`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Проблема новых платформ

04
голоса

И дня не проходит, чтобы мы не услышали новость об очередной мобильной платформе, которая должна выйти и показать всем этим яблочно-андроидным выскочкам, какой же на самом деле должна быть настоящая мобильная платформа. Ну ладно, про “дня не проходит” это я все же утрирую, но вообще желающих выступить третьей, четвертой или даже пятой лошадкой в гонке мобильных платформ предостаточно. Понятно, что есть массовый лидер — Android, и есть iOS, более-менее контролирующая премиальную часть рынка. Вслед за ними, с одышкой и суматохой, пытаются не отстать так, чтобы не потерять из виду, дедушка рынка — RIM со своим BlackBerry, и, можно сказать, “переродившийся подросток” в виде Windows Phone 7/8.

Казалось бы, четыре платформы на этом рынке — уже достаточно. Но нет, никого не смущает практически превратившийся в труху крест на могилке webOS и полуразложившийся зомбак в виде Symbian. Поэтому у нас есть Jolla с своим проектом Sailfish OS, который построен на базе MeeGo, который в свою очередь оказался неудачным ребенком от брака Intel и Nokia, вложивших в проект, так сказать… ладно, избежим ненужных метафор — вложивших в проект свои наработки Moblin и Maebo соотвественно. А еще у нас есть проект Tizen — ”система с открытым исходным кодом, основана на стандартах, блаблабла”, на данный момент любимый ребенок Linux Foundation, отказавшейся в свое время от Meego (это только мне кажется, что тут какая-то Сантабарбара наблюдается?). Ну и совсем недавно к ним присоединилась Ubuntu Phone, тоже, по сути, искупавшийся в чане с молодильным молоком наследник Ubuntu Mobile. Справедливости ради надо сказать, забегая вперед, что Tizen на фоне выгодно выделяется поддержкой Samsung, который, возможно, хочет подстраховаться от выкрутасов Google c Android, поэтому оставляет себе запасной аэродром, а вот остальные…

Разумеется, больше всего анонсам новых мобильных платформ радуются гики. Нет, ну правда, за лесом взметнувшихся гиковских чепчиков — ”УРА, МОБИЛЬНАЯ УБУНТА НА ТЕЛЕФОНЕ!” — просто неба не было видно в день анонса. Конечно, еще одна операционная система, которую, наверно, можно будет поставить на телефон, все настроить, даже немножко с ней поиграться… а дальше-то с ней что делать? Ну да, крутые жесты, анимации, то, се. Не нужно быть ведущим мобильным аналитиком, чтобы предсказать, что доля рынка этой операционной системы вряд ли превысит долю Ubuntu на десктопах. Нет, я ничего не имею против Ubuntu как таковой бесплатной Linux-системы, она действительно неплохо выглядит и работает (для Linux-системы), но камон, давайте будем реалистами. Кому в массовом потребительском рынке нужна еще одна мобильная операционная система, пусть с красивыми, но спорными интерфейсными решениями? Что такого радикально нового может дать эта операционная система, что не смогут скопировать Apple, Google или Microsoft? То-то же.

Но вообще, задумывая эту статью, я хотел поговорить о другом. Сегодня для успеха на рынке мобильной платформы мало выпустить хорошую мобильную операционную систему. Этого крайне мало, абсолютно недостаточно для того, чтобы достичь хоть какого-то мало-мальски заметного успеха. Посмотрите на Microsoft — у них есть своя операционная система, у них есть карманная Nokia и прирученный HTC, у них, черт возьми, даже деньги есть, которыми они одаривают разработчиков, чтобы те писали приложения для их Windows Phone. А пользователь, сволочь, все равно не идет, гад такой.

Если очень обще смотреть на составляющие мобильной платформы, я бы выделил несколько компонентов:
- Разработчик операционной системы
Это может быть компания, которая планирует (или планировала) зарабатывать деньги на продаже лицензий на эту ОС (как Microsoft). Она также может зарабатывать деньги на рекламных показах внутри мобильной ОС, раздавая ее бесплатно (как Google). Случай Apple или RIM — это разработка мобильной ОС для последующей продажи своих же устройств с нею (кстати, по слухам, Microsoft очень нравится эта идея, а Google так вообще себе Motorola для этого купила).

- Производитель мобильных телефонов
Это компания, которая чаще всего хочет зарабатывать деньги, продавая свои мобильные телефоны. У кого-то это получается очень хорошо (Samsung или Apple), у кого-то хуже (HTC или LG), у кого-то совсем плохо (например, Motorola). Производитель телефонов и операционной системы может совпадать, а может и не совпадать (см. выше). Им интересно продать как можно больше телефонов массовому потребителю, у которого, в свою очередь, есть свои, совершенно конкретные интересы, и этим интересам производители должны отвечать.

- Рынок приложений
Этот самый рынок приложений состоит, в свою очередь, из разработчиков, которые тоже очень хотят зарабатывать деньги, создавая и продавая свои приложения потребителям. Их любимый слоган — show me the money, и если на платформе этих денег нет, то никакого особого интереса к платформе они проявлять не будут.

- Потребители
Те самые пользователи мобильных телефонов, которые а) платят деньги за телефон и его операционную систему (даже за Android покупатели платят, только не Google, а Microsoft и Apple, например — патенты, патенты…), б) платят деньги за приложения и различные дополнительные сервисы. Собственно, благодаря потребителям на платформе появляются те самые деньги, которые так притягивают разработчиков, которые в свою очередь пишут новые приложения, притягивающие новые деньги…

- Операторы
Я не зря поставил операторов на последнее место в этой цепочке, потому что они хоть и продают какие-то VAS-ы (дополнительные сервисы, как правило, навязанные и ненужные потребителям и ими ненавидимые), но в последнее время превращаются в ту самую “тупую трубу” и никакой особой ценности не создают. Но они всячески пытаются что-то делать и вскочить на этот поезд мобильной эволюции, что хорошо заметно в поддержке операторами как Open Handset Alliance (другими словами — Android), так и в Tizen Assosiation.

Основная фишка в том, что сегодня потребитель современного смартфона — это не то, что еще какие-то 5-6 лет назад, когда можно было получить телефон от оператора или производителя, звонить-эсэмэсить по нему и изредка пользоваться предустановленными на нем приложениями (если такие были вообще). Сегодня люди, покупая смартфон в среднем или дорогом ценовом диапазоне, ожидают, что они смогут туда поставить те игрушки, которые играют все вокруг, поставить свои социальные погремушки — твиттеры, вконтакте и прочие инстаграммы, и что у них будет большой выбор всякого разного софта, причем желательно бесплатного (тут вступает в действие еще один компонент рынка, который я не удостоил отдельным разделом — рекламные сети, позволяющие монетизироваться без реальных денег с пользователя). И вот тут выходит вся такая в белом красивая убунта и говорит “Ой, у меня тут жесты такие!”, а ей потребитель говорит “какие нафиг жесты? WHERE IS MY F*****G WATER???” (для тех, кто не понял — речь о крокодиле Свомпи, хотя туда можно подставить практически любую, наверно, популярную игрушку из топов App Store или Google Play). И да, конечно, Ubuntu может попробовать, как Microsoft, заманить разработчиков, раздавая им деньги за то, что они поддержат их платформу, но давайте будем реалистами, у кого денег больше? И даже это не особо Microsoft помогает.

В общем, когда у меня в твиттере спрашивали, что я думаю по поводу перспектив мобильной Убунту, короткий мой ответ был “нет”. Развернутый ответ, как видите, чуть более расширенный. Честно говоря, я не очень представляю себе, что нужно сделать для того, чтобы этот порочный круг мобильной экосистемы разорвать. Как мне кажется, для этого нужны а) мобильная платформа, у которой есть нечто большее, чем какие-то вау-факторы в виде визуальных красот, б) разработчики, которые должны проникнуться этими вау-факторами, в) много денег и терпения. Как вариант — совершенно обезбашенная фанатская тусовка, как, например, у той же RIM с ее Blackberry, фанаты которой часто покруче яблочных. А Tizen — там все может быть по-другому, и это тема отдельной статьи.

Проблема новых платформ

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

04
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT