскими издателями у нас не совпадают бизнес-модели.

Относительно поставки продуктов EA: диски будут только в DVD-боксах и подарочных коробках? Планируете ли вы продавать бюджетные jewel-версии?

Издание игр в формате DVD-box целесообразнее из-за логистики, себестоимости, вопросов мерчандайзинга. Если честно, я считаю, что коробочные версии легальных игр было бы легче продавать, поскольку коробка явно не будет издана легально, а DVD-box смотрится не так солидно. Что касается jewel-версий, они не вписываются в нашу бизнес-модель. Это связано с тем, что, во-первых, в Украине есть издатели с хорошо отлаженным каналом поставок jewel-версий, во-вторых, это не так интересно хозяевам магазинов, которым нужна высокая рентабельность.

Какие розничные цены будут установлены на игры?

Пока рекомендованные розничные цены на продукцию EA колеблются от 147 до 189 гривен. Цены должны в будущем немного уменьшиться по мере роста продаж. Опять же, есть еще бюджетные и сlassic-игры, которые мы пока не поставляем, а только изучаем спрос. Могу только сказать, что для Украины сделали очень значительные скидки по сравнению с Европой – даже наши коллеги в Прибалтике не могут получить таких условий.

И все же, Вы не считаете, что такие высокие по нашим меркам цены отпугнут покупателя, привыкшего к дешевым jewel-версиям и пиратской продукции?

Есть рынок ценителей оригинальных игр, рынок игр сетевых, которые принципиально не работают в пиратском издании. Есть и другие ситуации, когда нет альтернативы лицензионному продукту. Мы просто даем людям право выбора. Конечно, здесь сложно надеяться только на изменение сознания покупателей. Но наша страна – часть мировой экономики, в том числе рынка электронных развлечений. Независимо от распространенности пиратских копий во всем мире эта индустрия только растет.

Что касается jewel-версий, это серьезная проблема, однако говорить что-то о сегментировании рынка, не имея начальных цифр, мы не можем. Нужно посмотреть, как отреагирует рынок, магазины и как проголосуют пользователи своими кошельками.

Какие именно игры вошли в стартовую линейку?

Сейчас мы продаем до 10 основных хитов Electronic Arts, включая FIFA 2005, Sims 2, Need for Speed Underground 2. Все игры англоязычные, но с русской документацией. Локализованы пока только очень старые продукты EA, но даже их издание у нас по разным причинам пока невозможно.

Где можно будет приобрести эти игры?

Они будут доступны у наших партнеров, например в сетях EuroStar, «МКС», Unitrade, «Фокстрот», City.com. Надеемся наладить работу и с новыми каналами, которые подходят для распространения игр. Вообще-то не все компьютерные магазины готовы продавать игры, поскольку многим трудно соответствовать весьма жестким требованиям по логистике, наполнению стендов и прилавков. Более подходящий формат, как и во всем мире, это магазины, продающие аудиовидеопродукцию, где люди могут взять в руки коробку, а не только смотреть сквозь стекло витрин в компьютерных салонах. В каком-то смысле идеальный вариант – медиамаркеты, такие как City.com.

Где будут печататься диски – в Украине или за рубежом?

Тут, увы, все не так просто. Есть разная практика, например EA никогда не предоставляет прав печатать диски для новых продуктов сторонним организациям – все готовит сама. А вот некоторые локализованные старые игры под PC теоретически можно будет печатать локально. Но есть масса требований по гарантиям, в том числе и того, что завод не был замечен в печати пиратских тиражей, соблюдает жесткие условия сертифицированного производства. Так что отечественным разработчикам есть о чем подумать – в перспективе издание станет мощным легальным бизнесом, предполагающим выпуск сотен тысяч дисков в год.

Какие меры по борьбе с пиратством будут приняты?

Это отдельная и очень обширная тема для разговора. Я далек от мысли, что данная проблема решится быстро или что принятие какого-либо дополнительного закона ускорит отказ от пиратской продукции. В свое время я работал программистом в одной московской компании и разрабатывал ПО, которое в один прекрасный момент взяли и выпустили пиратским способом на CD в Китае (кто не помнит, Украина не всегда была родиной пиратства). Честно признаюсь, вначале была даже какая-то гордость, что мой труд оценен. Однако затем она переросла в негодование – работал я, а деньги получают те, кто купил установку по литью дисков. Закон, в том числе и в нашей стране, говорит, что это преступление, и помогать пиратам (родные они или китайские), рекламировать их розницу мы, естественно, не собираемся.

С другой стороны, непосредственно «Софтпром» бороться с пиратами не будет. Во-первых, мы не наделены такими полномочиями от производителей ПО. Во-вторых, это не наша функция – государство должно само следить за соблюдением закона. В-третьих, рынок находится в зачаточном состоянии, поэтому сейчас гораздо эффективнее что-то создавать, развивать, находить партнеров, нежели тратить силы и ресурсы на борьбу. Если завтра канал продаж, который обслуживал «лоточников» с пиратской продукцией, сможет продавать легальное ПО, причем это будет именно продажа, а не прикрытие пиратства, мы будем только за. Весь вопрос в том, нужны ли будут лоточники в таком количестве, если из-за высокой цены снизится спрос, и смогут ли они окупить аренду, если продажи резко упадут и им придется конкурировать с магазинами? Все решит рынок – если бывшие пираты выживут, то и бороться не надо, а если не выживут, то тем более не имеет смысла уделять им внимание.

Все понимают, что если украинский завод издаст ПО, украинские оптовики и розничные сети продадут его, то в выигрыше останутся все, при этом у ритейлеров будет меньше продаж, но больше рентабельность. Например, наши коллеги в России руководствуются девизом: «Для нас пиратов не существует, мы их просто не замечаем».

Если говорить об играх, которые мы теперь распространяем, то у Electronic Arts в Украине с юридической защитой дела обстоят не хуже, чем у Microsoft. В настоящее время одна из украинских юридических компаний имеет доверенность от EA на защиту ее авторских прав.

Вы будете продавать только PC-игры или также продукцию для консолей?

Для заказа нам доступны продукты для всех платформ, включая PlayStation 2, Xbox, GameBoy, GameСube, DS. Но повторяю, мы выбрали для себя сегодня всего двух издателей и всего одну платформу – персональные компьютеры, и наша задача – попытаться сдвинуть с места продажи легальных продуктов на этом участке. Мы понимаем, что консоли сейчас доминируют на западном игровом рынке и у них большое будущее, но есть масса проблем в Украине. Во-первых, стоимость легальной игры для PlayStation 2 превышает 250 грн, и сейчас не будет воспринята рынком, во-вторых, парк PS2 в Украине пока небольшой, и в-третьих, нужна консолидация в продвижении как ПО, так и консолей с продавцами последних.

В этом году компания Samsung включила в программу WCG в Украине две новые игры Electronic Arts – Need for Speed: Underground 2 и FIFA 2005. Как «Софтпром» планирует поддерживать чемпионат?

К сожалению, мы только летом 2005 г. наладили поставки и издание полиграфии и в этом году сотрудничать с Samsung не смогли. Договорились начать партнерство со следующего года.

Насколько нам известно, Вы сами вообще не играете в компьютерные игры, но все-таки решили заняться этим бизнесом...

Дистрибьюция игровых программ очень сильно отличается от того, чем мы до сих пор занимались, – это индустрия развлечений, а не системообразующее корпоративное ПО. Соответственно и конкуренция абсолютно другая и в иной плоскости – идет борьба за внимание аудитории увлекающейся видео, имеющей какие-то специфические хобби, посещающей клубы и т. п. Для нас все это в новинку и поэтому очень интересно. «Софтпром» и ее партнеры по мере сил строили рынок делового ПО в Украине. К слову, в отличие от России в нашей стране он хоть и молодой и меньших масштабов, но развивается по более четким правилам. Рынок легальных игр сегодня только формируется, и у нас есть шанс многое привести в соответствие с принятыми нормами в западных странах. Хотелось бы, чтобы все получилось.