Обьяснения всегда даются лучше, чем прогнозы, и здесь теория такова – интернет в целом (и Амазон в частности) оптимизировал процесс доставки книги к покупателю, чем облегчил финансы издателей – издателю теперь не приходится тратиться на тираж в 100,000 экземпляров и пару месяцев спустя получать неутешительные данные о том, что продалось всего 15,000 (книжные магазины всегда оставляют за собой право вернуть товар по отпускной цене). Продажи электронных книг набирают обороты, но на фоне этого растут и продажи бумажных экземпляров (в статье есть инфографика по годам) – бумажные стали дешевле (не в последнюю очередь из-за конкуренции со стороны электронных и давления Амазона), у них не умирает батарея, они редко ломаются.
Помимо стандартных каналов распространения (книжные магазины) интернет кроме электронных магазинов предоставил издателям социальные каналы – почитать рекомендации и рецензии можно на GoodReads, нередко информация о новых книгах появляется в блогах и онлайн-рассылках, авторы могут вести диалог непосредственно с читателями через Twitter, Reddit и т.д.
В итоге рынок бумажных книг, в отличие от рынка музыкальных компакт-дисков и фильмов на физических носителях, вполне себе растет.
В этом же русле интересен пример (американского) рынка недвижимости. Пожалуй, нет рынка с большим оборотом (из-за обьема средней операции) и желающих из этого оборота себе оторвать какой-то процент. И тем не менее – 89% операций проводится живыми, а не онлайновыми, риэлтерами (статья прошлогодняя, поэтому данные могли немного устареть), несмотря на то, что поиск недвижимости в 42% случаев начинается в интернете. Здесь есть и элемент противостояния со стороны оффлайновых агентов:
In 2008, Steven Levitt and Chad Syverson, economists at the University of Chicago’s Booth School of Business, published two papers on the topic of real estate commissions, seeking to address the question of why discount brokers and for-sale-by-owner transactions have failed to steal sales from real estate agents. They found that there’s a subtle collusion in real estate that separates it from industries like stock trading and air travel. Two agents, not one, are required to sell a house—one representing the buyer, the other the seller. “Needing two agents to cooperate in a transaction allows a full-service agent to punish discount agents,” Syverson says. “It also allows full-service agents to punish other full-service agents who cooperate with discount agents.” As a result, an agent can steer clients away from for-sale-by-owner properties or from homes represented by discount brokers.