Щелкни кобылу в нос...

12 апрель, 2011 - 18:21Александр Черников

...или Симптоматическое изучение облачных вычислений по Пруткову. Попробуйте набрать Cloud Computing в Википедии и внимательно просмотрите, что там написано.

Критика чистого разума (почти по Канту)

В глаза бросится следующее:

  1. Очень туманное изложение самой концепции. Вот несколько примеров.
  2. «Термин «Облако» используется как метафора, основанная на изображении Интернета на диаграмме компьютерной сети, или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали»

    «Облачная обработка данных как концепция включает в себя … технологические тенденции, общим в которых является уверенность, что сеть Интернет в состоянии удовлетворить потребности пользователей в обработке данных».

    «Серверы, выполняющие приложения, виртуализируются и балансировка нагрузки осуществляется как средствами ПО, так и средствами распределения виртуальных серверов по реальным, перенос виртуальных серверов происходит посредством живой миграции».

    «Концепция облачных вычислений подвергалась критике со стороны сообщества свободного программного обеспечения и в частности со стороны Ричарда Столлмана».

  3. Затем следует полтора десятка ссылок, которые разъясняют приведенные и другие положения Cloud Computing.
  4. Примечание: «Это незавершенная статья об облачных вычислениях. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее».

Спрашивается: зачем тебе жужжать, если ты не пчела? Другими словами, разговор об облачных вычислениях почти всегда в итоге сводится к размахиванию руками (демонстрации облаков, где прячется эта загадочная инфраструктура) и невнятным восклицаниям типа «ну, это, в общем, там…», «оттуда можно вытянуть все, что нужно… или положить туда», «это будет дешевле…» и т.д., и т.п.

Если все это понятно и несложно, зачем нужна армия толкователей? Господа, не могли бы вы изложить концепцию на одной страничке? Я, например, этого не встречал. Тем более русскоязычного источника.

Что делать? (тоже почти по классику)

Я далек от того, чтобы советовать воздеть руки к небу и взывать: «О, великие Гейтс, Джобс, Эллисон, Цукерберг и иже с ними! Разъясните, нам, наконец, где же эти самые облака и что они скрывают от нас»! Давайте, не вникая в тонкости технологии, попробуем разобраться, что сегодня реально дают облачные вычисления пользователю, – так сказать, на макроуровне щелкнем кобылу (наших белокрылых лошадок) в нос – пусть махнет хвостом.

В этом нам поможет Крис Преймесбергер, eWEEK Senior Writer, недавно посетивший DEMO 2011. Он на свой вкус выбрал 15 мобильных приложений облачного класса, которые, по его мнению, наиболее «новые и горячие» и вызвали наибольший интерес.

Крис начинает с утверждения, что cloud-based services «развиваются все быстрее и становятся более жизнеспособными» – по сути, именно это несколько стыдливо пытается сказать наша Википедия. Далее он отмечает, что подобные конференции становятся модными и их основная цель – собрать сливки текущего урожая и представить их венчурным капиталистам, инвесторам, аналитикам и СМИ. Другими словами: торговая марка Cloud Computing раскручена и теперь надо как-то наполнять ее содержанием.

Форум DEMO 2011, прошедший в течение двух дней – 28 февраля и 1 марта – в калифорнийском Palm Desert, является в США одним из самых известных вернисажей продуктов и стартапов, только что вылупившихся из стадии секретных разработок.

Он не слишком масштабен – на этот раз себя показали всего около 35 компаний, представлявших порой только потенциально привлекательные вещи, еще не опробованные на рынке. Все лучшее, что, по мнению специалистов, принесла данному сегменту весна этого года, без всякого упорядочивания по принципу «лучше-хуже» кратко описано ниже.

Щелкни кобылу в нос...

1. PhotoRocket – облачный сервис, который позволяет пользователям мгновенно обмениваться фотографиями – одним кликом для всего списка адресатов. Приложение адаптировано к Windows, Mac и iPhone, и раздает фотографию одновременно людям, Facebook, Twitter и другим сайтам. При этом по ходу дела PhotoRocket автоматически решает проблемы загрузки, использования электронной почты, изменения размеров, прикрепления к текстовому посланию и другие.

Щелкни кобылу в нос...

2. ApSynth – новый вид Platform-as-a-Service (PAAS), которая позволяет разработчикам создавать и развертывать Web-приложения максимально простым способом. После этого приложения могут быть встроены в Web-системы и использоваться другими сайтами, блогами и социальными сетями. Авторы приложений могут распространять их бесплатно, или устанавливают цену для определенного числа обращений к ним в месяц. Т.е., в этом случае Web-приложения ApSynth становятся платным Web-контентом – точно так же, как текст, видео, и т.п.

Щелкни кобылу в нос...

3. Manilla – это бесплатный «cloud-based personal account management service», облачный бухгалтер для управления всеми своими домашними финансами, включая счета, наличные деньги, дорожные чеки, скидки, возвраты и т.п., из единой среды.

Щелкни кобылу в нос...

4. DataRoket представляет собой корпоративную облачную аналитическую базу данных для хранилища данных, интеграции данных и управления основными данными (Master Data Management, MDM). Она получает данные из всех возможных источников в компании, у партнеров и/или в облаках и объединяет их в хорошо масштабируемое и высокоэффективное хранилище данных реального времени, которое может использоваться где угодно и для любого приложения.

Щелкни кобылу в нос...

5. GageIn – «объединяющая бизнесы платформа» (business-networking platform), управляемая содержанием. Эта платформа следующего поколения предназначена для сбора информации, совместной работы с коллегами и установки правильных связей для конкретного запроса или проекта, что позволяет полностью реализовать бизнес-потенциал организации и быстро получать измеримые результаты. Фактически GageIn обеспечивает пять ключевых функций – исследование собираемой информации, получение и удобное представление результатов, объединение усилий подразделений, совместную работу пользователей и продвижение предлагаемых товаров/услуг.

Щелкни кобылу в нос...

6. Бразильская Embria создала и запатентовала «Web-based operating system», которая обеспечивает предприятию гибкость и высокую скорость реагирования на изменения разрабатываемого для этой «операционной системы» корпоративного ПО и управление типовыми бизнес-процессами. ОС от Embria использует архитектуру готовых компонентов, которые могут формироваться или настраиваться согласно требованиям каждого заказчика.

Щелкни кобылу в нос...

7. Workface Inc. определяется как «customer-initiated engagement platform», которая соединяет служащих компании с новыми клиентами онлайн в в реальном времени. Идея состоит в том, чтобы в цифровой форме соединить бизнес-представителей с клиентами по инициативе последних и учесть при этом имеющийся у них опыт покупателя. Сегодня ПО Workface уже используют более 70 тыс. пользователей во всем мире.

Щелкни кобылу в нос...

8. Nimble описывает себя как создателя «первого в мире Social Relationship Manager». Это бесплатное ПО соединяет и управляет контактами, календарями, коммуникациями и т.п. в Web-приложении и нацелено на преобразование потенциальных покупателей из социальных сообществ в реальных клиентов. Это – попытка реализации давно обсуждаемой перспективной идеи превращения социальных сетей в сети потребителей.

Щелкни кобылу в нос...

9. V3 – название не звучное, но компания убеждена, что у ее продукта есть большой потенциал на рынке. Виртуальный акселератор для десктопа (Virtual Desktop Accelerator, VDA) от V3 представляет собой устройство высотой в 1U, которое устанавливается в стандартную стойку и фактически освобождает персональный компьютер от необходимости постоянного контакта и ограниченной скорости работы с cloud-based environment.

Щелкни кобылу в нос...

10. Kuggaa – это облачный сервис, который позволяет его подписчикам создавать, редактировать и просматривать свой мобильный контент, независимо от используемого терминала. Kuggaa объединяет все экосистемы и не привязывает подписчиков к одной платформе (Android, MacOS, Windows и др.), т.е., подписчики могут получить доступ к любому содержанию на любом из их устройств.

Щелкни кобылу в нос...

11. AboutOne.com, облачный сервис, который сейчас находится в процессе патентования, обеспечивает управление всей домашней информацией из единого места. В AboutOne.com удобно собирать определенные детали, которые будут составной частью семейной информации. Находящиеся под рукой справочные данные и шаблоны позволяют сэкономить время при создании аналогов альбомов с вырезками, списков рассылки для приглашений, заполнения форм для школ и колледжей, налоговых деклараций и составления различных инструкций (например, домашним работникам в отсутствие хозяев).

Щелкни кобылу в нос...

12. Ajax.org предлагает Cloud9 IDE – облачную интегрированную среду разработки ПО на JavaScript. Среда поддерживает HTML5, Python, Ruby и PHP. Платформа позволяет разработчикам создавать приложения, к которым можно получить доступ (в том числе совместный), редактировать и/или совместно использовать их в любое время и в любом месте.

Щелкни кобылу в нос...

13. HBMG Inc. показала Vector – новую корпоративную продуктовую линейку для обеспечения безопасности при совместной облачной работе. Vector быстро разворачивается, обеспечивает полную IT– и сетевую инфраструктуру для компаний малого и среднего масштабов или удаленных офисов.

Щелкни кобылу в нос...

14. Websense – компания не новая, но она оказывает актуальную услугу: обеспечивает безопасность для ключевой части социальных сетей. Ее новый пакет Defensio для Facebook надежно защищает владельцев страниц Facebook от вмешательств, которые пытаются вписать в них нежелательное содержание.

Щелкни кобылу в нос...

15. Zugara показала Webcam Social Shopper – продукт, очевидный по своей сути, но до сих пор реализованный только в фильмах о будущем. Покупатель отправляет свое изображение, снятое Web-камерой, в облако, куда также выходят онлайн-магазины и видит, как на нем будет выглядеть та или иная одежда. Это аппаратно-программное решение отнесли к классу «cloud-based apparel visualization and social-media-engagement» или, проще говоря, «выбери, примерь и купи, не выходя из дома». Выгода для продавцов – большее время, которое с удовольствием уделяет клиент подбору модели (вспомните сумасшествие с программами для подбора причесок лет десять назад), а, значит, и большее число покупок. Выгода для покупателя – меньше хлопот с реальной примеркой вариантов и возможным возвратом товара.

Utilitarianism (Вперед, в прошлое)

Термин «утилитаризм» принадлежит английскому философу Джону Стюарту Миллю. Так называлось его основное морально-философское произведение, написанное в 1863 г. Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) и означает теорию пользы, точку зрения, основанную на пользе.

Вот с этой точки зрения покупатель и оценивает звонкой монетой зрелость предлагаемого ПО. Давайте попробуем классифицировать описанные выше новейшие облачные предложения для пользователей.

К базовой аппаратно-программной платформе можно отнести облачный ускоритель и среды разработки. Это, конечно, продукты нового класса, вызванные к жизни распространением самой облачной концепции.

ПО, которое можно назвать «условно-полезным» – облачные домашняя бухгалтерия и систематизатор домашней информации. Чисто фановские разработки – рассылка фотографий с автоматической конвертацией и средства виртуальных покупок. Могут возразить, что в последнем случае очевидна бизнес-составляющая. Но скажите. какая женщина не выкроит время для того, чтобы лично примерить обновку и повертеться перед зеркалом?

Корпоративные продукты, по сути, сохранили свое назначение, изменившись лишь в некоторых методах сбора, обработки и представления информации. СУБД, персональные и социальные системы CRM, социальные и корпоративные средства безопасности, управление бизнес-процессами, мультиплатформенность для мобильного контента и обработка информации, управляемая запросом – давно и хорошо разработанные области. Преимущества их облачности еще только предстоит выявить.

И это еще вопрос, захотят ли компании делить с кем-то свою инфраструктуру только из-за того, что она по идее, должна стать дешевле (сколько-нибудь общепризнанных количественных расчетов экономии или ROI мне найти не удалось). Пока – не очень хотят. Почему, например, банки совместно не используют ячейки хранения для своих клиентов в какой-то третьей структуре? Потому что это – их заработок на деньгах клиентов, за сохранность сокровищ которых должен отвечать кто-то один.

Как видим, в общем, ничего особенного белокрылые лошадки нам пока не несут. И это – из последних писков прикладной облачности. Так что закончить вполне можно известной фразой, которая по смыслу звучит примерно так: «Вот вы говорите: Бах, Бах! А что Бах? Бах был веселый толстый человек».

И хватит умничать и носиться с облаками. Они себя покажут. Или не покажут.